Экспозиция под названием «Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер» продолжает выставочный цикл, посвященный частным коллекциям, поступившим в Русский музей в разные годы. Вот и всё, что мы успели сегодня рассказать о выставке "Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер", открытой в Михайловском замке Русского музея.
Запах масляных красок провоцировал приступы. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Цв. Появилось также желание показать хотя бы отчасти А. П. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели.
Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П. Особый раздел экспозиции составляют гравюры японских художников XVIII-XIX века (Кацусика Хокусай, Кацукава Сюнсен, Рюсай Сигэхару, Андо Хиросигэ и другие). Что же делать. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц».
С его образом в душе я покинула Италию». Много фантазии. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Я его очень любила.
Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому.
Это характерно. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Сытина считать излишним». По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Что вырезано, то и остается четким и ясным.
И так сложились, вот эти три части мы решились показать. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е.
С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Изредка звучал голос гондольера. Стать живописцем в полной мере Анне Петровне помешала астма.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось».
Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Я никому не поверяла моих мучений, моей внутренней борьбы. В конце концов решила с этим покончить и мы расстались навсегда.
Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка.
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Помогли банки и популярная газета. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Более 200 работ из наследия автора, а также фотографии и письма представляет публике хранитель, куратор выставки Галина Владимировна Павлова. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ.
Остроумова умеет учить и знает, чему учить. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. Особенно охотно обращалась к цветной ксилографии, работала также в технике литографии и акварели. В XIX веке и в Европе, а потом и в России мастера обращаются к торцевой доске. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована.
Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Но и "призвание её было иным", как она сама написала в автобиографических записках. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов.
Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Работа же предстояла нешуточная. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства.
Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства. Анна Петровна много путешествовала. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография. Интересно его видеть, когда он работает.
Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Толстого. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы.
Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты. Но все это техника и средства. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут.
Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». Г. Павлова: Да, оригинала. В трех-четырех тонах неярких красок ей удается передать лирическую красоту города («Крюков канал», 1910).
Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно.
Одна из улиц Петербурга носит его имя. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Уистлера) и гравюре. Озарение пришло к ней летом 1901 года, которое она вместе с родителями и сестрами проводила в Павловске.
Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Во мне все пело. Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности.
Эти отступления послужили ей даже на пользу. И когда А. П. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной.
Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Весь тираж карт тут же распродали. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Или дары её последователей.
В дальнейшем она неоднократно дарила свои работы Русскому музею. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру.
Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Толстого. Всё в ней взбунтовалось и она ушла из класса В. В. В 1916 году Русский музей приобрел первые девять работ Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, чье творчество знаменует возрождение и расцвет искусства гравюры в России начала XX века. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань.
Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. Мы сидели молча. Живописный портрет художницы, созданный К. Сомовым, как и написанный ещё одним её товарищем по академии Филиппом Малявиным портрет, представлены на выставке. И как раз в этом творчество Остроумовой может служить одним из самых ярких проявлений Мира искусства – того направления без направления, которое будет считаться характерным для искусства, непосредственно следовавшего за направленчеством передвижников и предшествовавшего современной ярмарке суеты назойливо шумливых и пестрых доктрин.
И. Д. Шарапова Сытин открыл в сентябре 1876 года небольшую литографию в районе нынешнего Кутузовского проспекта. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой.
В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Нужно отметить, что акварель, хотя та и считается одним из видов графики, А. П.
Это, как правило, буксус или самшит (по-татарски). Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было.
Это меня в первое время ошеломило. Она понуждала сразу в природе выискивать лишь гармонию тех элементов, которые создавали известное настроение. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10 "Павловск", 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Уистлер сказал, что она может в этом учиться только у себя самой. В 1898-99 гг. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». На что Дж.
Черного фона здесь уже не было и в помине. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990).
После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники.
Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. Ретроперспективность – их отличительная черта. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). В 1901 году она выполнила 11 сравнительно небольших чернобелых ксилографий с видами СанктПетербурга. Как быть. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия».
Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. Гоголя, Л. Н. – Да. - А дальше что.
Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). Пособие». Но даже знатоки впервые увидят её собрание японской гравюры, например. Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция.
Но не только. Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. Собор Сен-Северин, Сен-Клу. В блузе, лицо совсем меняется, ничего не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем и вместе с тем он почему-то возбуждает во мне жалость. Кругом была тишина.
Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Особенно интересовала старинных литографов Нева – и не бурливое злое ее клокотание в осенние бури и не снежные ее поля зимних месяцев, а плавное движение ее светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты. Просила, умоляла. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя.
