На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала «Мельница в Вийке». На одной из марок картина Якоба Ван Рейсдала.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. В роттердамской картине эти резкие контрасты приглушены единой атмосферой. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. А между тем биография этого художника почти неизвестна. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы.
Произведениями Гойена завершается один этап развития голландского пейзажа, появлене картин Рейсдаля знаменует собой начало другого — нового. Он сразу же вступил на путь исканий. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Художник в нескольких картинах варьирует тему водопада. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). По-видимому, данная картина относится к середине или концу этого периода. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя.
Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Ок. Она принадлежит к шедеврам Рейсдала, созданным в жанре зимнего пейзажа.
Но и эти картины не изменили положения художника. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. Он стремится показать силу низвергающегося водного потока.
Рейсдал в основном датировал только ранние работы, вот таким образом уточнение этапов его творчества затруднено. Считается, что изначально с живописью мальчика познакомил его дядя – профессиональный художник Саломон ван Рёйсдал.
Пейзаж на закате 1682Замок Бентхайм 1680-еПлощадь в Амстердаме 1670Вид Амстердама 1660-еПейзаж с водопадом 1665 Пейзаж с мельницей 1661Водопад 1665-1670Зимний вечер 1670Водопад в лесу 1660-1670Волнорез 1670-1672 Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. Облака всегда художник писал с неподражаемым мастерством, умея уловить почти неуловимые переходы от света к тени. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные небольшие домики сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. К 1650-1660 гг. При этом художник почти не изображает самих людей. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Картина «Водопад» — это одно из лучших произведений голландского художника Якба ван Рейсдаля.
В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Однако он рано вступил и на художественное поприще. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Рейсдал Якоб Картины и биография Якоба ван Рейсдала Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Все пронизано движением света. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля).
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. В настоящий момент их известно около пятисот.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем.
В композиции преобладают стихийные силы. История с графским заказом не подтверждена документально и ее можно отнести к разряду догадок и домыслов, которыми столь богата биография художника. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж. Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году.
Он прибегает к вытянутому формату по вертикали и развивает композицию вширь, объединяя в одно целое камни, воду и деревья.