Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). Родился в 1528 в Вероне. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру).
Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Контини-Бонакосси, 1550-е годы) и волевой, мужественный Портрет Даниеле Барбаро (Флоренция, Уффици, 1560-е годы). Интересно, что в сюжетах этих фресок мифические и религиозные персонажи перемежаются с изображениями хозяев этих вилл. Среди них следует, по крайней мере, упомянуть изображение неизвестного Дворянина в плаще па меху из Музея изящных искусств в Будапеште, портрет еще одного неизвестного, Адмирала из рода Контарини, хранящийся в Художественном собрании Джонсон в Филадельфии, а также лишь недавно попавший в поле зрения исследователей великолепный портрет Дворянина в черномаз частной коллекции.
Створки были закончены и установлены в 1560 году. К эффектной зрелищности своих более ранних работ Веронезе возвращается в своей последней монументальной работе – плафоне «Апофеоз Венеции» для зала Большого совета Дворца дожей (до 1585) большая часть плафона исполнена помощниками и учениками Веронезе, среди которых были его брат Бенедетто Кальяри (около 1535 или 1536-98) и сыновья Габриеле Антонио Веронезе (1568-1631) и Карло Веронезе (1570-96). В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе.
Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Кажется, что эти великолепные женские фигуры, одетые в шелка и парчу, сияющие в переливах прозрачных красочных аккордов, словно раздвигают границы тесного пространства, заключенного внутри богатых, обрамляющих холсты позолоченных рам.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Центральное место в этом ансамбле занимает композиция Коронование Богоматери, по сторонам от нее – фигуры четырех Евангелистов, тогда как в углах свода разместились небольшие монохромные сцены на тему Истории Ветхого Завета и четыре тондо с Херувимами.
Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. В возрасте 27 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики.
Плафоны прославили Паоло Веронезе. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Он блестяще справился с задачей, объединяя в работах вымышленные сюжеты с реальной жизнью семьи Барбаро.
Некоторые образы носят портретный характер. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов, ок. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования.
Зрада 15-1570Презирство 15-1570Повага 15-1570Заручення 15-1570Викрадення вропи 1578 Веронезе писав також станков багатофгурн композиц з зображенням святкових бенкетв, ходв, прийомв (Шлюб у Кане, 13, Лувр, Париж Поклонння волхвв, близько 1571, Картинна галерея, Дрезден Бенкет в будинку Левия, 1573, Галерея Академ, Венеця), монументальн по композиц ввтарн образи (Заручення свято Катерини, близько 1575, Галерея Академ, Венеця). В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. 1548. Уже в этих полотнах Паоло, чувствуя необходимость придать большую читаемость изображениям, утопающим в пышных золоченых рамах, окончательно вырабатывает принципы и приемы декоративной живописи, построенной на взаимодействии света и цвета, которые лягут в основу всех его последующих произведений.
Каким же был тогда Веронезе. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида.
Рассказывали, что сам Тициан, встретившись с Веронезе на площади св. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями.
Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей.
Ему поручили три главных сюжета. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Таковы, к примеру, картина Пир в доме Симона Фарисея (Турин, галерея Сабауда), написанная около 1560 года по заказу одной из веронских церквей или же созданное для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре двумя годами позднее полотно Брак в Кане (Париж, Лувр), участниками которого являются свыше 130 персонажей. И тем не менее Веронезе с полным правом можно назвать портретистом ибо его жизнерадостные картины — это обобщенный портрет венецианской жизни с ее праздниками и торжествами, с ее великолепием, светом искрящимся весельем. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Праздничная театрализация свойственна и композициям Веронезе на религиозные и исторические темы конца 1550-х – начала 1570-х годов: действие разворачивается на просцениуме, подобно фризу, на фоне пейзажа или архитектуры великолепие одежд, доспехов, выразительность жестов, декоративность упругого, волнообразного ритма, сплетающего воедино все фигуры, придают этим картинам характер праздничных триумфов («Семейство Дария перед Александром Македонским», около 1565-70, Национальная галерея, Лондон цикл композиций, написанный для венецианской семьи Куччина, – «Мадонна семьи Куччина», «Поклонение волхвов» и др., 1571-73, Картинная галерея, Дрезден). В 1819 году была снесена и сама вилла. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе».
К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. 1550-х). В комнатах, расположенных в южной части дома изображены: в первой – аллегория Вакх, протягивающий плоды жизни ларам Барбаро, божествам их домашнего очага, а во второй – аллегория Супружеской любви, где радостная чета новобрачных, скорее всего сами супруги Барбаро, Маркантонио и Джустиниана, предстают перед Гименеем, Юноной и Венерой. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Наряду с этим во фресках зала нельзя не заметить новых качеств – уступок живому и непосредственному реализму, элементы которого особенно ярко проявились в фигурах изображенных у нижних границ коробового свода. Уроки Антонио Бадиле, художника, безусловно, способного, однако связанного с традиционными изобразительными принципами, не оказали на Паоло сколько-нибудь существенного воздействия.
Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Чтобы добиться желаемого эффекта, художник полностью меняет свои традиционные средства выражения, создавая новый тип композиции, которая с этого времени станет постоянной для его произведений. Уже в середине 1550-х годов Веронезе становится, наряду с Тицианом и Тинторетто, одним из ведущих мастеров венецианской школы.
Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Крупнейшим среди них был Тициан, колоризм которого строится на ином тональном принципе и отличается сложным сочетанием накладываемых слой за слоем цветов, чьи переходы создают эффект мягкой световоздушной дымки. собакой. С одной стороны, там можно было встретить мастеров, которые продолжали работать в традициях художественной культуры позднего XV столетия, развивая ту ее линию, что вела от Мантеньи к семье Беллини и Джорджоне.
Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
Впрочем, затея так и не увенчалась успехом – в отличие от славы гениального Паоло имя и произведения которого по сей день живы и радуют взгляд всех ценителей изящного искусства. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра. Скорбь, меланхолия, горечь, печаль, столь чуждые молодому Веронезе, характеризуют Оплакивание Христа из ленинградского Эрмитажа и Распятие из Лувра (1580-е гг. ). В то время художник открывает новое тематическое направление в своих работах, описывая масштабные пиры. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Размеры этой картины — 5, 5 метра в высоту и 13 метров в ширину. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Самым значительным монументально-живописным ансамблем Веронезе являются фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, близ Виченцы (начало 1560-х годов): роспись стен и плафонов преображает архитектуру А. Палладио с её классической чистотой форм, вовлекая зрителей в театрализованное зрелище, в котором участвуют члены семьи Барбаро, аллегорические персонажи и античные боги в ней соединяются миф и реальность, правда искусства и иллюзия.
пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество.
С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
Они дали ему первое художественное образование. С середины 1570-х годов большое место в творчестве Веронезе занимают аллегорические и мифологические композиции, в которых декоративная изысканность соединяется с несвойственными ранее Веронезе поэтическими камерными интонациями («Венера и Марс», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Венера и Адонис», Прадо, Мадрид, обе около 1576-1584 «Похищение Европы», около 1578-1580, Дворец дожей). После смерти родные художника выполнили его волю. Среди них блистательное "Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ "Пала Бевилъаква-Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция "Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Этот заказ был выполнен к 1560. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Об учебе художника известно больше. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. Однако в конце XIX века здание церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте Наполеоновского крыла Новых прокураций. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана.
Монументально-декоративной живописи Веронезе (Триумф Венеции, 1578-85, во Дворце дожей Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно в Венеции) присущи праздничная приподнятость образов, выразительность ракурсов и движения, ликующее великолепие звучного цвета, органическое слияние живописи с архитектурой (фрески на вилле Барбаровольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561). Творческое формирование Веронезе относится к 1540-м годам, когда он работал в Вероне и Мантуе уже здесь начали складываться принципы его живописной системы, основанные на гармонии чистых тонов, как бы пронизанных светом и объединённых лёгкими, прозрачными тенями.
Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В этих работах, как и в исполненном им живописном убранстве монастырской церкви Сан-Себастьяно (1555 – середина 1560-х годов), Веронезе предстаёт уже во всём блеске своего дарования: построенные на больших цветовых пятнах, сложных ракурсах, его многофигурные композиции преображают обширные помещения своим декоративным великолепием.
В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. Отдельную линию в творчестве Веронезе 1560-70-х годов представляют его «Пиры», сцены евангельских трапез – от «Встречи в Эммаусе» до «Пира в доме Симона-фарисея» (около 1570, Национальный музей, Версаль и др. ) и «Пира в доме Левин» (1573, Галерея Академии, Венеция первоначально – «Тайная вечеря», название изменено самим Веронезе после допроса в инквизиции, посчитавшей слишком светской трактовку темы).
Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Портрет как чистый жанр занимает в творчестве Веронезе достаточно скромное место. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества.
Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. В его произведениях нет психологической силы, отличающей портреты Тициана или глубокого духовного содержания, присущего работам Тинторетто, но он остается непревзойденным среди венецианцев колористом и мастером сложных пространственных композиций. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой.
В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Все названные произведения отличают характерный для маньеризма подчеркнутый графизм живописной манеры и замечательная красочная гамма: отчетливая, построенная на противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики.
Марка, обнял его и поздравил с победой. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Создание цикла датируется 1570-ми годами. Юношей он копировал картины своего учителя Бадиле, гравюры Дюрера, рисунки Пармиджанино. Учился в Вероне у А. Бадиле. В семье был пятым сыном.
Будущий мастер кисти и мольберта Паоло Кальяри родился в 1528 году в итальянской Вероне – городе, ставшим местом действия легендарной пьесы Шекспира Ромео и Джульетта. Он был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле, от которых и получил первоначальное художественное образование. На заднем плане толпится их многочисленная свита.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло.
СПб, Эрмитаж). Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. Марка. Романо и А. Мантеньи помогло Веронезе овладеть сложным языком эффектных ракурсов, которые он виртуозно использовал уже в первой своей значительной работе – росписях виллы Соранца (1551).
