Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика. На моих друзей она производила то же впечатление. Стасов присылает ему все, что он просит.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Вегетарианцем стал и сам Репин. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. А свеча становилась ниже и тени менялись. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
И это не скрывает Репин. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. художественный музей им. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Зритель становится участником происходящего. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Берег Волги. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Не доносчик ли. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин запечатлел момент написания письма. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. Вся центральная часть написана самим Репиным. Публике картина понравилась.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Каждый персонаж переживает что-то своё. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Имя Репина стало широко известным. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Однако в Советской России он оставался «своим». Внимание художника тяготит их.
Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. В его глазах читается печаль, тоска. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Мне минутами становилось страшно. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. — сказал Крамской. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Первый факт. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др. Так ли это – судить зрителям.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Написан портрет вдохновенно. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Репин считал сам эту картину красивой. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Умер русский художник в Пенатах. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1676 году запорожцы получили от турецкого султана МахмудаIV письмо, в котором им было велено добровольно сдаться в плен. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Рассмотрим "ближний круг". С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В конечном варианте оно одухотворённое.
Крамской. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Казалось, она спит. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. За окном летний день.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Изумлением светятся широко раскрытые глаза сидящей за роялем жены, еще мгновение — и она узнает его. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репин забыл о конкурсе, об Академии. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Поставленная перед художником задача была очень трудной. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Комната небогатой интеллигентной семьи. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Этюд получился превосходный. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
О картине появилось много статей в периодической печати. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. — Да это превосходно. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Родом из семьи военного поселенца. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. О картине появилось много статей в периодической печати. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. М. Бунакову. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В его взгляде осуждение и тревога. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Они словно противопоставлены друг другу. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Над письмом склонился предводитель казаков. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. я работал завороженный. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Она была закончена только в 1891 году. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Это вы сами. Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Л. Н. Толстого».
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. «Как. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Глаза ясные и добрые. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Восстановлен в 1962 году.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. К тому же и погода благоприятствовала работе. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех.
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Репин встречал их по средам.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.
Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Все заняты. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Он идет прямо к матери. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Третьяков»109. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Убийство свершилось. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Гоголевский Андрей мягко улыбается. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Широко известное и признанное произведение И. Е. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Подробность шекспировского комизма.
Но он мечтает о большем. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
"Я родился военным поселянином. Возвращается в Россию летом 1876 года. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Запорожцы, возмущенные такой наглостью, ответили султану посланием, полным грубоватого юмора.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. На что получил насмешливое письмо. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Вот она вещь в уровень таланту. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Пятый факт. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Это лучше всех ваших академических работ. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. Эта история получила название «бунт 14». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Имя Репина стало широко известным. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. -— И. Г. ), они много смеялись». — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Мне минутами становилось страшно». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Работал весь день, не замечая времени.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Америка—Франция—Россия. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.