«портрет инфанты Изабеллы».
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость.
Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Гризайлевый эскиз портрета находится в Художественном музее Бонна. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
по возвращении в Антверпен, ныне находится в Мадридском Прадо. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Какое такое богатство было у несчастной Таннекен, вдовыпортного Сиса, которую в Хейсте живьем закопали в землю. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. На обороте на средней горизонтальной планке подрамника имеется краснокирпичного цвета сургучный штемпель с изображением владельческого герба, по мнению специалистов отдела нумизматики и геральдики Эрмитажа, английского происхождения.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Какое такое богатство было у несчастной Таннекен, вдовыпортного Сиса, которую в Хейсте живьем закопали в землю.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. – Ты бледен, угрюм ирассеян. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса.
На иконах изображают свечение вокруг голов в форме круга. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Ей было 15 лет. Правда, только однажды. Работа не подписана автором2.
Филиппа в последние три года его жизни мучили подагра и лихорадка. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Благодаря тонкому письму, картина не статична она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке31.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В 1517 году Мартин Лютер, католик, профессор теологии, смотритель 11 монастырей, церковный проповедник, выступил против индульгенций (грамот об отпущении грехов, продаваемых в соборах), которые ввел папа римский Лев Х. Мартина Лютера отлучают от церкви, он сжигает папскую буллу (послание). Портрет этот — единственный в своем роде.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки1, заметное также невооружённым взглядом. И не только.
Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
И Рубенс писал эти портреты. Она смотрит на мир не по возрасту серьезно и с той долей печали, которая свойственна натурам тонко чувствующим, легко ранимым, хотя и не слабым. Рубенс не был великим портретистом.
Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Не здесь ли следует искать истоки самого духа рубенсовского искусства — духа мощного, радостного избыточно полнокровного и, как отмечают исследователи, по преимуществу языческого.
Инфанта была очень красива в молодости. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Заботливый папа сам отбирал для него учителей и воспитателей. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Обстановка во Фландрии была напряженной, трое детей умерли младенцами (больше детей не было).
(Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.
Что побудило Рубенса «приглушить тона». На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний. Практически невероятно, что ее красота к моменту, когда ее узнал Рубенс, поблекла до нуля. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей28. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Чего нельзя сказать о Маргарите. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Михаила в Брюсселе. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки.
Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Остановившись перед ним в рубенсовском зале Эрмитажа, уже не замечаешь ни сияния красок, ни колдовского мастерства кисти, ни всего другого, чем отмечено искусство художника и чему мы только что отдавали дань восхищения. У этого портрета есть еще одна особенность: контур головы подчеркнут белым.
«Камеристка» не нуждается в них. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Рубенс тяжело переживал эти утраты. На других портретах фон был другим. Э-эх.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. – Для наушников недостаточно бедные, – возразил Клаас. Изабелла продолжала управлять Нидерландами.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Работа не подписана автором.
Портрет абсолютно не парадный. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. В 1596 году Филипп назначил губернатором Нидерландов своего племянника Альберта, который в 1599 году – в то время ему исполнилось 40 лет – женился на 33-летней Изабелле (Альберт с 11 лет находился при дворе Филиппа, то есть жених и невеста выросли вместе, так сказать, в одном дворе).
Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Карл V был католик, вот таким образом на подвластных ему территориях инквизиция бушевала вовсю. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. Иоанну Мартене сожгли как ведьму, но только спервабросили в воду, а она не тонула, ну, значит – колдунья. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Поступил в музей в 1976 году из Государственного Эрмитажа, где находился в фонде «Б» с 1923 года. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr).
Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. В таком виде запечатлел ее Рубенс в 1625 году. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Всегоне перескажешь. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Это было началом Реформации. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Всё это католическая церковь называла «ересями» и преследовала самым жесточайшим образом.
– Для наушников недостаточно бедные, – возразил Клаас. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. Обучение базировалось на книге Эразма Роттердамского «Воспитание христианских принцев», напечатанной в 1516 году (в России эта книга вышла в издательстве «Мысль» в 2001 году под названием «Воспитание христианского государя»). Выдающиеся учителя привили воспитаннику любовь к чтению: за свою жизнь он собрал 14 000 томов. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Почему на ранних портретах ничего подобного не было. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. У нее была ветхаярухлядишка да семь золотых – доносчик польстился на половину. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Инфанта — титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году), кроме наследников престола. Во-первых, она явно внешне проигрывала первой жене Филиппа, красавице и умнице Изабелле де Бурбон, во-вторых, до двора уже успела долететь сплетня о курьезе, который произошел по дороге в Испанию. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Инфанта улыбается. Всегоне перескажешь. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Почему так.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. – спросила она. По всей вероятности, портрет был приобретен в собрание русской дворянской семьи Мятлевых, где благополучно дожил до Октябрьского переворота 1917 года, после которого был реквизирован и попал в Музейный фонд Эрмитажа, с атрибуцией «копия с мюнхенского оригинала». Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
В этом лице — впервые у Рубенса.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. По информации полученной от специалиста Государственного Эрмитажа О. Я. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу. Лица супругов абсолютно безрадостные, у обоих какой-то опустошенный взгляд. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Изабелла Клара Евгения, дочь испанского короля Филиппа Второго родилась в 1566 году. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
Клаас зарычал, как собака: – Собираются восстановить свирепые королевские указы. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Но такого Рубенса мы увидим. В числе подвластных ему территорий были Нидерланды, одно из самых «больных» мест империи.
– Что, муженек, голову повесил. Очень похоже, что с натуры они были написаны только один раз, а остальное – авторские копии (какие были писаны с натуры – определить невозможно). Жизнь этой пары не была ни спокойной, ни счастливой. Рубенса интересовало другое. Чем дольше глядишь в лицо этой девушки, почти подростка, тем полнее открывается нам ее сложный и многообразный внутренний мир. Кроме того, начали воевать между собой и церковники.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». «Камеристка» не нуждается в них. В 32 года он стал королем. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность.
21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Инструментом этого преследования была инквизиция. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Эту корону Филипп получил от отца – императора Священной Римской империи Карла Пятого. Европейские правители воевали, пытаясь переделить всё и (по возможности) присвоить соседские земли. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Ирбитский экземпляр портрета, бесспорно, относится к числу этих многочисленных повторений.
Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Филипп IV, фанатичный до жестокости и религиозный до фанатизма, как говорили о нем современники тщеславная и не великого ума Мария Медичи фатоватый герцог Букингемский сомнительной репутации правительница Нидерландов инфанта Изабелла и множество других, высоких рангом, но не столь же высоких достоинствами, осыпали художника немалым количеством гульденов и флоринов, чтобы в дорогих золоченых рамах оставить потомству свое изображение. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. «Портрет инфанты Изабеллы» существует во многих вариантах: погрудном, поясном, поколенном и даже, в полный рост, со стоящей или сидящей в кресле фигурой.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Филиппу – 42. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Э-эх.
Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Изначальный поколенный протооригинал, созданный Ван Дейком в конце 1627-1628 гг. Да и удержать обширные владения было непросто. Снова смертьпойдет гулять по Фландрской земле.
Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Рубенс не мог нарисовать ее в таком виде (все-таки – не святая), но сияющий фон как бы приближает ее к святым.
В те времена испанская корона владела громадными территориями в Европе и Америке. География бытования портрета в музейных собраниях Европы широка, что объясняется использованием этих портретов в качестве дипломатических подарков. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «». Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. После смерти художника в 1640 году, предположительно, в числе прочих картин, портрет попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса.
За лютеранством появились кальвинизм, анабаптизм, англиканство. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. В Эрмитаж поступил из собрания Мятлевых. Дерево, масло.
Она молода, но грусть, оттенки которой непостижимо многозначны, кажется, уже поселилась в ней, глубоко затаенная на самом дне чистой, только начинающей жить души. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. У нее была ветхаярухлядишка да семь золотых – доносчик польстился на половину. Картина «Портрет Инфанты Изабеллы Клары Евгении, Эрцгерцогини и правительницы Нидерландов» кисти знаменитого Антониса Ван Дейка.
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. По словам историков, «он (Филипп) называл дочь утешением своей старости и светом своих глаз. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Нельзя сказать, что улыбка очень жизнерадостная, скорее, она ироничная или скептическая, но, по меньшей мере, с портрета смотрит живой человек. Изабелла ухаживала за больным отцом. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
По наиболее распространённой трактовке, на портрете — посмертный образ Клары Серены в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. Не это ли первый и главный признак шедевра. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56.
64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. – Мы с тобой люди бедные, – заметила Сооткин.
Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия.
Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы».