В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров — «барьера насилия». Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние.
Вы можете приобрести репродукции картин Жерома Жана-Леона маслом в интернет-магазине Твой Постер. В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль, дочери торговца картинами. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров — «барьера насилия»49.
В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Если в альбомной этнографии 30-х годов преобладали пышные, богато украшенные турецкие наряды (главным образом женские), то в новой этнографии господствуют простые и суровые бурнусы бедуинов.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Точно так же нет никакого героического или драматического пафоса в другой известной картине Жерома, посвященного Египетскому походу – Наполеон перед сфинксом в Гизе (1868) Наполеон здесь выступает скорее в роли туриста, разглядывающего местные достопримечательности.
Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
Отличаются – тематически, по крайней мере – сюжеты продажи и покупки женщин, рынки рабов (например, сюжет с проверкой зубов у рабыни – с пальцами, засунутыми в рот) здесь общая идиллия ориентализма 60-70-х годов несколько нарушается.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Масло, холст. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Сюжеты уличной жизни и домашнего быта столь же спокойны, хотя и чуть более разнообразны: торговцы у дверей своих лавок, уличные фокусники (заклинатели змей), нищие играющие в шахматы посетители кофеен. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
Своеобразное величие, заключающееся в спокойствии и невозмутимости – в самой бездеятельности и бесцельности существования (с точки зрения вечно занятого и спешащего европейского человека) – и создает главный эпический эффект. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В пейзаже тоже стоит отметить перенос интереса с исторической (малоазиатской) городской Турции на Египет, Сирию и Палестину, страны с другим типом природных ландшафтов на мир за пределами больших городов и городов вообще. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине. У современников оно отчасти вызвало недоумение и породило вопросы о литературном или драматургическом первоисточнике.
Она сейчас находится в музее Орсе. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
Получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Побывав в Турции и Алжире, вдохновленный красотой и экзотикой пейзажей и костюмов, он создал свои лучшие работы.
«Пилигримы, направляющиеся в Мекку» (1861) Леона Белли считаются одной из первых вещей нового ориентализма 60-х годов, большого стиля (в том числе и по размеру). Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
И не беспокойтесь, здесь можно покупать с полным доверием родители девушек все предусмотрели. Абд-аль-Керим пригласил меня войти в дом. Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. Таким образом, первый сюжет эпического стиля – шествие (неторопливое шествие каравана верблюдов через пустыню) – как бы задает характер остальных сюжетов и общий пафос эпического стиля. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Интерьеры (с характерной облицовкой), посуда, мебель, костюмы, мелочи быта – вот что интересует Жерома.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Результатом стало то, что зрители и критики Салона, привыкшие к беломраморным статуям, были шокированы. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом.
Но его трактовки по стилю носят именно пейзажный, а не интерьерный характер – с эффектами пленера, с ярким солнечным светом, с сильными контрастами освещенных и затененных пространств (хотя и сохраняющих насыщенность локального цвета, как и у Жерома) его живописная техника совсем другая, намного более свободная. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Точно так же – своего рода филиалами гаремов – выглядят публичные бани, еще одно пространство разрешенной женской наготы (у Жерома мавританские бани – один из главных сюжетов). Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Во внутреннем дворике устроен торг. С одним добавлением: в этих фантазиях нет ничего специфически восточного примерно так же выглядят фантазии – в том числе и эротические – на античные сюжеты (в том числе и рынки рабов, а не только лупанары так, Рынок рабов Жерома просто существует в двух вариантах – античном, более раннем, называющемся «Покупка рабыни» и восточном то есть готовый, полностью – до деталей – разработанный античный сюжет просто перенесен в восточный контекст). Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». У Жерома одалиски – скорее традиционные ню в специальных «изящных», эстетских позах, отсылающих к неоклассицизму Энгра, а то и вообще к бессюжетным учебным постановкам Школы изящных искусств. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь.
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. По мнению и Дж. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В каталоге Салона 1847 года Ж. Жером числился именно как ученик Глейра и при внимательном рассмотрении заметно ощутимое его влияние. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала.
