Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых.
В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты.
Можно добавить, что молодой граф П. Б. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора.
Шереметеву «Миллионным домом». Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Крепостной князя А. М. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля.
Учился портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Благоразумные люди находили, что, "если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной" и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы "зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст". Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779.
В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.
П. И. А ведь уже в 1750-е гг. Троюродная сестра императора Петра II. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника.
Но почему черенок кисти изогнут. Впрочем, не только о талантливости крепостных мастеров думаем мы, глядя на их полотна, но и о трагедиях, которые скрывают они. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Художник как — будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. Он стал управителем в доме П. Б.
По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали.
Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Аргунов – сын).
Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Эти портреты изображают людей Петровской эпохи. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста.
Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). Но совсем недавно искусствовед Т. А.
Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого.
Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Впрочем, не только о талантливости крепостных мастеров думаем мы, глядя на их полотна, но и о трагедиях, которые скрывают они. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Россиянам же И. П.
Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. По глубине характеристик, теплоте и сердечности отношения художника к моделям эти портреты действительно представляют новое слово в развитии отечественного искусства. И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П. Б. Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II.
Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. – время расцвета творчества Аргунова. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова.
Черкасского. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Особенно хорош портрет княгини. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
В некоторых усадьбах были целые картинные галереи – здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. Нет, это не светская красавица, переодевшаяся в крестьянское платье ради маскарада и не актриса исполняющая роль пейзанки в какой-нибудь пасторали с пастухами и пастушками. Это свидетельствует об образованности супружеской четы.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором и Якова и Николая, будущих живописцев. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники».
К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Панина. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник создает новый тип изображения – «интимный портрет». На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя.
Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. и Ф. Л. В портретах отражена личность.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Шереметеву «Миллионным домом». В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.
Шереметева. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П. Б.
До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Под руководством своего учителя Г. -Х.
Получила превосходное воспитание и образование. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» – рейсфедер – и два циркуля. И. Аргунов. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной – ландшафты.
Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. П. Б. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день.
Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. В 1770 – 80-е rr.
Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю. Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Среди парадных портретов Ивана Аргунова выделяется особая группа так называемых исторических или ретроспективных портретов, созданных после смерти изображенных лиц.
Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев – фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского. Произведения периода 1750 – 1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора.
П. И. Аргунов). Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Особенно хорош портрет княгини.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве.
Что думал о своем положении и жизни портретист. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В Москве он почти не работает как художник. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. признание за Францией совершенного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности.
Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века.
В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета.
Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали.
В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И.
Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые "искали руки княжны, как Язон золотой овцы, ради богатой шкуры". С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности.
Шереметева. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Постоянно практиковался в написании портретов.
Одними из лучших произведений мастера по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Но почему черенок кисти изогнут. Он был педагогом, сыгравшим видную роль в развитии национального художественного образования до открытия в России Академии художеств. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов – «служитель» графа П. Б.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Скоропадского.
Из-за дороговизны работы приглашенных иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам доморощенных и часто крепостных художников. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники».
Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Мода на калмычат была большой. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. Также был И. П. В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б.
В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей.
Специального художественного образование Иван не получил. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве. Особенно хорош портрет княгини. По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). В Москве он уже совсем не работает как художник.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Его мастерскую проходили будущие академики живописи. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция – определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
Художник, портретист иконописец, педагог. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Иконы писал и позже. В 1746 – 1747 учился живописи у Г. -К.
Занимается хозяйственными делами. Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Занимается хозяйственными делами. Писал и императриц – Елизавету Петровну и Екатерину II. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. В 1770 – 1880-х он пишет мало. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова.