Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь. Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей.
Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки. Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи.
В 1514 году братья Гольбейн переехали в Базель в надежде заработать иллюстрированием книг в городе, который в те времена славился книгопечатанием. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII.
Гольбейн увидел в Море защитника обездоленных. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братьям два года пришлось работать в мастерской Х. Хербстера. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты. Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую. В Лондоне — кипящем котле черных интриг и красной льющейся крови — искусство Гольбейна поднимается на недостижимую высоту.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего. Ганс Гольбейн Младший (нем. Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства. Родился он в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер. Сохранились рисунки Гольбейна, выполненные тушью и акварелью и предназначенные для украшения витражей. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. В 1536 году Гольбейн становится «слугой Его Величества по имени Ганс».
Гольбейн умер во время эпидемии чумы в Лондоне. По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейном были окончены фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написано несколько портретов. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее. В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. В двадцатые годы продолжаются работы Гольбейна и в области монументальной живописи, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились.
Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. В 1526 году по заказу упоминавшегося выше Я. Майера Гольбейн создал образ Мадонны в виде покровительницы семьи Майеров. Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543).
Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Гольбейн был величайшим портретистом своего времени.
В качестве придворного живописца Гольбейн по поручению короля совершал поездки во Францию и в Нидерланды. Он писал дочери Мора, получив рисунок: «В твоей прелестной оболочке мне открылась еще более прекрасная душа» Гольбейн видел душу и умел начертать её графически. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. И все-таки леди Джейн Сеймур повезло: волшебная кисть Гольбейна сохранила ее молодую свежесть на все времена, а ее единственный сын, юный король Эдуард VI, стал прототипом героя повести Марка Твена «Принц и нищий». Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой. Гольбейн еще видит скрытое в приближенных к королю аристократах сопротивление строю Абсолютной монархии, который позволяет одному иметь ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами всех остальных.
В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно и традиционное размышление о смерти.
В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. «Все сущее бренно».
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». В августе 1528 г. Г. возвращается в Базель, покупает себе дом и заканчивает здесь в 1529 г. роспись зала ратуши но продолжающиеся беспорядки заставляют его вторично искать заработка в Лондоне, где на сей раз его клиентами являются торговцы Ганзейского союза, центром жизни которых было немецкое подворье Der Stahlhof. Надеялся, вопреки всему.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Или редкостной нежности цвет лица, каким она славилась. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. С книжной иллюстрацией Гольбейн познакомился в Базеле, бывшем в те времена одним из крупнейших центров книгопечатания в Европе. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Это было 12 марта 1538 года. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Коварен, жесток, тупо властен. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII. Это, безусловно, знак смерти. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Совсем не просто стать английской королевой, но удержаться в ее положении еще труднее. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города. К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей).
Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт. Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти.
В 1535 году он был обезглавлен. Человек исковерканный многочисленными условностями и сохраняющий в себе остатки человека. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер.
Он появляется — и вздрагивает, от тревоги и восхищения, — и женщина и бывалый удалец. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством.
Что могло связывать короля с чистым, преданным своим убеждениям, умницей Мором. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Лицо Моретта, овеянного войнами н дипломатическнмн хитросплетениями изглодано страстями. Вернее, двух платьев: под верхнее, тяжелого бархата, надето более легкое, серебристое.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Поставим рядом портреты короля. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Гольбейн не отступил от истины и каждый придворный, внезапно натолкнувшийся на портрет, «пугался, так как всем казалось, что и голова и другие части тела двигаются, как в натуре». Картины его – это гордость города. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. А что же сущее. Королеве не положено было походить на обычную женщину. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Нац. Сначала им еще владеет какой-то пароксизм увлечения и совладать с собой ему не удается вполне. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть. Иное дело — Кромвель Какого прекрасного короловского пса рисует Гольбейн.
Поскольку большая часть его монументальных произведений не сохранилась, Гольбейн известен, прежде всего, как один из крупнейших портретистов в истории живописи. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Был воспитан двумя великими книгами и дружбой с умнейшими людьми времени, верил их мысли и слову. Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств). Как посол равенства и справедливости. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. «Он слишком хорош, чтобы расписывать старые дома», —говорили они. Скепсис, трезвость, жизнеутверждающее начало. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек.
Портрет оживает благодаря цветовым контрастам насыщенного чёрного в одежде, светящейся фарфоровой кожи и необыкновенного сине-зелёного фона, на который отбрасывают глубокие тени и фигура и сама рама полотна. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Мора, Томаса Кромвеля, королевского секретаря. И все же налет печали на его лице — ни во что не верит Моретт. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Но иллюзий не питал.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Художник предстает перед зрителем прежде всего художником-реалистом, стремящимся правдиво и убедительно передать явления действительности. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился). Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
Но даже они не были властны повернуть вспять колесо истории. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Королю причина для развода весьма понравилась. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. А. Н. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
Христос Гольбейна – не небесное существо. 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
Мастерская Ганса стала семейной. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
лукавя, ничего не не обещая и что-то тая. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Плаха или развод.
