На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Это по большей части подростки. Она к старой вере стала склонятся. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Очень трудно ее лицо было найти. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Но боярыня отказалась. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.
Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет.
Морозова отвергает новые обряды. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Ее увозили в ссылку. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. По его повелению сёстры были лишены прав состояния и заточены в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря, в которой погибли от голода. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Она почти не смотрит на боярыню. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
В толпе терялось. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
Это настоящая математика. Муж любил Феодосию и она отвечала ему почтительной и благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами Домостроя. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Это то, где черты лица сгармонированы.
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. И вот однажды В. И. «Персты твои тонкостны.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Ведь сколько времени я его искал.
Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. И как вставил ее в картину — она всех победила». В этот жест несёт главный смысл в картине. В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры.
Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. В толпе терялось. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Его лица не видно. Контурная линия неоднозначна.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Однако Морозова была не рядовая ослушница.
Все лицо мелко было. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Фигура Феодосии, словно черный треугольник, разделяет народ на две части: справа – взволнованные и сочувствующие, а слева – равнодушные и глумящиеся над ней. Каменный храм построили в 1703 году. Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение.
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Люди потянулись к ней взорами. А церковная музыка – это церковное пение.
Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Четко выраженная диагональ начинается в правом нижнем углу картины, от темного пятна чашки с подаянием юродивого, продолжается в линии саноотвода и отсюда идет вглубь картины.
Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Недаром царь Алексей Михайлович одним из первых европейских монархов осудил английскую революцию и предложил государствам Европы объединиться, опасаясь, чтобы эта зараза не расползлась по всей Европе. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. И как вставил ее в картину – она всех победила. Древнее пение было мужским, одноголосным.
Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Нравилось им, что я казак и не курю. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
Она не хотела изменять старой вере. Важно найти замок, чтобы все части соединить. И чувствуешь здесь всю бедность красок». На ее лице глубокая скорбь. (8). Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает ее подвижничество еще более значительным. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой. Таким образом, не меняя пропорции, художник уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется в любой толпе. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Там, в Преображенском, все меня знали. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
Потом боярыню Морозову написал. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Сам дух истории живет в его картинах.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Однако. «Не идет у меня лошадь, да и только. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.
А потом начнешь колею писать. Знаете, что значит симпатичное лицо. Но смеялись немногие. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов».
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Морозову подвергли пытке. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Но вскоре скончался её сын Иван.
В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.
В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Боярыня думала, что царь стоит на переходах, смотрит на ее унижение и хотела показать ему, что нимало не стыдится того поругания, которому подвергалась по его воле». Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Вскоре после ареста Феодосьи скончался её сын Иван имущество было конфисковано в царскую казну, а двое братьев сосланы. До стрельца вы видите светлые тона одежд.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Чуть меньше расстояние — сани стоят.
Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Ее глаза полны слез. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в древнем благочестии, читая ей по вечерам душеполезные книги. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Портретный этюд был написан всего за два часа. Очень трудно ее лицо было найти. «На снегу писать – все иное получается.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье., они уже видят эту большую картину. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. В толпе терялось. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Там в Преображенском все меня знали.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.
Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».
Однако в стране было неспокойно. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. В девичестве она была Соковнина. События происходят в 17 веке.
Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Изображая массовую народную сцену, в которой толпа волнуется и движется, Суриков настойчиво стремился преодолеть статичность, всегда в большей или меньшей степени свойственную живописи. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. На шапку накинут платок. Морозову окружает атмосфера народной любви. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты.
(1) Феодосия Морозова. Суриков неоднократно удлинял холст. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.
Тарабукина. (16) Икона «Богоматерь Умиление». У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Её поручили патриарху Никону. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Ноги у нее скованы цепью. Каменный храм построили в 1703 году. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Нравилось им, что я казак и не курю. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы.
(3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Каменный храм построили в 1703 году. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Морозова была ближайшей его последовательницей. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Сурикова.
Этот образ и вошел в картину. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Бледное и худое лицо Авдотьи Васильевны в сознании мальчика сливалось с образом боярыни Морозовой.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Женское их дело что они много смыслят. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Аскетический идеал жизни, воспринятый из христианской книжности, становится для знатных женщин узким путем, на который они вступают, чтобы избавить общество от греха и спастись после смерти.
Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Её вернули под арест. Это математика.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Врагом Никона был протопоп Аввакум. (8) Церковь. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Людская масса едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности: каждый в толпе по-своему воспринимает событие, каждое лицо — новый голос в едином трагическом хоре. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.
(12) Колорит картины. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Она сидит в розвальнях, на соломе.
Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило.
Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Это и отразил художник на картине. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей.
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Рукой она изображает два перста. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Ведь сколько времени я его искал. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Не смею, - отвечал стрелец. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. И как вставил ее в картину- она всех победила.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Впереди на коленях старая нищенка. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Детей у них не было.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы.
Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась.
Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Все лицо мелко было. Картина ожила. Ведь сколько времени я его искал.
Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.
Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Толпа стоит лишь в глубине сцены.
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Все лицо мелко было. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
(5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Все это настолько ново, что поразило воображение русского человека и, конечно, для раскола было одной из самых главных причин. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Понадобились десятки эскизов и предварительных рисунков, чтобы точно и безошибочно определить все пространственные отношения, сравнительную величину фигур их ракурсы, пересечения и т. д.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
(1) Феодосия Морозова. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Вот пять женщин в правой части картины. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Она стоит в глубокой скорби, в позе, напоминающей склоненного стрельца первой суриковской картины и подобно последнему невольно вызывает ассоциации с образами древнерусской живописи.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика.
Впрочем, чего гадать. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Приглядел для работы соседний переулок. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Все на картине будто напряглось. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Очень трудно ее лицо было найти.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это – сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Она к старой вере стала склоняться. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
1669 год — царица скончалась. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Портретный этюд был написан всего за два часа. Это сама героиня и юродивый. «Утром пришел думный дьяк, принес цепи со стулами и, снявши с ног железа, стал возлагать на шею ей эти цепи.
(8) Церковь.