По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. Зима. У спасшейся пары – Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Мартин, И. К. Айвазовский и др. ).
до н. э. Тогда П. был прекращён после того как земля высохла, добрый человек со своей семьёй и зверями спустился на землю и жил в благоденствии.
7 дней и ночей продолжался потоп. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. Параллельно с "сухопутными" экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. Но несколько героических червяков всё же пробрались на борт, чтобы отравлять людям жизнь и в прекрасном новом «послепотопном» мире. Мотив П., плавания на корабле по водам и обретения благодати в новой жизни соотносится с не менее популярным на Ближнем Востоке (и за его пределами) мотивом плавания солнца или солнечного бога в ладье (на лотосе, водяной лилии ит. п. ) по мировому океану с тем, чтобы восстановить силы израсходованные за день и возродиться к новой жизни. Многие исследователи отождествляют библейские «горы Араратские» с Армянским нагорьем в целом, где находилось древнее государство Урарту.
В Синайском кодексе эти главы Книги Бытия не сохранились. Речь, конечно, о скандально известном и культовом «Водном мире» Картина мира, погрузившегося под воду после таяния полярных льдов, впечатляет размахом. Разумеется, «счастливчики» не желают пускать к себе чужаков. Теория черноморского потопа).
Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Далее Бог устанавливает завет (договор) с Ноем и его сыновьями: все движущееся, что живет, будет вам в пищу как зелень травную даю вам все только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. в ст.
(Д. Вероятно, это различие граничит с разными списками Септуагинты, с которых делался перевод. Жаль идея была многообещающая. Египетская версия мифа о П. (в «Книге коровы»), видимо, представляет собой коренную переработку старой его схемы.
(см. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность. Под толщей воды скрылись даже горные массивы. Впрочем, само существование лётчика Росковицкого не подтверждено документами. Особое развитие мифопоэтическая тема П. получила в Новом свете.
Но война начнётся не из-за этого, а из-за обнаруженной где-то в Черном море загадочной «капсулы всеобщего счастья». Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н. э. Проливные дожди сохраняют что-то от символического содержания потопа: ливень равносилен очищению и возрождению, которые, в свою очередь, подразумевают основную идею наказания и завершенности.
Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Например, в книге Вадима Еловенко «Мы — силы» люди затопленного мира вступают в смертельную схватку за оставшиеся ресурсы и общество погружается в хаос. Вайвасвата, седьмой из Маннов (родоначальников человеческого рода), во время купания случайно поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти. В центре картины – немногие спасённые вместе с Ноем плывут в лодке по направлению к ковчегу.
Кроме горстки тех, кому предназначено вновь возродить род людской, так как бог (или боги) сердитый, но отходчивый. Выделяются версии П., где он трактуется как катаклизм мирового значения (вселенский потоп), когда гибнет всё живое или сохраняется лишь его минимум, необходимый для возрождения в последующее время жизни на земле. Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами. Познакомимся с еще одной картиной о всемирном потопе – картиной, написанной знаменитым французским художником XVII века Никола Пуссеном.
Фигура женщины, наиболее близкая к зрителю, выражает отчаяние и безнадежность. Тем самым мифопоэтическая тема П. становится важнейшим соединительным звеном между природой и культурой, космологией и квазиисторией, естественным правом и моралью, опирающейся на божественные установления (завет между богом и людьми). А в последнем романе Жозе Сарамаго «Каин» одноимённый главный герой попадает на Ноев ковчег, чтобы в конце концов стать причиной смерти последних людей на земле, — Сарамаго беспощаден к человечеству. Истребление людей принимает такие размеры, что боги решают спасти их. Им помогли не боги, а сам Прометей, рассказавший сыну, как построить корабль. В частности, Кювье считал, что описывает допотопных животных.
Говоря простым языком, одна из популярных теорий возникновения Всемирного потопа выглядит так: вследствие критического разогрева земных недр под воздействием внешнего фактора земная кора раскололась. Иногда П. насылают существа подземного мира.