В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Ему принадлежат несколько мраморных раскрашенных статуй обнаженных женщин, пользовавшихся большим успехом у публики на Салонах второй половины 19 в. Умер Жером в Париже 10 января 1904. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Завершение жеромовской традиции поколением подражателей полностью выявляет и доводит до предела заложенные в ней тенденции: с одной стороны, необыкновенно тщательной, педантичной – уже не интерьерной, а скорее натюрмортной – разработке деталей предметов быта, одежды, украшений (Рудольф Свобода с его торговцами коврами, Уолтер Чарльз Хорсли, Дьюла Торнаи) с другой, уже не салонной, а кичевой миловидной округлости лиц и гладкости форм (Жан-Жюль Антуан «Белая рабыня»). По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
В качестве поджанра можно упомянуть изображения башибузуков – не столь нарядных, как дворцовые стражи, но зато увешанных оружием (огромными пистолетами и кинжалами, засунутыми за пояс и производящими несколько комическое впечатление). После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Эпический и одновременно подчеркнуто научный, документально-этнографический стиль 60-х годов (со степенью точности значительно большей, чем в искусстве предыдущей эпохи) отчасти формируется новой этнографией, полностью лишенной анекдотизма костюмных постановок 30-х годов.
У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Далее место шествия занимает сидение или стояние, участие в молчаливой церемонии, ожидание или просто бездействие (позирование исполнение некой роли). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
При этом он выставлял свои картины каждый год. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Понятно, что гаремы Жерома с точки зрения «правды жизни» – чистая условность (несмотря на кажущуюся документальность интерьеров и предметов быта, которые могут быть взяты откуда угодно из любого другого помещения дворца) набор слухов и легенд скорее всего, Жером не видел ни одного из них, как и остальные художники-ориенталисты. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Жерому удалось убедительно передать отчаяние всадника, который не может примириться с гибелью животного. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Технике рисунка он учился у Клода Карьяжа, старавшегося передать своим подопечным основы академической живописи. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года.
Жан-Леон Жером (фр. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Даже военный сюжет, вторжение и завоевание (очевидно, главный идеологический сюжет в контексте империализма и колониализма, столь любимом разоблачителями ориенталистской живописи) – например, «Наполеон и его генеральный штаб» Жерома (1863) на фоне пустыни – выглядят скорее паломничеством или этнографической экспедицией, то есть вполне мирной и даже идиллической процессией. Предпочтение к пейзажным мотивам заставляет его даже гаремы выводить на прогулку в сад – разумеется, полностью одетыми (Угол сада в гареме, Прогулка гарема). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков».
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Разумеется, Клеопатра сделает Цезаря своим любовником и союзником использовав римскую мощь для решения собственных политических задач.
Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Преобладающий тип пейзажа – это панорама пустыни, эпическая сама по себе именно пустота, однообразие и суровость (иногда мрачность) пустынного ландшафта создает ощущение мира начала времен это впечатление немного похоже на то, которое производят акварели Дэвида Робертса (только там оно создается характером архитектуры, а не природы и создается слишком простыми средствами, главным образом контрастом масштаба), но радикально отличается от анекдотизма натуральной школы в духе Декана. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Центральный сюжет ориентализма XIX века – эпоха 60-х годов, эпоха Второй империи в целом (поскольку речь главным образом о французском салонном ориентализме), эпоха Жерома. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Но эротизм, соблазнительность сюжетов и фигур он нивелирует отстраненностью, холодностью и строгостью выполнения картины. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
В 1846г. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». И маскарад— не маскарад и драма— не драма».
В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию.
Жан Леон Жером (1824-1904). Первоначальное эпическое спокойствие и бессобытийность здесь полностью вытесняются набором юмористических подробностей и намеков, утомительным многословием повествований таким образом, происходит возвращение к сюжетам натуральной школы 30-40-х годов.
Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В июне 1871 года он вернулся в Париж. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Подобное впечатление дополняется характером освещения иногда довольно сложным – полуденным (с солнцем, пробивающимся сквозь пыль) или закатным. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Акварелист Карл Хааг (немец, принявший британское подданство), путешествующий по Синайскому полуострову и Палестине, живущий в палатке среди пустыни – определенно новый тип художника-этнографа примеры его штудий – «Каир, араб на закате перед пирамидами» (1858) и «Ауватт, слуга в монастыре на Синае» (1858). В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Несколько меняется – с появлением Жерома – и стиль живописи.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене. В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале. — спросил он посредника.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Итальянец Альберто Пазини, в сущности, близок если не к Жерому, то к искусству 60-х годов в целом характером сюжетов – шествий, построений конной гвардии (Черкесские всадники, ждущие своего командира, несколько вариантов Эскорт паши) есть у него и караваны идущие через пустыню (Караван в пустыне, 1867). С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Продажа рабыни. Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами67. Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Завершение этой эволюции можно наблюдать, например, в «Путешествии волхвов» (1894) Джеймса Тиссо: волхвы верхом на верблюдах выглядят у него как шейхи арабских племен. Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Жан-Леон Жером – не только центральная фигура ориентализма XIX века по влиянию, по количеству подражаний он – герой многих обличительных текстов и один из главных пунктов современной дискуссии об ориентализме: Линда Нохлин уделяет много внимания его «Заклинателю змей» именуемому «визуальным документом колонизаторской идеологии девятнадцатого века», Саид помещает эту картину на обложку своей книги.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Жан-Леон Жером (фр.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Уже упоминавшаяся в связи с Леоном Белли, с «бегством в Египет» (и отчасти с Орасом Верне), сюжетная новация привела к радикальным изменениям в интерпретации когда-то главного круга сюжетов: под влиянием ориентализма (и этнографического натурализма) сначала ветхозаветные, а затем и новозаветные темы стали трактоваться как жанровые сюжеты из современного ближневосточного быта.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Он продолжал писать картины на традиционные для него темы— охотящихся львов и тигров, мусульман за молитвами. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы76.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Такого рода мотивов и сцен особенно много у Шарля-Теодора Фрера, работавшего сначала в Алжире, затем в Египте («Караван в пустыне», «Караван, пересекающий пустыню» – часто повторяющиеся названия, «Привал в оазисе»). Даже опиумные курильни выглядят вполне идиллически – или, может быть, они особенно.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
Стареющий и уже лысый Цезарь, отнюдь не такой помпезный, каким его ваяли римские скульпторы, а просто мудрый правитель, много работающий (и в этот момент он тоже трудится над бумагами), явно шокирован появлением Клеопатры, хотя со свойственной ему прозорливостью уже осознаёт неизбежность дальнейших событий. Здесь можно согласиться с обличителями ориентализма: это всего лишь мир фантазий европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство совершенной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной (в духе маркиза де Сада) и да, разрешенная порнография времен Второй империи иногда сопровождаемая ханжеским моральным негодованием по поводу дикости восточных нравов. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Жером также работал как скульптор. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Якобы слуга Апполодор Сицилийский пронес в покои Цезаря Клеопатру, завернутую в ковер. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Главная и наиболее популярная часть дворцового цикла сюжетов – гаремные сцены.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Сюжет, не соответствовавший истории и откровенно эротический, был, видимо, выбран потому, что публика предпочитала не задумываться над произведениями, а только развлекаться, глядя на них. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. По мнению и Дж. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. — спросил халиф. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. В июне 1871 года он вернулся в Париж. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Иногда эти фигуры довольно интересны – это, например, дворцовые стражи, позирующие в роскошных шелковых нарядах («Страж гарема», 1859), в сопровождении длинноногих собак («Араб с собаками», 1875) или экзотических птиц («Марабу», 1888).
На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Еще одна любопытная проблема – экспансия ориентализма 60-70-х годов, влияние определенного типа восточных сюжетов и героев на другие тематические сферы салонного искусства. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. На этом строится вся жанровая система ориентализма 60-х годов. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину).
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Полотно велико по размеру — 134 203 см. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). У современников оно отчасти вызвало недоумение и породило вопросы о литературном или драматургическом первоисточнике.