В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. И, конечно, это породило особое искусство. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Композиционно полотно делится на три части. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Портрет Симонетты Веспуччи (. ).
Она показана простой, тихой и скромной. до н. э. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Миг. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. На самом деле это несколько противоречит истине.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Но давайте попробуем. Движение в картине устремлено справа налево. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Сколь приятна для любования. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Лувр. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. И вдруг осознаёшь – увядание.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. О том, как весной расцветает природа. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Она стала богиней в пышном одеянии. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Тёмные деревья, плотный ритм их прямых стволов, мягкое свечение оранжевых плодов, контраст тёмного фона и светлых силуэтов, мертвенно-холодный цвет Зефира, вероятно, всё это вместе и создают это щемящее чувство. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Факты истории культуры и факты истории искусства. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Всё изменила вечная весна. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Такие подарки были в то время обычным явлением. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Линия в структуре художественной формы. Исследователи предложили несколько толкований. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. обе выполнены с грацией и выразительностью». Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Картина висела над софой, называемой летуччо. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Она не просто богиня любви и красоты. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Весна. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Это – гимн и природе и человечеству. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. От его полета согнулись стволы деревьев. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Лоренцо Медичи. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. 1480 г. Национальная галерея искусства. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира. Такие подарки были в то время обычным явлением. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Уходящий безвозвратно. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Но это не единственное повторение в картине. Фигуры расположены волнообразно.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
1476 – 1477 гг. Над богиней парит Амур. Уффици.
Движение в картине устремлено справа – налево. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Фрагмент.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. От его полета согнулись стволы деревьев. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Меркурий (слева) нарциссически красив. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Сандро Боттичелли. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Уффици. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Эту девушку, в длинном расшитом цветамиплатье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Весной. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Месяц считался концом весны и началом лета.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. И линии, как и цвет и характер поверхности и ритмы воплощают именно ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ. Искусство – не наука, которая строится на логике, на мысли. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Но, это неединственноеповторение в картине.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Сандро Боттичелли. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Зефиром. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Фрагмент. 130 – 100 гг. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Весна.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Но искусство – это ОБРАЗЫ.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. 1477-1478. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. 1477-1478. Уффици.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Вашингтон. Сандро Боттичелли. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. И как поэтично показано превращение. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Жест заботливый, опекающий. Каково же содержание картины. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. И есть ли путь в этот мир.
До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Андреа Верроккьо.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Да, есть.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
А с правого края художник изобразил и себя. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. 1480-1485 гг.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».