Здесь он вновь работает над гравюрами и исполняет серию, посвященную бою быков – «Тауромахия» (около 40 листов). К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Именно эти события послужили основой для создания таких работ, как «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», «Восстание 2 мая на Пуэрта дель Соль». В 1775 году Гойя окончательно обосновался в Мадриде у своего шурина Франсиско Байеу и работал у него в мастерской.
45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772). Эти работы принесли Гойе известность. Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу и работал у него в мастерской.
Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799 году)— сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
Свадьба состоялась в Мадриде. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. И тогда Гойя предложил дописать его. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Тем было освещено великое множество.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойя написал только один её портрет. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Девы Марии. n В сущности, он никогда не льстит, хотя и наряжает свои модели так, как им хочется. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ей никогда не выбраться. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса (с 1760), в Мадриде у Ф. Байеу (с 1766), на сестре которого женился.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Холст, масло. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Это и голод и грабеж и разбой победителей. Солдаты безлики, мундиры скрывают их индивидуальные черты. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду.
А перед ней – смешная, до нелепости крохотная белая лохматая собачка с таким же смешным крохотным красным бантом на задней лапке. Портреты грандов и грандес n В портретах грандов и грандес «маскарадная» тема XVIII столетия продолжается: одна маркиза предстает в виде грандиозной пастушки, другая – в виде музы с лирой в руках старый король Карлос IV – охотником, фаворит королевы Марии-Луизы Годой – победоносным воителем (он сидит на поле боя, небрежно развалясь, как на мягкой кушетке), Ш и даже сама королева, толстая, похожая на хищную птицу, фигурирует в одежде махи. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
n В 1780 – 90 -х годах обычаи махо и мах стали мощными при дворе. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Гойя написал только один её портрет.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Не случайно некоторые портреты потрясают откровенностью характеристики. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Картины с описанием будут представлены ниже. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Национальная галерея, Лондон «Сон», около 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин «Последний час старухи», около 1810-12, Музей изящных искусств, Лилль). Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Так он вызвал ненависть Жозефа. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании.
Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке. работает по украшению церкви св. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В августе он закончил «Последнее Причастие св. 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Но в его трактовку Гойя внес тревожную ноту изобразив на заднем плане одетых в темное мужчин, которые надвигают на глаза шляпы и кутаются в плащи. Картины Гойя рисовал для себя.
В лучших из них акцентированы высокое достоинство личности, сильный темперамент: портреты герцогини Альбы (Музей Испанского общества, Нью-Йорк и другие собрания), французского посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (около 1806, Национальная галерея, Лондон), несколько автопортретов (1810-е годы, Прадо и др. )., чей портрет он создал. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Фантастический образ истолковывался по-разному. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В них Гойя изобразил характерные испанские типы, празднества и развлечения, занятия и ремёсла («Зонтик», 1777 «Продавец фаянса», «Игра в пелоту», оба 1779 «Водоноски», «Деревенская свадьба», оба 1787). В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. 2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Диспарантес (Безумства) n В «доме глухого», около 1820 года он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, – серию притч, снов.
Никто себя не знает». В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Художник широко использует контрасты света и тени. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Росписи перекликаются с графической серией «Нелепицы» («Los Disparates» 22 листа, 1820-1823 издана в 1864 под названием «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье. Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. n В «Бедствиях войны» переплетаются множество тем. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. n Гойя был пылок и честолюбив, успехи в высших кругах его манили.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В центре он поставил королеву с детьми.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Однако нередко Гойя привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой – победитель Португалии», 1801, там же и др. ). В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Основной художественный прием этой композиции – противопоставление. ГОЙЯ, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, Арагон – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник и график.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Он пишет «Проповедь св. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798-1805, Прадо), обратившись к аллегорической теме «Венеры небесной и Венеры земной», Гойя с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба). Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. Портрет понравился и был благосклонно принят. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Замкнувшийся в себе, он всё чаще работает не на заказ, обретя полную творческую свободу. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Женщина смотрит в противоположную сторону. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Портрет Мартина Сапатеры (1797). Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
97 х 190 см. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. n В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с художником как чудовищную катастрофу. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. 1814).
1814. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Это 14 картин. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Существует предположение, впрочем, неоднократно опровергнутое, что автором фресок Кинта дель Сордо является не Гойя, а его сын Хавьер. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти. Но его картина была отвергнута. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Девы Марии. К «черным картинам» мы еще вернемся. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. работает по украшению церкви св. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Ф. Гойя. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Его отец— Хосе Гойя. В них он нанес удар академической школе.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Паломничество к св. Б. Тьеполо. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Жить ей осталось недолго. Его хитростью завлекли во Францию.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
Постепенно у Гойи складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras») : как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа использует эффекты ночного освещения. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Осталось последнее мгновение перед залпом.
n В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. n Возмущенные испанцы старались отстоять свои права. Для банка св.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795-97), Гойя был вынужден из-за болезни оставить эту должность.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Дезастрес (Бедствия войны) n Новая серия офортов Гойи была начата в 1810 году и закончена только в 1820 году. n Это 21 лист самых сложных художественно и технически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных гравюр. Значительно графическое наследие Гойи (свыше 1000 рисунков и эстампов).
Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Р. Менгс и др. ). У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Последние годы жизни в Испании Гойя посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Гойя неоднократно возвращался и к темам своего раннего творчества, но изображение людей из народа, национальных традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо «Майское дерево», 1815, Государственный музей, Берлин «Махи на балконе», около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815 издана 1816). – всего 14 панно 1820-23, Прадо), Гойя освобождается от излишней декоративности иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его искусство семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте современных событий.
Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). n Серия обладает огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца этой героической борьбы испанского народа с Наполеоном. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Но протокол допроса не сохранился. Родился в семье ремесленника-позолотчика.
Став королевским (1786), затем придворным (1789) художником, Гойя был нагружен многочисленными заказами на портреты его ранние парадные изображения испанской знати и банкиров были написаны в традициях Д. Веласкеса. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Сюжеты картин этого времени становились всё более мрачными, наполненными безысходностью, чего нельзя сказать об этом портрете. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.
Свою жену Франсиско называет «Пепой». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск., чей портрет он создал. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Махи n Во второй половине XVIII века король Карл III, желая привить в стране французские моды и обычаи, попытался запретить национальную испанскую одежду и некоторые любимые народом развлечения, например, корриду. Он пишет «Проповедь св.
В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Вторая картина пользуется мировой известностью. запрашивает 25000 реалов за ту же работу. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Каждый безумствует по-своему. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Франциска Великого в Мадриде. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. 1810 – 1820. Эскизы для шпалер n n n 1775 – Гойя получает большой заказ на картоны для шпалер. Будучи с 1799 года первым художником короля, Гойя продолжал создавать много портретов. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Он писал пейзажи и натюрморты. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Паломничество к св. Но в картине очень много воздуха и света. Его отец— Хосе Гойя.
Первые его эскизы пространственны и «картинны». Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. n Он делает красноречивой даже белую, нетронутую часть листа – это высокое мастерство. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1775 переехал в Мадрид, где по заказу королевской мануфактуры создал несколько серий картонов для шпалер (с 1776 по 1792 всего свыше 60 работ большая часть – в Прадо, Мадрид), стилистически близкие искусству рококо, с насыщенным цветом и обобщённым рисунком.
Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Для банка св. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». 268 347 см.
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. огромен.
и Гаспара Ховельяноса. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе с надеждой быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. на тему «Поклонение имени Бога».
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. 1797). Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Франциска Великого в Мадриде. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. n Все подчинено экспрессии – никаких сопутствующих, разъясняющих описаний Гойя не допускает.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Холст, масло. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Холст, масло.
Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. К празднику св.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. У Гойи начинается депрессия.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. За 16 лет он выполнил 43 эскиза. Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
В некоторых работах Гойи – ранних росписях в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1771-72) в Сарагосе и барочных алтарных картинах – сказалось влияние Дж. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. на тему «Поклонение имени Бога». Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
Капричос n Графическая серия «Капричос» (исп. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. На Пуэрта дель Соль поблизости от дворца, собралась громадная толпа, которая жаждала увидеть членов королевской семьи.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). После подавления революции в 1824 году престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825 картина «Молочница из Бордо», 1827-28, Прадо), пишет портреты испанских эмигрантов. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Штрихи его иглы острые, царапающие. Толпа была взволнована сообщением, что тринадцатилетний Карл IV пал жертвой политического убийства. Они жизнерадостны. n В 1826 году он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». «фантазия», «игра воображения») состоит из 80 офортов. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Свадьба состоялась в Мадриде. Это очень известные картины живописца.
У Гойи не было любимого жанра. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Оно не принадлежит строго к портретному жанру. В 1767 (. ) – 1771 посетил Италию.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Испанцев встретил оружейный огонь, французы с помощью мамелюков, ненавистных всем наемников (в тюрбанах), быстро расправились с нападавшими.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Перелом в творчестве Гойи наступил в начале 1790-х годов. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете. Под ее одеждой скрыт нож. Вместе с тем живописная манера его жанровых картин 1810-х годов предвосхищает импрессионизм свободой и колористическим богатством («Водоноска», Музей изобразительных искусств, Будапешт).
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. С 1778 года он исполнял офорты, начав с копирования картин Д. Веласкеса. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и др.
Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
1814 -20. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». n Сначала в Париже, а затем в Бордо (на юго-западе страны) художник вел тихую, незаметную жизнь. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Уединившись на вилле, Гойя работал.
Она состоит из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой). 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.