Бальдассаре Перуцци (итал. Baldassare Tommaso Peruzzi 15 января 1481, Сиена— 6 января 1536, Рим)— итальянский архитектор и живописец эпохи позднего Ренессанса. Перуцци Бальдассаре (Baldassare Tommaso Peruzzi). Перуцци, БАЛЬДАССАРЕ (Peruzzi, Baldassare) (1481–1536) итальянский архитектор и художник, мастер ренессансно-маньеристического зодчества и один из главных создателей техники архитектурно-иллюзионистической живописи. Бальдассаре Перуцци (итал. Baldassare Tommaso Peruzzi 15 января 1481, Сиена— 6 января 1536, Рим)— итальянский архитектор и живописец эпохи высокого Ренессанса.
Бальдассаре Перуцци — живописец, декоратор и архитектор, работавший в Риме одновременно с Браманте и Рафаэлем, обычно упоминается в истории зодчества как один из мастеров высокого Возрождения.
Последняя работа – палаццо Массимо в Риме (1532-1536), отражающее в своей неортодоксальности отход от классицизма Возрождения к маньеризму. Оформляя спектакли и феерии («Подмененные» Л. Ариосто, 1519), Перуцци Бальдассаре оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации.
Первые его работы были исполнены для Сиенского собора. Первые его работы были исполнены для Сиенского собора. Перуцци (Peruzzi) Бальдассаре (крещен 7. 3. 1481, Сиена, — 6. 1. 1536, Рим) итальянский архитектор и художник. Петра в Риме, придерживаясь в основном центрического плана Браманте.
Отличие его от образа типичного римского палаццо проявляется в связи всей композиции с окружением, в общей легкости ее стройного облика, в контрасте между плоскостностью постройки и светотенью, создаваемой выступающими крыльями и лоджиями (до того, как их проемы были закрыты). Посетил Флоренцию (1529) и Пизу. Именно благодаря Перуцци эти приемы из отдельных перспективных просветов превратились в целостную систему «квадратуры», своими зрительными ракурсами целиком «уничтожающей» стену. Оформляя спектакли и феерии («Подмененные» Л. Ариосто, 1519), П. оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации.
30). В 1535 г. П. снова переселился в Рим. Затем в 1504 году он переехал в Рим, где написал для церкви св.
Его другие живописные работы отмечены влиянием Рафаэля: фреска «Введение Богоматери во храм» и архитектурно- живописный декор капеллы Понцетти (1516-1517 годы, по образцу капеллы Киджи в ц. Санта-Мария-дель-Пополо, созданной Рафаэлем), обе – в церкви Санта-Мария- делла-Паче. Исполнил ряд мозаик и фресок в церквях св. Когда же для названного папы Льва устраивалось представление «Каландры», комедии кардинала Биббиены, Бальдассаре сделал постановку и перспективу, которая была не хуже, а гораздо красивее той, что он сделал в другой раз и о чем говорилось выше.
Перуцци были выполнены работы: роспись капеллы в церкви Св. По сообщению Визари, Перуцци начал писать о римских древностях и комментировал Витрувия. После смерти Рафаэля возглавил строительство церкви Сант- Элиджо-дельи-Орефичи, а также занял должность коадьютора (помощника) главного архитектора собора Святого Петра в Риме, руководил работами, придерживаясь в основном центрического плана Браманте.
Вскоре вместе с А. Сангалло-младшим вновь едет в Рим на строительство виллы Фарнезе в Капрароле около Витербо (1530). Оформляя спектакли и праздники (Подменённые Л. Ариосто, 1519), оказал влияние на развитие перспективной театральной декорации. В 1522-1523 годах работал в Болонье, где создал проекты фасада готического собора Сан-Петронио (не осуществлён) и декора капеллы Гилизарди в ц. Сан-Доменико (осуществлён в 1530-1535 годы). Но так как война преследовала того, кто не искал ничего другого, кроме мира и спокойствия, случилось так, что в скором времени Вольтерра была взята и разграблена, почему Антонио принужден был бежать в Сиену и там остаться в весьма бедственном состоянии, так как почти всего, что он имел, он лишился. В Монтепульчано он строил палаццо Риччи и Контуччи.
Браманте привлек его к изучению Витрувия. Его первой самостоятельной работой была вилла Фарнезина в Риме (1508-1511), одна из наиболее изысканных итальянских вилл в смысле сочетания архитектуры и декора, украшенная фресками Перуцци, Рафаэля, Романо и др. Учился в Сиене, как архитектор сформировался в русле традиции Ф. ди Джорджо Мартини, от которого воспринял интерес к регулярному плану и античной архитектуре (принадлежавшая семейству Киджи Вилла Ле- Вольте близ Сиены, 1500-1505 годы). За авторство Перуцци говорит ряд соображений.