Веронезе – автор торжественных многофигурных композиций (Брак в Кане, 1563, Лувр Семья Дария у ног Александра, после 1565, Национальная галерея, Лондон) с изображением праздничных шествий, пиршеств, со смело введёнными жанровыми мотивами, портретными образами, реально наблюдёнными деталями (Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция). В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Представитель венецианской школы. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких.
Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Ясно лишь, что мастер был обладателем тонкого аристократического лица с внимательным выражением серо-голубых глаз, с небольшой бородкой, удлинившейся с годами, с небольшим ровным носом и маленьким полногубым ртом, широким лбом с растущими залысинами. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне.
Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Новаторство росписи бросалось в глаза. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне. Там уже к 1553 году, сразу же после того как были закончены роскошные позолоченные деревянные обрамления, полотна заняли свои места на своде.
Его языком были краски. Замечательной по изысканности цветовой гаммы композиции Смерть Прокриды из частной английской коллекции соответствует очень красивый маленький холст с изображением Венеры и Адониса, хранящийся в муниципальном художественном собрании Аугусты.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Эти настроения в полной мере присущи самому грандиозному из написанных художником пиршеств — полотну Пир в доме Левия из венецианской Академии. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Изначально эту картину заказали ему монахи одной из местных церквей, вот таким образом сюжет полотна должен был изображать Тайную Вечерю.
Над триумфальной аркой, ведущей на клирос, Паоло изобразил Ангела, несущего благую весть и Мадонну Аннунциату. Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да и они дошли до нас очень плохо сохранившимися. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу).
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.
Веронезе выполнял немногочисленные лирические портреты иногда с оттенком жанровости (Граф де Порто с сыном Адриано, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Одно из самых эффектных и масштабных решений этой темы – полотно «Брак в Кане» (1562-63, Лувр, Париж), настоящий апофеоз венецианского праздничного ритуала, участниками которого являются свыше 100 персонажей изображённые в центре Мария и Христос почти теряются в красочной толпе патрициев, слуг, зрителей (предполагается, что под видом 4 музыкантов на первом плане изображены сам Веронезе, Тициан, Тинторетто и Я. Бассано). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534).
Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Знакомство с росписями Дж. ВЕРОНЕЗЕ (Veronese настоящая фамилия Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона – 19. 4. 1588, Венеция) итальянский художник. Веронезе Паоло (Veronese собственно Кальяри, Caliari) (1528-1588) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт.
Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке.
Речь идет о художественном жанре, пользовавшемся большим спросом у коллекционеров, в особенности после того, как со смертью Тициана картины подобного рода почти исчезли. Лк. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. В 1566г. Дрезден, Картинная галерея). В картинах следующего десятилетия они звучат все более отчетливо.
Веронезе был любителем музыки. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Это наиболее содержательные из его полотен. Очень важно для творчества Веронезе 80-х годов участие в работах по обновлению декоративного убранства в целом ряде важнейших помещений Дворца дожей.
Художнику удалось создать вместо стены трехарочную мраморную лоджию, настолько убедительно выписанную, что она кажется совершенно реальной. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери.
до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.
Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. В 1553 году Веронезе занимался украшением Двореца дожей. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
Первым новаторство этого подхода отметил в 1556 году Сансовино, назвавший роспись во Дворце дожей воистину завораживающей живописью. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному.
Искусство мастера послужило источником вдохновения для художников XVII века: от Рубенса до Пьетро да Картона и Тьеполо. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
Венецианцам предстояло привыкнуть к характерным оттенкам розовому, особенному веронскому зеленому и небесной лазури. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. У пзнх роботах Веронезе, вдзначених рисами кризи ренесансного свтогляду, зявляються настро неясно тривоги, скорбот й меланхол (Викрадення вропи, 1580, Палац дожв, Венеця Оплакування Христа, мж 1576 1582, Державний Ермтаж, Санкт-Петербург). Основная сфера деятельности Веронезе — декоративно- монументальная живопись. У багатьох масштабних творах Веронезе переносив под священно стор в обстановку сучасно Венец: Бенкет у Симона Фарисея (1570, Милан, галерея Брера), Бенкет у будинку Левия (1573, Венеця, Галерея Академ) н. Вдродження Христа 1570-ебитва при Лепанто 1572Лукреция 1580-евенера й Адонс 1582Розпяття 1582 Нечисленним нтимним портретам Веронезе властива мяка, нод з вдтнком жанровости лричнсть (Граф де Порто з сином Адриано, 1554-15, збори Контини-Бонакосси, Флоренця).
Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
Сын каменщика Габриеле ди Пьеро Кальяри.
Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов.
Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
Но они не слишком достоверны. Это противоречило твердым республиканским принципам Венеции, питавшей отвращение к любым формам культа отдельной личности. В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело. В религиозных композициях («Поклонение волхвов», около 1578-1581, церковь Санта-Корона, Виченца «Распятие», около 1576, церковь Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти, Венеция) действие разворачивается на фоне сумрачного вечернего неба, яркие вспышки золотистых, красных, синих тонов одежд приобретают драматическую напряжённость порой художник предпочитает простые крупнофигурные композиции («Оплакивание Христа», около 1576-82, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ).