Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи. Этот пункт требует принципиального уточнения именно потому, что Гольбейн, портретист эпохи, воплотил образы всех действующих лиц этой драмы, написал портреты и Генриха и Эразма и Мора.
Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Композиции, созданные Гольбейном, носят скорее дидактический, наставительный характер и прославляют высокую мораль. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого.
Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530 г., сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. Вернувшись в Базель, Ганс Гольбейн Младший женился, вступил в гильдию живописцев и имел многочисленные заказы. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543).
Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М. Гольбейн еще видит скрытое в приближенных к королю аристократах сопротивление строю Абсолютной монархии, который позволяет одному иметь ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами всех остальных. В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. Галерея гольбейновских портретов – это подлинно островное искусство и любопытно то, что английский стиль равнодушного письма создавался из разных национальных школ, примеренных одним главным правилом – номинализмом.
Через два года Гольбейн стал свидетелем казни великого гуманиста Томаса Мора. Работая над оформлением книг для известного типографа Фробена, братья Гольбейн сблизились с гуманистами, посещавшими его дом. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего.
И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1536 году Гольбейн становится «слугой Его Величества по имени Ганс». Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. Он писал дочери Мора, получив рисунок: «В твоей прелестной оболочке мне открылась еще более прекрасная душа» Гольбейн видел душу и умел начертать её графически.
Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь. В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам.
Первоначально молодые Гольбейны учились в мастерской художника Ганса Гербстера, вместе с тем они самостоятельно выполняли заказы. Эпитафией северного Ренессанса стала небольшая гравюра Гольбейна 1540 года – посмертный портрет Дезидерия Эразма Роттердамского, оракула Европы, учителя гуманности, друга Мора, противника Лютера и любой догматики. И все-таки леди Джейн Сеймур повезло: волшебная кисть Гольбейна сохранила ее молодую свежесть на все времена, а ее единственный сын, юный король Эдуард VI, стал прототипом героя повести Марка Твена «Принц и нищий». Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет. В 1526 Ганс Гольбейн (Младший) прибыл в Англию и был очень тепло принят Томасом Мором. В Лондоне — кипящем котле черных интриг и красной льющейся крови — искусство Гольбейна поднимается на недостижимую высоту. Гольбейн увидел в Море защитника обездоленных. Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства.
Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Таким образом Ганс Гольбейн оказался в ближайшем окружении великого гуманиста Эразма Роттердамского. В Англии Гольбейн совершил почти незаметный, но столь радикальный для искусства шаг – художник перешёл от портретов гуманистов к портретам знати и, наконец, коронованных особ.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов. Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера.
Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Хольбейн Ханс Младший, Гольбейн (Holbein), немецкий живописец и график эпохи Возрождения.
В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. На этом портрете Гольбейн изобразил Эразма за привычным ему занятием – ученый с головой ушел в чтение. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. 490 лет назад, в 1523 году великий немецкий художник Ганс Гольбейн (Младший) (Hans Holbein der Jngere, 1497-1543) написал серию портретов Эразма Роттердамского. На основании этих двух исходных портретов Ганс Гольбейн (Младший) создает третий (Национальная галерея, Лондон), который становится подлинным шедевром.
Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства. Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. Иное дело — Кромвель Какого прекрасного короловского пса рисует Гольбейн. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Гольбейн достигает больших высот своей проповеди справедливости и равенства в «Плясках смерти», которые предусмотрительно не подписывает.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Надеялся, вопреки всему. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине:. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Это доказал трагический опыт всех предшественниц Джейн Сеймур. Однако ему не суждено было остаться здесь надолго.
К ним всей душой и потянулся молодой Ганс Гольбейн. – на этот вопрос всякий отвечает по-своему. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
Как хотел Мор надеяться на достоинства нового короля. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. «Он слишком хорош, чтобы расписывать старые дома», —говорили они.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Лицо Моретта, овеянного войнами н дипломатическнмн хитросплетениями изглодано страстями.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Поразительно сходство этого образа с портретом Эразма Роттердамского. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия Пляски Смерти, включающая в себя 41 гравюру. Ату его.
Его взгляд, устремленный в бесконечность исполнен духовной тревоги. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Ганс Гольбейн, служивший в ту пору придворным живописцем у Генриха VIII, по его поручению ездил по Европе и писал для короля портреты потенциальных невест. Портрет только что переступившей порог 16-ти летия датской принцессы Кристины был написан в Брюсселе.
Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Уффици во Флоренции), Том.
Эразм был католиком (настолько, насколько философ вообще может быть конфессиональным) и противником Реформации, но история с Томасом Мором ещё впереди кто же мог предсказать. Но даже они не были властны повернуть вспять колесо истории. Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины Мертвый Христос в гробу, восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. 1526-28.
На лице нет намека на улыбку. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Скепсис, трезвость, жизнеутверждающее начало. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке.
Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Такой осязательной достоверности, какую он вносит в свои портреты, здесь, в Лондоне, до него еще не видели. В своих играх (по мнению Брейгеля) дети копируют жестокость взрослых их организацию и взаимное подчинение, а потому обучение не даст результата. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Отсюда официальная чопорность осанки леди Джейн, привычная застылость ничем не занятых холеных рук, наполовину упрятанных в кружево манжет. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Словом, король и что с него взять. Дело не в том, что картина Гольбейна зашифрована, а код шифра утерян.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Вернее, двух платьев: под верхнее, тяжелого бархата, надето более легкое, серебристое. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Достоевского Идиот называет эту картину странной. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Но иллюзий не питал. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Юноша Ипполит в романе Ф. М. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. В 1536 Томас Мор был казнен.
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. Он создал портрет французского посла Моретта — поистине шекспировский типаж.
Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Совсем не просто стать английской королевой, но удержаться в ее положении еще труднее. За время совместной жизни, у четы Гольбейнов родилось четверо детей — два мальчика и две девочки.
А что же сущее. Поставим рядом портреты короля. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Он появляется — и вздрагивает, от тревоги и восхищения, — и женщина и бывалый удалец. лукавя, ничего не не обещая и что-то тая.
Плаха или развод. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Климат ли был тому виной (как писал он сам) или желанное одиночество не сложилось в стенах университета – мы не знаем. Величие короля передается позой. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии.
Он появляется на портрете, остерегаясь. Явно преувеличивая, писал: «День этот рабства конец, этот день—начало свободы». Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов.
Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере.
Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Никаких возражений не потерпит этот человек и не посожалеет ни о чем. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий.
Гольбейн рисует короля, «вестника свободы», разряженным в пух н прах, массивным, самоуверенным и крайне подозрительным. Ганс и Амброзиус, быстро освоившись в интеллектуальных кругах, начали работу с книжных иллюстраций. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Христос Гольбейна – не небесное существо. Гостиную на Челси не напрасно назвали «Приютом муз».
Как посол равенства и справедливости. Достоевского с Писем русского путешественника. Но это не единственная картина Брейгеля, написанная под влиянием сочинений Эразма – его «Детские игры» есть ни что иное, как горькая реплика на прекраснодушную теорию гуманиста. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Отношения с королем после этого оказались испорченными. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
В 1535 году он был обезглавлен. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Характер ли Джейн полюбился художнику.
Он прозревает нечто, что сокрыто от его современников. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Его волчьи глаза прекрасно видели в темноте. Хотя это и жестокая правда.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Все семейство поселилось в Базеле. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Теперь лучшие музеи мира украшают эти великолепные портреты кисти художника. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
В 1532г. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
Гольбейн не отступил от истины и каждый придворный, внезапно натолкнувшийся на портрет, «пугался, так как всем казалось, что и голова и другие части тела двигаются, как в натуре». Религиозные распри привели к низвержению католицизма Базель стал протестантским городом. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». В качестве придворного живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в Нидерланды. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). Среди более поздних работ по декорированию особенный интерес представляют фрески в доме бургомистра города Люцерна Якоба Гернштейна, выполненные в период с 1517 по 1518 г., а также роспись большой комнаты ратуши в Базеле, работа над которой была завершена в 1530 г. К сожалению, эти произведения великого мастера не сохранились. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Гольбейн смотрит на существующий правопорядок с точки зрения своего народа. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
Эти качества восхищают его и в Гансе Гольбейне. Он не знал недостатка в заказах. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения.
