Иоганн Готфрид Таннауэр (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, в дореволюционной литературе именовался Дангауэром, 1680—1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. В 1720-х Иоганн Готфрид Таннауэр пишет портрет Федор Матвеевича Апраксина, одного из видных деятелей ХVIII века.
академии художеств. Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737). 2-е, ч. II, стр. Зейме, М., 1956.
Ч. 2. И еще одними из многих художников-иностранцев были немцы братья Гроот, особенно Георг Кристоф Гроот (1716-1749), ставший придворным живописцем императрицы Анны Леопольдовны, затем Елизаветы Петровны. Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист. Шубарт.
1875, т. I, стр. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг.
1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. Апраксин выдвинулся в крупные государственные деятели. I, стр. Художник изучает лицо и угадывает главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает и не было ее вовсе в лице» Ф. М. Достоевский, «Подросток» Эту тему, «Русский портрет», я отложила почти на самый конец своего обзора из-за ее сложности и неоднозначности. Хотя художник не принадлежал к числу значительных западноевропейских мастеров, его искусство было необходимо в России, живо воспринимающей все новое. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. Во второй половине века под влиянием западноевропейского искусства появляются парсуны «фряжского письма» (это выражение уже почти не употребляется в современном искусствоведении), при написании которых используются приемы иконописи, но они уже отличается внешней достоверностью, большей похожестью образов. Работал в России с 1711 по 1737 (3. ). Изображение величественно и репрезентативно. Был придворным живописцем.
Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. П. И. Ягужинского (у гр. Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб. в Москве, СПб. В этом ряду стоит и портрет царского сына, наследника престола Алексея Петровича.
30. Таннауэр остался в России вместе с семьей и прожил в Москве до самой смерти. Георг Гзель (1673-1740) познакомился с Петром I в Амстердаме и был приглашен им на службу в Россию. У него было много успешных учеников, он оформлял петровские придворные празднества, выполнял вместе с женой разные задания для рисовальщиков, отправлявшихся в ботанические и биологические экспедиции, был живописцем Академии Наук и тоже прожил в России до самой смерти. Одним из наиболее известных и значимых придворных художников того периода был француз-гасконец Луи Каравак (1684-1754), привлекший в Париже внимание Петра Лефорта. Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи». — Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. «Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры.
90, 117, 172, 173, 249. 1872, вып. Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами.
111 – 132. В трагедии "Мильтиад" (1808) изображен греческий герой, несправедливо обвинённый в измене родине. 1875, т. I, стр. В России И. Таннауер был загружен работой. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ).
Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). – 1689) из Устюга Великого, еще один художник того времени, работавший сначала под руководством Ушакова, а затем и возглавивший мастерские Оружейной палаты. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. А когда был помилован через 10 лет, то заболел и умер по дороге в Санкт-Петербург. Также одним из основателей русской портретной светской живописи считается Андрей Матвеев (ок. 1701-1739), раннее дарование которого было замечено императрицей Екатериной, решившей отправить его для обучения в Голландию. Вернувшись в Россию Андрей Матвеев становится «гофмалером» (придворным художником) государыни Екатерины, любимым жанром художника остается портрет, он одним из первых в истории русской живописи создал не просто автопортрет, а парный автопортрет (так напоминающий работы Рембрандта и Рубенса), отразив в нем любовные отношения между молодыми супругами. 36, 222. В 1790-х гг.
247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр. I, стр. Хотя каждый из них отличается необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однако же, всех похожее был портрет императора – совершенная натура. Иоганн Готфрид Таннауер (нем. 56, 107 и 423 т. II, стр. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост— в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца.
Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. Но она получила такое бурное и яркое развитие, особенно в XVIII веке, вобрала в себя все лучшее, что было уже наработано на Западе и быстро догнала его, создав свой неповторимый образ «русского портрета». В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. 1 – 2 и 143.
К лучшим произведениям З. относится элегия "Могила моей матери" (1807). Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. – СПб., 1872. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах.
1889, т. 1, стр. Апраксин представлен на фоне битвы с жезлом в руке и в развевающейся мантии. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп.
1872, стр. После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. 4 – 5. Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»).
Ф. К. Фридебург в 70-е годы XIX века насчитал по крайней мере шесть портретов Петра I работы Таннауера (Фридебург Ф. К. Вступительная статья // Портреты и другие изображения Петра Великого: Памяти 30 мая 1872 года / Собрано Ф. К. Фридебургом. Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых. 303—304. 303 – 304. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. – А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. «Это настоящий шедевр, картина художника высокой выучки, но наполненная чувством такой силы, какая была редкой и для европейских мастеров» (Сергей Полещук. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе.
1886, стр. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост — в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. — "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. 1—2 и 143. Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. Ф. М.
— П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. городах. И. Э. Грабарь говорил, что Салтанов и его современники «являются крайней левой в истории русской иконописи ушаковской эпохи, – теми якобинцами, в искусстве которых исчезают последние следы и без того уже довольно призрачной традиции». Как раз этот портрет Тишининой и еще один – ее мужа. Продолжение следует.
В его обязанности входило всюду следовать за Петром I он работал, помимо Санкт-Петербурга, в Москве, Риге и др. П. И. Ягужинского (у гр. Его учеником был знаменитый крепостной художник графов Шереметевых И. П. Аммона, Москва 1858 изд. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 30.
