Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса искреннрсти. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено. Васнецов создал картины После побоища Игоря Святославича с половцами (1880), Алёнушка (1881), проникнутая искренней поэтичностью, Иван-царевич на сером волке (1889), Богатыри (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, Царь Иван Васильевич Грозный (1897, все в Третьяковской гал. ). Все творчество Васнецова в этот непростой период времени беспощадно уничтожалось, но художник продолжал рисовать, несмотря ни на что.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса. Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Чистяков, например, сказал: Васнецов дошел в этой картине до ясновидения.
Картина написана в серовато-коричневых тонах и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову. Между тем в этих произведениях Васнецов продолжил свои искания историка немного на фантастический лад. Бабушка увлекалась рисованием и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых. Проучившись в Академии немногим более года, Васнецов удостаивается двух Малых серебряных медалей за картину «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры.
Время это для Васнецова было очень трудным. Васнецов так же занимался декорациями к спектаклям и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. В это время талант Васнецова развивается. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.
Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского Снегурочка на домашней сцене С. И. Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885).
Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений.
Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. Акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также Плащаница (1896). Стасовым. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович.
Картина «Витязь на распутье» (1882). Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Посетил Францию (1876) и Италию (1885).
Крамского. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Алипия иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. вязью.
Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. Васнецовские женские образы пленительны. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).
На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: Богатыри (1898 год), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год), Иван-Царевич на Сером Волке (1889 год), Аленушка (1881 год), Витязь на распутье (1882 год), После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880 год). Васнецов вступил в него в 1876 году. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль». Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. Васнецова, 15) иконостаса собора в Гусь-Хрустальном (1895), фасадов Третьяковской галереи (1900, Лаврушинский пер., 10), особняка на Пречистенской наб., 29 (1901), собора Александра Невского на Миусской пл.
Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Тем не менее, творчество В. М. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг.
средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. На степь ложится сумрак. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических, затем на передвижных выставках. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. Александра Невского, прп. Его называли первопроходцем. Всё это моё родное, хорошее.
композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага.
400 эскизов и картонов. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же). 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
В 1870-х гг. (с перерывами) – в имп. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. Глубокая печаль разлита по всей русской земле. Время это для Васнецова очень трудное.
Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С. -Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина.
Это написанные в 1872 году Нищие певцы, Чаепитие. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает»., писал художник. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине.
В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу.
Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ». Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно. Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника.
Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын. кн.
К прочувствованной теме единения слушателя и рассказчика он потом не раз возвращался в своем творчестве, начиная с первой жанровой картины Нищие певцы (1873) до большого позднего полотна Баян (1910), где сказитель и слушающие его песни воины охвачены общим эмоциональным порывом. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. собора во имя св. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках Бабушкины сказки (1871) и Сказки деда (1870). Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. С 1880-х гг.
Здесь, на этих посиделках, художник впервые. Выставка, проходившая в С. -Петербургской Академии искусств, была сорвана и закончилась скандалом. У седла висят гусли-самогуды. Проектировал мебель в русском стиле для музея Моск. Андрея Боголюбского, кн.
А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. 1878, ГТГ «Преферанс». Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. В 1878—1895 гт. Помогал художнику Андриолли расписывать Вятский собор. Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Такие черты читаются во взгляде Ильи и в его жестах.
писал жанровые картины в духе реализма. Он был членом Редакционной комиссии «Книги русской скорби» иллюстрировал два выпуска Книги, в которой публиковались некрологи и жизнеописания жертв террора. Боголюбова, где часто собирались русские художники. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др.
Принципы русского стиля мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883). Следует отметить, что и дедушка художника был знатоком живописи. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. Бенуа.
В 1902 г. оформил фасад Третьяковской галереи. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. Писал картины на исторические сюжеты («После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897). Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Первыми картинами, которые критики встретили как новое, национальное направление в русской живописи, стали «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), «Ковер-самолет» (1880) и «Аленушка» (1881).
(с. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. м стен. Они отдыхают после работы.
блгв. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи:. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Он находил живой отклик у своих современников. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве.
В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. В центре – Илья Муромец. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович.
