Это объясняется тем, что Дюрер писал автопортрет, глядя на себя в зеркало. Поэтому Дюрера можно по праву считать смелым основоположником автопортретов, бросившим вызов тогдашним традициям и устоям. Ведущее место среди ранних портретов Дюрера занимает автопортрет. Дюрер был первым западным художником, написавшим в течение своей жизни несколько автопортретов. Косой взгляд является характерным признаком для всех автопортретов Дюрера.
Свой первый автопортрет Дюрер написал в 1484 г. в возрасте 13 лет, эта гравюра на серебре хранится в венской галерее Альбертина. Свой первый автопортрет Дюрер написал в 1484г. Ймоврно, Дюрер створив цей автопортрет, як нш, для себе. Дюрер был первым западным художником, написавшим в течение своей жизни несколько автопортретов. Самый первый автопортрет 13- летнего Дюрера, который он нарисовал серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца – злато кузнеца Альбрехта Дюрера- старшего.
Косой взгляд является характерным признаком для всех автопортретов Дюрера. Барабанщик на створке алтаря Иова (находится в Кёльне), созданного в ту же пору, что и автопортрет 1500 года, – это тоже Дюрер. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком.
Косий погляд характерною ознакою для всх автопортретв Дюрера. Немецкий художник Альбрехт Дюрер был первым, кто в открытую, скажем так, посмел написать свой автопортрет, а не изображать себя завуалировано на своих полотнах. Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491—1493-м годах. Автопортреты Дюрера, хранящиеся в самых известных галереях мира, таких как Лувр в Париже и Прадо в Мадриде, до сих пор поражают своей внутренней силой и почти мистической красотой.
Что Дюрер хочет нам этим сказать. Мария, Младенец Иисус и стоящий слева Святой Доминик раздают верующим венки из роз. В апокалиптических образах Дюрер воплотил боль своего непростого времени, тревогу, с которой в Европе ожидали окончания столетия. Одна из рук лежит на воротнике халата. Энсор предстает в окружении масок, при этом его лицо (умышленно или нет) остается открытым взгляду.
Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. Они, как и римские термы, служат местом дружеских встреч и содержательных бесед. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли. Это выражение доверия к Богу очень трудно связать с подарком к сватовству. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Но, пожалуй, самым удивительным автопортретом художника стало полотно, созданное в 1500 г. В нем Дюрер сказал о себе самое главное. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. Но веди в бане-то никто не находится одетым. Губы у молодого человека красивые.
На ней изображен молодой человек. Дешёвые гравюры, так называемые «летучие листки», которые разносили по всей стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и широкую известность. В тот момент все думали, что набожный художник пошлёт за священником. Со временем он приобретает коричневый оттенок. Оновоположником ренессансного портрета в его «гуманистической» иконографии, несомненно, является Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Автопортрет 1500 года – одно из самых значительных произведений Альбрехта Дюрера, знаменующее его полную творческую зрелость. В своих литературных работах Дюрер призывал жить «по Христу».
Посмотрите на этот портрет. Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Этот инструмент оставляет на загрунтованной бумаге серебристый след. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии.
Он изображал природу с невероятной для того времени чёткостью. Его собственная безнравственность изобретательное бесстыдство, жестокий нрав (напомним в 1606 году его преследовали за убийство), но в тоже время художественный гений – все это в конечном итоге могло послужить мотивом для комплексного самооправдания. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Эквивалентом слова «чертополох» в немецком языке является mnnertreu, что дословно переводится как «мужская верность». В гравюре «Мужская баня» Дюрер находит «легальный» и удачный повод для изображения обнажённой натуры, никоим образом не оскорбляющий общественной нравственности и предупреждающий упрёки со стороны консерваторов или ханжей.
И вот, автопортрет в образе Христа. Дюрер был ревностным христианином. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. Первый художник, для которого автопортрет стал знаковым жанром, – Альбрехт Дюрер (1471-1528). Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос». В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти.
В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. Он показывает умение молодого художника отразить на бумаге внутреннее состояние души человека. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической церковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. В последней живописной работе Дюрера – большом диптихе Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека), написанном для нюрнбергской ратуши, — огромные, больше натуры фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактованы с необычной даже для Дюрера мощью и монументальностью и по своей титаничности могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения.
Этот автопортрет – венец его философских размышлений о месте человека в этом мире. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая его мальчика, которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему ему лучше бы ее сбрить. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары.
Одежда живописца очень изысканна. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу). В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям).
Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой2. Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой4. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.
В этом же году он вернулся из путешествия по Италии, в стиле его полотна заметно влияние венецианской и ломбардийской школы, в частности Джованни Беллини. В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу4). Там по заказу местного землячества купцов из Германии он приступил к работе над картиной «Праздник чёток», предназначенной для церкви Сан-Бартоломео.
Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». Перенося их на холст, она словно освобождалась от боли.
И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, – «Автопортрет в образе Христа». Об этом ему сообщил однажды неизвестный астролог. Однажды отец Альбрехта, увидел работу сына. В 1505 г. Дюрер вновь отправился в Венецию. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн.
Главным его делом в эти годы стала печатная графика. Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Отражением физического состояния художника и продолжением религиозной темы стал «Автопортрет в образе страждущего Христа». Дюрер печатал не только гравюры на дереве (адресованные покупателям из простонародной среды), но и более сложные по технике гравюры на меди (предназначавшиеся для образованных ценителей античной мифологии, занимательных и сложных аллегорий). Юный человек, подросток, почти ребенок на этом автопортрете интересен нам. В нижней трети листа мы видим большую монограмму художника – буквы, А и D одна над другой и год – 1503-й (Дюрер родился в 1471-м).
В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». Взгляд его исполнен печали и решительности. Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго дАмада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины.
Тиражи гравюр на дереве, отпечатанных Дюрером, значительно превзошли тиражи работ его предшественников. Звенья доминиканских чёток (белые и красные) мыслились как символы белых роз (радостей Девы Марии) и алых цветов (страданий Христа). Осознание самоценности себя как личности, тяга к самопознанию, водившие рукой 13-летнего мальчика (Автопортрет, 1484, Вена, Альбертина), получает дальнейшее развитие в трех живописных автопортретах. Творческая атмосфера Италии помогла ему принять себя как художника-новатора.
Дюрер стал первым пейзажистом в истории искусства. Дюрер один из величайших художников эпохи Возрождения, немецкий Леонардо да Винчи. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть».
«Меланхолия» (1514 г. ) — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Это интересно. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы».
Нижняя часть губы немного полноватая. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и подбирал к ним аксессуары. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Творчество Дюрера привлекало и его итальянских современников. музей и др. ).
Рассказывают, в «возрасте Христа» или около того Дюрер очень сильно заболел и был при смерти. И это также явственно указывает на то, что эта картина – выражение покорности и преданности художника Богу, а не подарок будущей жене. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна.
Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах. Бартоломью. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур.
У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по – детски пристальные глаза. До войны автопортрет хранился в Бремене (Кунстхалле), теперь находится в ГМИ (Москва) МОУ «Трубачевская СОШ» Творчество Альбрехта Дюрера Выполнил ученик 9 класса Макушкин Даниил Руководитель Трапезникова И. Г. Дюрер был равно одарён как художник, гравер и рисовальщик но в его творчестве рисунок и гравюра занимают необычно большое, а в некоторых отношениях даже ведущее место. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. На гравюре «Мужская баня» великий художник воплотил каждый тип темперамента в отдельном человеке. Следующая работа мастера Альбрехта в жанре автопортрета выполнена уже в Италии. Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Вероятно, Дюрер создал этот автопортрет, как и другие, для себя.
Своим портретом художник хотел показать человека нового времени. Художник изобразил себя в виде флейтиста, развлекающего своих друзей. Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке.
По ним можно проследить всю жизнь художника. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. Синеголовик также называют в народе в Германии «мужской верностью» (нем. Mannestreu), вот таким образом высказывалось предположение, что его присутствие на полотне указывает на предстоящее бракосочетание художника с Агнесой Фрей, подготовленное в отсутствие Дюрера. Бани – особая гордость немецких городов.
У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Когда Дюрер поправился, на основании увиденного он сделал этот рисунок. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.
Альбрехт Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Кроме того, Дюрер написал на автопортрете: «Моими делами управляет Всевышний». 1498-1510) и две серии Малых Страстей (гравюры на меди, 1507-1513 и 1509-1511), где подробный рассказ о евангельских событиях полон драматической экспрессии. Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа.
Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Лист Св. Ну да, что хорошего в меланхолии.
Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. В конце 90-х гг.
Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений. Последующие автопортреты Дюрера предсказывали его скорую смерть.
У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Волосы, как будто накрутили перед позированием на бигуди. На всаднике — доспехи, в руке — копьё. Тогда Альбрехт, нимало не мешкая, протянул ему разные кисти, подобные тем, какие употреблял и Беллини и предложил ему выбрать ту, что ему больше нравится или, если угодно, взять все. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Das malt ich nach meiner gestalt / Ich war sex und zwenzig Jor alt / Albrecht Drer)».
Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета. Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. По возрасту не более 30 лет. Им юный Альбрехт впервые выводил контуры своего лица. Здесь ему двадцать два года.
В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу6). Однажды он ринулся в Зеландию, чтобы увидеть выбросившегося на сушу кита. Можно предположить, что именно в этой роли он запечатлён на гравюре. Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Цвета на картине сдержанные.
