путь зигзагообразный, путь колебаний. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Защищал родной город Курск от белых. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье. И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещи повезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
2009 – 2011». Ноябрь 1941». Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Дома тревожно притихли. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». В 1924 году художник съездил в Донбасс. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Фон дан скупой линией отдаленного города. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Ноябрь 1941». Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. В картине практически нет никаких примет быта. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. В 1945 году Дейнека вылетает в Берлин, где присутствует среди немногих художников при подписании капитуляции Германии. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. С задачей он, впрочем, все равно справился. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Происходит кристаллизация режима. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Талантлив он был и в литературном творчестве. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
Художник увлекается темой спорта. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Здесь ломать копья бессмысленно. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938).
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года по направлению ВМС РККА. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие». Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах.
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
Здесь он получает возможность показать физическую красоту гармонически развивающихся свободных людей. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Мерно и стройно шагает отряд. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». носивший название Безбожник у станка (т. к. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). И художник вновь справляется с вызовом. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника.
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Картина «Окраина Москвы. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.
Ноябрь 1941 года (1941). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту».
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Но была и противная сторона. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. У финиша, 1927). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). И художник вновь справляется с вызовом., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета.
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников, хотя на картине изображены всего несколько десятков человек. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Река Тускорь, 1945). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации.
«Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов.
Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой.
Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. В 1928-29 гг. Где остальные мозаики — неизвестно.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Учился в Харьковском художественном училище. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. С задачей он, впрочем, все равно справился.
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. В кафе, Париж.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Полетико. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Набережная Сены, Париж. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека.
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В конце 1927— начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. «Весь путь ОСТ –. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка». Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Они занесены снегом.
Как выразился тогда некий остроумец, к руководству искусством пришли серые молодые люди в черных костюмах. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Но враг не пройдет. Строг и суров ритм картины.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Где остальные мозаики – неизвестно.
Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Взаимная поддержка и яростная полемика служили дальнейшему совершенствованию художественного мастерства. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст.
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Художник пытался приспособиться, укрощал свой авангардный стиль и писал все более в духе академического реализма. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
носивший название Безбожник у станка (т. к. Таким видит город Дейнека Александр. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Ленинская премия (1964). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Картина произвела колоссальное впечатление на зрителей и идеей и тем, какими художественными средствами эта идея была раскрыта. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). И все. За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Художественный образ предельно величав и обобщен. Член-учредитель ОСТ. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Их получилось около 300. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». 2009–2011».
В 30-е годы творчество художника освобождается от некоторой сухости, схематичности, становится более эмоциональным, свободным, многогранным. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
Исследования, книги, выставки. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). У финиша, 1927). Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Он не показывает непосредственно боя с противником. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы.
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Дейнека действительно был большим мастером. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. Но картина не была одинокой удачей. В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики».
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты. «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов». Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Исследования, книги, выставки. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ (Ударник, будь физкультурником, Мы требуем всеобщего обязательного обучения. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека.
Полетико. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Их получилось около 300. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.