1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Дама закована в свой наряд, как в непроницаемую броню. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. На портрете представлен углубленный в размышления философ.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета.
Демон XVI века. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». В великолепном по выразительности портрете его жены и двух детей (1528) их лица выглядят усталыми и грустными. Человек исковерканный многочисленными условностями и сохраняющий в себе остатки человека.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. И все же налет печали на его лице — ни во что не верит Моретт. В 1527 году он создает портрет Томаса Мора. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Маленькие глазки с мясистого отечного лица смотрят презрительно.
Отец мой, зачем ты оставил меня. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Отцы города искренне сожалели о Гольбейне.
Об этом свидетельствуют его работы. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Работа интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Как правило, на них изображали близких людей. Мастерская Ганса стала семейной. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Впрочем, сохранившиеся предварительные рисунки и уменьшенные копии позволяют получить достаточно адекватное представление о фресках Гольбейна. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. В 1533-1535 гг. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. На то были свои причины. В 1528—1529 гг. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Полный благородства портрет молодой женщины в траурном одеянии вдовы подкупает своим художественным совершенством и мастерски выполненной Гольбейном постановкой появления дамы высшего света. Над Анной нависли тучи. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. По возвращении своем осенью 1519г.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Прожив 17 лет с королевой Екатериной Арагонской, капризный монарх внезапно увлекся девушкой из ее свиты — Анной Болейн. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию.
Эразма привлекало отсутствие религиозного пафоса – он не любил фанатизма. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Мора, Томаса Кромвеля, королевского секретаря. Предметы, являющиеся своеобразным фоном многих портретов Гольбейна, часто выбираются им с целью максимально полно охарактеризовать изображенного человека или, в другом варианте, задать сложную символическую музыку произведения. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Эразм попробовал жить в Кембридже, но через два года уехал даже оттуда. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Это было 12 марта 1538 года. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн.
Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). А между тем именно сюда несколько лет назад привела нетерпеливая жажда познаний семнадцатилетнего начинающего живописца, сына художника Ганса Гольбейна Старшего. Аргументы Эразма легко вообразить: Англия была цельной, усобицы страну уже не терзали, война Роз осталась в прошлом. Королеве не положено было походить на обычную женщину.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Впоследствии П. Вяземский сравнит с «Плясками смерти» «Мертвые души» Гоголя. Богатый красный бархат сымитирован настолько реалистично, что первые зрители старались прикоснуться к холсту, чтобы убедиться, что это не настоящая ткань, а краски.
В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Справа изображены жены Мейера.
Картины его – это гордость города. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Несмотря на то, что уже немолод, Моретт— человек действия. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Неприглядные перед появлением смерти власть имущие.
«Все сущее бренно». Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Или редкостной нежности цвет лица, каким она славилась. Мы все знаем брейгелевскую картину «Фламандские пословицы»: Питер Брейгель дал буквальную иллюстрацию эразмовскому сочинению о пословицах и поговорках.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Формально Базель был «императорский» город, то есть находился в Священной Римской империи, но при этом был городом интернациональным, не вовлечённым в национальные и религиозные движения.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Что могло связывать короля с чистым, преданным своим убеждениям, умницей Мором. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
В Англии учёный не остался (пробовал через год вернуться, снова не понравилось). Посмотрите на его руку в красивой перчатке, охватившей позолоченный кинжал. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться.
Свет Мора только мешал королю. Композиция картины подчёркнуто проста. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Это, безусловно, знак смерти. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Королю причина для развода весьма понравилась.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Выбрать Англию художнику посоветовал Эразм Роттердамский.
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Коварен, жесток, тупо властен.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Как правило, на них изображали близких людей.
Обе картины («Фламандские пословицы» и «Детские игры») написаны в том же самом 1559 году, предположение, что этот год был посвящен Эразму и ответу на его сочинения – естественно.