В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист.
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Или — заглянув в её пучинуОбрести. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Маленькие глазки с мясистого отечного лица смотрят презрительно. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Справа изображены жены Мейера. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Эти качества восхищают его и в Гансе Гольбейне.
Все семейство поселилось в Базеле. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. гал. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Дама закована в свой наряд, как в непроницаемую броню.
Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Можно предположить, что в это время материальное положение Гольбейна было, скорее всего, не самым лучшим. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Эти образы являют собой отдельное произведение – мастерски выполненный с натуры портрет членов знаменитой семьи.
В Базеле художник был занят работами для живописцев на стекле, портретами, а также иллюстрациями для издателей. Ату его. Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. Никаких возражений не потерпит этот человек и не посожалеет ни о чем.
Хотя это и жестокая правда. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее). 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. 1539, Вашингтон.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. По некоторым сведениям именно Сельв посоветовал Дентевилю заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. В 1532г.
В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
«Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). гал. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Гольбейн достигает больших высот своей проповеди справедливости и равенства в «Плясках смерти», которые предусмотрительно не подписывает. Явно преувеличивая, писал: «День этот рабства конец, этот день—начало свободы». Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. На то были свои причины.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. С конца XV века немецкие художники любили эти изображения, представлявшие мимолетность и ничтожество всех благ жизни и часто заключавшие в себе насмешку над могущественными людьми. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.
Он горячо сочувствовал реформации в своих рисунках на дереве он осмеивал продажу индульгенций в рисунках к немецкому переводу Библии Лютера он показал свою способность создавать сцены серьезного, возвышенного характера. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Отцы города искренне сожалели о Гольбейне. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. К ним всей душой и потянулся молодой Ганс Гольбейн.
Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна)., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
Годом раньше, окончательно перебравшись в Англию, он не обнаружил прежних друзей и покровителей. Больно матерьяльное нам важно. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается абсолютно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
Гольбейн смотрит на существующий правопорядок с точки зрения своего народа. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
Гостиную на Челси не напрасно назвали «Приютом муз». «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения.
Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. гал. Как правило, на них изображали близких людей. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Его волчьи глаза прекрасно видели в темноте. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок).
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Я этого и ждал. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Об этом свидетельствуют его работы. Величие короля передается позой. Гольбейн рисует короля, «вестника свободы», разряженным в пух н прах, массивным, самоуверенным и крайне подозрительным.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель). С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Неприглядные перед появлением смерти власть имущие. «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Демон XVI века. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Свет Мора только мешал королю. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Композиция картины подчёркнуто проста.
Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр). На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
Несмотря на то, что уже немолод, Моретт— человек действия. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы.
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. По возвращении своем осенью 1519г. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Словом, король и что с него взять. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Отношения с королем после этого оказались испорченными. гал. ). Мёртвый тяжело лежит Христос. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль.
Ибо именно история трагическим эхом Реформации и Великой Крестьянской войны в Германии докатилась до сопредельной Швейцарии и ворвалась в недавно еще мирный город Базель. На фресках размещены многофигурные композиции на мифологические темы, в которые гармонично были вплетены сцены, повествующие о современных живописцу событиях. Уффици во Флоренции), Том.
Посмотрите на его руку в красивой перчатке, охватившей позолоченный кинжал. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Над Анной нависли тучи. Он появляется на портрете, остерегаясь.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). 150 портретов.
Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Немилов пишет: «Его портретные зарисовки, выполненные в различной технике, нередко подцвеченные цветными мелками имели для него главным образом значение подготовительных набросков с натуры, по которым затем в мастерской выполнялся живописный портрет.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию.
Это доказал трагический опыт всех предшественниц Джейн Сеймур. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. гал. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Впоследствии П. Вяземский сравнит с «Плясками смерти» «Мертвые души» Гоголя. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра). В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.
В европейском искусстве ХIII – ХVI веков художники часто обращались к этому сюжету, но работа Гольбейна выделяется на общем фоне. Он создал портрет французского посла Моретта — поистине шекспировский типаж. Характер ли Джейн полюбился художнику.
Как хотел Мор надеяться на достоинства нового короля. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. «Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац. Но возможно, что стенная декоровка Гольбейна была и плодом самостоятельных измышлений мастера, лишь навеянных тем, что он видел в городах приальпийской области или еще тем, что он слышал в рассказах счастливцев, побывавших в городе дожей. На лице нет намека на улыбку.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.