В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения. Например, первый храм, который появился в Кремле, а он упомянут в летописи — Спас на Бору. Особенно привлекало его XVII столетие. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.
Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году. Художник получает признание и публики и маститых коллег. Кто-то знатный выезжает из Кремля на запряженной шестерке — тоже важная деталь.
Историческая реконструкция вида здесь сочетается с художественным осмыслением. В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве. Улица в Китай-городе. Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж. Он жил в Замоскворечье.
Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами. Расположение некоторых построек он мог определять, например, по сохранившемуся фундаменту. Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого.
Обе картины были высоко оценены зрителями. Дело было в подготовительном этапе. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе. Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897).
Он отдавал предпочтение изображению бытовых сцен или сооружений прошлого. Картины Аполлинария Васнецова занимают важное место в отечественной живописи. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. Их сопровождают доклады художника: «Общественные бани в Москве XVII века», «Семиверхая башня Белого города и прилегающие к ней местности», «Мосты старой Москвы» и другие.
Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург. Но вскоре эта работа наскучила ему. Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Но художник не был доволен собой. А у кремлевских стен кресты — это часовни на костях и на крови.
Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка. К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880). Синяя гора» (1891) и «Горное озеро. Васнецов вновь представляет работы для Салона.
За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. В 1891 году он путешествует по Уралу.
Он расположился на фоне терема, на крыльце которого автор изобразил его семью. В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно. В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил.
Ему было важно знать, почему на этом месте появился город, определить «характер пейзажа», как говорил сам художник. Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере. Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. Во дворе столпилась челядь, слуги и простые крестьяне. Это произведение просто пугает мощью природы. Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин.
Но Аполлинарий Васнецов обозначает важные точки. Интересная группа на картине — иноземцы, с которыми еще и толмач-переводчик. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины. Конец 17 века.
«В конце XVII века эти строения приобрели тот вид, к которому мы привыкли и сейчас. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. К 1917 году Комиссия превратилась в крупное и популярное научно-краеведческое общество. Понятно, что расположение строений внутри деревянного Кремля иногда неточное. Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. В том числе и «Тайга на Урале.
Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. 14 декабря 1909 года при Императорском московском археологическом обществе была основана Комиссия «Старая Москва» изучающая памятники старины и старающаяся сохранить их в первозданном виде, не допустить разрушения и уничтожения архитектурных и исторических ценностей. С 1880 года он каждое лето проводил на даче у брата в Ахтырке и работал над этюдами на природе. Таким образом, Васнецов отобразил основные социальные слои средневекового времени.
Поля, перелески, пашня. Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем – Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год). Но во время подготовки спектакля «Сказ о неведомом граде Китеже» Аполлинарий Михайлович вдруг пишет один из вдохновенных своих пейзажей «Озеро» в 1902 году. Урал» Эпический размах — и тут же нежная «Эллегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893). Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров).
Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг. Две работы были удостоены серебряных медалей. Картины художника отличаются статичными композициями. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. 17 век.
Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. Поездка завершается в Париже в 1900 году. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная – знакомят с личными вещами художника. Синяя гора», «Горное озеро. В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода. Даже для дома выбирали тяжелую дубовую мебель в старорусском стиле. Это поможет определить дату появления строения», — комментирует Екатерина Святицкая.
Художник не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом. Здесь в праздничные дни велась бойкая торговля (в частности, на Воскресенском мосту у Воскресенских ворот торговали пряниками, так как в округе жили пряничники).
Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908 – 1914). Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. В 1898 году он поселяется в Париже.
«Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878). Его произведения не являются такими яркими и монументальными, как полотна его брата, Виктора, однако его пейзажные зарисовки и исторические миниатюры по праву снискали ему славу одного из талантливых живописцев середины 19 – первой половины 20 века. «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов. 1903На рассвете у Воскресенского моста. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. Его приобрел В. Третьяков.
За горой начинается болото, а еще дальше – непроходимая чаща и горы. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири.
Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична. В основу сюжета автор положил бытовой эпизод из средневековой Руси 12 века. Его работа «Старый дом» дышит спокойствием и умиротворением.
В 1903 году прошла первая выставка Союза. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. XVII век» (1903). Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III». Например, если мы не знаем точной даты строительства храма, то иногда можно найти в документах, когда начали выделять деньги на его причт (штат священников), в каком году, например, подарили, святой образ.
После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию. Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты изучать их». Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств. На выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы представлены такие работы, как «Основание Москвы.
А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками.
Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. В 1918 году Аполлинарий Михайлович Васнецов возглавил это общество. В центре композиции – русский князь, принимающий дань от жителей. Это и молодые елочки и взрослые высокие деревья.
В 1895 году художник посещает Кавказ. Одно из таких полотен называется «Двор удельного князя». На полотне изображена заброшенная, пустая изба. Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. «Картины Аполлинария мне очень нравятся.
Синяя гора». От родных просторов — к историческому пейзажу. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера. Небо мглистое, бессолнечное.
Увлекшись затем историческими картинами, археологическими изысканиями, а в последствие на базе этих знаний и написанием картин, созданием оформления к операм современных композиторов: «Хованщина» 1897 и «Сказание о неведомом граде Китеже»1907, а также иллюстрированием книг «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и «Картины русской истории» давало повод думать, что пейзаж, как жанр, отошел для него на второй план. 1918Базар. Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880). Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. На выставке они группируются по разделам: «Мосты старой Москвы», «Общественные бани в Москве», «Башни Москвы», «Московские ворота», «Планы Москвы по рисункам иностранных путешественников».
Урал» (1892) и «Оренбургские степи» (1893) и «Кама» (1895) и «Северный край» (1899). Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. Пейзажи этого края восхитили его больше южных. Город очень понравился художнику и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси.
Синяя гора». На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями.
Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри. Наиболее известна работа «Тайга на Урале. Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. В этот период общество все больше интересуется историей допетровской Руси.