Неслучайно, существует огромное количество автопортретов изучающих «я» художника через различные роли – Христа, клоуна, жертвы и т. д., а порой и вовсе граничащих с радикальным отчуждением собственного «я». И действительно, в дневниках Альбрехта полно подобных записей: «истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов», «проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в таверне «Зеркало» и т. д. 1504, Флоренция, Уффици) Дюрер уже превосходно организует композицию, объединяя группу Мадонны и трёх волхвов спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, находит равновесие между первым планом, заполненным спокойными, величественными фигурами и пространственным прорывом в правой части картины с уходящим вдаль пейзажем. Позднее алтарь приобрело кельнское семейство Ябах, до ХVIII века он находился в Кёльне, потом был разделён, а его центральная часть утрачена.
В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские оттенки. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Сейчас историки могут только предполагать, что эта была малярия. Стереть его с листа, не повредив грунт, практически невозможно. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ.
Значительную роль здесь играли иные силы, определявшиеся историческими судьбами Германии. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри»2.
Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая его мальчика, которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему ему лучше бы ее сбрить. С длинными волнистыми волосами, бородкой и усами. Для немецкого искусства чрезвычайно важна была национальная позднеготическая традиция если в творчестве итальянских мастеров начала XVI века почти не ощущалось влияния готики (а когда оно давало о себе знать, то по преимуществу в негативном смысле), то её отношение к немецкому искусству той эпохи было весьма активным, хотя и двойственным. А вот и нет.
Ведь, скорее всего этот автопортрет писался им просто для себя. Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам. Что, казалось бы, близко Итальянскому Ренессансу, но существует значительная разница.
Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера – гравировальшика достигло невиданного совершенства. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. У художника были проблемы с селезёнкой, на что он явственно указал на автопортрете «Дюрер – больной» с жёлтым пятном.
Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки. Обязательные для получения звания мастера годы странствий (1490-1494) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников изучал работы М. Шонгауэра. События, жизнь проходят без её участия. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.
Однако правду знал только сам Дюрер. Дюрер считал себя меланхоликом. Альбрехт Дюрер на картине «Автопортрет» держит чертополох в правой руке, что символизировало его приверженность к Богу, ведь чертополох ассоциировался всегда со страстями Христовыми, а надпись на полотне – «мои дела определяются сверху», несомненно, свидетельствует о преданности художника Божественному началу и попыткам художника разобраться в самом себе. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле.
В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Учился сначала у отца, затем у Нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-1490). Лицо матери Фриды закрыто покрывалом не случайно, во время работы над картиной она умерла. Основоположник сравнительной антропометрии. Альбрехт Дюрер – младший справился с ней удивительно. Но Беллини рассчитывал увидеть какие-то особенные кисти. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет.
И это долг каждого христианина – уподобиться Иисусу Христу. В центре картины сидит Богоматерь с Младенцем. В реальности художник интересовался музыкой, пробовал играть на лютне, но есть в этом образе нечто еще более несомненно дюреровское – присущая ему экстравагантность в выборе одежды. Первый автопортрет Дюрера поразил талантливого ювелира. Хочется понять, о чем он думает, когда вглядывается в себя. Если, у предшествующих ему импрессионистов мир и личность художника находились в гармонии, то в экспрессионизме окружающий мир воспринимается художником, как часть его подсознания, вогнутое зеркало, в отражении которого сосредоточен весь мир и собственное «я».
Первая треть XVI столетия – период расцвета портретной живописи в Германии. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. На прямоугольном листе плотной шершавой бумаги мальчик изобразил себя вполоборота. Однако не в этом заключалось истинное их назначение. Он один из 18 (. ) детей ювелира. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн — покровительницей меланхоликов.
В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. О значении синеголовика гадали много. Вполне может быть, что в рамках данного автопортрета Шиле занимался изгнанием сексуальных демонов и проживал в своей воображении «импульсы, которые не всегда могли удовлетвориться в реальности». В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга.
На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. Однако противники этой точки зрения утверждают, что чертополох – символ страстей Христовых, а колючки растения олицетворяют муки Иисуса. И у него это отлично получилась. (ссылка на обнаженный портрет в творчестве Эгона Шиле) Фрида Кало, несколько лет своей жизни прикованная к кровати была вынуждена писать лишь себя, впрочем и в последующие годы изучение своей собственной личности было основной темой ее работ.
Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Дюрера поразило яркое буйство красок итальянских ландшафтов. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Его идеалом было теперь правильное изображение, соответствующее природе и геометрии. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника.
Возможно, это было публичное извинение за свои поступки. Це пояснються тим, що Дюрер писав автопортрет, дивлячись на себе в дзеркало.