В 1517 г. папа Лев Х назначил П. строителем собора св. Покинув разоренный город, вернулся в Сиену городским архитектором. В творчестве П. принципы Высокого Возрождения сочетаются с раннеманьеристическими веяниями. Кисти самого Перуцци принадлежат росписи потолка в зале Галатеи, фриз (гризайль) в зале дель-Фреджо, а также парадного Салона (так называемый Зал перспективных видов), стены которого «раскрыты» иллюзионистическими ведутами Древнего Рима и пейзажами, открывающимися за живописными портиками и лоджиями. 1537). Как и в палаццо Массими, мастер проявил большую изобретательность в расположении частей дома на тесном участке, крохотный дворик — точнее световой колодец, обрамленный с трех сторон помещениями, здесь также играл роль парадного холла главный фасад, выходивший в узкий переулок, был строго симметричен (угловая лоджия, нарушившая эту симметрию, относится к более позднему времени).
В творчестве Перуцци Бальдассаре принципы Высокого Возрождения сочетаются с раннеманьеристическими веяниями. Это подтверждается датировкой важнейшей бесспорной работы Рафаэля в вилле Фарнезина — фрески «Триумф Галатеи» (на стене зала второго этажа), выполненной в1515 г. Между тем другие важнейшие живописные работы в вилле, принадлежащие Перуцци, Содоме и Себастьяну Лучани, были исполнены еще в 1512 г. (в отделке интерьеров виллы, законченной, по-видимому, к 1519 г., участвовали также Джулио Романо, Франческо Пенни и Джованни да Удине). Для ранних построек Перуцци (вилла Фарнезина в Риме, 1509-11) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм поздние архитектурные произведения (Палаццо Массимо в Риме, 1536) отличаются резкими контрастами несущих и несомых элементов, динамичной связью композиции зданий с городской средой. В вилле Фарнезина Перуцци спроектировал так называемый Колонный зал.
Был приглашен в Ватикан для росписи потолков. ниже): это прежде всего стремление связать композицию сооружения с особенностями его расположения на улице и активизировать его роль как элемента городского пейзажа развитие композиции по глубинной оси, сменившее ее статическое построение вокруг двора усложненность композиции (проявившаяся, например, в дворовых фасадах), сочетающаяся со стремлением к лаконичности и контрастности (в главном фасаде). А насупротив он расписал фасад для мессера Улиссе из Фано, а также и еще один для того же мессера Улиссе, на котором он изобразил истории Улисса, чем заслужил величайшую известность и славу. Петра.
(Peruzzi, 1481. Петра. был приглашен в Болонью, где выполнил ряд заказов, в т. ч. проект фасада собора Св.
Постройки Перуцци, вошедшие в число классических образцов ренессансного стиля, ознаменовали переход от гармонически уравновешенных решений (воплощенных в знаменитой Вилле Фарнезина в Риме 1509–1521) к более динамичным маньеристическим постройкам (лучше всего этот «излом» выражен в Палаццо Массимо-алле-Колонне, Рим, ок. Бальдассаре Перуцци (1481 – 1536 гг. ) в Сиене расписал, вероятно з качестве помощника Пинтуриккио, капеллу Сан Джованни в соборе (1501 г. ) и построил дворик оратории Св. итальянский художник и архитектор, род.
Кроме этой не совсем удачной идеи, П. как строителю этого храма принадлежит та заслуга, что при постройке собора был снова принят первоначальный план, принадлежавший Браманте. Участвовал (с 1535) в постройке одного из шедевров архитектурного маньеризма – дворца Фарнезе в Капрароле близ Витербо. Наряду с прекрасными, тонко прорисованными деталями интерьеров, выполненных в классическом стиле Браманте и Рафаэля, во дворце получили дальнейшее развитие и новые черты, лишь намеченные в вилле Фарнезина и сближающие это сооружение с произведениями «маньеристов» (см. И, по моему мнению, такие постановки, в которых есть все необходимое, превосходят любые другие, как бы великолепны и пышны они ни были. Похоронен в Риме, в Пантеоне.
Первые его работы были исполнены для Сиенского собора. После этого он был вызван в Болонью попечителями собора Сан Петронио для изготовления модели фасада этого храма, для которой он сделал два больших плана и два разреза, один по-новому, другой же в немецком духе, хранящиеся и ныне в ризнице названного собора Сан Петронио (как вещи поистине редкостные ибо он это здание так в перспективе расчленил и построил, что оно казалось объемным). После того исполнены им рисунки для мозаики церкви С. -Кроче-ин-Джерузалемм, отличающиеся мастерской перспективой и богатой орнаментацией, плафон в Станце Елиодора в Ватикане, впоследствии замененный другим, работы Рафаэля, а также сцены из Ветхого и Нового Завета в одной из капелл церкви C. -Мариа-делла-Паче. Оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации. Её П-образный в плане двухэтажный объем повернут боком к реке и обращен в сторону сада.
