Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). В мифе события разворачивались стремительно.
Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного».
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Был он, что называется, не от мира сего.
Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Более, чем солнечному лучу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, а кисть его была точна и тверда. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев событием века, хотя она длилась недолго и кончилась печально. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
Но это правда.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
И все же это так. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Италия. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью.
Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Не построил своего дома, не свил семьи. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. И это напоминает поединок за новорожденную. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Не построил своего дома, не свил семьи. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Ритм падения розовых лепестков подобен ритму изумрудных морских волн, образуемых движением раковины. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Варнавы работы Боттичелли). Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Галерея Уффици. Она много лет украшала его виллу Кастелло. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Да и в самом пейзаже Боттичелли не стремится воссоздать тот или иной ландшафт он только обозначает природу, называя ее основные и вечно повторяющиеся элементы. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Дивную богиню повели на Олимп.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Богиня возникла из морской пены.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). «Легенды и мифы Древней Греции»). Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Дерево, темпера. Умер Боттичелли в безвестности. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Флоренция.
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи.
И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Она была возлюбленной Джулиано Медичи и была воплощением самой красоты и любви, вот вот таким образом с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет.
Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Их можно разбить на независимые группы. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Однако он был вхож в общество интеллектуальной элиты Флоренции, где познакомился с философией неоплатоников — людей, которые исповедуют альянс античной мудрости и христианской доктрины. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали Цветком Тосканы и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Настоящая фамилия художника – Алессандро Филипепи, а Боттичелли (Бочоночек) – это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Возрождение. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. 203 x 314 см. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». А для строительства галереи был приглашен знаменитый Джорджо Вазари, основоположник искусствоведения.
Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. Был он, что называется, не от мира сего. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл "Декамерона" Боккаччо. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Бросается в глаза странная композиция картины, ее несобранность, бессвязнность, обособленность персонажей.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Варнавы работы Боттичелли). То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Сандро родился в семье кожевника.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении – откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).
Громко приветствовали её боги. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в тот же апрельский день, когда была погребена прекрасная Симонетта, оплакиваемая всей Флоренцией, Джулиано был заколот в соборе ножом наемного убийцы. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет».
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 553 дня.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 553 дня.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами – в них заворачивали как новорождённых, так и умерших.
Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Что же. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой).
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.