Тем не менее, надпись на картине противоречит этому предположению: «My sach die gat / Als es oben schtat». Согласно ему люди делятся на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. Это сам художник. Вот таким образом линии его гравюр так свободны и точны. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и подбирал к ним аксессуары. Здесь ему двадцать два года.
Если в первом из них (1493, Лувр) мастер прежде всего изучает свой облик, стремится запечатлеть себя с наибольшей достоверностью, то в небольшом, но импозантном автопортрете, написанном пятью годами позже (1498, Прадо), перед нами светский, полный утонченности и уверенности, осознания собственного достоинства человек. Увидеть этот автопортрет Вы можете в Старой пинакотеке в Мюнхене. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-1521), где он кроме многочисленных беглых зарисовок сделал ряд превосходных графических портретов (Эразм Роттердамский, уголь, 1520, Лувр Лука Лейденский, серебряный карандаш, Лилль, Музей Агнес Дюрер, металлический карандаш, 1521, Берлин, Кабинет гравюр и др. ). Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно, был заказан Дюреру курфюстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.
Первый автопортрет Альбрехта Дюрера был создан в 1484 году. Рисунок сделан серебряным карандашом. На рисунке юный Дюрер выглядит задумчивым и в то же время строгим. В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. Для него это имело особый смысл: человек, по мысли автора, должен напоминать Спасителя не только внешним обликом, но и в переносном, высшем смысле — готовностью брать на себя и нести «крест», возлагаемый на него в земной жизни.
Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы». Спрессованная палочка серебряного порошка ложится на бумагу мягким штрихом. Этот рисунок он отослал своему врачу и написал ему краткое сообщение.
Он оставил множество работ по математике и астрологии. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. Провозгласил идеал человека. О твердости и точности его руки ходили легенды. Не горделивая спесь, но глубоко религиозное сознание проступает в этом «уравнивании» себя с Христом: свой несравненный художнический дар Дюрер (почти достигший порога тридцатилетия) воспринимает как милость Бога и свою ответную обязанность перед Творцом, наделившим его высочайшей способностью «творить мир» заново — кистью и резцом.
В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Причёска была для Дюрера не менее важна. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя.
Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Жест руки говорит о непримиримом желании достичь своей цели – стать великим мастером своего дела. Сам Дюрер назвал её «Всадник». 1498 был важным для него годом.
Он ставит себя наравне с Богом, ведь он, Дюрер, тоже творец. Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». Вы видите Христа.
Каждый её этап – новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Даже если мы не знаем, что он будущий великий художник.
На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Беллини следил за ним изумленный и впоследствии признавался многим, что не поверил бы никому на свете, кто рассказал бы об этом, если бы он не видел этого своими глазами. Это явно указывает на то, что автопортрет предназначался Агнессе Фрей. 1498 был важным для него годом. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника.
Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. Автопортрет посвящён греческому учению о четырёх темпераментах. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма.
Хотя Дюрер сам себя почитал за меланхолика, нрав его не отличался «ни мрачной суровостью, ни несносной важностью и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью», как писал Иоаким Камерарий. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. Но штрих нельзя ни стереть, ни поправить – рука художника должна быть твердой. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна.
Вместе с тем близилось новое столетие, наступление которого должно было ознаменоваться концом света. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки. Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем.
В 1520-е портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды и в нескольких письмах личного характера. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса.
И в этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идет художник. Мягкостью черт оно напоминает отца. И это в полной мере отражено в его итальянском автопортрете.
В другой раз он оказался свидетелем праздничной процессии в Анторфе. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости.
Сравнить его с богом. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. В нём говорилось, что место, на котором изображено жёлтое пятно, вызывает боль. «Автопортрет» или по-другому её называют «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» известнейшая картина. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.
Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника. Там молодой Дюрер постигал азы живописи и гравирования.
Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, открыл собственную мастерскую. Уже в 13 лет отец доверял ему рисовать эскизы для будущих украшений. Лицо па портрете серьезное, сосредоточенное.
Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. Другими словами изображение своих страстей и желаний означает борьбу с ними. В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие. В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры».
Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. На одной из своих гравюр («Мужская баня») Дюрер, как считают исследователи изобразил себя в качестве флейтиста.
В шумном сопровождении барабанщиков и трубачей по городу передвигались представители всех сословий и профессий, а за ними «много повозок, маскированных фигур на кораблях и других сооружениях» с волхвами, пророками и святыми. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки. Программным может считаться Автопортрет (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), на котором мастер показал себя строго в фас, так что его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа Пантократора. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Поверх плеча наброшена светло-коричневая накидка, которая удерживается шнуром обвитым вокруг его шеи. Это автопортрет немецкого художника Альбрехта Дюрера 1500 года.
Давайте пройдёмся по некоторым из них.