Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Вот таким образом так много на площади калек и убогих. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Дерево, масло. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей.
Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги.
На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе.
Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся» : долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком.
У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами.
За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Художественно-исторический музей. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. мастер создает произведения о жизни простого народа. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста.
Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм.
В 1567 – 1569 гг. «Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Вена.
Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках.
За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Возрождение. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. На ней сиротливо лежат две селедки. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор.
Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья.
Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры.
114 x 163 см. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.
Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках.
Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию».
В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье.
На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Брейгель возвращается к этой теме. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Колесницу с троном противника тащат две монахини. Но значение произведения не ограничивается этим. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.
Вот он полыхает в верхней части картины. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу- «шандал» со вставленными в нее свечами. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками- «молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели.
Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Возможно, это фигура школьного учителя, который собирает хлеб в суму – плату натурой за учение. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Нидерланды (Фландрия). Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность.
Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. Год напряженной работы. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно.
Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Он показывает лучшие и худшие черты. Он понуро завернулся в темный плащ. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки).
С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. Сцену, привычную его глазу с детства.
Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста».
Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни».
Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Эта живая толпа, в которой человек, как и в других работах Брейгеля и деталь ландшафта и значимая единица некоего действа. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом- «смычком» по решетке для жаренья.
У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. «Крестьянский праздник». Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Затянутое грозовыми тучами небо.
Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала».
«Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих.
Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Мастер, словно кубики из конструктора, собирает образ сельского жителя, придавая ему даже внешний суровый вид. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок.
На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине.
Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика. Люди одеты в карнавальные костюмы.
Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу.
Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом- «копьем». Он понуро завернулся в темный плащ. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов.
В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Некоторые исследователи полагают, что, подобно многим своим соотечественникам, он уподоблял человеческое общество муравейнику, в котором каждая особь, считающая свои дела важными и значительными, на самом деле мала и ничтожна. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е.