Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино. Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Другие представители кубизма: Хуан Грис, Марсель Дюшан, Фернан Леже.
Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Фернан Леже «Кочегары» (1911-1912) Холст, масло. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».
Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Выставляется в галерее Поля Розенберга. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы.
Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Везде он стремился передать движение. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре.
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Героиня работы «Женщина с птицей на красном фоне» (1952) словно сошла с плаката послевоенных лет, призывающего к борьбе за мир. Это был пик творчества художника.
Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). Выставка в галерее Тейт, Лондон. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». В поиске универсального современного языка, доступного широкой публике, Леже обратился к киноискусству.
Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Фигуры на его полотнах геометризированные, но не расчленены на составляющие.
О нем много писали и сам он читал лекции. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. "эстетики машинных форм" и "механического искусства". Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси.
Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. В том же году вместе с А. Озанфаном, М. Лорансеном и А. Экстером он открыл Свободную художественную школу. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике».
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. То же самое касалось и цвета, это он частично перенял у французских импрессионистов. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр.
Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку.
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж.
После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Для полотна «Чтение» (1949) характерны сильные выразительные линии, свободное расположение цветовых плоскостей.
Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Начинает работать над серией «Ныряльщики». «эстетики машинных форм» и «механического искусства». После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими "Ла Рюше" ("Улей"), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин.
Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж).
Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. В 1960 году был открыт музей Фернана Леже в Биоте, (приморские Альпы, Франция). Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс).
Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. (Lger, Fernand) (1881-1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики.
В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Похоронен на местном кладбище. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. В этих портретах проступают узнаваемые черты Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904–1982), жены, ученицы и верной помощницы художника, но в тоже время – это обобщенные женские образы.
В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. В композиции связка ключей является ведущей. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству.
Вернувшись в Париж в декабре 1945, он завершил серию крупных композиций Прощай, Нью-Йорк (1946), Развлечения (1949), Конструкторы (1950), Деревенская компания (1953), Большой парад (1954). 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. Очертания этой формы зеркально повторяют круглые головки ключей и кольца, на которые они нанизаны.
Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. Ядром экспозиции являются живописные произведения Леже конца 1940-х – начала 1950-х годов. Во время Первой мировой войны Леже служил в инженерных войсках, постоянно делая зарисовки всего увиденного. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете.
Панно «Герника» (1937) и его значение в развитии современного искусства. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. Эту силу требовалось наращивать путем значительного увеличения объемов и пластических форм. В 1954 году он начал проект мозаики для оперы Сан-Паулу, который остался не закончен. Выставка в галерее Луи Каре, Париж.
Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Три Музыканта, 1944. Отдых (1948-1949). Акробат и его партнер – 1948. Строители, 1950. Туристы, 1954. 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало, благодаря усилиям его семьи и друзей был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо. Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Творчество Пабло Пикассо (1881-1973). Произведения «голубого» и «розового» периодов: «Свидание» (1900), «Женский портрет» (1902), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Странствующие гимнасты» (1905), «Девочка на шаре» (1905). Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму.
Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. В них элементы человеческого тела напоминают формы труб, моторов, стержней и шестеренок. ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (L.
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным. Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье.
Принимает участие в Осеннем салоне. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Сама тема разительно отличает эту картину Леже от традиционных кубистических натюрмортов. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он.
В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. ger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н.
Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. 1950 завершает картину «Строители». Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. В старости Леже не раз выражал недовольство созданными образами: «С возрастом горизонты расширяются, знания пополняются.
На обороте есть надпись «Amigo»: свою работу художник подарил на память другу – советскому писателю Илье Эренбургу, свидетелю и участнику многих событий парижской художественной жизни 1910–1950-х годов. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи.
На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. У меня краски живые, - говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе.
Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Особое место в экспозиции занимает камерная картина «Город с птицами» (1953): работа кисти здесь мягче, созданный образ романтичнее. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Леже осуществил крупные декоративные проекты на Выставке декоративных искусств в Париже (1925), на Брюссельской международной выставке (1935) и в здании ООН в Нью-Йорке (1952).
Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Кубистический период в творчестве Пикассо. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а так же присутствует на первом фестивале этой ассоциации. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия.
Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Во время Второй мировой войны (с 1940) он получил там убежище и преподавал в Йельском университете. Три женщины, 1921. Женщина с книгой, 1923. Механик, 1920. Лежащая женщина, 1922. Композиция с тремя фигурами, в 1932. Адам и Ева – 1935-1939. Серые акробаты, 1944. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно.
Родился 4 февраля 1881 в Аржантане, в семье нормандского крестьянина в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в 1900 был чертежником в архитектурной мастерской в Париже. Этот интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923). В 1899 году Леже переехал в Париж, где поначалу работал чертежником у архитектора, потом служил во втором Версальском саперном полку. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Умер Леже в Жиф-сюр-Иветт (Сена-и-Уаза) 17 августа 1955. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914).
В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Не боюсь признаться: меня сформировала война». Лето 1947 года проводит в Нормандии. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую.
Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Антивоенная тема в произведениях «Резня в Корее» (1921), панно капеллы в Валлорисе «Война» и «Мир» (1954). Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913-1914).
Экспериментальные поиски новой художественной выразительности. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Лица персонажей просматриваются словно сквозь клубы дыма, созданные бело-перламутровыми, как выразился один из критиков, «мглистыми» формами. Некоторые из них становятся его друзьями. После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин.
Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Фернан Леже умер в своем доме 17 августа 1955 года и похоронен в Gif-sur-Yvette, Essonne. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Эти эффекты в каждой новой картине Леже будут проявляться все более отчетливо: написанная несколькими месяцами позже Женщина в голубом – яркий тому пример.
Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Не боюсь признаться: меня сформировала война. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923).
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Картина «Авиньонские девушки» (1907-1908) – начало кубизма. С 1931 по 1939 Леже несколько раз бывал в США.