Государя Императора), "Витязь" (1878), "Дурочка Аленушка" (1881) и нек. Образ, созданный им прост и естественен. В 1902 им выполнен фасад Третьяковской галереи. Васнецов Виктор Михайлович – выдающийся русский художник.
Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель. Однако картины его подвергались критике за "кадаверизм" (от слова кадаверин – трупный яд)- увлечению изображений трупов. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы.
др. Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. Важную декоративную роль играют надписи слав. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. 20 вв. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
XIX в. в Вятской ДС. В них В. создал выразительные образы-типы из рус. Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». Наибольшей известности достиг Васнецов в области религиозной живописи. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка.
Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918–1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции. губ. В 1867-1868 гг. Владимира, кнг.
Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр. Васнецов был также автором похожего по стилю памятника на могиле одного из вождей право-монархического движения В. А. Грингмута (1907) на кладбище московского Скорбященского монастыря (ранее в 1896 на том же кладбище по рисунку художника был изготовлен памятник крупному правому публицисту Ю. Н. Говорухе-Отроку). «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов. АХ (в 1905 от звания отказался). Владимира» и «Крещение Руси».
Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Былины – русские народные песни.
В 1901-1918 гг. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. (25. 07. 1856, с. Рябово Вятского у. и губ. - 23. 01. 1933, Москва), художник, график, театральный художник. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. мастерами в 1885-1896 гг.
Систематического художественного образования не получил. XIX в. ), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами). Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (Алёнушка), то эпические по характеру (После побоища Игоря Святославича с половцами), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. «Алёнушка» (1881).
Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке.
Из картин его особенно достойны внимания: "С квартиры на квартиру" (1876), "Акробаты" (1878, собственн. напевом. Победой русского воина заканчивается любая битва. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере – в России. Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М.
Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал. Жил в Петербурге и Москве. В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
(1911, не сохр. ). преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ в 1923-1930 гг. - в Техникуме кустарной промышленности (ТКП). После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «СивкаБурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост». Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Эти песни славили богатырей их подвиги. В 1885 году Васнецов получает от А. В.
В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Тихо. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Входил в Абрамцевский кружок с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус.
В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей. Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. При подготовке к росписи, Васнецов проделал огромную работу: художник ознакомился с памятниками раннего христианства в Италии изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Художник, справедливо полагавший, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой», был возмущен политиканством в стенах храма искусства и вышел из состава Академии.
Мамонтова). Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. подвижников благочестия: кн.
Вот мы и расстались». Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам, а на руке палица булатная сорока пудов. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. (1848—1926) — российский деятель культуры, художник, театральный декоратор, действительный член АХ (1893 в 1905 г. отказался от звания), старший брат А. М. Васнецова.
В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Васнецова». Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег.
Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Это реальное. Его называли истинным богатырем русской живописи. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука.
Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. В 1883–1901 он работал над оригиналами для мозаик храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в С. -Петербурге, построенного на месте смертельного ранения Императора Александра II. Писал иконы для собора Александра Невского в Софии (Болгария) (1903-1914). После Октябрьской революции 1917 г. продолжал писать картины на сказочные и исторические сюжеты.
Сколько тяжести в богатырях. Он создавал картины используя противоположные жанры иногда несовместимые друг с другом. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев. Работал в области монументальной живописи — выполнил роспись Владимирского собора (Киев, 1885—1896) мозаику храма Воскресения Христова («Спас на Крови») (Петербург, 1883—1901), панно «Каменный век» (Исторический музей, Москва, 1883—1885).
Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. Панно «Каменный век» (1883–1885) исполненное художником для Исторического музея в Москве, впечатляло современников своей экспрессией. Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии.
Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. В центре картины мы видим фигуру Ильи Муромца.
Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути. Гусь), а Тихомиров над книгой своей жизни. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус.
Родом из семьи священнослужителей. Но будущий художник бросил учёбу в Академии. В 1885–1891 мастер работал в Киеве над росписью кафедрального Владимирского собора (по окончании этих работ в 1893 он был избран действительным членом С. -Петербургской Императорской Академии художеств). После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) «Кащей Бессмертный» (1917—1926).
Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему. На своей первой персональной выставке в 1898 Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. XIX – нач. И третий богатырь — Добрыня Никитич. Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году.
Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. Особенно не понимание картины В. В. 15. 05. 1848— 10. 07. 1926), великий русский художник, участник право-монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Так, в начале 1900-х гг.
Рисовать начал рано. центров иконописания, напр. Широкую известность ему принесли полотна После побоища Игоря Святославича с половцами, Царь Иван Васильевич Грозный, картины на темы русских сказок – Аленушка, Иван Царевич на сером волке и по мотивам былин – Богатыри (1881-89). Если сказку рассказывали, то былину пели. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах.
Похоронен на Введенском кладбище. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа).
По выходе из Академии ездил в чужие края. Художник работал над росписью Собора более десяти лет. В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля» используя традиции древнерус. кн.
Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Многогранность его натуры подчёркивают лук в руках и гусли, прикрепленные к седлу.
Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления.
Творчество Васнецова обнимает жанр, народный эпос историю и религиозные сюжеты. искусства в России в кон. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». По правую сторону от него самый молодой из троицы — Алеша Попович. Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники».
Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. жизни, отражавшие искания реализма. Слава художника пришла к нему практически сразу. Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Герой былины, как уже говорилось, богатырь.
Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом.
Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896) в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею. Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. И Васнецов окунулся в московскую жизнь.
Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового. кн. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы.
каменного и деревянного зодчества. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря.
Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С. -Петербурге (1883-1901 эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. Вот мы и расстались, – позднее объяснял он. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Знаменитым творением мастера стал памятный крест на месте убийства вел.
В 1880-1886 гг. Вернувшись в Россию, поселился с семьей в Москве. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва.
Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. Оно и теперь там находится. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Картину приобрёл Третьяков. Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883–1885) исполненное художником для Исторического музея.
В 1872 г. окончил семинарию. Они величавы и возвышенно героичны. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881–1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками».
Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901–1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913–1918 обе работы – в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.
в 1874). Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. Там он написал картину Балаганы в окрестностях Парижа (Акробаты), сделал много зарисовок.
Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. Для его творчества характерна яркая декоративность, красочность, фантазия и использование фольклорной символики. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником. 1905.
Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, – и сделал эскизы для мозаичных изображений. 1876, ГТГ «Военная телеграмма». «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов. Стасов Искусство и художественная промышленность (1898 – 99) Альбом картин издание Фигнера (М., 1901) Собор святого Владимира в Киеве, альбом фотографий Лазовского Мир искусства, I Владимирский собор издание Кульженко (Киев, 1899) Дедлов Книжки Недели 1896 Baron de Baye Louvre de V. Vasnetzoff (Реймс, 1896). Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской.
Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апр. 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (С квартиры на квартиру, 1876, Военная телеграмма, 1878, - обе в Третьяковской гал. ). (1901) и др.
В 1881 Васнецов также начал работу над самой знаменитой своей картиной «Богатыри», которую завершил только через 18 лет. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. В 1883-85 Васнецов работал над созданием панно Каменный век для Исторического музея, в 1885-96 над росписями Владимирского собора в Киеве, в 1883-1901 создавал мозаичные изображения в церкви храма Спаса на крови (Воскресения Христова) в Петербурге (на месте убийства в 1881 Александра II), писал иконы для Владимирского собора в Киеве (знаменитый запрестольный образ Богородицы и иконы русских святых) и для собора Александра Невского в Софии (1903-14). Вот таким образом совсем неудивительно, что двое из троих сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, (третий стал школьным учителем).
В 1878 г. переехал в Москву. 1879, ГТГ). в 1867 Тарас Бульба Н. В. Гоголя изд. Переход к былинно-сказочным сюжетам означал бы для художника и отказ от бытовой живописи, в которой с самого начала 1870-х годов васнецовский талант проявился достаточно ярко.
Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. А. Ильин, П. А. Флоренский). В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Нестеров. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Таких еще не бывало в русской школе1. Получив благословение отца, отправился в С. -Петербург, где учился в Рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (1867–1868, его наставником был И. Н. Крамской) и в Академии художеств (1868–1875).
