Если спросить образованного человека в любой стране мира, кого из испанских художников он знает, то, вероятно, прозвучит имя Диего Веласкеса, придворного живописца короля Филиппа IV. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Эрреры.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня1599—6 августа1660)-испанскийхудожник, величайший представительзолотого века испанской живописи. Сменив всё придворное окружение своего отца, молодой (шестнадцати лет от роду) правитель Филипп Четвёртый узнал, что в Севилье живёт талантливый испанский художник Веласкес, который тут же был призван во дворец. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца.
Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Невзирая на то, что монарху служило ещё шесть живописцев, только его любимец мог изображать самого короля. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. Художник же как мог оттягивал отъезд. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Он создает единственное в своем творчестве изображение обнаженной женщины Венера и Купидон. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Один из них представлен слева. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Марфа. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами.
и о наличии вакансии на это место. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В картине Менины (Фрейлины, 1657) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Впрочем, последнее связано не с досадными потерями, а с особенностями художественной работы Веласкеса. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Картина «Непорочное зачатие», ок. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Это дорого стоило. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Героями трех из этих работ стали карлики. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Теперь Веласкес получил финансовую стабильность. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Но и там было не все так радужно. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. На втором показана мастерская художника. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Впоследствии оно только увеличивалось. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Менин часто называют картиной создания картины. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. На это указывает отражение в зеркале. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. Полотно хранится в мадридском музее Прадо.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
В 1868 году в Испании произошла революция. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи.
Но это была лишь одна сторона медали. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе».
Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства».
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал.
Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Веласкес – редкое исключение из этого правила. Игнасия умерла в младенчестве, а Франсиска, словно повторяя путь своей матери, вышла в 1633 году замуж за любимого ученика отца, Хуана Батисту дель Мазо.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Впоследствии оно только увеличивалось. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Иногда фон вообще выбирался условный. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Достаточно посмотреть работы Рембрандта последнего периода его жизни (особенно офорты), когда он жил в бедности на окраине Амстердама.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкесу несказанно повезло.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В доме учителя Диего познакомился со своей женой.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Такие дела.
Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628 – 1629).
Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. С неё было сразу же сделано несколько копий. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Непременным атрибутом двора Филиппа IV – как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела.
Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Новое положение изрядно ограничивало творчество гениального художника. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Веласкес Диего, великий испанский художник. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь».
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Его фасад сохранился в первоначальном виде, хотя внутренние помещения неоднократно перестраивались и модернизировались. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
1608-1670). Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Им стал Франсиско Гойя. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. 17 век.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Впоследствии оно только увеличивалось. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать».
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Не будет преувеличением сказать, что портреты кисти Веласкеса стали визитной карточкой целой эпохи. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Что же до сохранившихся рисунков, то они в который раз демонстрируют выдающееся мастерство художника. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано.
На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Но они никак не проявили себя. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах.
Характерно – они выполнены черным мелом широкими мощными штрихами, живо напоминающими знаменитые мазки кисти Веласкеса. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Каждый образ на редкость красноречив.
Но всё имеет две стороны. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора.
В Амстердаме был крупнейший в Европе невольничий рынок. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Придворный художник, проводящий жизнь в общении с монархами имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Но сильнее всего его манила живопись. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». скажи ей, чтобы помогла мне. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Их судьбы зачастую трагичны. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Это произошло 6 августа 1660 года. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Лица обеих групп реальны. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
В 1623 годуВеласкеспереехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Помимо этого, у любвеобильного монарха насчитывают, по меньшей мере, 30 незаконнорожденных отпрысков. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Уже в 1816 году Фердинанд издал указ о восстановлении здания и перемещении в него части картин из королевской коллекции.
Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса графа-герцога Оливареса Дама с веером серия портретов инфант). У её босых ног лежит кошка. С 1622 года он возглавил правительство. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Тогда же Веласкес впервые увидел работы других мастеров венецианской школы, виртуозов цвета и линии. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654).
Сохранилось около десятка подобных работ. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. «Менины» часто называют картиной создания картины. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. И в этом особенный трагизм.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Их позы и жесты живые, естественные. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже).
При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Флот перевозивший рабов насчитывал 10000 судов. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Тот без раздумий принял это предложение. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Солнечный свет заливает весь второй план картины. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. Валерий, Голландия XVII века, была самым богатым государством мира – с этим не поспоришь. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. Художники – народ «проблемный».
Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи».
А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В. И. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Каганэ. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал.
Для своего времени, картина художника была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне композиционного решения, пишет Л. Л. Каганэ. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. В левой части картины изображен сам художник.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Диего получил хорошее образование.
Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Однако и это не помогло. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. 1625 год. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. («Триумф Вакха»). Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном.
Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Разумеется, нет. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Своей особой философией дышит и природа произведения. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. То же и портреты Веласкеса. Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился).
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II).
Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В картине присутствуют два плана.
Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. А почему в мастерской находится инфанта. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Понятие зажиточный очень растяжимое: оно может быть ближе к бедности или ближе к богатству. А вообще голландское богатство 17 века – грязное.
На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. На фрейлину она не обращает внимания.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Основной статьей дохода страны была работорговля, в этом бизнесе она обошла все страны.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Мастерская художника находилась в королевских апартаментах и там было установлено кресло для Его Величества. Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником».
Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.
Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Впрочем, не бывает правил без исключений. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Филипп IV покровительствовал Веласкесу в течение всей его жизни. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. Филипп IV женился дважды. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много.
Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. 1625 год. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Это объяснимо.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Многоплановость картины, а также взгляд одной из женщин в сторону зрителя, также подчеркивает эффект присутствия, совмещенный здесь с визуальным приглашением художника к проникновению в мир искусства из повседневности.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. – харчевня или трактир). Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. С 1622 года он возглавил правительство. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Ему 57 лет. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. С неё было сразу же сделано немало копий.
Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. Итак, время действия – 1656 год. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Это решение оспорил король Филипп IV. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления.
Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета.
Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Он приобрел известность еще в юности. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.