Но в соседней Бельгии, где было сильно влияние католицизма, строились иезуитские барочные церкви. В Германии политическая реакция, наступившая после первых попыток добиться буржуазно-демократических свобод, привела к усилению власти феодалов и клерикалов. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Тело Христа бескровно. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса).
и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Вивальди, И. С. Бах и др. ), кончерто гроссо (Корелли, Гендель).
В 1750-е годы, когда Шарден достиг уже вершины мастерства, начинал свой путь к признанию Жан Батист Грез (1725-1805). К числу других его римских шедевров принадлежит и Фонтан четырех рек на пьяцца Навона.
На загорелых ногах набрякли вены.
В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы. Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. Бернини-скульптор был виртуозом в истинном духе барокко. Изображение развлекающихся светских дам и кавалеров можно было встретить в начале века в картинах других художников и в популярных в то время гравюрах мод и нравов. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Единственный из всех, Никодим, смотрит вниз, в яму.
Сальватор Роза и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Они были прообразом дворянского бала. В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. По сторонам юбку украшали драпировки. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии.
Одним из самых ярких примеров такой личности был выдающийся художник века Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой.
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Нравы стали откровенно нестрогими, вкусы – прихотливыми, формы – легкими и капризными. Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью.
Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным).
Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Человек из разъяренной толпы готов ударить его по голове огромной глыбой.
В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» – комплект гармонирующей друг с другом мебели. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. В барокко, ставшем излюбленным и как бы каноническим стилем католических храмов не только 17 в., но и в последующее время, средства архитектуры были направлены на то, чтобы ошеломить зрителя, произвести на него впечатление. Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий.
Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику. Определившие тему и содержание Велизария черты получили развитие в знаменитой Клятве Горациев (1784, Париж, Лувр). Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Он перестал писать, зато стал хранителем Лувра. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто работал в Германии.
Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок.
Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566—1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П. П. Рубенса, ван Дейка, Я. Йорданса). Собор св. В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596).
Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. Это жест, раздираемый криком. На необычном для Ватто большом холсте (почти два метра в высоту) написан в полный рост популярный персонаж итальянской комедии масок – наивный, доверчивый неудачник Жиль. Обновленный классицизм стал главным в творчестве Аннибале Карраччи (1560-1609), чьи плафоны в римской галерее Фарнезе вдохновлены фресками Микеланджело в Сикстинской капелле, но лишены присущего им мрачного накала страстей. В первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии. Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах.
Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества. Этот образ нельзя назвать определенно однозначным. Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко.
В отличие от ранних скульптур, его зрелые произведения смотрятся из одной единственной точки и, как правило, помещены в созданный специально для них архитектурный интерьер из которого как бы выплывают навстречу зрителю. Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. ), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Это высокая прическа из множества локонов. Петра (Ватикан)И.
Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Картина «Возвращение блудного сына» (Рис. 6) основывается на Библейском сюжете и является воплощением духовного и плотского, небесного и земного начал. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама» (см. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др. ), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика.
Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Первую известность принесла ему картина Чтение Библии. Тезауро).
В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. В таком случае речь уже шла не о смысловой и художественной ценности живописного произведения, как это было в станковой живописи, а только о декоративных эффектах и красочности. Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Последнее было важным, обновившим язык французской живописи открытием. Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога.
Чаще над входной дверью, аркой, окнами. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении.
Ланди), Неаполь (А. Костюм был подчинен этикету.
Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. В поэзии – вычурность использование сложных метафор. Он был учеником Буше и Шардена и в своем творчестве осуществил альянс этих разных течений. Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи.
Простота и естественность стали отличительной манерой мастера (Портрет супругов Лавуазье, 1788, Нью-Йорк, Метрополитен музей Портрет госпожи Пекуль, 1784 Портрет Лазаря Гоша, 1793, Киевский музей западного и восточного искусства Зеленщица, 1795). Давид видел героев в Робеспьере и Марате, но вскоре после падения якобинской диктатуры он так же искренно предался душой Наполеону. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Украине, Литве. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф.
Под кафтан надевали камзол без рукавов. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Особое внимание художник уделяет передаче освещения. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Он напряжен, на лбу собрались морщины. В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др. ).
Жилло писал эскизы театральных декораций. Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте. Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи. В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно "Ночной дозор", композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. Напротив, каждая деталь углубляет общую мысль. В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св.
По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. В ХVII веке Версальский двор гремел, был эталоном роскоши и вкуса во свей Европе.
Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом).
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни. Давид работал при королевском режиме, во времена Великой французской буржуазной революции, при Директории и Консульстве, в период наполеоновской империи и реставрации власти Бурбонов.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». Эпоха Возрождения подошла к концу. Пространства в барокко имеют сложные построения. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли.