В 1916 году музей приобрел первые девять произведений Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, творчество которой знаменует возрождение и расцвет гравюры в русском искусстве начала XX века. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. У нее получались интересные портреты: изображение Максимилиана Волошина сейчас хранится в Русском музее, а Михаила Булгакова – в Бахрушинском.
Уистлера) и гравюре. Сереженьке. С гордо закинутой назад головой. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка».
Это XVIII век, ну и первая половина XIX века включительно. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. И она как художник там многому научилась. Она делала только то, что ей хотелось делать.
Г. Павлова: История гравюры – это история техник. Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Но при этом она была далека и от произвола случайных фантазий, так часто принимаемых менее проникновенными натурами за вдохновение. Возможностями торцевой ксилографии воспользовались репродукционисты.
В этом выразилось неприятие современности, тоска по ушедшей гармонии. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством.
«.
Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Нам нужно было приучить читателя.
Анна Петровна осталась в Ленинграде, пережила все трудности блокады и начала активно работать. Петербург». Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры и в АХ, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год.
10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. А затем случилась война. Например, эстампы с очертаниями Венеции – сказочного города имевшего для Анны особое значение.
Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. «Почему моя книга была дешевле.
Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Матэ. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936).
Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. Два месяца только она смогла выдержать такое обучение. Фирменные магазины товарищества были расположены во многих крупных городах: четыре – в Москве, два – в Петербурге, по одному – в Варшаве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде.
Это продольная и торцевая. Процесс обобщения и упрощения формы характерен и для других видов графики этих лет. Остроумова-Лебедева стала обучаться ксилографии, она попала в класс к В. В. Выдающийся график и художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства».
«Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Она юна еще абсолютно и гениальна. В таких условиях завершала она работу над вторым томом Записок, вела дневник, вошедший в третий том.
Матэ в Училище технического рисования Штиглица. Матэ (русский художник, гравер), П. П. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно.
В самом выборе мотива, в «смешении воды со зданиями», во всем образном звучании их лежит как бы отсвет золотого века Пушкина. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества – после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Как выяснилось, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, поскольку их запах вызывал у нее приступы астмы.
Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства». Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. По каким-то причудам К. Сомов долгое время отказывался нас знакомить с этими девушками, у которых он часто бывал, но его рассказы о той, которая собиралась себя посвятить трудному и редкому искусству деревянной гравюры, разожгли в сильной степени мое любопытство и я, наконец, добился того, что на русское рождество 1898 года Сомов смилостивился и свел нас к этим художницам в их бивуачную квартиру на Avenue du Maine. Он радовал и вдохновлял. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др.
В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом».
Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году. Первый художественный иллюстрированный журнал. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку. Нева, набережные, каналы, мосты.
Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А.
Выборгскую сторону регулярно обстреливали, дров в квартире оставалось только до начала зимы, половина окна в мастерской была заколочена фанерой и очередную доску, которую она резала, все время приходилось переносить по столу вместе с лучом скупого осеннего солнца. Репин. 12) «Гости, обеды, вечера. Крюков канал. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома».
Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж.
Однако копировать чужие гравюры ей показалось скучным и она перешла в общий живописный класс, где преподавали Н. Новоскольцев, Н. Кошелев, Г. Манизер. Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР.
Знаменательно, что рисунки А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, особенно их раскраска, очень близки к ксилографиям Остроумовой-Лебедевой. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна.
Г. Павлова: Да-да. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Оно до некоторой степени уже предвещало ту уродливую толчею, которая царит в искусстве в настоящее время.
Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. Дебютировал Нарбут в 1907 г. иллюстрациями к детским книжкам, которые сразу принесли ему известность. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
Туманностей нет». И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Толстого (1929 г. ).
Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). И ксилография, можно, наверное, сказать и это будет правдой, – самый древний вид гравюры. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу.
Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Товарищество И. Д. Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Пушкина, Н. В. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». Продольная – это, когда берётся спил обрезной доски и по слою гравируется.
Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. в Академию. Но если самые ранние ксилографии Остроумовой-Лебедевой «Персей и Андромеда» (1899), «Луна» (1900), «Дорожки» (1900) явно свидетельствуют о влиянии на ее творчество мастеров итальянской гравюры кьяроскуро или японского художника Хокусая, то очень скоро художница находит и свой собственный стиль в ксилографии и свою тему. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика.
Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. В свою очередь, этот факт близости рисунков и ксилографии указывает на то, что проблема материала (дерева) как одна из основных проблем всякого вида искусства не была еще полностью решена художницей. Я был несколько озадачен дерзостью такой затеи. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год.
Я то люблю его, то ненавижу. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. И в то же время зрелость художественного восприятия сказывается как на умном выборе тем, так опять-таки и в том лаконизме, с которым записаны под живым впечатлением действительности эти сонеты и элегии.
Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались.
Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
«Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Находила, что он мало любит искусство. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию.
