Биографическая драма «Эль Греко» (El Greco) от режиссера Янниса Смарагдиса создана при совместном участии трех стран (Греция, Испания, Венгрия). Рядом с отелем El Greco Hotel 2 (Корфу) есть автобусная остановка. Отель El Greco Hotel 2, благодаря прекраснейшему расположению, неподалеку от столицы и на самом берегу моря, является идеальным вариантом для туристов, которые любят совмещать пляжный и познавательный отдых. Отель El Greco удобно расположен непосредственно у шоссе Лефкими, примерно в 9 км от города Корфу.
В отеле El Greco сервируют континентальный завтрак "шведский стол", напитки и закуски можно заказать в 2 барах отеля. Отель El Greco расположен в 1 км от центра города Бенитсес и в 10 метрах от пляжа. El Greco Hotel принимает эти карты и оставляет за собой право предварительного блокирования средств на карте до вашего приезда. Отель был построен в далеком 1982 году, последняя реконструкция проводилась в 2014 г. El Greco Hotel 2 имеет очень удачное расположение.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Он облюбован туристами и туроператорами. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Стефан и Св. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Грек по происхождению. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Художник прожил вего доме до конца своих дней. l. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, вконце которой он создал целый апостольский цикл. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). 1600). В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Город оказал на него огромное воздействие.
данным – ок. Луки. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо— старую столицу Испании. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Почему туроператорами. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Однако вряд ли это справедливо. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Да так как с Корфу клиенты практически никогда не возвращаются недовольными. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Корфу – магический, красивый, очень колоритный Греческий остров. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Сейчас он находится вТоледо. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Ильдефонсо4. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. При этом он был человеком Ренессанса. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать4.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Ведь большинство времени такие активные туристы проводят на экскурсиях, на пляжах, в ресторанах, возможно занимаясь водными видами спорта или совершая покупки. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
i. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
e. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Тем не менее, результаты обширных архивных исследований, предпринимавшихся с начала 1960-х гг такими учеными, как Николас Панайотакис, Панделис Превелакис и Мария Константудаки, четко указывают на принадлежность семьи Эль Греко и его предков к греческому православию. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Этот народ достоин восхищения.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. По словам Дж. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. c. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
Самые большие порции туристов принимает столичный город Керкира (второе название Корфу) – это громоздкий и величественный столичный град со средневековой архитектурой, но с приятным налетом какой-то итальянской уютности, красочности. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Его имя не упомянуто в католических записях крещений, а его дядя был православным священником12. И на Керкире еще и больше всего в Европе долгожителей. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. С 1577 жил и работал в Испании. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. EL GRECO не предлагает дешевых цен, чтобы заманить клиента на свою сторону, так как считает, что разочарование от некачественной и неряшливой работы длится дольше, чем радость от низкой цены. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии».
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Истинная причина не известна. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Как это возможно. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Слава Богу, что так. Также цены в отеле очень даже демократичные. Версия с Кандией основана на двух судебных документах 1606 года, составленных, когда художнику было уже 65 лет. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. Не осталось унего иучеников. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
f. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Что, вобщем-то, справедливо. Почему так произошло. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Но, процентное отношение счастливых людей на острове зашкаливает.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Тому есть несколько причин. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. В тот же период, другими исследователями были предложены альтернативные, более радикальные теории. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. К концу жизни художник был практически разорен.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Нет, они не ударники труда, не герои и не передовики. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».