В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии.
Вдали за скалой скрываются две фигуры. Тем не менее, на практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области музыкального театра. Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (Рис. 1). Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п. ), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную. Симон осудил Христа за то, что он разрешил грешнице осквернить себя прикосновением.
В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике.
Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором.
Мышцы этого мужчины, вздулись. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».
В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Для него обычны контрасты, противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии идуховного и телесного, аристократического и народного. В столицах европейских государств открываются научные сообщества и многочисленные Академии наук.
В эти дни Давид заканчивал грандиознейшее, едва уместившееся в его мастерской полотно Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей (1789, Париж, Лувр). Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Созданный ими стиль вошел в моду при дворах европейских монархов.
Придя в Эммаус, ученики пригласили Иисуса поужинать. В 1715 году после более чем полувекового царствования умер Людовик ХIV. освободилась от испанского владычества, архитектура отличается сдержанность и простотой.
Положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (Рис. 4) евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию.
Вся композиция построена на контрастах, заострена. В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. В такие минуты юноши превращаются в мужей. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия.
Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. На картине удивительным образом передана динамика движения.
Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны. Перед мастером открылась прямая дорога к славе. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи».
Предвосхищая живописцев ХIХ века, Шарден использовал свойство положенных на холст раздельных мазков чистого цвета сливаться на расстоянии в глазу зрителя и создавать легкий воздушный, богатый тончайшими цветовыми нюансами тон. Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Давида привлек моральный аспект этого предания. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34. Оба натюрморта были замечены в академических кругах. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем.
Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др. ) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Позже они стали намного пышнее. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др. ). Их неразрешимый конфликт усилен всеми образными средствами -- драматическими контрастами света и мрака, покоя и движения, композиционным ритмом и колористическим строем.
Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно граничит с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением) однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки. В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Нарастало недовольство народных масс своим положением. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини, Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление».
Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Жизнь персонажей Шардена размерена, спокойна, небогата событиями. Изо рта вырывается вопль, она на грани обморока. Это время абсолютизма.
Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Данью новым вкусам был и условный, но удивительно легкий и светлый колорит художника. Большую популярность в эпоху барокко имеют шпалеры или, как их называли во Франции, гобелены – односторонние тканые ковры без ворса из шерсти и шелка, выполненные вручную, часто с использованием золотых или серебряных нитей. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест.
В 1717 году картина была представлена Ватто в Академию. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи или Гвидо Рени, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик. В тридцать три года Ватто стал известнейшим художником Парижа. Персонажи Ватто запечатлены в тот момент, когда они собираются отплыть в царство Венеры, на зачарованный остров, где царит вечная, ничем не омраченная любовь.
Приехав в Париж в 1750 году, Грез через пять лет стал уже известным художником. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен.
Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. В Картине «Мученичество Святого Стефана» (Рис. 5) художник сузил и затенил пространство, в котором заключены персонажи картины, чтобы создать удушающую атмосферу. Так изображенный в "Призвании св.
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год). Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера – увеличение размеров помещений с помощью зеркал высоты залов благодаря живописным плафонам имеющим сложное решение перспективы. Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Поселился в Риме в начале 1590-х гг. Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм.
Но достаточно назвать около трехсот картин и несметное множество рисунков, которые в последнее время приписываются Ватто, чтобы представить себе неизбывную творческую энергию, поразительную трудоспособность и продуктивность мастера, прожившего столь короткую жизнь (Ватто болел туберкулезом). Поражает новизна, самобытность, широкий диапазон образных, эмоциональных и живописных решений, большое разнообразие сюжетов. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Барокко сменилось более спокойным палладианством.
Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами.
В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов. В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (смотри Аффектов теория). Марини, Д. К. фон Лоэнштейн).
Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков). В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Он превыше всего ценил свою творческую независимость и презрительно относился к деньгам.
Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). Роскошные барочные дворцы, украшенные лепниной и скульптурой, включались в грандиозные парковые ансамбли. При взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой». Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский. Большое место в живописи мастера занимает пейзаж.
Молодой Иоанн всматривается в его лицо. В палитре преобладали серые, зеленовато-лиловые и коричневые тона. Значительное место в творчестве Греза занимали близкие к жанровому портрету погрудные изображения и головки миловидных изящных, трогательно-наивных девушек. И еще одно женское лицо -- мать Спасителя. Грифиус, Дж. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым.
Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский) изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Б. К. Растрелли и др. ). Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый индивидуально-ассоциативный характер мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год). Этот прием называется французским термином trompe doeil ("обман зрения"). XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.
Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. В картине «Ужин в Эммаусе» (Рис. 2) Караваджо изображает кульминационный эпизод сюжета о явлении Христа ученикам на третий день после Распятия. Кроме кружев, на одежде было много бантов.
Единственным наставником художника оставалось его богатое воображение. Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки). Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
И здесь Буше почти не было равных. Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Назвали его Сальватором. Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства.
Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Давида встречали как живого героя.
Их лица, выражения и позы демонстрируют целую гамму эмоций. В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Народная среда еще очень долгое время жила по традиционным нормам и представлениям. Русская аристократия оказалась втянутой в быстроизменяющиеся (по сравнению с традициями) художественные стили, которые находили свое выражение в требованиях моды и этикета.
Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Здесь задавались празднества и балы неслыханного великолепия.
Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Лубрано). Херберт, Дж. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин. Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники.
Он стал законодателем моды и самым престижным художником середины века. От высоких, благородных чувств сострадания (в группе Христа) до откровенного безразличия и озлобления (в группе фарисеев).
Рядом с ней, чуть ближе к зрителям -- Магдалина. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов.
Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Величайшим и разносторонне одаренным гением барокко был прославленный скульптор, блестящий архитектор, художник и поэт Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха).
На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки. Христос заинтересовался их беседой.
Микеланджело Меризи (1571--1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Петра, строительство которого тянулось уже добрую сотню лет. В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя.
Эта среда была рассадником стиля рококо. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф.
До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.
Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен. Но наиболее талантливым и признанным среди них был Франсуа Буше (1703-1770). Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (см. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы.
Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Только на подъеме неостывшего чувства художнику могла прийти гениальная в свей простоте и смелости идея – сохранить реальную ситуацию, образ, еще стоявший перед его глазами: Марат в ванне, отвечающий на письмо Шарлотты Корде (оно у него в руках) и предательски ею убитый. К середине 1789 года Париж напоминал военный лагерь. Никаких кринолинов, фижм, мушек, париков. Этот стиль распространялся и в других странах, привыкших следовать французским модам.
Этот тщательно продуманный художественный прием весьма характерен для искусства барокко. Лебрена).
Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой – так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами). Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр. ).
Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов иллюзионизм (Дж. В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм).
Солнце зашло за облако. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр).
Петродворец), Царского Села (см. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Фетти). Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию.
Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Два путника едут по дороге. формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика.
Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. В картине нет ничего надуманного – все подлинное, внушенное тем трагическим содроганием, которое испытывают перед лицом только что совершившегося ужасного события. Отныне стремление идти от реального жизненного мотива, от конкретной жизненной ситуации никогда не оставит художника. В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр).
Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс.
Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии. 1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри).
Регентом при пятилетнем наследнике престола был назначен Филипп Орлеанский. Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была.
де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Петр и св. Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб». В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия.
Заметив в сыне стремление к знаниям, науке и искусству, родители решили определить его в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска, расположенную в Неаполе. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Стиль Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Происходили изменения и в облике человека. Музыка. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Микеланджело Меризи да Караваджо (1571- 1610, Италия) один из крупнейших мастеров маньеризма и барокко, считающийся основоположником реализма. В то же время барокко подняло искусство минувших эпох на новую ступень.
Главным орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. В протестантской Голландии, которая после буржуазной революции 16в. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. Его определяет широкая шкала эмоций и настроений. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Павел.
Богатым фасадам барочных храмов соответствовали ещё более роскошные интерьеры.
Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса. Однако молодой художник идет дальше учителя. Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр. ), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo).
Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы). Родился в 1573 г. в Ломбардии.
У другой девицы, разметавшейся на ложе, проказник Амур похищает ее рубашку. Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п. ) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет.
Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Юноша торопливо похищает поцелуй у прелестной девицы. Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Б. Алеотти, Дж. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью.
Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». Кровати – обязательно с балдахинами и покрывалами. П. Камю, А. Дж. В музыкознании термин «барокко» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. За несколько грошей, койку на чердаке и миску супа он вместе с другими такими же нищими, как и он, учениками писал целыми днями дешевые копии. В середине 30-х гг.
Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна.
Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение).
Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство). Персонажи на картинах Караваджо – это люди из низов имеющие грубоватый, простонародный внешний облик. И здесь вкусы учителя и ученика, очевидно, совпали.
Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Скат был настолько высоко оценен современниками, что его автора назвали французским Рембрандтом. П. Свелинк), в Италии (Дж.
Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами. Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок. Пожалуй, мало кто из выдающихся мастеров оставил в наследие такое огромное количество, как Ватто, сделанных с натуры зарисовок пейзажных мотивов, бытовых сцен, самых разнообразных типов.
Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др. ) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы). Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Марино «Адонис», опубликована в 1623 году).
Он работал медленно и вдумчиво, тщательно продумывая и оттачивая каждую, даже самую мелкую деталь. Парижская публика увидела Брута через месяц после взятия Бастилии. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье.
В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис. В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. Те новые черты, которые художник привнес в портретную живопись в сконцентрированном виде, раскрылись в двух лучших портретах мастера – Портрет жены художника (1775, пастель, Париж, Лувр) и в Автопортрете с зеленым козырьком (1775, пастель, Париж, Лувр). Но, по существу, этот стиль во Франции не привился.
В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Теперь модницы хотели походить на древнюю статую. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595).
С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр. ). занимает творчество Микеланджело да Караваджо. Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др. ). Двое мужчин держат тело Иисуса. В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Стоит отметить и влияние на сюжеты и сцены современного театра.
Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса. barocco, букв. Знаменосцем искусства Революции стал Луи Давид (1758-1825). Они не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда. Успех Розы был огромным.
Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Одним из ярких представителей этого является Рубенс. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного искусства сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание. Их творения создавали у зрителя полную иллюзию реальности. Фрескобальди), Франции (Ф. В 17-18 веках выполненные им росписи плафона Палаццо Фарнезе приравнивали к росписям Сикстинской капеллы Микеланджело и ватиканским фрескам Рафаэля, однако в 19 веке слава художника померкла.
Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Обычная, ничем не примечательная жизнь монастыря превращается у Маньяско в мрачную комедию. Единственным в то время художником, которому суждено было подняться выше образного языка своей эпохи и возродить французскую живопись в годы застоя, был Антуан Ватто (1584-1721). Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий.
Для западноевропейского барокко чрезвычайно значим жанр романа именно в этом жанре барокко с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж. Можно сказать, что «Возвращение блудного сына» это иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. Краски жизни сошли с него и остались резкие рельефно вылепленные формы. Барокко (итал.
Петра более всего поражает воображение Балдахин – величественный (высотой 29 м) навес над престолом из позолоченной бронзы, возведенный над тем местом, где, по преданию, были погребены св. Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т. д. В этих странах на протяжении 13-15 вв. Живописная манера художника была жесткой и холодной, красочная фактура – заглаженной и скучной, цвета были неяркими, большей частью локальными. Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком. Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). Б. Тьеполо.
П. П. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году поэзия Ж. Б. Шассинье). Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне». Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Нарышкинский стиль).
В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. И дело здесь было не в помещении в рамку искусно сделанной "фотографии". Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи.
Манера стоять, сидеть, ходить и т. д. Ван Дейк, Дж. Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман).
Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей. Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Очень характерно, например, объединение фигyр по диагональным линиям, что усиливает впечатление движения и способствует новой передаче пространства. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски).
Петра в Риме. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. В ней нет ни одной незначительной детали. Каковы бы они ни были. Стены ее украшали авторские работы живописца.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг.
Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). М. Креспи, Рембрандт). Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма.
Куперен, Л. Маршан), но более всего в протестантских землях Германии, где работали С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы. Петра. Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр.
После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Перед ней свирепая толпа бросает камни в несчастную жертву, Св. Причем, возникает не просто внешний контроль, в процессе социализации система контроля за культурным телом переводилась во внутренние потребности человека. Большое внимание уделялось головным уборам и парикам.
К политической власти рвалась крепнущая буржуазия. Христос же ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин.
Неоспоримые даже для академиков высокие достоинства произведения заставили жюри нарушить традицию и вместо звания художника исторического жанра, которое присваивалось всем живописцам при вступлении в Академию, дать Ватто звание мастера галантных празднеств. Жиль у Ватто беззащитен и бесконечно одинок. Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве.
Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. В искусствоведении слово барокко используется для описания всего причудливого, ассиметричного, необычного, яркого, символизирующее отказ от установленных правил и пропорций. вытесняется классицизмом. Молодая женщина вскинула руки вверх. Отражающие свойства хрусталя использовались для многократного усиления света и блеска в интерьерах барокко.
Фактически, это первый в России учебник этикета. Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi). Депорт, Т. Кэрью). Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных переживаний зрелого автора.
Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Самый прославленный автор таких работ -- Д. А. Каналетто.
Все фигуры вписаны в круг. Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610).
Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Все это создает эмоциональную силу воздействия композиции.
Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.
Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ).
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560--1609) или Гвидо Рени (1575--1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др. ). Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников. Построенные ранее церкви украшали элементами барокко, в основном – интерьер. В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами».
Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба). С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы.
Но писал он их ярко, с убедительной силой, страстью и реализмом. Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. В 1608-1609 гг.
Постоянно сопоставляя земную твердь с небесной, художники дают волю фантазии, освобождая себя и зрителя от условностей, как формальной религии, так и повседневной логики. Гварди, Дж. Человек барокко все время стоит перед выбором – быть счастливым здесь и сейчас (то есть на земле) или потом и там (на небе). Вся знаковая система, сложившаяся во время господства стиля барокко, должна была подчеркивать отличия аристократической среды, усиливать абсолютную власть, четко ставить границы в системе дисциплинарных пространств.
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. Во-первых, она была технически совершенна. Здесь кристаллизуются жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. В то же время барокко подняло искусство минувших эпох на новую ступень. Третья красавица качается в парке на качелях, ветер раздувает ее юбочки, а восхищенный поклонник любуется ею снизу. Однако в этих сценках у Фрагонара гораздо больше жизненности, чес у Буше: есть в них какая-то неподдельная резвость, юмор, живая наблюдательность, незаметно переводящие условный рокайльный жанр в план просто бытового жанра. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к.
Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В сапогах ходили даже на балах. Однако при этом он стремился сделать портреты максимально похожими, передать черты характера и сохранить индивидуальность. Пёрселл итальянские оперы Генделя).
Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера. Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е).
Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий) и получило наибольшее распространение в странах, где особенно активную роль играла феодально-католическая реакция. Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи.
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг). Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества.
Старый отец принимает и прощает блудного сына, невзирая на его ошибки. Костюм был подчинен этикету. Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл. Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи.
На затененном переднем плане изображен всадник, бесстрастно взирающий на происходящее, в то время как его лошадь шарахается в испуге от увиденного. В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др. ), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Художественное образование получил в Милане. Ватто никогда не волновало, будут ли куплены его работы.
Принятие барокко потребовало перемен в нормах поведения и во внешнем виде аристократии. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. В XVI в. на смену эпохе Возрождения пришел вычурный маньеризм, которому была суждена недолгая жизнь. Иллюзионизм барокко растворял сами рамки изображения. Родиной архитектуры барокко стал Рим. Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Грез был забыт и умер в полной нищете и одиночестве. Яркий след в живописи Франции второй половины ХVIII века оставил художник необычайно разностороннего дарования Оноре Фрагонар (1732-1806). Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Представители следующего поколения – Гверчино (1591-1666) и Пьетро да Кортона (1596-1669) – не знали себе равных в технике, типичной для стиля барокко, – иллюзионизме. Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва).
Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («художники реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс.
Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 – 1-й половины 18 века. А. Каналетто), живописных притч (Д. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др. ). Особой утонченностью передачи сокровенных душевных состояний отмечен признанный шедевр мастера – Жиль (Париж, Лувр). Они, в свою очередь, видоизменялись вместе с изменением господствующих художественных стилей. Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия.
Из всей титанической работы Бернини над интерьерами собора св. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём. Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ).
Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж.
Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы). Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека. Заботливый отец объясняет детям только что прочитанную страницу из Библии.
«Мрак окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Флеминг, Дж. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей.
Не остался незамеченным современниками и редкий изысканнейший колорит скромных по типажу и содержанию полотен мастера. повсеместно вытесняется классицизмом. Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями.
Это было в духе времени. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»). Новое мироощущение отразилось и на архитектуре барокко, которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, чёткости, подчёркивания раздельности и ограничения пространства в архитектурной эстетике ренессанса. Ко всему моралист подавлял в Грезе живописца.
Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Традиционная скульптура в стиле барокко, как правило имела две выдающиеся характеристики. И это была не только черта личной биографии Давида, но и всего направления классицизма, столь ярко им представленного.
Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности. Драпировки были также и по краю декольте. Бриньоле Сале). Она проходит в повседневном труде, заботах о доме и самых прозаических занятиях (Прачка, Ленинград, Эрмитаж Молитва перед обедом, Ленинград, Эрмитаж).
В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет – 1740-50-е годы), что было граничит с ростом и укреплением совершенной монархии. Ученики не узнали его, рассказали ему все события последних дней. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии).
Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Основателем нового стиля считают Микеланджело. Торелли, Дж.
Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Расслабленному гедонизму рококо Давид противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига – то, что было необходимо гладиаторам буржуазного общества. Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве.
Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Изображение святого не идеализировано, а грубо реалистично. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим.
Как и все работы Шардена, они подкупают какой – то особой искренностью и внешней простотой. Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее) имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение.
Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера).