до н. э. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса – Бромия ("бурного", "шумного", били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. А это действительно было чудом. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады – вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевсаИз религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.
Не только искусство, но и наука стояла во второй половине XV столетия относительно высоко в Италии и в особенности во Флоренции. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом». Фактически картина нарисована кистью, а не написана. Существуют разные варианты мифа.
Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Впрочем и с нею он был в дружбе. Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин.
Леонардо максимально ограничил себя в цвете. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле.
«Леда» Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи искоса тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения». Будучи незаконнорожденным, Леонардо имел, кроме того, последовательно трех мачех – законных жен Пьеро можно было бы вот таким образом предполагать, что детство Леонардо прошло не особенно радостно но на самом деле вышло наоборот. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. Вскоре после того Катарина умерла, а Пьеро взял маленького Леонардо в свой дом, где он воспитывался на попечении у первой мачехи, Альбиеры ди Джованни и, главное, бабушки – матери отца – Лючии, которая в нем души не чаяла.
Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция.
Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца. Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма.
tragodia букв. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На рисунке Ангел во плоти, который явно послужил эскизом к Иоанну Крестителю, полписано имя Салаи. Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным».
Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери».
Благодаря щедрости Козимо были вынуты из архивной пыли такие сокровища, как наилучшие списки материалистической поэмы Лукреция «О природе вещей», естественноисторических сочинений Плиния и некоторых произведений Цицерона. По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания.
В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной. В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью. В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). Во всяком случае источников, сообщающих об этом, практически нет.
Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме. Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй.
Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Только в одном из писем мастер сообщает, что как раз работает над двумя Мадоннами для французского короля. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.
В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма. Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.
В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров – спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений.
В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы. Услышавший об этом Филиппино, будучи человеком благородным, от того дела отстранился, монахи-заказчики взяли Леонардо в свою обитель, обеспечив содержанием и его и всех его домашних.