Значение этих особенностей виллы, недооцениваемых историками, раскрывается при сопоставлении с последней работой мастера — палаццо Массими. Приобрел славу знатока античности. Эта вилла, впервые совмещавшая черты городского дома и загородной резиденции, создает новый архитектурный образ.
Петрония. Петра (1520), стал действительно крупным зодчим. Он строил практически по всей территории республики изучал укрепления в других городах.
Стиль ранней живописи Перуцци отмечен влиянием Пинтуриккьо (в 1504 году один из авторов росписей Б-ки Пикколомини в Сиене и в Сиенском соборе). Папа же, узнав об этом, некоторое время на него сильно гневался. произведения, еще сильно напоминающие манеру первых учителей художника.
А так как он начал увлекаться этими искусствами, он целиком посвятил себя рисунку. Онуфрия (1509), Санта-Мария делла Паче (1516-1517) и др. Затем в 1504 году он переехал в Рим, где написал для церкви св. В XVI веке здание принадлежало знатной итальянской семье Массимо (отсюда и название дворца).
Вместо обычного большого двора Перуцци пришлось сделать два маленьких. Петра в Риме, придерживаясь в основном центрического плана Браманте. Над росписью дворца трудился Рафаэль и другие известные художники. Палаццо Массимо возведен на достаточно тесном участке неправильной формы, что свидетельствует не только о таланте архитектора, а и о новых приемах размещения зданий в городской среде. Если для ранних его построек (Вилла Фарнезина в Риме, 150911) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм, то позднее Палаццо Массимо алле Колонне (Рим, 1536) отличается резкими контрастами несущих и несомых элементов, напряжённо-динамической связью композиции с городской средой.
Онуфрия (вместе с Пьетро дАндреа из Вольтеры), строительство виллы Фарнезина (1510-1511 гг. ) и роспись зала во втором ее этаже, фасад церкви Сан Пьетро Монторио, роспись церкви Санта Мария делла Паче (1516-1517 гг), модель купола и укрепление в Карпи (1515-1520 гг. ), проект церкви Сан Джованни деи Фьорентини (участие в конкурсе 1520), рисунки костюмов и декораций для представления комедии «Каландры» (1520г. ), рисунки и модель фасада собора Сан Петронио в Болонье (1522 г. ), строительство виллы для кардинала Тривульцио вблизи Тиволи (1521-1524 гг. ), планы замка Капраролы (1521-1524), строительство палаццо Спада (1523-1530гг. ) и Оссоли (около 1525 г. ) в Риме. Там же – различные здания и прекраснейшие украшения. Первый период пребывания в Риме посвятил изучению и зарисовкам с античных памятников. Главной его работой в Сиенской республике стало возведение укреплений. В 1503 г. отправился в Рим. Некоторые черты палаццо Массими свойственны также расположенному почти напротив него палаццо Линотта, называемому также Леруа (по имени заказчика, французского представителя при папском дворе), которое, думается, следует вот таким образом отнести к произведениям Перуцци, хотя его часто приписывают (без достаточных оснований) Антонио да Сангалло Младшему.
в Сиене, первоначально учился у Содомы и Пинтуриккьо, а впоследствии подпал под влияние Рафаэля. Екатерины. Фарнезина – это первая римская вилла без комнат для аудиенций и внутренних двориков. Как архитектор, П. известен постройкой палаццо деи-Леони в Ферраре и виллы Фарнезини в Риме, сооруженной для известного любителя искусств Агостино Киджи. С 1534 г. Перуцци был назначен главным архитектором собора Св. Петра и начал строительство палаццо Масси (1535 г. ).
Росписям П. (на вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм иногда любовь к иллюзионистическим эффектам. И вот, поставив перед Бальдассаре грунтованный гипсом холст, он велел ему сделать на нем Богоматерь, не дав ему ни картона, ни рисунка. По планам Перуцци также был возведен собор Сагра Нуова (Сагра Nuova) в Карпи близ Модены и перестроена базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli) в Риме. В этот период творчества работал в стиле маньеризма.
