Картина Питера Пауля Рубенса Венера и Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил, пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Интересна и композиция картины.
Персефона сама полюбила Адониса и не захотела возвращать его Афродите. Типичный фламандский обед был очень калорийным: масло, мясо и сыры, разнообразная выпечка, пиво готовили на животном жире и сливочном масле. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Античность и Рафаэль оставались его кумирами всю жизнь.
В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. 1630-40, Музей истории искусств, Вена). Но это и не удивительно.
Такая красота пользовалась спросом и Рубенс с удовольствием умножал ее на полотнах. «Портрет Елены Фаурмент с детьми». Вторая серия осталась неосуществленной. Великий художник, Питер Пауль Рубенс был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Единственный, кто здесь органично смотрится – это сам Вулкан. Картина более известна под названием «Туалет Венеры у зеркала». Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Энгровские певучие линии, гибкие контуры женских тел, заметно деформированных изысканно удлинённых изнеженных, в сущности, не напоминают Рафаэля. Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого барочным классицизмом (наиболее знаменитый пример его — Версаль). Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры (Суд Париса, ок. Радостное мироощущение превращает творения Рубенса в празднично-торжественный гимн жизни.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», около 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-1607, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант («Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открыли блестящий период его творчества 1610-1620-х годов. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Праздник в честь него был распространен в древности на Ближнем Востоке и в Египте. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Размер картины 124 x 98 см, дубовая доска, масло. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Она куда древнее, чем бог-правитель Зевс, это хранительница жизни. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина.
Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Добавляйте знания и делитесь ими. Становится не принято показывать грешную плоть обнажённой.
1594-98). Он хотел писать-старинному, а чувствовал по-современному. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Статуэтка изображающая Афродиту с сыном Эротом, которого она развлекает игрушкой-волчком, — уникальное произведение известное на сегодняшний день только в единственном экземпляре. Лувр, Париж.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Грации состоят в свите Венеры.
В «классическом» рисунке Энгра есть терпкость и острота, придающие ему особый шарм. Художник дважды был женат. В таком виде предстает это предание в обработке певца любвиОвидия Назона (43 г. до н. э. – 17 г. н. э. ) в его собрании поэтическихрассказов Метаморфозы (10-я книга). Ведь всё относительно него и задумывалось. Всю поверхность камня занимает фигура Зевесова орла, вырезанного в голубовато-сером слое.
В эпоху барокко обнаженная натура стала одним из кодов стихийности мировых сил (А. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — стеновский). Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на художников XVIII-XIX веков (Ватто, Фрагонара, Делакруа, Ренуара. ).
держа свой путь на Пафос. В мастерской Рубенса работали В 1600-1608 годах Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»).
Рубенс не считается мастером психологического портрета. – Анахронизм, перенесение в древний мифсовременной Шекспиру моды. В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Атрибут богини любви и красоты, символ женской привлекательности. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В варианте П. Рубенса это необъятность океана органичной энергетики жизни. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику изощренную декоративность. Перед ним стоит, подняв голову в поцелуе, обнимающая его Афродита. Что здесь делает колченогий Сатир.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Рубенс – исключение. Якимович), лежащих за гранью рационально мыслимого.
Рядом, бог реки Тибр. Да ещё с фруктами в руках. Красивый юноша полюбился Афродите (Венере), которая доверила его царице подземного царства Персефоне. Её хрупкая фигурка выполнена в белых и тёплых розоватых тонах.
Менее десяти лет потребовалось бывшему крепостному мальчику княгини Е. Голицыной, чтобы блестяще окончить Академию художеств (17631772). Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Рубенс в этой картине, как и в большинстве работ, выступает как блестящий колорист.
Палеолитические «Венеры» — это обобщающее понятие для доисторических фигурок, рельефов и статуэток изображающих некий женский образ. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Нет достоверных сведений о том, кто послужил моделью для Венеры.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Согласно принятому толкованию мифов Адонис символизировал пробуждение природы весной и увядание осенью (уход в подземное царство).
Но Идас камнем сразил Полидевка. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
Древнегреческий скульптор возбудил своей статуей всеобщее удивление и, по легенде, даже удивление самой богини Афродиты, которая при виде её воскликнула: «Меня видели обнажённой Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель. » Создание изображений обнажённой Афродиты стало одним из наиболее важных явлений в эллинистическом искусстве. Пятнадцатая идиллия Феокрита воспевает первый день, первая идиллия Биона ("Эпитафия Адониса") оплакивает смерть прекрасного юноши. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости.
Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров. Слева контур тела – это почти прямая линия, справа изгибается и как будто то же льётся.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. При внимательном просмотре картины неизбежно возникает целый ряд вопросов. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Имена граций (харит) их происхождение и число в разных мифах различны.
С наслаждением писал местные пейзажи. Его «Источник», написанный им в 75-м возрасте имеет специфический привкус салонности: юное девичье тело, трактованное в полном соответствии с античным каноном, донельзя приглажено, лишено всякого разнообразия и безжизненно. " (2) стр. 414Жан Огюст Энгр, "Источник" 1820-1856, Париж, ЛуврЗдесь те же спокойные, плавные линии. В композиции Рубенса присутствует большое разнообразие.
РУБЕНС (точнее Рюбенс, Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая 1640, Антверпен), фламандский художник, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания уАфродиты.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Такие статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев. И в первую очередь это касалось еды. Живопись эпохи бароккоКартина фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Венера у зеркала». Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми (Радуга, 1632-35, Эрмитаж Возвращение с поля, 1636-38, галерея Питти, Флоренция). 2 Зеркало. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Первым стал Ромул. Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу.
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Чёрный фон, на котором светлое, хорошо вылепленное тело богини выглядит особенно эротично, добавляет образу внутреннюю энергию и экспрессию.
Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Он продолжал руководить своими помощниками, заботился об учениках, а когда уже не смог держать в руках перо, диктовал письма. Тициан, Венера перед зеркалом. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Афродита Книдская считается первой обнажённой греческой статуей богини известной по письменным источникам и копиям римского времени. Но у состарившегося Энгра он иссякает. "Энгр – стойкий приверженец классицистической доктрины, поклонник идеала «вечной красоты», художник довольно холодный, но по-своему замечательный. Все это тайна велика есть. Почему, например, столь странно выглядит Венера. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Холодная чистота стиля сочетается с чувственностью, затаённым эротизмом. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Как-то не вяжется всё это со вполне конкретной целью визита к кузнецу. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. История фламандского искусства периода барокко. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх».
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания у Афродиты. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Она словно стесняется своей наготы. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Возмужав, он стал охотником и погиб, смертельно раненный вепрем. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. 1615-1616, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-1616, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-1620, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Соперничество кончилось трагедией. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
1615-16, Картинная галерея, Дрезден Венера перед зеркалом, 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены Вакханалий, прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли (Вакханалия, 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Шествие Силена, 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Тут же – по всей видимости, две богини: плодородия и войны (скорее всего, та, что к нам ближе – Афина). Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Так и Нарцисс погиб. Следы ритуала сохранились в древ- негреческой поэзии.
Мускулистый, с рельефным телом, держится за копье. – Элизиум – в античной мифологии рай. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. 1630-40, Музей истории искусств, Вена).
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: Страшный суд, Малый Страшный суд, Падение грешников, Битва амазонок (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Грации, в римской мифологии (в древнегреческой – хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Эрмитаж обладает великолепным собранием терракот — статуэток из обожжённой глины. Помимо портретов Энгр преуспевал в изображении обнажённой натуры. Нежным и осторожным движением левой руки Венера берётся за перевязь, на которой подвешен меч бога, а правой рукой касается рукояти меча, явно намереваясь обезоружить Марса. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора).
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка») иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»), сцены деревенских празднеств исполненные грубоватого реализма и бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Брейгеля Старшего. И почему-то бутыль с вином опрокинута, вино из неё вылилось.
Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. В данном случае эпиграмма гласит: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера». Неужели она была настолько скромна. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Камея «Афродита с орлом» — подлинный шедевр резчика Сострата, она может считаться образцом «живописи в камне».
Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый театр жизни, сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Картина Рубенса относится именно к этому измененному, сюжету. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». В томже смысле об этом говорится у Шекспира в Отелло (III, 4) и Антонии иКлеопатре (1, 2). Мускулистый, с рельефным телом, держится за копье. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
В чертах её лица, частично скрытых под рукой, что позволяет сохранить ей анонимность, так же как и в пластике фигуры можно при желании увидеть сходство со скандально прославившейся красавицей Эммой Харт (леди Гамильтон), охотно позировавшей Рейнольдсу и Джорджу Ромни в кокетливых и порой достаточно провокационных позах. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и Адонис», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Чёрно-синий фон со светлыми включениями словно даёт живописное воспроизведение ночного неба.
.