сосредоточился на фольклорно-эпической и сказочной тематике («Аленушка», 1881 «Иван-царевич на сером волке», 1889 «Богатыри», 1881—1898). Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для cъездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Cloud (Полен, Васнец, Крамск и я, – рассказывал Репин Стасову. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. Завершенное Васнецовым во Франции полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877) носило еще жанровый характер. В 1874 окончил ИАХ, художник.
Художник намеренного выделяет его как самого молодого богатыря изображая безбородым юношей со смелым, немного улыбающимся лицом. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906). В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».
Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Она стала лейтмотивом его картины. (3. 05. 1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ. - 23. 07. 1926, Москва), художник, график, архитектор, театральный художник.
С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Был членом «Товарищества передвижников». а у седла висят гусли-самогуды. Картины Васнецова – это сама русская культура, русский дух. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции.
Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья.
Налево от Ильи Алёша Попович. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. тесно связаны его работы для театра. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. митр.
В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». — художник род.
Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Многие видели в нем начало нового истинно национального направления в русской живописи. На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. Выполнял рисунки фасадов зданий, положенные в основу архитектурных проектов: "Избушки на курьих ножках" (1882) и часовни (1891) в Абрамцеве, собственного дома (1892, пер. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников».
Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Именно жизнь в Лопьяле развила в молодом Викторе Васнецове любовь к живописи. В 1870-е гг. Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря). Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.
Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. На переднем плане слева орел чистит перья.
Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Из былинных и исторических картин Васнецова выдаются: Витязь на распутье (1882, Музей Александра III), После побоища Игоря Святославича с половцами (1880, Третьяковская галерея), Иван Царевич на Сером Волке (1889, там же). И вот началась подготовка к картине. Рано начал рисовать.
Чай пьют медленно, степенно. Он писал: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек».
В к. XIX — н. XX в. он сблизился с Л. А. Тихомировым, которому оказал помощь в издании его фундаментального труда «Монархическая государственность». Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве.
В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в создании фасада Третьяковской галереи (1906) и реставрации Московского Кремля. Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки.
В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Примером может служить следующее живописное произведение. – См. : В. В. Всё это показывает умиротворённость картины. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Вчера после Лувра делали большую прогулку в St.
Активно использованы тексты и надписи. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др. Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах.
Васнецов ценил в Тихомирове государственный ум и русское публицистическое перо, Тихомиров же называл Васнецова «одним из немногих людей», с которыми он мог «говорить вполне по душе с полным взаимным пониманием». Интерес к этому передался и самому Виктору Васнецову. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В 1880-х Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике и к историческим сюжетам.
Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867–1868 его наставником был И. Н. Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Оформил постановку драмы и оперы («Снегурочка» Я. А. Римского-Корсакова). В последние годы своей жизни Васнецов работал над картинами на сюжеты русских сказок. Член «Товарищества передвижников».
Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым. Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М.
Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали.
Он писал только близких ему людей. Дверь в чайную раскрыта. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря) разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Михаил серьёзно изучал естествознание, астрономию и живопись. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве.
Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Картина Васнецова В. М.
Я просто ожил. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т. е. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова.
По его проекту построен собственный дом в Москве (ныне музей его имени). Они – олицетворение Родины, России. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому.
Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых. Картина изображает не саму битву, а её завершение.
Две из них – Жница и Молочница – были замечены и отмечены. Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах.
ц. св. Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, много работает ради заработка. Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». С 1893 г. действительный член имп. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука».
Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. С 1878 член Товарищества передвижников.
Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке Снегурочка А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д.
Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). Тот устраивает его рисовальщиком. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее.
В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты». Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Для картины художник использовал все, что предстало перед ним в Историческом музее, когда он изучал здесь изукрашенные древние доспехи, вооружение, одежду. Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, – писал М. В.
Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл.
И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. В. М. также написал неск. Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. В 1876 поехал во Францию, где проработал около года. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края.
Чернышева. К картинам Васнецова бытового характера принадлежат, например, С квартиры на квартиру (1876, Третьяковская галерея), Военная телеграмма (1878, там же), Книжная лавочка (1876, там же), Балаганы в Париже (1877, Музей Александра III). Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни. земства. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. 1907 в день открытия 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. В течение многолетней работы художником было создано ок.
В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Каким-то особым русским духом веяло от нее.