Наконец, естественному развитию композиции фасада от основания к карнизу здесь, впервые в ту эпоху, противопоставлена подчеркнуто тяжелая масса здания, сдавившая ордер первого этажа. Если для ранних его построек (Вилла Фарнезина в Риме, 1509—11) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм, то позднее Палаццо Массимо алле Колонне (Рим, 1536) отличается резкими контрастами несущих и несомых элементов, напряжённо-динамической связью композиции с городской средой. В этот период посетил Болонью, Верону и Равенну изучая и зарисовывая древности. Его последнее произведение – Палаццо Массимо-алле-Колонне (начало строительства – 1532 год) – демонстрирует смену стилистической парадигмы и раннеманьеристические черты: изогнутый фасад, повторяющий кривизну улицы, в котором контрастируют друг с другом ордерный портик нижнего яруса и безордерная верхняя часть, продольно-осевой план с атриумом наподобие древнеримского, свободное обращение с ордерными элементами и др.
Первый из них, с трех сторон застроенный помещениями и портиками (лоджиями), с четвертой замкнут стеной, обрывающейся (для доступа света) у второго этажа и обогащенной (в соответствии с остальными сторонами) глубокими нишами, скульптурой и фонтаном. Начал деятельность как художник под руководством Пинтуриккьо и Содомы, расписав капеллу Сан-Джованни в сиенском соборе (1501). Там же есть несколько вещей фра Себастьяно, венецианца, в его первой манере и рукой божественного Рафаэля там (как уже говорилось) исполнена Галатея, похищаемая морскими божествами.
Петра. Петра. В 1521-1523 гг.
Росписям Перуцци Бальдассаре (на вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм иногда любовь к иллюзионистическим эффектам. В 1535 г. П. снова переселился в Рим. После этого он расписал фресками еще две малые капеллы в церкви Сан Рокко а Рипа. Дворец органически дополняет улицу, копируя ее изгиб линией своего фасада.
Перуцци (Peruzzi) Бальдассаре (крещен 7. 3. 1481, Сиена, 6. 1. 1536, Рим) итальянский архитектор и художник. Эта особенность, резко изменяющая характер дворца, свидетельствует о том, что идеал спокойного, словно вырастающего из своего основания сооружения уступал место стремлению к внутренней динамике и к противопоставлению покоящихся и напряженно несущих частей. Известнейшим образцом такого рода живописи являются его росписи на вилле Фарнезина (с 1511).
Невозможно себе представить, как он на таком тесном пространстве размещал столько улиц, дворцов, всяких причудливых храмов, лоджий и проходов с карнизами, настолько хорошо сделанных, что они казались не изображенными, но самыми настоящими, а площадь вещью, не написанной и маленькой, а настоящей и огромнейшей. Перуцци Бальдассаре (Peruzzi, 1481—1537) — итальянский художник и архитектор, род. Перуцци Бальдассаре (Peruzzi) (1481-1536) итальянский архитектор и художник. Перуцци стремился воссоздать иллюзионизм античной живописи. По его планам была также возведена Сагра Нуова («Новый собор») в Карпи близ Модены (1514–1522). Затем в 1504 году он переехал в Рим, где написал для церкви св.
Вилла, получившая свое позднейшее наименование от кардинала Александра Фарнезе, который приобрел ее через 18 лет после постройки, расположена в садах (в ту пору более обширных) на правом берегу Тибра. По правде же говоря, каждый имел на это право. Архитектурные произведения римского периода Перуцци отмечены влиянием Д. Браманте: фасад церкви Санта-Мария-ин-Кастелло (1515 год) собор в Карпи, близ Модены (1515-1522 годы) проект церкви Сан-Никола-ди-Бари в Карпи (1518-1522 годы). А на торжественнейшем празднестве, устроенном римским народом на Капитолии, когда жезл святой церкви вручался герцогу Джулиано Медичи из шести живописных историй, выполненных шестью разными превосходными живописцами, та история, которая была написана рукой Бальдассаре имела высоту в семь канн, а ширину в три с половиной и изображала Юлию Тарпею, предающую римлян, была без всяких колебаний признана лучшей из всех. Вероятно, он строил Сан-Себастьяно на Валле Пьята в Сиене (1507).
Онуфрия "Бога Отца", "Венчание Богородицы" и "Избиение младенцев". С 1520 г. Перуцци назначен коадъютором строительства собора Св. Петра. Сценически эффектная связь композиции и пейзажных росписей второго этажа с окружением также указывает на Перуцци, много работавшего над декорациями. Петра в Риме. (Peruzzi, 1481—1537) — итальянский художник и архитектор, род. Украсил также своими фресками, предвосхищающими искусство барокко, капеллу Понцетти римской церкви Санта Мария делла Паче (1516–1517), ораторий Фонтеджуста (1528) и построенную им же виллу Белькаро (с 1530) в Сиене.
В 1517 г. папа Лев Х назначил П. строителем собора св. Росписям Перуцци (в вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм, любовь к иллюзионистическим эффектам. Завершил свою карьеру в Риме, снова работая на строительстве собора Святого Петра.
В 1535 г. П. снова переселился в Рим. В 1517 г. папа Лев Х назначил П. строителем собора св.