Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. История искусств очень сложная вещь. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». В итоге на родине Джоконда пробыла недолго.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Эту картину надо просто один раз увидеть. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Фонд возглавляет цюрихский адвокат и банкир Маркус Фрай. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Где-то между 1503 и 1506-м. А. С. Пушкина в Москве. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». До сих пор никто не осмелился протереть картину из опасения повредить ее. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
Из небольшой комнатки он выбрался лишь на следующее утро. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека.
Картина написана маслом на доске из тополя. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Обратно в Лувр Джоконда попала только в 1913 году, после того, как картина была показана в музеях Италии. Последние 40 лет «Айзелуортская Мона Лиза» провела в Швейцарии, в банковском сейфе. Все пространство вокруг бесценной картины просматривается камерами. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. так – мистика. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. А еще – техника. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Однако позже оба были освобождены. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Два года спустя Пулитцер опубликовал книгу «Где находится Мона Лиза. », в которой подробно рассказывал, почему «Айзелуортскую Мону Лизу» нужно считать незавершенным раннии портретом Лизы Герардини. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Vincenzo Peruggia). Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»12.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. А само изображение покрывает толстая броня.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Контейнер открывают один раз в год, чтобы проверить саму картину и работу кондиционера. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». До охраны наконец дошло, что картину украли. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Датируется документ октябрем 1503 года. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Винченцо Перуджа действовал в одиночку. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Контейнер открывают один раз в год, чтобы проверить саму картину и работу кондиционера.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Как выглядит «Мона Лиза». В итоге на родине Джоконда пробыла недолго.
То есть разобраться в этом механизме. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Немецкие газеты платили той же монетой.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. 35 лет исторических и художественных исследований и сложнейший комплекс научных тестов позволили швейцарской некоммерческой организации «Mona Lisa Foundation» утверждать, что в ее руках – подлинная картина Леонардо да Винчи. После этих событий картина набрала небывалую популярность. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет.
«Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Только чувство утраты рождает любовь. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Через два года в Италии картина была найдена. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Выяснилось, что в ее картотеке были отпечатки пальцев Перуджи: он не раз имел проблемы с законом. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Спустя некоторое время, в том же 1956году, боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень иповредил красочный слой у локтя.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Вместе с картиной «Mona Lisa Foundation» представила 300-станичную книгу гипотез и ответов на вопросы под названием «Мона Лиза – ранняя версия Леонардо». Как сложится дальнейшая судьба картины. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. При этом Мона Лиза номер два (или один, если смотреть в хронологическом порядке) – очень современная юная особа, у нее есть даже собственная страничка на Facebook. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Наверняка ее вероятная «сестра» не останется без внимания заинтересованной публики. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Из небольшой комнатки он выбрался лишь на следующее утро.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Цель этого похищения не выяснена однозначно. По словам историка искусства Стенли Фельдмана, члена фонда, «проведя элементарный математический анализ, мы открыли, что все элементы на двух портретах находятся в точности на тех же местах». Леонард был арестован.
Шедевр мирового изобразительного искусства находится в парижском музее -Лувр – бывшей резиденции французских монархов. ранее похищалась, но благополучно возвращалась на свое законное место. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. () Джоконда— не портрет.
К тому же он доверял профессионалам. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Это помогло сохранить картину от дальнейших нападений. Загадочная улыбка Джоконды ежегодно привлекает в Лувр 6 миллионов посетителей. До сих пор никто не осмелился протереть картину из опасения повредить ее. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Он уверен, что «лишь тот человек, кто выполнил один портрет, сделал и другой». человек. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Но на этом трагичная история полотна не заканчивается. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. К этому времени все потеряли надежду, что произведение искусства будет найдено. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Действительно, Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, есть два варианта его «Мадонны в скалах». Заработав миллионы на продаже подделок, Вальфьерно даже не был заинтересован в подлиннике. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Голова слегка повёрнута. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Не было ее и у реставраторов. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Эта загадка практически решена. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Она и вправду выглядит моложе и свежее своего луврского изображения.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Были допрошены сотни людей. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику.
Расстроилась девушка. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Через два года в Италии картина была найдена. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Краски под слоем пыли наверняка ярче, чем кажутся нам сейчас.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Меня удивило, что он маленький. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь.
Она сберегается в Лувре. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Только вот женщин там вы не найдете. Профессор Алессандро Веццози, директор «Идеального музея Леонардо да Винчи» в итальянском городке Винчи, обратил внимание на то, что лицо и руки Джоконды писал один человек. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Ее перевели в покои министров. «Джоконда» впала в полное забвение.
Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Будем считать, что мне повезло.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. 27 сентября фонд выполнил свое обещание не просто вернуть миру долгое время скрытую от глаз публики картину, но и «представить исторические, сравнительные и научные доказательства того, что изначально существовало два портрета Моны Лизы работы Да Винчи». «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Второе название полотна – "Джоконда" – как-то ближе широкой аудитории. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Прошло два года, прежде чем полиция смогла выйти на след настоящего грабителя.
Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Так он и спал на картине больше двух лет. Если картину преступления удалось полностью восстановить, то мотивы до конца неизвестны.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. придумал загадочную улыбку Джоконды. Мона Лиза была полотном интересовавшим его больше всего. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Девушку звали Мона Лиза. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Установленная защита обезопасила картину от возможных посягательств.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Профессор Алессандро Веццози всю жизнь посвятил великому художнику. Я не говорю, что я совершенно прав. Но затворницей Мона Лиза не была. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Голова слегка повёрнута10. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Если картину преступления удалось полностью восстановить, то мотивы до конца неизвестны. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. На раме он заметил отпечаток пальца.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Доска (тополь), масло.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук». Картина написана маслом на доске из тополя. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. А само изображение покрывает толстая броня. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
76х53 см. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Блейкер хотел доказать авторство Леонардо, но помешала Первая мировая война. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Le Clos Luc), который сейчас является домом-музеем великого художника. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства.