Аналогичную легенду рассказывали и в Вавилоне. Согласно исследованиям Дж. Затем упоминается совет богов.
Пытались искать Ноев ковчег и в Иране. Правда, большинство ученых считает, что он имеет естественное происхождение.
в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. или без особой причины. лет назад. в ст.
Существуют версии, по которым в конце каждого из четырёх мировых периодов (юга) П. уничтожает мир. Идея, конечно, шикарная, жаль — не подтверждённая никакими научными данными. В 1927—1928годах, при раскопках древнего Ура, Леонард и Екатерина Вуллей раскапывали так называемые «царские гробницы Ура», относившиеся, по всей видимости, к шумерийскому периоду. в Прикаспийской равнине. Да и город из «Гадких лебедей» братьев Стругацких, в котором всё время идёт дождь, тоже производит апокалиптическое впечатление. Корабль достигает горы, острова (люди спускаются с дерева, горы ит. п. ), начинается новая, часто более праведная жизнь в соответствии с божественными заповедями люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю.
В индийской традиции ядро сюжета о П. (см. Из-за этого дата Потопа смещается на 20 лет. слишком громко шумели, досаждая богам на небе. Например, согласно Ватиканскому кодексу (ок.
Спасающиеся нередко берут с собой животных, семена и (или) растения ит. п. Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. С предупреждением: если люди будут себя плохо вести — повторение водного шоу неминуемо. Молящийся у водопада человек закинул руки к небу в эффектном картинном жесте и т. п. В протестантских аллегориях 16-17 вв. А к легендам часто добавлялась мораль о недопустимости нарушения табу и этических норм, так как они установлены богом (или богами) и их несоблюдение может вызвать гнев небес. Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной».
Среди них мужчины, женщины, дети. 420г. ) Всемирный потоп был в 2262г. По крайней мере, насчёт древнешумерского потопа можно точно сказать, что он был локальным. Стоическое осмысление П. как звена в гигантском цикле эволюции природы характерно для полотна Н. Пуссена «Зима или Потоп». Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по семь— каждого вида чистых животных, живущих на земле (Быт. 7:2).
Вообще разливы Тигра и Евфрата не редкость: их следы не раз обнаруживали при раскопках. Кто-то пытается любыми способами спастись сам, кто-то помочь другим. Что до легендарной суши, то её поиски — нечто вроде поисков Святого Грааля. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников.
Барентс и др. ) тема П. решается обычно в этико-назидательном ключе. там люди набирают смолу для изготовления амулетов". Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. Отмечены (например, в Мексике) сюжеты об антипотопе: солнце впитывает в себя всю земную влагу и выпускает её не в виде дождя, а в виде пара вся жизнь на земле погибает, спасается только одна человеческая пара, предупреждённая заранее богом.
Однако ему повезло в прокате гораздо меньше: фильм собрал очень небольшую кассу в США (хотя и весьма приличную — по миру, а также хорошо продавался на видеоносителях), был номинирован на четыре «Золотых малины» (досталось даже Кевину Костнеру) и получил неважные отзывы критиков.
Далее разбито около 60 строк текста (в параллельных версиях в этом месте упоминаются птицы). Дж. Никогда не считали последним: осененный лунным циклом и регенерирующими свойствами воды, он разрушает формы, но не силы, оставляя возможность для повторного появления жизни (17). Египетская мифология).
В одной из глав романа Джулиана Барнса «История мира в 10. И пошла она пьяная и не узнала людей», которые были таким образом спасены. Зиусудра), послужившей источником для более поздних вавилонской (см.
Есть разные версии, откуда взялось такое количество воды. Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям». Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация. Российский палеогеограф из Института Географии РАН А. Л. Чепалыга провёл многолетние исследования следов грандиозных затоплений в Черноморско-Каспийском регионе и его водосборном бассейне в эпоху дегляциации последнего (валдайского) оледенения в интервале 16—10 тыс.
(см. Да, на территории бывшего СССР из-за глобального потепления царит страшная жара, на Соловках теперь модный курорт, а Украина наполовину затоплена. Люди измученные и объятые ужасом, поднимаются на одну из таких вершин в надежде на спасение. После потопа Утнапиштим принёс жертвы богам, а те подарили ему и его жене бессмертие. в ст.
Свою самую большую работу по росписи сводов Сикстинской капеллы Микеланджело начал с фрески «Потоп». Получив информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли, любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирном масштабе наблюдаемого явления. Отмечается мотив заселения послепотопной земли с помощью бросания камней (у индейцев макуши, таманак и др. ). При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища. Фольклористы, собиравшие сказания Полинезии, обращали внимание, что аборигены показывали им как доказательство реальности потопа отпечатки морских моллюсков, обнаруженные на вершинах гор.
Сейчас нам известно, что геологические преобразования земной коры — процесс медленный. км3) превышал современный в 2 раза. Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».
Гунь по поручению верховного правителя начинает борьбу с П. Девять лет он пытался дамбами (в некоторых версиях— также с помощью украденной у правителя чудесной саморастущей земли сижан) запрудить потоки воды, но потерпел неудачу и был казнён на горе Юйшань. Древнейшее воплощение этой схемы содержится в шумерской версии (см. И обонял Господь приятное благоухание, поднявшееся к небу и благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами.
Как пророк со всем этим справился. Но ещё в XIX веке, до Дарвина, одной из ведущих научных теорий была «теория катастроф», объясняющая все изменения в природе глобальными катаклизмами. Вода стояла так высоко, что ею покрылись все высокие горы. Они испуганы и сбиваются в кучу. Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Все люди на картине ведут себя по-разному.
На корабль он взял многие риши и семена всех растений. Главный герой поэмы отправляется странствовать по свету в поисках травы бессмертия. Вот таким образом ему пришлось привлечь к работе лучших Флорентийских мастеров по фрескам. По сравнению с версиями П. известными в традициях Старого света, миф из «Пополь-Вух» представляет сам мотив П. как периферийный и не акцентирует вину людей. Таким он и изображён на фреске.
В «Потопе», как и в других своих произведениях, Микеланджело пытается понять человека, его действия и поступки, совершаемые им о время различных стихийных бедствий, катастроф. Характерный пример— версия П. в эпосе киче «Пополь-Вух». От Шема (на иврите «имя», «слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы. А вот у Яны Дубинянской в «Глобальном потеплении» ничего катастрофического не происходит. Когда наступает новолуние, Атрахасис с семьёй и сородичами заходит на корабль.
В соответствии с законами классицизма и написан Потоп. «И тогда она стала пить и сладостно было её сердце. Великий немецкий поэт Гете назвал пуссеновский Потоп страшной красотой. Некоторые индейские племена Эквадора связывали П. с убийством фантастического удава. «Опустим» Луну еще чуть-чуть ниже и она снова двинется очень медленно на небосводе, только теперь не с востока на запад, а наоборот.
Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви. О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. Главного героя в них зовут соответственно Зиусудра или Атрахасис (эти заковыристые имена означают то же, что и Утнапиштим). Вначале он был не достаточно уверен в том, что сможет довести такое сложное дело до конца самостоятельно.
Фрэзера, обнаружены следы сказания в Вавилонии, Палестине, Сирии, Фригии, Индии, Бирме, Вьетнаме, на многих островах Индонезии, Филиппин, Андаманских островах, Тайване, Камчатке, Новой Гвинее, Австралии, островах Меланезии, Микронезии и Полинезии, среди множества индейских племён от Огненной Земли до Аляски (учтена почти сотня версий). Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть страну). Сходную причину (рубка больших деревьев «небесными людьми») выдвигают индейцы кашинауа.
По прошествии 150 дней вода пошла на убыль и судно причалило у горы Арарат. Фантастика даёт на этот вопрос два противоположных ответа. Позже оказалось, что это был специально обработанный кусок железнодорожной шпалы. 350г. ) Септуагинты Всемирный потоп был в 2242г. Ной исполнил указание (в некоторых переводах— животные сами зашли в ковчег)34 и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Однако такие сказания практически отсутствуют в Африке (кроме занесённых европейскими миссионерами), Восточной, Центральной и Северной Азии и редки в Европе (встречаются в Древней Греции, Уэльсе, среди литовцев, трансильванских цыган и манси).
Последнее «явление ковчега народу» состоялось в 2009 году, когда китайско-турецкая экспедиция обнародовала видеосъёмку некоего огромного деревянного объекта, вмёрзшего в лёд. Подростковый роман Джулии Бертанья «Водный мир» не имеет к фильму никакого отношения, хотя тоже повествует о выживании человечества в эпоху таяния льдов. Боги решают наказать людей за их грехи, наслав на них Око Ра (богиню Хатор-Сехмет, см.
Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город). Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт. 6 9). от с. м. (как в церковно-славянском переводе).
Тема Всемирного потопа, стихии и спасения от неё проходит через всю книгу: тут и поиски ковчега на горе Арарат и пираты-террористы и путешествие в глубины джунглей по тропической реке и история печально знаменитого плота «Медуза». Буквально каждая людская фигура знаменитой фрески Микеланджело достойна отдельного рассказа. Рыба (которая была воплощением Вишну и её звали Матсья-аватара) выросла до огромной величины и по её совету Вайвасвата построил корабль и привязал его к рогу рыбы. Теория черноморского потопа). Она предлагает инвертированную схему сказания: с помощью П. удаётся спасти людей. Тогда Ной смог покинуть корабль и его потомки вновь заселили землю.
На постройку требовалось 37 200 кубометра древесины загадочного дерева гофер (не то кипарис, не то кедр), которую еще надо было заготовить и привезти, притом что в Месопотамии дерево ценилось на вес золота. Особую роль в сюжете о П. играют Анды, на которых спасаются избранные герои (у инков, гуанка и аймара, напротив, герой спасается в запечатанной пещере). Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие – что на картине изображён «Девкалионов потоп».
Своей «грязной» стилистикой и брутальным сюжетом «Водный мир» напоминает «Безумного Макса». В третий раз голубь не вернулся. В некоторых случаях тема П. включается в миф, реализующий противопоставление огня и воды. Если Ноев ковчег существовал, то он определённо ещё ждёт своего Индиану Джонса. В начале рассказывалось, как бог ниспослал людям сути (ме) и основал пять городов.
Те, которые кидал Девкалион, становились мужчинами, а брошенные Пиррой — женщинами. Всё больше внимания уделялось разработке канона (от греч. Ной исполнил указание и когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Иконография библейской истории о П. сложилась в 4-6 вв.
Богиня Нинту оплакивает гибель людей. Сцены П. особенно популярны в живописи и графике романтизма (Т. В Гайане считается, что П. вызывает падение древа жизни. Среди безбрежного моря отчаявшиеся люди борются за место в переполненной лодке. Ной ждал ещё 40 дней (Быт. 8:6), после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад.
При рассмотрении теории, согласно которой именно Ближний Восток был центром (возможно, конечно, не единственным), откуда распространялись версии мотива П., существенно помнить, что на Ближнем Востоке и в смежных восточноевропейском и западноазиатском ареалах распространены и другие сюжеты, связанные с П. В частности, сюда относятся мифы, где говорится о том, что причиной П., обычно длящегося семь суток, было неосторожное (иногда— намеренное) движение огромных животных (рыбы, черепахи, лягушки, быка и др. ), на которых покоится земля. Но, к сожалению, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками. пусть будут дни его 120 лет» (Быт. 6 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт. 6 5). III таблица начинается с того, как Эйа (Энки) обращается к Атрахасису и сообщает ему о грядущем потопе, а также рисует на земле чертёж корабля и приказывает взять на корабль «зерна и добра, что имеешь, // Жену, семью, родню, рабочих. Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками.
Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, "очень похожий по своей форме и размерам на ковчег". Лик земли потемнел, начал падать чёрный дождь.
Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. // Тварей степных, травоядных и диких // Я пошлю к тебе, к твоим воротам». Образование такой системы одновременно, сточки зрения космологии, невозможно из чего следует, что Луна, она же Селена, не «сестра» Земли, а – как бы это выразиться – супруга, пришедшая когда-то к суженому из черных глубин космоса.
(Весна, например, называется Адам и Ева в раю ныне вся серии хранится в парижском Лувре). Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. дон. э. Причины такого решения не упоминаются.
— были утрачены во время революции. Объём накопившихся водных масс (130 тыс. У читателей Библии вопросов не возникало: с Божьей помощью, конечно. Зритель лишь после известных усилий может догадаться, что висящий в воздухе предмет оказывается человеческим существом, ныряющим в облака вниз головой. Называют даже «девичью фамилию» – прежде Селена была якобы ядром Фаэтона.
Благодаря отношения между луной и водой (по Элиаде), соответствует трем дням «смерти Луны». Согласно Ветхому Завету, бог Яхве (Элохим) решил уничтожить человечество, так как оно совершило слишком много грехов, а Ной был единственным праведником.
На земле Ной от всей души возблагодарил Бога за дарованное спасение и принес Ему благодарственную жертву. Причины такого решения не упоминаются. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от 50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1, 5 раза.
Некоторые люди (обычно праведники), заранее извещённые о П., принимают меры к спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др. ) или же укрываются от опасности на горе, высоком дереве (вариант: быстрорастущее дерево возносит вверх людей по мере прибывания вод), на плавающем острове, на панцире черепахи, на крабе, в большой тыкве или скорлупе кокосового ореха ит. п. главах» повествование ведётся от имени личинки червя-древоточца. Рыба (которая была воплощением Брахмы или Вишну) выросла до огромной величины и по её совету Вайвасвата построил корабль и привязал его к рогу рыбы. Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от 50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1, 5 раза. Здесь, тридцатью километрами южнее Арарата, в 1957 году с воздуха был сфотографирован объект, напоминающий по форме корабль.
в ст. Среди причин указываются не только ливень, как в ближневосточных легендах или обильный снег, как у некоторых североа-мериканских индейцев, но и разлив моря и вырвавшиеся на поверхность подземные воды. Мотив ковчега в южноамериканских версиях довольно редок. Необычно то, что на картине представлено зимнее время года она даже имеет двойное название – Потоп.
В третий раз голубь не вернулся. Концепция уничтожения мира через воду и огонь, холод, снег существовала и в Иране. В 1974 году американской организацией "Earth Research Technikal Satellite" (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата.
У чибча бог Чибчачум затопил долину Боготы, чтобы покарать людей за нанесённые ему обиды. Ливень, приводящий к П., продолжается в течение сакрально отмеченного периода времени (напр., 7, 40 дней, полгода). Однако подобные эсхатологические версии П. образуют иной мифологический сюжет его воплощениями можно также считать платоновский миф об Атлантиде, полинезийские версии о П. (например: огонь и вода, отпрыски первородного осьминога, вступают в борьбу, побеждает вода, заливающая мир, позже восстановленный благодаря Тангароа).
Здесь многокилометровая, почти стоящая на одном месте приливная волна легко накроет Кавказ, через несколько дней достигнет Каспия и Арала (не это ли причина образования этих внутренних морей, одно из которых сейчас высыхает. ). Бог Нинигику (Эа) решил спасти своего любимца и преданного ему человека— властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат— Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Наконец, легенды могут и вовсе не отражать никакой реальной истории, а быть своего рода «научной гипотезой». Наукой подтверждена его историческая реальность. Разница только в одном: в легенде появляется нравственный мотив.
Ману) введено в схему, связанную с представлениями доарийского населения Индии. Жерико, У. Тёрнер, Дж. в ст. Близкие сведения содержатся и у Б. де Лас Касас в «Истории Индий».
Атрахасис, Шумеро-аккадская мифология) и библейской (см. Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт. 6 1, 2), но их поведение огорчало Бога. Обычно полагают (А. К этому кругу представлений о П. принадлежат версии П., которые объясняют гибель мира и человеческого рода и их возрождение, происходящее в «начале времён» и эсхатологические концепции грядущей гибели мира от П. (или от огня и воды). Стихия бушевала 40 дней.
Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. Но как он строился. Тогда Он решил ограничить возраст человека: «. Американские версии П. имеют независимое происхождение (хотя в некоторых поздних версиях обнаруживаются частные и притом вторичные, следы влияния библейской истории о Ное).
ковчег остановился на Араратских горах". Майя, полагавшие, что мир не раз подвергался П. (или пожару, землетрясению), почитали четырёх братьев— бакабов, спасшихся от П. В книге «Чилам-Валам» есть предсказание о гибели мира, которая будет вызвана бакабами, наславшими ливни и обрушившими небеса на землю.
Однажды бог (или боги) гневается на человечество, разверзает хляби небесные и всё живое погибает под водой. Бог Нинигику (Эа) решил спасти своего любимца и преданного ему человека— властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат— Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Мифы, легенды, предания о П. широко распространены (тема П. отсутствует или получила случайное отражение в мифологиях народов Японии, Африки, Австралии). Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что даже в строгой аскетичной иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего.
На корабль он взял многие риши и семена всех растений. В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега.
В ряде случаев П. объясняется нарушением табу (в частности, менструального, как у индейцев тоба). Ной) версий. Вайвасвата, седьмой из Ману (родоначальников человеческого рода), во время купания случайно поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти.
В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй— принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли (Быт. 8:11). Спустя 150 дней вода стала убывать и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горам Арарат (имеется в виду горный массив). Бороро объясняли П. действием водяного духа, получившего рану. Однако лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ. Иногда его объясняют заимствованием из Библии, хотя в некоторых традициях он представляется вполне самостоятельным (индейцы Карибских островов, макуши, ягуа, апинаже и др. ). Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю).
Деревянные люди погибли, от них остались только жалкие потомки— лесные обезьяны. Свой «катастрофизм», похоже, был и у древних людей: постепенное, эволюционное изменение в их головах не укладывалось, вот таким образом они сочиняли красочные легенды. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис. 29). Это открытие привело Вуллея к исключительно смелому выводу, что «благочестивый жрец»— Зиусудра, Утнапиштим— и он же— библейский Ной мог быть историческим лицом, шумером по происхождению, достаточно наблюдательным, чтобы заметив грозные признаки начавшегося наводнения, вовремя принять меры. 11 Следы наводнения обнаружены также в Кише и других городах Месопотамии. Катастрофическое наводнение истребившее почти все человечество.
Рассказывается, что благочестивый царь Зиусудра (по другому варианту чтения— Зиудзудду), жрец бога Энки, подслушивает обращённую к стене храма чью-то речь (вероятно самого Энки), рассказывающую о том, что на совете богов, по требованию Энлиля, решено было устроить великий потоп. Помимо своей материальной коннотации, потоп всегда означает финальную стадию цикла, совпадающую с зодиакальным знаком Рыб (9). от с. м. (как в современном греческом тексте Септуагинты), а согласно Александрийскому кодексу Септуагинты (ок. Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис.
Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. по юлианскому календарю. В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500г.
Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: ". В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Тогда Ной смог покинуть корабль и его потомки вновь заселили землю. Заканчивается это всеобщим примирением божественного и человеческого. Каким будет мир после водного апокалипсиса. Различны и способы спасения от П. (влезание на небо иногда с помощью быстро вырастающего дерева).
Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков.
Этот вид насекомых не взяли в ковчег, сочтя вредителями. Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты". А библейская история Ноя с его ковчегом вообще практически повторяет её слово в слово. Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю).
Рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на дерево, сгибающееся под порывами ветра. И действительно, город в финале будет буквально смыт этим дождём. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660 – 64 г. г., Париж, Лувр). Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте.
Считается, что гнев древнегреческих богов вызвали человеческие жертвоприношения, которые Зевс не желал принимать. Эпицентром Потопа выступает древнее Каспийское (Хвалынское) море. Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Оказывается, людей стало слишком много и они. писал: ". В своё время они произвели неизгладимое впечатление на великого русского художника В. И. Сурикова.
Так, многодневный дождь в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» должен напомнить то самое стихийное бедствие, с которого начался потоп. У некоторых племён (гуарайо, чиригуано и др. ) распространён мотив спасения во время П. маленьких мальчиков и девочек, укрывшихся в тыкве. С художественной точки зрения работы Уччелло представляют мало ценного, но во многом благодаря его ученым достижениям некоторое время спустя в Италии смогли появиться такие гении как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
По другой версии, всё гораздо проще. «Потоп» – первая по времени исполнения фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане. Иногда сюжет П. усложняется: у индейцев каинганг к спасшимся от П., но истощённым от голода персонажам прилетает водоплавающая птица с корзиной земли иногда после П. земля воссоздаётся водоплавающими птицами (в частности, утками). После проведения ряда исследований и анализа радиоактивности осадочных пород морского дна они пришли к выводу, что около 7500 лет назад на Земле произошла гигантская катастрофа: прорвало узкий пролив (ныне называющийся Босфор) и в акваторию Черного моря, бывшего до этого пресноводным, хлынула вода из Эгейского. Видимо, вот таким образом водная сага так и не была продолжена, да и вкладываться в аналогичное кино у продюсеров желания не возникло. Те по непонятным причинам поклялись уничтожить человечество.
В отличие от ближневосточных версий, греческий миф акцентирует тему П. как грани, после которой начинается эллинская цивилизация (у Девкалиона и Пирры рождается сын Эллин— родоначальник греческих племён), вместе с тем в нём П. лишён черт всемирного, почти космологического явления. Мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя.
Вот такой демографический кризис по-аккадски. корабль, который в Армении опустился на грунт" и, кроме того, упоминал: ". Неожиданно, прямо под слоем гробниц исследователи наткнулись на глубине 20 метров на слой аллювиальной (наносной) глины толщиной 2. 4 метра, без каких-либо следов человеческого присутствия. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете.
Правда, происходили они в разное время. Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. Между тем современные ученые выдвинули предположение о том, что легенда о Всемирном потопе была создана 7500 лет назад, когда произошло внезапное повышение уровня Черного моря на несколько сотен метров (гипотеза Райана -Питмена). Маленький ребенок обхватил руками свою мать, а она, кажется, уже не верит в спасение. Когда он прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица (иногда— грызун), приносящая, наконец, благую весть.
Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Поднимается буря, Адад, Нинурта и другие боги организуют потоп. Из-за схожести сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу. И разумеется, достаточно одной маленькой храброй девочки (напомню, книга подростковая), чтобы дать человечеству новую надежду. Он несет ее на спине, хотя догадывается, что гибель обоих неотвратима.
Вот жених на своих плечах несёт испуганную невесту. сверла для добывания огня. Свой потоп был у древних греков и даже не один: в разных источниках упоминаются от двух до «множества». Такова фреска Жертвоприношение Ноя.