того образа, который получит со временем эта область». Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Через недели две она ее кончила.
Воспроизводимые помногу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. 11) Классы и мастерские. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть — в акварели. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов.
платил автору, 2, 5 коп. Спускались сумерки. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой.
Знаменитые циклы художницы "Петербург", "Павловск" знакомы и любимы публикой. Ей там нужно было выбрать специальность, обязательно прикладную. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок — как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). А. А. Петербургу особенно посчастливилось на литографии.
Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились.
Но я сдержалась. На ее кончике – сердце художника. По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. У нас очень много бывало студенческой молодежи».
8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду).
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Выставка продолжает цикл экспозиций, посвященных частным коллекциям, в разные годы поступившим в Русский музей и составившим его собрание. Фиксируя непосредственные впечатления в набросках, потом подолгу просиживала за рабочим столом, стараясь уловить, постичь, а потом передать самые глубинные ритмы того или иного пейзажа. Уистлеру и спросила у него, что ей делать с этим дальше, на кого учиться. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина.
С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом Автобиографических записок. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его.
Для талантливых личностей, образовавших это творческое содружество, действительностью была не окружающая, а внутренняя жизнь полная мечтаний и красоты. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства.
Архитектура для нее – лишь часть его общего облика. Если бы все остальные его изображения – в картинах, акварелях, гравюрах и фотографиях – погибли и остались бы одни литографские виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, казенного и поэтического города. Кровавое воскресенье. Мы с невестой увлекались тогда копированием старых мастеров в Эрмитаже и как раз я был занят портретом слегка криворотого мужчины Франца Хальса (а моя невеста срисовывала тут же висевший портрет Сына Хальса), когда рядом с нами появилась небольшого роста барышня в пенсне, которая принялась набрасывать углем на холсте Девочку с метлой Рембрандта (все эти три картины висели в те годы почти рядом). Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась.
Именно гравюра на дереве (ксилография), но в разные периоды времени этот вид гравюры то выходил на первый план, то, наоборот, можно сказать, что даже исчезал. Двоюродный брат. Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы.
Ее любимый город представал величественным и мужественным. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. Высококачественную литографическую машину Сытин купил во Франции, для работы в мастерской нанял небольшой квалифицированный штат: два печатника, несколько рисовальщиков, пять рабочих. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923 "Портрет Андрея Белого", 1924 "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925 и др. ).
Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. букварь Вахтерова. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом.
«Был он красивый, высокий, стройный юноша. Чертковым, другом Л. Н. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии».
Работала Анна Петровна самозабвенно, ей хотелось хоть чемнибудь помочь стране, сражавшейся не на жизнь, а на смерть. Это простота и прелесть классики. В 1955 году, согласно завещанию художницы, в музей были переданы все произведения из ее собрания.
Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала. 1905 год. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза).
Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу.
Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. «До этого года, 151 вспоминала она впоследствии, 151 я плохо знала Павловск и его великолепный парк. Значит, существуют две отрасли ксилографии. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Впереди на полочке – коптилка.
работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. И вот я был чрезвычайно изумлен и обрадован, когда в новой знакомой я узнал ту самую эрмитажную копиистку и вместе с этим изумлением во мне сразу возникло полное доверие к ее таланту, к ее творчеству. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных.
В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. Работы русского ученого легли в основу производства искусственной резины и в других странах.
В гимназии Анна была очень застенчива. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Но. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа.
Туда же она привезла свои первые гравированные доски, показала их Дж. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. 1874 года рождения.
Уистлера) и гравюре. Писала она, впрочем и акварели. Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели.
Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Так гравировали в древности мастера.
Остроумова-Лебедева – мастер городского пейзажа. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица.
В 1898-99 гг. И в России и в Западной Европе гравировали по продольной доске. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. оставалось издателю». В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию».
В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. Она была второй дочерью в семье видного чиновника.
Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Но всё это было исполнено, конечно, в чёрно-белом варианте. И дело не только в природных различиях пейзажей и архитектурных памятников – везде благодаря неповторимой авторской манере передано особое настроение и оригинальное, чуткое видение автора. Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек.
Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Пароходик перевозил на ту сторону. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий.
И. Д. Именно там в 1903 году она поняла, что влюблена в двоюродного брата, талантливого химика Сергея Лебедева, впоследствии первым синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России».
Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение.
Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
В 1898-99 гг. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д.
Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Это было давно. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908- 10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Теперь об акварельной кисти. Построенные на контрасте черного и белого, на ритмическом соотношении и звучании линии и пятна, ее гравюры несут в себе ту «сугубую остроту и выразительность» образного решения, которую так ценила в ксилографии сама художница. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С.
Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н.