Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.
С 1910 года развивает изобретенную им технику коллажа. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Творческое сотрудничество известных художников продлилось до 1914 года. С 1909 Брак и Пабло Пикассо вместе работали во все более популярном направлении кубизма и к середине 1911 года их стили стали очень похожи.
В 1903 – 1904 годах обучался живописи в Академии Юмбера в Париже. После выставки в Осеннем салоне в Париже, в 1922 году, серьезно выросла его известность. В 1912 году, развивая новое направление, они начали включать элементы коллажа в свои картины и экспериментировать с техникой коллажа – синтезированием объектов из разнородных элементов.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). После отказа в приеме работ на Осенний салон 1908 года выставляется в галерее Даниеля-Анри Канвейлера и заключает с ним контракт. Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. В 1897 – 1899 годах посещал занятия в Академии изящных искусств в Гавре. В эти же годы представлял свои работы в Салоне независимых, тогда же под влиянием наследия Сезанна стал постепенно упрощать и геометризировать свои композиции, разрабатывать теории многомерного отображения пространства в живописи, предвосхищая появление кубизма. Осенью 1907 года Брак знакомится с Пикассо.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). С 1920 года успешно работает как сценограф, скульптор и гравер (серия офортов к изданию 1931 года «Теогонии» Гесиода), обретает признание, много выставляется. После Второй мировой войны Брак создал цикл из восьми крупных панно «Мастерские» (1949 – 1956), ставших итоговыми для его творчества. Познакомившись, летом этого же года, в Антверпене с Отон Фриц, он показал его работы в стиле фовизма на следующий год в Салоне Независимых художников (Societe des Artistes Independants).
Его первый ретроспективный показ состоялся в 1933 году в Кунстхолле Базель. В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.
С конца 1910-х годов Брак создает собственный вариант эстетики «возвращения к порядку» (то есть к более организованному, отчетливому фигуративному изображению). Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.
С 1897г. После ранения Брака (во время Первой мировой войны он служил во французской армии), в 1917 году он начал близкую дружбу с Хуан Грис (Juan Gris). по 1899г., в Гавре, обучался в Школе Изящных Искусств (Havre Ecole des Beaux-Arts). Все больше времени он проводит в уединении на атлантическом побережье в Нормандии. Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Жорж Брак (Georges Braque, 1882 – 1963г. г. ) появился на свет 13 мая 1882 года, во Франции. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Для окончания обучения и получения сертификата мастера (дававшего право на самостаятельную работу), в 1901 году, он уехал в Париж. Они представляют собой новый тип натюрмортов, наполненных различными атрибутами искусства, расположенными в обширных пространствах. Первая персональная выставка Жоржа Брака прошла в галерее Даниэль-Анри Канвейлера (Daniel Henry Kahnweiler) в 1908 году. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани.
В середине 1920-х годов, Брак создал декорации для двух балетов Сергея Дягилева. В 1931 году Брак создал свои первые гравюры и стал работать с мифологическими сюжетами. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios).