Если гравюры на дереве Дюрера способствовали резкому качественному скачку в развитии ксилографии, то гравюры на меди продолжали постепенную эволюцию этой техники, вершиной которой стали «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». 100 ксилографий составляет эрмитажную коллекцию А. Дюрера, собранную на протяжении последних двух веков. После второй поездки в Италию, возвратившись в Нюрнберг широко известным, прославленным мастером, А. Дюрер создает серии ксилографий «Большие страсти», «Жизнь Марии», «Малые страсти» и множество других гравюр на дереве. Сегодня 21 мая исполняется 544 года со дня рождения величайшего немецкого художника, графика и живописца, признанного величайшего мастера ксилографии — Альбрехта Дюрера.
Получив первые художественные навыки в семье отца – золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у крупнейшего нюренбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства. Вниманию читателя предлагаются репродукции ксилографий А. Дюрера в ретроспективном изложении, дополненные аналитическим обзором их сюжета, композиционного решения, образно-пластического раскрытия темы и места в творчестве мастера. Альбрехт Дюрер является великим мастером западноевропейского Ренессанса и был признан самым крупным мастером ксилографии из Европы (вид печатной графики), поднявший ксилографию до уровня искусства. Учебный анализ гравюр немецкого художника эпохи Возрождения А. Дюрера, выполненых в технике ксилографии (резцовой гравюры по дереву).
Ксилографии Дюрера невозможно понять, не рассмотрев внимательно каждый сантиметр плоскости. Галерея дюреровских гравюр на дереве берет свое начало от иллюстраций к базелевским изданиям книг, достигает вершины в сериях гравюр изданных в Нюрнберге и представленных художником в виде альбома и завершается ксилографиями рисунков, проектов, шрифтов для собственных трактатов. Такая готическая знаковая система изображения определяет первую из сохранившихся ксилографий А. Дюрера. Это один из немногих ксилографических портретов А. Дюрера. Альбрехт Дюрер (1471-1528)– немецкий живописеци график, крупнейший европейский мастерксилографии (гравюрана дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры).
Изящные и цельные композиции этих гравюр производят впечатление монументальности решения. Здесь изображено, как он выглядит. Плотной группой изображена процессия, вышедшая из ворот Иерусалима.
Ходасевич, Эль Лисицкий, Л. Козинцева), а книга Эренбурга «А всё-таки она вертится. » была оформлена французским художником Ф. Леже. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. В этой среде коллекционировали античные монеты, переписывали древние надписи, стремясь преодолеть пренебрежительное отношение к «варварам-немцам», которое было распространено в Италии со времен Петрарки. Композиция гравюры характерна для дюреровской манеры погрудного портрета.
(Дюрер А. «Введение к трактату о пропорциях»). Круг этих людей был назван «гуманистами» из-за склонности к «studia humanitatis» (к светскому знанию), в противоположность средневековым «studia divina» (наукам о божественной мудрости). 1502).
Это самая большая гравюра на дереве за всю историю ксилографии. Между Христом и зрителем как бы сократилось расстояние. Вишняк эмигрировал. Фигуры людей сливаются с природой. Он работает над серией «Жизнь Марии» по возвращении из путешествия по Италии.
Художник выделяет героев, сильно выдвинув их вперед и вписав в арку. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Композиции лишены бытовых деталей, которые заполняли гравюры серии «Жизнь Марии». На передней крышке переплёта — металлическая накладка с гравированной композицией «Адам и Ева», повторяющей одну из работ А. Дюрера.
Как у апостолов, голова его не покрыта, а шляпу он держит в руках. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть».
На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Одно из самых загадочных произведений этого времени — «Четыре ведьмы». 1502-05, ксилографии). Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). На протяжении всех лет существования издательства тесные отношения связывали «Геликон» с графиком Василием Николаевичем Масютиным (1884-1955). Обилие бытовых деталей нисколько не заслоняет значительности происходящего. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства.
Лемана. В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. На массивной конторке тома Библии на древнееврейском, греческом и латинском. В этом финале неудовлетворенность выступает как результат напряженной физической и духовной деятельности человека. Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни.
Кроме того, техническое несовершенство новой техники (железо после травления быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало быстрому развитию офорта. В них был, по словам Томаса Манна, «целый комплекс судьбы» в которой «герой» был одновременно и «жертвой», но которая стала «предвестником новой более высокой человечности». Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Екатерина не только опровергла оппонентов, но и обратила их в христианство. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.
И то и другое присуще ксилографии 15 века, но в более упрощенных, условных формах. А. Дюрер писал, рисовал, гравировал их в течение всей своей творческой жизни. У него на поясе сумка с благовониями.
Кроме того, техническое несовершенство новой техники (первые офорты травились на железе, которое быстро окислялось и доска погибала) также препятствовало ее быстрому развитию в XVI веке. В этой книге говорится, что человек не должен сворачивать с пути истины, какие бы призраки перед ним ни вставали. Серия «Малые страсти» состоит из тридцати шести гравюр небольшого формата. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. Сзади плетется дьявол со свиной мордой, увенчанной причудливым гребнем. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины – серия пейзажей. Герой, наделенный благородством и чувством достоинства, противостоит алчной, жестокой и злобной толпе.
В настоящее время копии с гравюр Дюрера можно разделить на три группы: первая – копии как известных, так и не идентифицированных мастеров иногда оставлявших свои монограммы вторая – копии неизвестных мастеров, явно измененные по сравнению с оригиналом (например, увеличенный или уменьшенный размер изображение в другую сторону изменение отдельных деталей и частей композиции) наконец, третья – подделки, точно повторяющие все особенности гравюр Дюрера.
Слуга Никодима, с недоверием поглядывая на тело, поддерживает ноги Иисуса. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. 900 рисунков). Оценивая творчество Альбрехта Дюрера, его современник, прославленный гуманист Эразм Роттердамский (1466 – 1536) в 1528 году писал: «.
Очень много Дюрер работал над изучением пропорций человека. В Национальной библиотеке во Флоренции хранится копия письма на итальянском. Тем не менее и в художественном плане и в популярности она уступает работе Дюрера. Так, крупнейший предшественник Дюрера в этой области Мартин Шонгауэр использовал в своих работах светотеневую лепку. Бобров, В. Лидин, Н. Крандиевская, Г. Лукомский). Рядом мужичок в «шапке-ушанке» (Симон), сочувствуя, поддерживает крест: Мария и Иоанн ведут диалог.
Художник, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело он первым в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций он был единственным немецким художником XVI века, оставившим после себя литературное наследие. В этой гравюре художник добивается еще большей пластичности форм. Графические приемы работы выразительны и лаконичны.
В берлинский период под маркой «Геликона» было выпущено 49 книг: это прежде всего художественная литература и книги по искусству, философии истории. Такие предметы носили домохозяйки Нюрнберга. Холмистый берег озера покрыт скудной растительностью, большие валуны лежат у кромки воды.
Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и неожиданные эффекты. Другой интересный сюжет — «Геркулес на распутье». Указанные черты не свойственны настоящим носорогам. Каждый образ персонально охарактеризован и определена его роль в данной ситуации. В гравюре на меди А. Дюрер доказал, что этой новой техникой он овладел в совершенстве («мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия», «Святой Иероним»). В этом листе художник добивается еще большей пластичности форм. Рафаэль и Джованни да Удине зарисовали носорогов.
На его гравюре носорог закован в латы. Дюрер изобразил носорога, никогда не видев его используя рисунки и описания очевидцев. В зрительном центре листа фигура Марии с младенцем на коленях, она кормит ребенка грудью. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Дюрер построил композицию в бытовом аспекте, не акцентируя на торжественности момента.
Об этом рассказывал лично сам Дюрер в автобиографии «Семейная хроника» — эта автобиография стала первой в западноевропейской истории искусств. Любопытным остается отсутствие гравюры на тему крестьянства. Собака здесь — символ верности. Император Домициан приказал бросить Иоанна в котел с кипящим маслом.
Это указывает на то, что герой выберет путь добродетели. Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим. На всаднике—доспехи, в руке — копьё. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо.
Заметим, что на этой гравюре Дюрера христианских символов нет. Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», созданная в 1513 году, произвела в Европе настоящий фурор. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». В каждой гравюре свет своим ярким лучом вырывает из общего мрака фигуру героя – Христа.
Гофмана с прекрасными иллюстрациями В. Н. Дюрер представляет тему «Христос несущий крест» в сложной многофигурной композиции, включая в нее как образы Священного Писания, так и апокрифические. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели. Гравер использовал эффекты освещения для передачи напряженности и драматизма действия.
Все внимание сосредоточено на основном событии, которому посвящается лист. В каждом из персонажей прочитываются индивидуальные черты. Определенная последовательная связь трех гравюр из которых ««Меланхолия» является последней, позволяет считать ее финальной частью «Триптиха». Творчество. Именно здесь тянется нить, связывающая искусство Дюрера с искусством Рембрандта.
Под маркой «Геликона» в собственной типографии в 1927-1933 годы он напечатал только 3 книги И. Эренбурга. Графика художника необычайно богата и разнообразна и по техникам (ксилография, гравюра на меди, сухая игла, офорт) и по сюжетам и по жанрам (иллюстрация, портрет, бытовая тема, декоративная гравюра). Это одна из многофигурных композиций «Малых страстей». С издательством сотрудничали как художники-эмигранты (В. В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». Линия становится носителем эмоциональной выразительности и экспрессивности образа.
Существуя параллельно, обе техники оказывали стилистическое влияние друг на друга. Серия, названная по образцу народных изданий «Апокалипсис в лицах», предназначалась для самого широкого распространения. Только этим можно объяснить такое точное ощущение упругости, четкости и напряженности каждого штриха, которые проявились уже в ранних гравюрах мастера. О «благородной меланхолии» Дюрера вспоминал известный гуманист Филипп Меланхтон.
Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95 Венеция и Падуя). Почти все — гравюры на меди, лишь две выполнены в технике ксилографии. Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок.
В композиционном центре листа Аримафенянин с восточным тюрбаном на голове, он с усилием поднял тело Христа, обхватив его руками. Во всех сферах деятельности он достиг особых высот. Дюрер, однако именно в 1514 году, в год создания «Меланхолии», дает несколько изображений крестьян. Альбрехт Дюрер (cын выходца из Венгрии, золотых дел мастера, осевшего в Нюрнберге) учился ремеслу отца, который, заметив одаренность сына и интерес к искусству, отдал его на выучку к лучшим живописцам города.
Первые из тридцати семи листов посвящены темам Ветхого Завета («Грехопадение» и «Изгнание из рая»). Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. В подражании рукописному фолианту, для молитвенника был разработан специальный шрифт, а на полях его художники должны были разместить рисунки, выгравированные на дереве и отпечатанные вместе с текстом. Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, на шее колокол — подробности, которые мы уже знаем по «Апокалипсису» и рисунку «Помни обо мне». С тонким ювелирным рисунком Дюрер знаком почти с детства, наблюдая за его созданием в мастерской отца, вот таким образом для многочисленных лент орнамента он не использует шаблонный мотив, а в каждом листе, как бы продолжает «мелодию» гибких незатейливых цветов.
Здесь он был независим от заказчика и свободен в выборе темы. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Наконец, уже вернувшись из Италии, художник снова обратился к гравюре. Особенности использования каждой техники объяснялись разным назначением гравюр. В листе У в верхнем ярусе композиции праведники получают от ангелов «белые одежды» и тут же их надевают, далее вниз устремляется поток горящих звезд и разящего огненного дождя. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы.
Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 в. – начала 2-го десятилетия 16 в. таковы небольшой алтарь «Рождество» («Алтарь Паумгартнеров», ок. Им подражали, копировали даже в Италии. Говорят также, что носорог быстрый, непредсказуемый и хитрый зверь. Может монах или ангел, раз уж крылья.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Творческая зрелость. Вдали, на «лысой горе» место распятия Иисуса. Всё это создаёт напряжение покоя, состояние взведённой пружины.
В его понимании образы этого бедствия преломились в сфере проблем Германии конца ХУ века: «Великий раскол» католической церкви, условия политической раздробленности государства, «Реформация императора Сигизмунда», которая была популярна на рубеже веков и, наконец, чума – бедствие, периодически обрушивающееся на родной Нюрнберг. Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г. ). У Иеронима Блаженного, как это ни удивительно, был ручной лев. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок.
Тема пребывания святого семейства в Египте взята Дюрером из апокрифических евангелий и «Золотой легенды» Якоба из Варогина. Святой Иероним личность легендарная, но вполне реальная. Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди.
«Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы. Впечатление брони могли вызвать складки кожи индийского носорога. Семь из них были созданы одновременно с «Апокалипсисом», а остальные – десятилетие спустя.
1507, Прадо). К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции – выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506, Национальная галерея, Прага) и «Поклонение св. Во время, когда складывается текст «Апокалипсиса» не существовало пап и епископов, Дюрер вводит эти образы, чтобы указать на греховность церкви своего времени. Он закован в латы и вооружен. Круглолицая, миловидная, она узнаваема на всех гравюрах Дюрера. В данной работе А. А.
Загадочная по мотиву декоративная гравюра «Узел» и множество иллюстративных рисунков, чертежей, образцов шрифта для собственных трактатов было создано художником. Кроме указаных выше произведений, мастер выполнил самые разнообразные по тематике и назначению ксилографии: экслибрис для своего друга Вилибальда Пиркгеймера, фамильный герб Дюреров и герб для нюрнбергской патрицианской семьи Михаила Бехайма, эстампы «Месса Святого Григория», «Поклонение волхвов», «Смерть и ландскнехт», несколько листов для новой незаконченной серии «Страсти христовы» – на горизонтальном формате. Хмурое лицо старца Иосифа озабочено. ГравюрыДюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. В трактате Эразма речь шла о нравственной стойкости человека в духе этики Сократа.
De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Среди них А. Дюреру принадлежит особая роль. 1502-05, ксилографии). Работа над «Апокалипсисом» стала рубежной в творчестве художника. Текст вступительной статьи и комментарии к изданию написаны Алексеем Алексеевичем Сидоровым, для которого, по утверждению самого автора, Дюрер всегда был «предметом изучения». Гравер использовал эффекты освещения для передачи напряженности и драматизма действия.
Дюрер дает не столько повествование, сколько перечисление предметов обстановки и образов. Выходили они, как правило, тиражами 1000-3000 экземпляров. Этому стремлению больше всего отвечали ксилография и резцовая гравюра. Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.
«Триумфальная арка Максимилиана» уникальна по размеру и объему изображенных сюжетов. В этом одна из причин популярности его гравюр среди современников. Двадцать гравюр к повествовательному рассказу о жизни Марии, в отличие от «Апокалипсиса», выражали мирный, светский идеал художника и получили реальное воплощение. Образы апокрифической легенды стали более конкретными и жизненными. Он добился этого в резцовой гравюре на меди. Телосложение мощное, хотя и женщины частенько бывают достаточно плотны. Дюрер, Альбрехт (1471-1528) – немецкий художник и график.
Это такой «хорошо темперированный клавир» изысканное сочинение музыкального барокко. Гравюра выполнена на большом листе, близком к квадрату (43 х 32, 3), что превосходит не только портреты, гравированные на меди, но и многие живописные портреты А. Дюрера. Богатство оттенков серебристого тона усиливает красоту этого листа. Но и в этой старинной гравюре и в первой в немецком искусстве античной идиллии — «Семействе сатира» герои помещены в северный лес его голые стволы и сухие ветви указывают на иное понимание сюжета.
Для «Турнского рыцаря» шевалье де ла Тура Ландри А. Дюрер выполнил титульный лист и сорок пять постраничных иллюстраций. Крылатая богиня возмездия Немезида, стоя на шаре, летит над миром. Новая трактовка сюжета «Блудного сына» с необычайной силой показавшая глубину человеческих страданий и техническое совершенство принесли этой гравюре популярность как в Германии, так и за ее пределами. Дюрер покрыл тело носорога, включая «доспехи», ячеистым узором. И как всегда, в этой серии, на переднем плане изображена дощечка с монограммой художника.
Поистине революционным преобразованием стал ксилографический способ книгопечатания. Это широкое движение получило название Реформации. Немолодое лицо спокойно и сурово. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. Каждый портрет, выполненный Дюрером, – это своеобразный памятник современнику.
Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Евангельские сюжеты фиксируют кульминационные мотивы «Страстей».
Тяжелыми складками драпируется ткань его одежды из дорогого сукна. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. И творчество Дюрера было вершиной на этом пути.
Изображенный, в определенной позе, слева от героя осел вызывает у зрителя однозначные ассоциации с известным авантюрно-эротическим произведением античного автора «Золотой осел», основной смысл которого связан с метаморфозой юноши, превратившегося в осла, который ведет сообразно своему положению «скотский образ жизни» и служит для плотских утех своей хозяйки. В 1920 году А. Г. Дюрер, видимо, сам пробовал резать. Важным впечатлением для Дюрера стали работы Анреа Мантеньи (старинные гравюры на античные темы которого он копировал еще до поездки). Сохранились также рисунки Дюрера по мотивам Поллайоло, который, в свою очередь, ориентировался на рельефы античного саркофага.
В это время А. Дюрер создал один из своих шедевров – серию «Апокалипсис». Штрихи нанесены с такой свободой и смелостью, как если бы, перед нами была не гравюра на дереве, а виртуозный рисунок.
В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Всё замерло.
Некоторые источники утверждают, что шкура была отправлена в Рим на выставку «набитой соломой», впрочем, подобные сообщения оспаривают представления о существовавших в то время технологиях таксидермии. Дюрер уподобляет деятельность Иеронима работе алхимика. Перед изданием серии Дюрер с уже готовых досок делал несколько оттисков на хорошей бумаге, без текста.
Альбрехт Дюрер начал ходить в латинскую школу в 1477 году. Базель был одним из центров гуманистического образования Германии. Его работа больше соответствует действительности. Богатство оттенков серебристого тона усиливает красоту листа. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ).
Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. На переднем плане свернутые пелена (полотно) и другая часть смирны и алоя. Он оставил также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. Указанные черты не свойственны настоящим носорогам1. Клише работы Г. А. В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок.
Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» (1514 г. ) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. В начале ХУ века ксилографические книгоиздания Германии в течение нескольких десятилетий прошли путь от лубочных листов анопистографического книгопечатания (блок с запечатанными с одной стороны страницами) к опистографической книге (на основе склеивания отдельных отпечатанных лицевой и оборотных сторон листа). Живопись 1494-1514Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. В иллюстрации рукописных книг, в церковных витражах, в объемных изображениях чудовищ из камня, сцены «божьего суда» были привычны для зрителей. Их исполнение отличалось тонкостью и тщательностью.
И по величине он равен слону, но ноги у него короче и он хорошо защищён. Одну из лучших гравюр традиционно именуют «Всадник, Смерть и дьявол».
Сидорова, «Искусство Марка Шагала» А. М. 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников.
Письмо содержало набросок носорога. Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона.
Цвет его подобен цвету черепашьего панциря и он плотно покрыт толстой чешуёй. Для исполнения своего замысла император выбрал самого прославленного гравера. В его руке низка крупных четок, на широком поясе объемный кошелек. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. Практически одновременно с Дюрером гравюру носорога изготовил Ханс Бургкмайр из Аугсбурга. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.
Одна из них — «Геркулес», где, по-видимому изображен герой, убивающий сиамских близнецов Молионидов (по рассказу Павсания). И Кесселер в своей типографии готовил издание «Писем святого Иеронима».
1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). Он создал ее в конце своей жизни. В то же время он всегда умело сочетал свои эксперименты с работой над созданием цельной и естественной композиции, отводя пейзажу роль объединяющего начала. Как и большинство русскоязычных издательств Германии, в середине 1920-х годов «Геликон» оказался не в силах противостоять экономическому кризису в стране, а также политическим событиям в СССР, приведшим к запрету на всю печатную продукцию Русского Зарубежья.
Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Мрачный лес, какой может привидеться лишь в страшном сне. «Малые страсти» включают тридцать шесть листов. Первыми досками служили медные пластины. Контрастом яростной битве на небе является мирное спокойствие, царящее на земле.
История книгопечатания и особенно европейского, связана с гравюрой на дереве. Правда, теперь в Италии для него первостепенное значение приобрела живопись. Дюрер, видимо сам пробовал резать.
В этой книге А. Дюрер получил заказ на большую часть иллюстраций. Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). В то время было принято среди правителей дарить друг другу экзотических животных. Линия становится носителем эмоциональной выразительности и экспрессивности образа.
В 1500 – 1511 годах, заканчивая серию «Большие страсти», Дюрер обращается к новой для него теме – «Жизнь Марии». Результатом его собственных философских размышлений стал образ «художественной меланхолии». Новая трактовка сюжета «Блудного сына», с необычайной силой показавшая глубину человеческих страданий, а также техническое совершенство работы принесли этой гравюре популярность как в Германии, так и за ее пределами. Если гравюры на дереве Дюрера способствовали резкому качественному скачку в развитии этой техники, то гравюры на меди продолжали ее постепенную эволюцию, вершиной которой стали «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Гравюра считалась достоверным изображением носорогов вплоть до конца 18 столетия. В ней прославляется верность духовному долгу.
Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре «Самсон» соответствует закрученной в клубок композиции, в которой сплелись тело человека и льва. Успех первой работы в Базеле повлек новые заказы. Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть. Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Дюрера. С деревянного клише (печатной формы) печатали игральные карты, листы религиозного содержания, календари и прочее.
В издательском портфеле были произведения и именитых авторов (А. В ксилографии «Святая Екатерина» А. Дюрер раскрыл образ одной из первых христианок во всей полноте чудесных преображений и религиозной стойкости женщины. Забрало на шлеме поднято. На ней платье по моде начала ХУ века, на голове особым образом повязан шарф. Галерею гравированных портретов, в основном, составляют гравюры на меди: «Портрет архиепископа Майнцского Альбрехта Бранденбургского», «Портрет саксонского курфюрста Фридриха Мудрого», «Портрет Филиппа Маланхтона», «Портрет Эразма Фоттердамского», несколько портретов Вилибальда Пиркгеймера.
Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Гравюра для титульного листа «Святой Иероним, врачующий раненого льва» принесла А. Дюреру уверенность в своих творческих возможностях. Технические возможности гравюры, обусловленные резьбой по дереву, разделили ее на виды: «обрезная» (на доске продольного среза) и «торцевая» (поперечный срез).
В рецензии на «Гравюры» отмечалось, что «в русской литературе, кроме полного и большого, но скучного и устаревшего во многом труда А. Миронова, нет ничего значительного о колоссе Возрождения» и обращалось внимание на своевременность появления альбома интересно составленную Сидоровым подборку гравюр Дюрера и острые, подробные и неожиданные комментарии к ним. Анна с гордостью следит за девочкой, торгующие тоже повернулись в сторону Девы Марии. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. В этой серии художественный язык гравюры становится конкретнее, динамичнее и смелее. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён.
Тугендхольда, «Дон Жуан. В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения. Обилие бытовых деталей нисколько не заслоняет значительности происходящего. Главным результатом базельского периода творчества А. Дюрера было участие в иллюстрировании книги Себастьяна Бранта «Корабль дураков».
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Потрясенный император не решился назначить новую казнь и сослал проповедника на остров Патмос, где ему явились чудесные видения, которые Иоанн записал в Книгу о тайном откровении, называемую «Апокалипсисом»». Горизонтальной полосой, почти в одной плоскости, размещены все шесть фигур. Он, как верховный судья, грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. В глубине композиции женщины и иудеи наблюдают за происходящим. Хрупкая фигура архангела Михаила противостоит огромной бесформенной туше дракона.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Образы Ветхого Завета и античной мифологии А. Дюрер отразил в ксилографиях «Геракл убивает малионийских близнецов», «Самсон». Тонкая, почти ювелирная гравировка на медных досках быстрее приходила в негодность. Не классическая античность, а античный пафос эпохи эллинизма оказался близким художнику.
На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьёй. В нижнем правом углу Мария Магдалина, она поддерживает упавшую руку Учителя. Несмотря на отдельные готические черты (многофигурные перегруженные композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), «Апокалипсис» стал произведением нового времени.
Его работа больше соответствует действительности. Море, заштрихованное параллельными линиями, выглядит, как будто скованное льдом.
Наконец, уже вернувшись из Италии, художник снова обратился к гравюре. Елизавета – хозяйка дома, на юбке ее связка ключей, кошелек и нож в чехле. Этот зверь— смертельный враг слона и слон его очень боится.
Он был Марии «хранителем и питателем» (Евангелие от Луки). В гравюре должны быть изображены походы, которые он совершал и мог бы совершать, его реальные и мнимые подвиги, династические браки его и детей и многое другое. Колесо, утыканное острыми ножами, должно было изорвать ее тело.
Во многих отношениях «Апокалипсис» остался непревзойденным не только другими мастерами, но и самим создателем серии. Она скорее походит на одну из пышнотелых немецких женщин, чем на античный образ. С работой над изучением пропорций женского тела связана гравюра «Немезида» (ок. Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной Церкви, приближенный папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославился переводом Библии на латинский язык. Несмотря на отдельные готические черты (перегруженные многофигурные композиции, удлиненные пропорции, витиеватые, ломкие линии), «Апокалипсис» стал произведением нового времени.
Это гравюры небольшого формата — возможно, фрагменты неосуществленного замысла, который мог бы стать адекватным «мастерским» гравюрам. В теоретических трудах по искусству А. Дюрер заявил о себе, как об истинном творце ренессансной эпохи (трактаты: «Руководство к измерению», «Наставление к укреплению городов», «Четыре книги о пропорциях», автобиографическая «Семейная хроника» и «Дневник путешествия в Нидерланды»). («Вид Триента», «Домик у пруда»), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Часто в резцовых гравюрах Дюрера встречаются изображения простого народа («Танцующие крестьяне», «Три крестьянина», «Крестьяне идущие на рынок»).
Тогда Максентий предал ее суду, который приговорил христианку к мучительной смерти. Действие разворачивается на лоне перспективы Гефсиманского сада. В Берлине он впервые выступил и как автор прекрасно иллюстрированной книги «Гравюра и литография» (1923), представляющей собой краткое руководство для гравёров и снабжённой большим количеством репродукций с оригиналов, преимущественно выбранных художником из ценнейшей коллекции берлинского Купферштих-кабинета. Композиция гравюры построена по типу иконы.
Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ). Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. основными в изобразительном искусстве. Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса.
Они являются большой редкостью. Иначе решена композиция «Битва архангела Михаила», пафос которой в столкновении, борьбе двух противоположных начал, добра и зла, света и тьмы. Обычные экземпляры были заключены в двухцветную издательскую обложку, воспроизводящую работы Дюрера: фрагмент рамки для портрета императора Максимилиана I (на первой странице) и «Рисовальщика гитары» (на последней). Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Художник, несомненно, был знаком с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теорией «божественной меланхолии», связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна. Все портреты исполненные Дюрером, – это своеобразный памятник его современнику.
1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. В эти годы А. Дюрер ищет темы, технические приемы гравирования, решив для себя, что гравюра станет для него тем искусством, где он добьется признания. Масютин, А. Арнштам, М. Сладкий, Ф. Блюм), так и приезжавшие из России «на время» (в том числе Вал.
Последние особенно затрудняют работу исследователей. Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. В конце 90-х гг.
Одной из важных причин, побудивших художника во второй раз поехать в Венецию (1505 – 1507), была необходимость оспорить действия итальянских граверов, которые копировали его произведения и продавали свои копии под его именем. «Апокалипсис» – самая таинственная часть Нового Завета. Лист «Св. Изначально издательство ориентировалось на выпуск книг по изобразительному искусству и искусствоведению, о чём свидетельствовали первые три книги «Геликона» (все они увидели свет в 1918 году): «Гравюры Альбрехта Дюрера» А. А.
Тем не менее и в художественном плане и в популярности она уступает работе Дюрера. Всего Дюрер создал более 370 работа в технике ксилографии и более 80 медных гравюр. Фигура на заднем плане — Эрида, богиня раздора, а «три грации» — Венера, Минерва (с лавровым венком) и Юнона (покровительница замужних женщин и потому в чепце, как у немецкой матроны).
Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Издатель Михаэль Фуртер готовил к печати сборник назидательных рассказов французского писателя ХУ века шевалье де ла Тура Ландри «Турнский рыцарь». Волосы убраны в прическу и удерживаются венком из крупных цветов. Тематика ксилографий этого периода, более разнообразна, чем в последующие годы. Оригинальной формы бакенбарды сходятся под подбородком, обрамляя лицевую часть головы. Дюрер – один из тех, кто открыл акварель для искусства Западной Европы.
Так, в листе «Мужская купальня» помимо большого формата удивляет неожиданное движение и динамика линий, которые в гравюре «Самсон» будут передавать напряженность схватки, страсть борьбы. Наиболее издаваемым автором был И. Эренбург: за 1922-1923 годы в «Геликоне» вышло 12 его книг, включая первое издание романа «Необычайные приключения Хулио Хуренито» (1922), сделавшего писателя знаменитым. Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо.
Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. Там, Дюрер увидел новый мир, о котором до этого знал лишь понаслышке. Наверху у входа в храм ее ожидал Захария.
Так, стремительность движения стала главным лейтмотивом в «Четырех всадниках». Иерониме. » оно создает настроение и имеет смысловое значение. Сюжет ковра заинтересовал А. Дюрера. В нише кровать под пологом, медный рукомойник и полка с рукописями. Лист «Св.
Не видев живого носорога лично, Дюрер сделал два рисунка ручкой и чернилами. Конечно, отец сожалел о времени, затраченном на обучение, но все же, уступил сыну. Это истолкование не так далеко от истины. Красивый выразительный шрифт его украшен графической вязью – это отличный пример дюреровского шрифта, о вычерчивании которого художник дает указания в третьей книге «Руководство к измерению».
Часы, весы, ключи (очевидно от кладовых), кошель с деньгами. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г. ).
Именно Масютин, по-видимому, создал и вошедшую в историю эмблему «Геликона», в окончательном виде оформившуюся в берлинский период и выполненную в стиле древнегреческой геммы. Ярчайшим примером Дюрерской ксилографии является его серия из 15 гравюр, созданных для иллюстрации «Апокалипсиса». 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), «Поклонение волхвов» (ок. Такие оттиски не предназначались для продажи, как и пробные отпечатки в резцовой гравюре. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом.
Для того, что бы получить Звание Мастера, он пустился в годы странствий, что было необходимым условием. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Тема «Апокалипсиса» созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века.
Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) – образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св. Ранние произведения Дюрера в этой технике, такие как «Блудный сын» (1496), позволяют говорить о нем как о большом мастере резца. Масютина. Она скорее походит на пышнотелых немецких женщин, чем на античные образы.
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Здесь нет типажей иудеев и римлян, стражники и палачи одеты в немецкие костюмы. Мануэл решил подарить носорога папе римскому Льву Десятому. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши.
В нем прославлена сила духа, стремящегося к истине. Ювелирная гравировка подобна гравюре на меди. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, ЖизньМарии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). Носороги стали популярным мотивом изобразительного искусства и скульптуры. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. И в то же время фигурка Марии размещена в зрительном центре листа.
Ни Смерть, ни дьявол не испугают, не остановят его. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». Крылатая богиня возмездия Немезида (1500-1503), стоя на шаре, пролетает над миром. «Праздник четок» (точнее – «Праздник венков из роз») – одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. Ученик его сделал зарисовки с ковра и в мастерской их выгравировали.
В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. «Меланхолия» (1514 г. )—самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Вместе с тем в гравюрах на меди художник работал над созданием гармоничного образа, близкого итальянским гуманистическим идеалам. В определенной последовательной связи трех гравюр «Меланхолия» является последней, что позволяет считать ее финальной частью «триптиха».
Зарисовки и гравюры лиссабонского носорога попали к Дюреру. В 1505-07 вновь был в Венеции. Одно старинное истолкование «мастерских» гравюр Дюрера хотело видеть в них изображение «сословий»: во «Всаднике» — рыцаря, в «Иерониме» — духовенство, в «Меланхолии» — бюргерство. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной Церкви, приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. Все его акварельные работы можно условно разделить на два цикла: пейзажи (городской пейзаж и природные ландшафты) и зарисовки животных и растений.
Новое ренессансное мировоззрение художника воплощается во всем образном строе гравюры. Троице» (1511, Музей истории искусств, Вена). Дюрер говорил, что на художника нисходит «вдохновение свыше», благодаря которому и возможны величайшие творческие озарения, но ему было знакомо также меланхолическое ощущение глубокой тоски и отчаяния. Иначе решена композиция «Битва архангела Михаила», главная идея которой в столкновении и борьбе двух начал: добра и зла, света и тьмы.
Всадник Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. Она была умной и образованной, на равных вела беседы с мудрейшими собеседниками. Это произведение наполнено аллегориями и символами.
В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. «Турнский рыцарь» и «Корабль дураков» стали лучшими базельскими изданиями последних десятилетий ХУ века. Здесь читали и переводили Цицерона, Плутарха, Лукиана, писали друг другу письма, полные греческих и латинских цитат, принимали участие в научных спорах, за которыми, благодаря успехам немецкого книгопечатания, следили и в других немецких землях. Уже ранние произведения Дюрера в этой технике, такие как «Блудный сын» 1496 года, позволяют говорить о нем как о большом мастере резца. Художник выделяет героев, сильно выдвинув их вперед и вписав в арку.
Эта самая большая из всех серий Дюрера начиналась изображением грехопадения и заканчивалась сценой Страшного суда. Сидорова в большей степени интересовал не великий художник-график, а замечательный мастер книги, скрупулёзно продумывающий вопросы её набора и вёрстки, гармонию рисунка шрифта с иллюстрациями, техникой их воспроизведения и именно с этих позиций он и предпринял «пересмотр графических достижений Дюрера». Несмотря на анатомические неточности, эта гравюра получила известность в Европе и неоднократно копировалась в течение последующих трёх столетий. Рядом Богородица без сил опустилась на землю, за ней – Иоанн.
Тема «Апокалипсиса» была созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV столетия. Сам Дюрер назвал ее «Всадник». Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака.
Цикл «Большие страсти» состоит из одиннадцати гравюр большого размера. И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими». Иоаким изображен в профиль.
За год до этого, папе Римскому очень понравился белый слон, которого он назвал Ханно. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Хрупкое тело Михаила противостоит огромной бесформенной массе дракона. Дюрер — величайшее явление в истории человечества. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501). Он добился этого в резцовой гравюре на меди. По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис» Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения.
Девять страстных писем к Вишняку и одно его ответное послание впоследствии были переведены Цветаевой на французский язык и через десять лет включены в её эпистолярный роман «Флорентийские ночи». Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497 «Пляшущие крестьяне», 1514). Всё до горизонта одинаково резко и контрастно. Некрепкий сон или бдение окутывает Петра. Кто это сидит перед нами, мужчина, женщина.
Традиционному евангельскому сюжету художник придал острый современный смысл. И то и другое присуще ксилографии XV века, но в более упрощенных, условных формах. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. К этому времени, он – уже гравер с мировой славой, «немецкий Апеллес» уже не подражающий древним, а, соревнующийся с ними, стремящийся к «вечной славе».
Это классический образец тонального стиля в ксилографии и он определяет «манеру Дюрера». В лицах Анны и Марии явное сходство. Ему помогает Никодим. Эразм и его сочинения, в том числе и это, были постоянной темой в кругу Пиркгеймера.
Получив первые художественные навыки в семье отца – золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у крупнейшего нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства. Техническое мастерство достигает здесь совершенства. Одно из самых известных в будущем книжных издательств Русского Зарубежья «Геликон» было создано в Москве в 1918 году Абрамом Григорьевичем Вишняком (1893-1944), впоследствии его бессменным руководителем и редактором. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. На всаднике доспехи, в руке — копье.
Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. Весь рисунок воспроизводит игру ртути, пульсацию крови в кровеносных сосудах. Большая часть книг «Геликона» этого периода хорошо иллюстрирована.
Изящный шрифт на обложке, стилизованный под готический, был создан художником В. Н. чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Будучи уже зрелым и известным мастером, Дюрер неустанно продолжал совершенствоваться.
Освещение играет большую роль во всех трех гравюрах. Вот таким образом в технике ксилографии Дюрер не мог создать объемно-пластического образа, к которому стремился долгие голы. Теперь все говорят, что они не видели более красивых красок» (из письма А. Дюрера В. Пиркеймеру по поводу картины «Праздника четок»). Изображение дано крупным планом, как бы вплотную придвинуто к переднему краю листа. Вишняком издавались также два журнала: «Эпопея» (1922-1923, вып. Первое издание было напечатано на двух языках – латинском и немецком. Классическая стройность и величие присутствуют в больших композициях «Поклонение Троице» и «Геллеровский алтарь».
Важный штрих в характеристике ситуации – реакция Иосифа, Анны и торговцев. Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене.
Ибо этот зверь так вооружён, что слон ему ничего не может сделать. Световая волна растекается в глубине гравюры в пейзаже на дальнем плане. Эти поиски оказали влияние и на ксилографию того периода, в частности отразились в серии «Жизнь Марии».
Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. Смерть — не скелет, а плоть, только лицо наполовину сгнило, видны провалы глазниц и носа. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника.
В начале XVI века в крупных городах Германии существовали гуманистические кружки, пропагандировавшие классическую литературу и искусство. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. На голове Смерти корона. Остроту диалога Дюрер усиливает тональным решением ближнего плана. Но у Дюрера они получили принципиально иное толкование. н. мастерские гравюры, 1513-14).
Некоторые средневековые источники (Мавро Орбини) приписывали ему также создание глаголического алфавита. Иероним в келье» – одно из самых совершенных произведений мастера. Лист делится по горизонтали на две неравные части. Как писала московская газета «Жизнь», благодаря им «Геликон сразу же приобрёл известность и отличную репутацию в книгоиздательских кругах и среди ценителей книги»71.
Низкая линия горизонта (она проходит на уровне головы Иисуса) позволила показать большую группу людей, вышедших из ворот Иерусалима и дать панорамное изображение крепостных стен. Художник помещает библейские сцены в эпоху Германии рубежа ХУ – ХУ веков. Сюжет взят из «Жития святых». Для Дюрера — гравюра была своего рода полем для экспериментов с новыми жанрами и возможностью сделать искусство максимально доступным для многих. Этот цикл А. Дюрера в отдельных листах и книгой пользовался большой популярностью, как у простых зрителей, так и у знатоков.
Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга. Перед лицом опасностей он одинок. Впрочем, есть и новое. «Встреча Иоакима у Золотых ворот» – это встреча двух пожилых людей, происходящая на площади немецкого города. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 – 16 вв.
Практически одновременно с Дюрером гравюру носорога изготовил Ганс Бургмайр из Аугсбурга. 1504, Уффици), где Дюрер объединяет группу, состоящую из Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, подчеркнутой мотивом арки, многократно повторяющимся в архитектурной декорации. «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» – это встреча двух пожилых людей, происходящая на площади немецкого города.
Взгляд устремлен вперед. То же стремление к пластичности мы видим и в гравюре «Адам и Ева» (1504), которая завершает работу Дюрера в данном направлении.
Тональное решение больших плоскостей обусловлено передачей пластичности фетрового головного убора, пышности вьющихся бакенбардов, грубоватой ткани рубашки, плотно облегающей крепкие плечи и нейтрально-условного фона, который заостряет внимание на лице портретируемого. На переднем плане спят лев и маленькая собачка.
Оставив у входа родителей, Мария без труда преодолела ступени, как взрослая. В них, по словам Томаса Манна, содержится «целый комплекс судьбы», где герой одновременно и жертва, которая стала «предвестником новой более высокой человечности». Голова повернута в профиль, плечевой пояс развернут в три четверти. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Рядом с лицом часть картуша с текстом.
Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре «Самсон» соответствует закрученной в клубок композиции, где сплелись тела человека и льва. Родился в 1471 году – умер в 1528 году. Изучение трактатов Л. Альберти, Леонардо да Винчи по перспективе и собственные исследования А. Дюрера, привели его к необходимости практически закрепить теоретические открытия в серии «Жизнь Марии». Весь ее изобразительный строй неразрывно связывается теперь с характером композиции. Недолгая (58 лет), по нынешним меркам, жизнь А. Дюрера, даже в одной сфере его деятельности – ксилографии, раскрывает широкий спектр тем.
Новый, парижский (с 1925 года) период существования «Геликона» уже не столь яркий: Вишняк в основном занимался редактированием альбомов о художниках, выпускаемых парижскими издательствами, проспектов художественных выставок. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами – первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Носорог был прикован к палубе и затонул вместе с кораблем.
Масютиным. Поступь коня, движение всадника неудержимы. Эти поиски оказали влияние и на ксилографию этого периода в частности, отразились в серии «Жизнь Марии». И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. Первый европейский художник, который написал автобиографию. Главный труд его жизни это перевод Библии на латынь — Вульгата (лат.
Изящный молодой человек с манерами галантного кавалера изображен в центре листа. Само ожидание «конца света» неоднократно потрясало Европу в эпоху Средневековья.
Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, «божественной одержимости» гения). Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам. Используя традиционные атрибуты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой.
Кавалер Глюк»). Подлинник письма на немецком языке не сохранился. Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. Ксилографии «Малые страсти» – самая многочисленная серия гравюр Дюрера. Контрастом яростной битве на небе является мирное спокойствие, царящее на земле. В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр «Апокалипсис», ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого Возрождения. Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св.
В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. А. Дюрер представил образ волевого, мужественного и духовно близкого себе человека. Его творчество не только открывает период блестящего подъема немецкого искусства, но и определяет пути его дальнейшего развития, вот таким образом немецкое Возрождение часто называют «Эпохой Дюрера». Ajtosi, от названия села Айтош, от слова ajto — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Thurer впоследствии она стала записываться как Durer. Текст располагался на обороте гравюр.
В общей же сложности «Геликон» выпустил 56 книг, которые, как писала берлинская газета «Накануне», «заставляют нас вспомнить о лучших временах расцвета русского издательского дела». На его гравюре носорог закован в латы. Личные отношения к модели А. Дюрер выразил всем решением гравюры и заверил надписью на картуше рядом с портретом «Единственно любимого человека я хочу сделать известным потомству». Дюрер изобразил носорога, никогда не видев его используя рисунки и описания очевидцев.
По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис» Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения. Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. В начале 1516 года, судно проходило мимо Марселя. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498).
Художника привлекала не только сила богатырей, но и сила духа, сила слабых. В 1511 году почти одновременно обе серии были изданы. Это портрет человека самодостаточного. Первая значительная работа Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию.
Увы, формат статьи не вмещает более детального описания этих блестящих по исполнению и содержательно глубоких графических листов, очень точно названных Мастерскими, трёх великих шедевров Альбрехта Дюрера. Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Поза Иакова тоже довольно убедительна – соединив кисти рук, он оперся на них подбородком. Когда там начались преследования христиан, его схватили и доставили в Рим.
Книга А. А. Первые ксилографии Дюрера заметно отличались от всего, что было создано раньше. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. В книге воспроизведены 23 гравюры художника, в том числе 8 ксилографий (в тексте) и 21 гравюра на меди (на отдельных вклейках).
В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. И одной из важных причин, побудивших художника совершить вторую поездку в Венецию, была необходимость обжаловать действия итальянских граверов, которые копировали его произведения и продавали эти копии. Гравюры «Апокалипсиса» существуют как самостоятельное произведение. Жанровый характер сцены вводит ее в ряд повседневных событий.
В творчестве Дюрера-живописца значительное место занимал портрет. Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Нюрнбергские гуманисты приобщили к его сочинениям и Дюрера. Как и в других своих гравюрах, Дюрер наполняет изображение деталями. Однажды она увидела, как римский император Максентий приносил жертвы по языческому обычаю. С полиграфической же точки зрения издание было безупречно и задало тон всей последующей книжной продукции «Геликона». Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»).
В «Св. Многочисленные рисунки, созданные Дюрером в начале века, стали ближе к античным образцам. В результате попыток построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра «Адам и Ева», где образцом для Адама был Аполлон Бельведерский, а для Евы — Венера Медичи. Серия «Страстей» в гравюрах на меди состоит из шестнадцати листов. Зарисовки и гравюры лиссабонского носорога попали к Дюреру.
Иероним в кардинальской шляпе сидит на низенькой скамеечке. Биологической точностью и графической достоверностью отличается ксилография «Носорог» с авторским описанием этого экзотического «зверя из Индии», которое помещено рядом с изображением животного. Они вышли ограниченным тиражом: «Гравюры» — 725, две другие — по 850 нумерованных экземпляров. Дюрер как бы сам становится активным участником изображенных событий.
Обтекаемые по форме линии изображают нежную Анну, которая прильнула к груди Иоакима. Евстафий» (1501). Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски. Обнявшие друг друга супруги изображены стоящими в правой части проема ворот. Действие происходит в «значащем» пейзаже: древо Добродетели покрыто листвой, а древо Порока засохло заросшая травой дорога ведет к замку Добродетели с заколоченными воротами.
В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). ДАлбукерки решил переслать подарок (носорога по имени Ганда) вместе со смотрителем королю Португалии Мануэлу I. В январе 1515 года носорога отправили из Гоа на корабле. В Средневековье гравюра на дереве применялась по-разному. Многое изменилось в мире и в авторе работ.
Екатерина не скрыла своего возмущения: жертвоприношение – грубое варварство. 1-4), который приобрёл особую популярность благодаря участию в нём в качестве редактора Андрея Белого и «Бюллетени Дома Искусств» (1922, вып. Троице» сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в «Диспуте» Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче.
Благодаря прозрачности штриховки светятся даже плотные тени. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Берлинский период деятельности «Геликона» знаменит также пылким романом между владельцем издательства и Мариной Цветаевой, длившимся всего несколько недель, но оставившим заметный след в истории русской литературы.
Св. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). Эфроса и Я. А.
Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Над ними – Бог-отец и знак Святого Духа (голубь излучающий свет). Иероним в келье» (1514), «Меланхолия» (1514), образующие своеобразный триптих.
Универсальность дарования Дюрера особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) – точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах. Примером служит гравюра «Св. Теперь перед издательством, обосновавшимся в Берлине, ставилась задача создать новый тип книги, «согласованной с новым укладом жизни и новыми достижениями изобразительных искусств». Полуфигура Анны изображена в легком наклоне к младенцу, на губах ее улыбка.
За Богородицей ангелы своими крыльями ограждают ее и Иосифа. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Иероним в келье» и «Меланхолия». Сидорова стала первым издательским опытом «Геликона». Св.
Жанровая по характеру гравюра «Купальня мужских бань» заключает в себя несколько новых задач: решение в ксилографии бытовой сцены изображение портретов своих друзей и образное представление учения о четырех темпераментах. Весь ее изобразительный строй теперь неразрывно связан с характером построения листа. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Гравер «лепит» штрихом, добивается полной иллюзорной объемности фигур, освещенных мягким ровным светом, который бликами играет на обнаженных телах. Античный мотив — лишь повод для осуждения суетности и греховности.
Иосиф стоит за спиной Марии. Ему нужен был титульный лист и этот заказ получил А. Дюрер. Екатерина была ревностной христианкой. Легенда гласит, что у императора Александрии была дочь Екатерина.
И так несколько раз. Первой стала Четыре Ведьмы. Гравюра считалась достоверным изображением носорогов вплоть до конца 18 столетия. В формировании их образно-тематического изложения А. Дюрер, как истинно верующий человек исходил не из текста «Откровения», а из авторского представления о реально ожидаемом «Страшном суде».
Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Перед ним истощенный лев в неестественной позе (этого зверя Дюрер видел только на гербах, отсюда такая условность). Творчество Дюрера было вершиной на этом пути. Три последние гравюры 1510 года не похожи на предыдущие.
Им подражали их копировали даже в Италии4. Градация серых тонов напоминает серебристые оттенки. Про гравюру говорили, что «ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство». Это не значит, однако, что нам недоступна всякая мудрость. С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики.
Но он вышел из котла невредимым. Альбрехт уговорил отца отдать его в ученики к художнику. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы.
Иосиф от удивления снял шляпу и шагнул по направлению к дочери. С Эразмом переписывались им восхищались, на него ссылались, его цитировали. Какая уж тут меланхолия.
Про гравюру говорили, что «ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство». Мария в дорожном костюме, широкий плащ окутывает ее фигуру и покрывает голову. Лист делится по горизонтали на две неравные части. Затем художник побывал в Кольмаре и, хотя не застал в живых крупнейшего гравера 15 века Мартина Шонгауэра, смог увидеть награвированные им доски.
Портрет занимал значительное место в творчестве Дюрера-живописца. Муратова «Герои и героини» (1918), то рисовал обложку («Гравюры Альбрехта Дюрера»), то создавал облик книги целиком — от обложки до буквиц, концовок, полновесных иллюстраций на вклейках («Дон Жуан. Носорогов в то время уже умели держать в неволе. Лицо тоже однозначно женственным или наоборот мужественным не назовёшь. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (14. 52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. После исполнения «Триумфальной арки» император Максимилиан пожелал, чтобы А. Дюрер принял участие в исполнении другого его замысла – создании необычного, единственного в своем роде молитвенника. Кавалер Глюк» Э-Т. А.
Вероятней всего, гравюра является парафразой сюжета «Суд Париса», популярного в немецком искусстве и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мукам. Портреты и автопортретыВажнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Серия «Страсти» в гравюрах на меди состоит из шестнадцати листов и отличается особой тонкостью и тщательностью исполнения.
Примером служит гравюра «Св. Альбрехт Дюрер – сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. На данной гравюре основывались иллюстрации к естественнонаучным текстам, в том числе к таким книгам как Космография Себастьяна Мюнстера (1544), Historia animalium Конрада Гесснера (1551), Histoire of Foure-footed Beastes Эдварда Топсела (1607) и многие другие. Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг.
Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Основоположник искусства немецкого Возрождения. Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и невиданные эффекты. Он был не просто художником, не просто литографом или графиком. Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над землей, сметая все на своем пути.
Художник начинает уже не рисовать, а как бы лепить формы: они объемны и материальны. Вслед за этим портретом, работы Дюрера желают иметь и Нюрнбергские патриции. Работал в Нюрнберге. Спереди на носу он имеет крепкий рог, который он точит повсюду, когда бывает среди камней. Другой, за спиной Иисуса, яростно и с раздражением толкает его, обессиленного, в спину. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора.
В небольшой алтарной картине «Поклонение св. Она состояла из пятнадцати больших листов. Евстафий» 1501 года. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.
Книга принесла А. Дюреру известность не только в Германии, но и за ее пределами. Эти так называемые «состояния» легко просматриваются в гравюре на меди. Хотя неизменно в его отношении к ним сквозит ирония и снисходительность горожанина.