1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. немецкий художник, портретист, миниатюрист. В 1697 г. ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. Среди первых приехавших из Германии по приглашению Петра I был Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737). 3870, стр.
223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. Он договорился с ним на 3 года работы, но художник остался в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, жил в доме, подаренном ему в 1722 Петром I. При Анне Иоановне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», оставался им и при Елизавете Петровне, создал четырнадцать портретов императрицы Елизаветы для российских посольств за границей имел множество учеников и умер в России. 3 и 28. Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб. В 1714 г. он командовал русской эскадрой, действовавшей у шведских берегов.
Будучи за границей, Петр I по рекомендации художника Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. И. Г.
Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737) — немецкий художник, портретист, миниатюрист. Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. Родом из Саксонии сначала был часовщиком в Швабии потом занимался музыкой и наконец посвятил себя живописи, в которой его наставником был Себастьян Бомбелли в Венеции. Богдан Салтанов (ок. 1813) выражен гнев против князей.
Меншикова, П. А. Ф. М. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. 1889, т. 1, стр. С. Д. Шереметева). Оно как бы живет своей особой жизнью. Большое значение уделяется изображению неба. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однакоже всех похожее был портрет императора — совершенная натура".
Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. Форстер. Родился в Саксонии (. ). Именно Салтанов стал первым художником в Москве, который начал писать иконы в живописном стиле. Переходу от иконописи к светскому искусству немало способствовали иностранные художники, приезжавшие уже с конца XVII века в качестве учителей, сначала на время, а потом многие оставались в России, в том числе и под их влиянием стала развиваться портретная живопись, как говорили тогда – письмо с живства (отсюда «живопись»), уже принципиально отличавшееся от ИКОНОПИСИ. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса.
4—5. Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Зёйме (Seume) Иоганн Готфрид (29. 1. – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. 3 и 28. По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию.
Апраксина. 2-е, ч. II, стр. пер., в кн. : Немецкие демократы XVIII века. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. Ему приписывается рисунок с изображением Петра I на смертном одре. В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду.
90, 117, 172, 173, 249. Аммона, Москва 1858 изд. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли.
36, 222. С. 304. ). «Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». Таннауер как «гофмалер», то есть придворный художник, портретирует не только Петра, но и придворную знать: А. Д. Граф Апраксин Федор Матвеевич (1671-1728) – русский государственный деятель, генерал-адмирал (1708), знаменитый сподвижник Петра I. Его сестра Марфа Матвеевна (1664-1715) была второй женой царя Федора Алексеевича, благодаря этому браку Ф. М. в Москве", СПб.
Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». 56, 107 и 423 т. II, стр. Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном. Художник Матвеев Андрей Матвеевич: биография, творчество, лучшие работы и история жизни). Еще один известный русский художник Иван Вишняков (1699-1761) был не только монументалистом, декоратором и иконописцем, но и прекрасным портретистом в стиле рококо. В возрасте 15 лет Иван отправляется из Москвы, где он родился в семье ремесленника, в Петербург и вскоре начинает работать под руководством Луи Каравака, о котором я писала выше, потом ходит в подмастерьях у Матвеева, а после его смерти возглавляет живописную мастерскую. Принимал участие в детских играх и занятиях Петра с потешными полками. С. 4. ). — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр.
Федор Зубов (1615. Последнее произведение З. — "Моя жизнь" (1809—10 изд. – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. 1813). Он писал иконы, но изображал на них уже и живших в то время людей.
В патриотическом воззвании "К немецкому народу в 1810 году" (1810 изд. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса. «В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. – М., 1860. Можно назвать несколько имен художников того времени, один из «первопроходцев» – Симон Ушаков (1626-1686), который уже в 22 года начал работать в мастерских Серебряной палаты при Оружейном приказе, вскоре приобрел известность лучшего на Москве иконописца и был переведен в саму Оружейную палату. 1872, стр.
Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, "Картинная галерея Имп. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же).
о России и книга "Моё лето 1805" (1806) отмечены сочувствием русскому крестьянству. Он прибыл в Россию в 1711 году. А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа.
Соч, : Prosaische und poetische Werke, Bd 1—10, В., Werke, Bd 1—2, Weimar, 1962 в рус. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера).
— Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр.
Творчество иностранных художников, способствовавшее становлению русской живописи, в искусствоведении принято называть «россика». 111—132. 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб. 1872, вып. академии художеств.
Аргунов, о котором мы еще поговорим. Основателем русской портретной школы считается сын московского священника Иван Никитин (ок. 1690 – ок. 1742), родившийся и выросший в Москве и учившийся у одного голландского художника в гравюрной мастерской Оружейной палаты. В 1811 он стал в Санкт-Петербурге подмастерьем Иоганна Таннауэра, о котором мы говорили выше, потом учился в Италии, куда его послали в числе 20 молодых художников, а по возвращении он становится придворным художником. В 1732 Никитин был арестован вместе с братом Романом, также художником, по делу о распространении пасквилей на Архиепископа Феофана, 5 лет провел в Петропавловской крепости, был подвергнут унижениям и побоям и отправлен на вечное поселение в Тобольск. Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). Толстого. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств. Родился в крестьянской семье.
Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца. Толстого, Ф. М. При русском дворе Таннауэр занимал должность гофмалера – придворного живописца. С. Д. Шереметева).
3870, стр. Публицистические очерки 90-х гг. Этим доставил великое удовольствие царю. 1886, стр. – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе».