С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Он портретировал целые семейства — Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, Куракиных. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Стремясь передать внутренний мир человека, Боровиковский обратился к той области чувств, которая была связана с семейной идиллией. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков.
Вскоре она оказалась в чужих руках. С 1774 числился «сверх комплекта» в Миргородском полку. Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха. Редкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко их краски поблекли. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената.
Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Героини Боровиковского неизменно грациозны изящны, уравновешенны и спокойны.
В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ). Она здесь на первых ролях. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения.
Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. В нем нет кабинетного антуража. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни иногда оживляли художника. 6 апреля 1825 г. В. Л.
Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми. Владимира, св.
Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. В Академию Художеств 30-летний художник поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников. Анны и св. Все жадно впитывает Боровиковский. С начала 90-х гг. Весь клан Боровиковских служил в Миргородском полку.
А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Филипповой» (1790). После воцарения Павла I он создает большой портрет императора в порфире. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь.
Художник берет уроки в мастерской И. Б. Будущий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Известное влияние на разработку Боровиковским этого сюжета могли оказать литературные и художественные источники. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа.
К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Со 2-й половины 1790-х гг. Вначале мальчик помогал им в качестве подмастерья, а затем стал писать иконы сам. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры.
Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в Почтовом стану (ныне Почтамтская улица). Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку.
В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Там — портрет друга, высоко духовного человека. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826) Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде.
Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. Слева на фоне — изображение распятого Христа. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни иногда оживляли художника. Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним.
Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке. Юный Александр воспитывался в детские годы вместе с великим князем Павлом Петровичем и сохранил дружескую привязанность к нему на всю жизнь. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни.
Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. Портретист.
Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии.
и А. С. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии.
Образ ее не лишен сентиментальности. Тем не менее портрет высоко оценили и даже выставляли в конференц-зале Академии художеств. Боровиковский замыкает плеяду крупнейших портретистов XVIIII века, расцвет деятельности которой приходится на конец XVIII — начало XIX столетия.
М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л.
В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди – иконописцев с конца 1788 – в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи. Они стали пользоваться хорошим спросом у заказчиков. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. В нем собирается культурный цвет столицы. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.
Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др.
Непринужденно пишет Боровиковский. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ).
Просветленный взор устремлен вверх. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной.
И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ). Куракин предстает перед зрителем в ослепительном блеске парадного облачения, вся его грудь покрыта орденскими лентами и звездами. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы) и в интимном и в миниатюрном. Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII – XIX вв., — но прекрасным. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов).
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. В образах больше определенности, чем у его современников — Левицкого и Рокотова.
Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет.
Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у художника появились усталость и равнодушие. Именно с икон начинал и сам Владимир. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде земной богини.
Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Филипповой.
Лампи. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой – капитанской дочке искавшей помощи и покровительства. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению.
Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. Наступила осень жизни. походила на портреты князя».
Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. Боровиковский одним из первых стал использовать деталь как важнейшее средство характеристики героя, своеобразный «ключ» к его внутренней сущности. Живописи учился под руководством отца. Императрице не нравились дружеские отношения нового государственного чиновника и наследника престола. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. Долгорукой (около 1811), в котором художник создал образ женщины исключительного благородства, ей уже знакома не только чувствительность, но и настоящие большие чувства: в ее улыбке есть горечь разочарования.
Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям.
В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Первым из них был портрет Д. П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины Второй. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и бриллиантового князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши павлином и известный портрет в далматике и порфире императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств. Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава.
В 1785 году удостоился сана архиепископа. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку.
Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора.
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. В конце девяностых годов он создает ряд официальных портретов. Как считает Н. Н.
Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Этот портрет представляется более интересным. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения.
Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи.
Лука Боровик владел домом в Миргороде и двумя небольшими участками земли. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». B душе художника поселились усталость и равнодушие. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею.
Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Боровиковский изобразил ее в домашней обстановке, в интерьере дворца, на фоне пейзажа в тяжелой резной раме. Художник создает лирическую поэму. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Гармония создается всем строем портрета – линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной.
Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому.
Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.
Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Сияющую молодость написал Боровиковский.
Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. В парадном алом мундире с орденами св. Львова. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова.
Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Преобладающее место в его художественном наследии занимают камерные изображения «в натуру». Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного.
Родился в семье живописца и иконописца Л. И. Боровиковского (Боровика), представителя казацкой старшины, получившего дворянство. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Александра Невского, св. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки.
Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В. Л. Боровиковскому звание академика. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Перед зрителем раскрывается мир усадебных развлечений, предусматривавших игру на клавесине или гитаре, пение чувствительных романсов. Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера.
В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии.
Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. «Портрет М. Лопухиной» (Гос. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве.
Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства.
Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Эта гармония чувства и воли – характерная черта нового классического идеала. Однако конец карьеры был весьма плачевен.
3 тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. Для творчества Боровиковского характерны поиски новых образных решений. Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа.
Такова Е. Н. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Произведения обратили на себя внимание. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него.
Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Достойная старость. Она не жеманничает.
Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Однако она умеет сдерживать свои чувства, сохраняя спокойное достоинство и самообладание. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде.
Скорее всего, это был Н. А. Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), так как уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский) и именно в доме Львова. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы.
Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Арсеньева. Боровиковский. Коваленская: «Лучшим портретом новой манеры является портрет М. И.
В начале 1780-х вышел в отставку в чине поручика. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». Куракина (1801).
В это время он сблизился с масонами. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. В руке она держит символ богини любви – яблоко.
В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»).
С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина. Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). Среди первых работ можно выделить портрет О. К.
Молодая женщина нежна и мечтательна. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость.
Она предстала в обычном домашнем облике. Вышли в свет Письма русского путешественника и Бедная Лиза Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В. В. Капниста зазвучали лирические ноты. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. Павел приблизил и обласкал Амвросия.