Началось расследование. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Он жил в лондонском районе Айзелуорт, вот таким образом незнакомка получила имя «Айзелуортская Мона Лиза» (Isleworth Mona Lisa). Была уволена администрация музея.
Никто не знает, кто обрезал картину. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Покинув Италию, Леонардо увез с собой и портрет Моны Лизы. Vincenzo Peruggia).
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
() Джоконда— не портрет. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Причём вор раскрыл себя сам, отозвавшись на объявление в газете. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи.
Когда в зале, где находилась Мона Лиза никого не было, похититель схватил картину и понес ее в другое укромное место, где снял с портрета защитный футляр и рамку. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Первым покупателем стал Франциск I, купивший картину у наследников ученика Леонардо. из-за японцев к картине и правда не протолкнешься)) красота – страшная сила. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Винченцо Перуджа действовал один. В 2005 году в архивах Гейдельбергского университета в Германии были найдены воспоминания Августино Веспуччи, родственника Америго Веспуччи, расказывавшего, что он видел, как Леонардо рисует молодую женщину на балконе. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Вот таким образом ее застраховали на огромную сумму и поместили под специальное большое стекло (подарок японцев) в отдаленности от почитателей. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Назревала большая европейская война. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». да там толпа. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Краски под слоем пыли наверняка ярче, чем кажутся нам сейчас. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). О пропаже узнали не сразу.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Она расположилась на фоне пейзажа.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. В начале 16 века этот покровитель искусства и политический деятель обратился к художнику Леонардо из городка Винчи, чтобы заказать у него портрет супруги. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Первым на недостающую картину в зале Лувра обратил внимание французский художник Луи Беру. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. «Джоконда» – не портрет. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Причём вор раскрыл себя сам, отозвавшись на объявление в газете.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Вещество попало на нижнюю часть картины.
После ложных доносов Аполлинера под стражу заключили его друга Пабло Пикассо. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Много лет его волновал вопрос, существуют ли другие изображения Джоконды. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Как было с Малевичем. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Письмо выглядело очередной неудачной шуткой, но желание вернуть Джоконду заставляло цепляться за каждую возможность. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
В Лувре Мона Лиза обосновалась в 1797 году, после Французской революции. Липовая доска на которой написана сия картина не терпит излишней влажности. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Так и с данной статьей. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. В настоящее время сей шедевр картина застрахована на сумму в один миллиард евро. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
золотых экю. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Они избрали ее объектом своих экспериментов.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Она расположилась на фоне пейзажа. Цель этого похищения не выяснена однозначно. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Именно там, в столице Франции, в картинной галерее под названием Лувр находится в специальном зале под пуленепробиваемым огнеупорным стеклом этот шедевр живописи. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Мона Лиза» (1503-1519). Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
" Но тут приехали его почитатели и дружно как серые ничтожества начали разбирать его стихи на абзацы и просить его: А что вы имели ввиду в этой строке. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий.
Разразился страшный скандал. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Это покажет время. От посетителей картина защищена пуленепробиваемым стеклом. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. «Мона Лиза» не один раз похищалась. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Что вы видите перед собой.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Считается, что Джоконду да Винчи закончил незадолго до своей смерти в 1519 году.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Где любовь, там и ревность. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
О том, что Франция купила картину за триста лет до прихода к власти Наполеона, Леонард просто не знал. Так что до нас дошли только отрывочные и поверхностные слухи, не раскрывающие тайны, где все два года находилась картина и почему сегодня в мире существует так много копий Джоконды, сделанных именно в это время. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Руководство Лувра было уволено, а сам музей закрыли на неделю. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Главное же – у нее в точности та же форма губ и притягивающая улыбка Джоконды. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Как выглядит «Мона Лиза». В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. «Джокондомания» охватила Америку. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Вместе с восточными купцами она отправлялась за удивительными товарами, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной и Святой Анной, которая родила Марию. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Женевская ДжокондаИ вот, наконец, отдернуты шторы – и перед зрителями предстает Мона Лиза. «Не верю»Многие пришли на презентацию изначально не скрывая своего скепсиса.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Наиболее прекрасная из существующих работ Да Винчи», «подлинная» – с такими заголовками выходили бостонские газеты в 1926 году, однако и тут убедительность Моны Лизы оставалась под сомнением. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Вот таким образом ее застраховали на огромную сумму и поместили под специальное большое стекло (подарок японцев) в отдаленности от почитателей. Потом разошлись по всему миру. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Мона Лиза не один раз похищалась. Но она ли на картине.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». До него никто не видел в ней никакой тайны. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В настоящее время принято решение о том, что «Мона Лиза» больше никогда не покинет стен Лувра — риск похищения или порчи картины слишком велик. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Словно жизнь вдалеке от множества взглядов сохранила ее черты и краски.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. О матери Леонардо почти ничего не известно. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
У Моны Лизы нежные руки, на которые спадают складки блестящего зеленоватого одеяния. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Девушку звали Мона Лиза. Я имею ввиду его черный квадрат.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
– Слишком много несоответствий, чтобы верить в нечто иное, нежели репродукция». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Все пространство вокруг бесценной картины просматривается камерами. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Она сберегается в Лувре. Время шло – картина не появлялась. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. На его стихи есть неплохие песни. До него никто не видел в ней никакой тайны. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.