И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юной девушки — Портрет Сарры Элеоноры Фермор). В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок.
Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность (Портрет Сарры Элеоноры Фермор Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1743 Портрет Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х).
Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств.
ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». Портретам Вишнякова (Сарра Элеонора Фермор, около 1750, ГРМ Ф. Н. Голицын, 1760, ГТГ) присущи некоторая плоскостность фигур идущая от парсуны XVII в., типичная для парадных портретов первой половины XVIII в. условная застылость поз и жестов, сочетающиеся в то же время с живой передачей характерных черт модели и изысканным колоритом в духе рококо. В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии.
В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев. 1756 И. И. Коцарева, до 1759 и др. ). И. Я. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»).
Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Вишняков – мастер психологической характеристики.
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761), русский художник. Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, вот таким образом традиции русского искусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами. Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности.