В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Сбор денег занял три месяца. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя.
Занимался живописью и графикой, часто пробовал разные техники, необычные материалы. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Сын школьного учителя.
Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926).
По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.
Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. Владение стало известно как Холм Козерога.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст Макс (Max Ernst) – французский, немецкий художник. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. В 1915 году получил повышение до бригадира. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Тёплый приём его творчества среди друзей-дадаистов подал Эрнсту идею, что его место среди них, в Париже. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
Встреча оказалась знаменательной. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Встреча оказалась знаменательной. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи».
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно. В 1952 он попал в псевдо «Коллеж патафизики». Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Пример его техники управляемого автоматизма вдохновил художников Роберта Мазервелла и Уильяма Базиотиса, его скульптуры дали толчок творчеству Дэвида Хейра. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена25. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж.
Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. С ним у Макса не заладилось.
Родился 2 апреля 1891 в городе Брюль. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Макс участвовал в Первой Мировой войне, на стороне германских войск.
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. Они встретились в Дюссельдорфе.
Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В 1915 году получил повышение до бригадира. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism».
В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. В 1948 написал и опубликовал свою книгу «За пределами живописи».
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». И решил эту проблему с помощью топора. Представитель сюрреализма и дадаизма. Там он экспериментирует с положением и сочетанием предметов в пространстве. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Отчасти его научил рисовать отец – преподаватель рисования в школе для глухонемых детей, также он слушал лекции по истории искусства.
В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Так рождались работы и образы себя».
1 апреля 1976 года Макс Эрнст (Max Ernst) скончался. Я видел. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей).
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс ит. д. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг5».
В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса.
Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. Они встретились в Дюссельдорфе. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Брак, впрочем, вскоре распался.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Тогда же он совершил поездку в Париж. На вырученные деньги был куплен участок земли близ Седоны с видом на горы Гранд-Каньона и начато строительство мастерских и дома, которое затянулось надолго ввиду отсутствия средств. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Брак, впрочем, вскоре распался. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын.
В 1915 году получил повышение до бригадира. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14).
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне.
Выставки вызвали ажиотаж информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Брак, впрочем, вскоре распался.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Сбор денег занял три месяца27. Последним пристанищем стал Лиссабон, где Эрнст провел несколько недель, ожидая места в самолете. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером.
Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). То есть попросту срубил дерево.
После многочисленных остановок и противоречивых указаний со стороны властей заключённых поместили в лагере Сен-Никола близ Нима. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп.
Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст, художник-сюрреалист. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). Потом вернулся в Европу, где остался насовсем.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Впрочем, уже в следующем номере были представлены две работы Эрнста с апологетическим комментарием Поля Элюара. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Как только сборник был опубликован в марте 1922 года, поэт решил лично передать Эрнсту его экземпляр. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии.
В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио.
Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Эрнст изобрел фроттаж – перевод рельефа на бумагу твердым или мягким красящим пигментом. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом.
В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis).
К слову об отношениях с отцом. А также граттаж – процарапывание материала и заливание тушью образовавшихся впадин. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18.
Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход.
Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. В 1922 г. обосновался в Париже, где вскоре вместе с друзьями основал движения сюрреалистов. В последней части объединены еще три дня недели. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Дела у любовного треугольника ухудшались и в марте 1924 года Поль Элюар внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.