Среди искусствоведов распространена версия, что да Винчи написал автопортрет в образе Вакха, а над картиной также работали ученики Леонардо. Картина Леонардо да Винчи Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Леонардо да Винчи как художник. – Эпоха Возрождения. – Классическая древность и дух нового времени. – «Иоанн Креститель». – «Вакх». – «Джоконда». – Значение «Тайной вечери» в истории искусства.
Это Вакх-мечтатель, опершийся о мрачную скалу. Поскольку да Винчи не был в фаворитах у папы Льва X, он не вошел в число шести лучших живописцев для работы в Ватикане. Если в «Иоанне Крестителе» и «Вакхе» выразились болезненные стороны его эпохи, а в «Джоконде» Леонардо запечатлел лучшие из своих личных порывов, то в «Тайной вечере» он сделал много больше. Он поражен тем, что его предательство известно Христу. и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.
Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена Эверхардом Ябахом (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Со многими из них Пистойа находился в личных отношениях. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца.
Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Опуская некоторые другие характерные уподобления Беллинчиони, мы подходим в сонетах к прямым указаниям на истинный смысл прозвища Моrо. В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме. Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. Он сидит в левой руке его тирс (деревянный жезл с сосновой шишкой) и виноградная лоза правой он указывает в сторону.
Родился в семье нотариуса. Наивность и непосредственность античной жизни исчезают при этом абсолютно, но зато появляется внутренняя «демоническая» борьба. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей и тем, для кого эти предметы – профессия.
Кто раз видел эту картину, никогда не забудет странного выражения глаз юноши, придающего его лицу даже нечто неприятное некоторые из зрителей находят в них что-то хитрое, но это не хитрость, а самоуслаждение аскета, уверенного в том, что он обрел никому не доступную истину. Это дерево Физбы и есть шелковичное дерево, Моrо, т. е. в данном случае Людовико Сфорца.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса – Бромия ("бурного", "шумного", били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. «Это чудо, – говорит он, – это вещь скорее божественная, чем человеческая». Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Леонардо максимально ограничил себя в цвете. Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. Леонардо да Винчи еще более чужд идеалам и формам классической древности, нежели его гениальный соперник.
По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии и тот, представ в сверкании молний испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло.
В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма. Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом. В одном из первых сонетов, четвертом, Людовико Сфорца сравнивается с соколом. Изображенный тут же распятый Христос сделан другим художником». Не так отнесся к своей задаче Леонардо.
Во всяком случае источников, сообщающих об этом, практически нет. Стихами его надо пользоваться с большою осторожностью. Вазари не находит слов, чтобы похвалить эту картину. Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха.
Cassiano dal, который Поззо отметил живописи в ее бывшем государстве, которое он видел в Фонтенбло в 1625, что у этого не было ни преданности, этикета, ни сходства, учтиво красивый, юный и немного гермафродитный Джованнино, был так в противоречии с артистическими соглашениями в описании баптиста – ни аскетический пророк старшего возраста, ни флорентийский ребенок Джованнино, но тип изобретения Леонардо, дезорганизующей, несколько неоднозначной чувственности, знакомой в поясном и указывающем вверх Сент-Джоне Леонардо баптист, также в Лувре. В одном из гимнов гомеровской коллекции он так рисуется в своей юношеской и олимпийски мощной красоте: на могучих плечах его пурпурный фарос, чудные кудри его с синим отливом, а в синих очах божественно самоуверенный смех над врагом, которого он властен обессилить одним своим движением. Действующее лицо спрашивает: «Сасо stai, Madonna sestra. » – «Как поживаешь, госпожа сестра. ». Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. Личность художника, его «я» постоянно выступает наружу.
Одно из своих стихотворений он начинает словами: «из всего, что видишь, делай сонеты». В качестве фона он использует темные, почти черные тона. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече.
Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном». Вторая в особенности поразительна. Сидни Дж. Не менее чем Козимо сделал для развития наук и искусств другой Медичи, Лоренцо, получивший прозвание Великолепного, как нельзя более подходящее к его гордой, надменной, но умной фигуре, о которой можно получить понятие по бюсту, выполненному Верроккьо или одним из его учеников. «Леда» Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи искоса тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения».
Тициан в своей «Вечере в Эммаусе» воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения. Поразительно, но не резко выделяется эта фигура аскета на фоне темном, как ночь. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Он понял, что наиболее драматический момент тайной вечери наступает, когда Иисус говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Музыка, поэзия, народные песни и сказки, облеченные в более утонченную форму Лукой Пульчи и братьями Луиджи, влили в тогдашнее флорентийское искусство новую, свежую струю, которой не могло дать даже наиболее добросовестное изучение античного мира. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Благодаря щедрости Козимо были вынуты из архивной пыли такие сокровища, как наилучшие списки материалистической поэмы Лукреция «О природе вещей», естественноисторических сочинений Плиния и некоторых произведений Цицерона. Это был убежденный любитель сонета. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус».
В таком воззрении было много преувеличенного и неточного. Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении. Влияние этого замечательного человека на умственное развитие юного Леонардо было весьма значительно и его можно проследить во многих сочинениях и даже художественных произведениях последнего так, благодаря Тосканелли Леонардо живо заинтересовался особенностями тропической природы.
Тут проявился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). «Есть дар пророчества в вакхическом безумье» : голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса. tragodia букв.
Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.
Целый ряд его сонетов направлен против Беллинчиони. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом». При этом Арифметика говорит о нем, как «о Дереве, которое обессмертила Физба». «Я -Дионис Громозвучный, – говорит он о себе, – дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила». Это позволяет зрителю сфокусировать внимание на герое. Продолжает рассказ о мастерс-Леонардо другой знаток его творчества – В. П.
К важнейшим библиографическим источникам, по которым можно восстановить некоторые очень важные черты итальянского Ренессанса конца XV в., надо отнести книгу под названием «J Sonetti» Пистойа (Антонио Каммелли), комического поэта (1440 -1502 гг. ), который в своих стихах часто передает политические события своего времени. точно взяты из трактата о живописи, написанного самим Леонардо. К этому же времени относят создание им картины "Св. «Наш Моро, – пишет Беллинчиони, – поступает, как сокол, который неподвижно держится на крыльях, выжидая счастливого мгновения, а потом быстро спускается на жертву». Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи.
Этот период жизни и творчества Леонардо отличается чрезвычайной активностью: да Винчи много ездит, в том числе и в другие страны, по поручению Джованни Медичи, успешно занимается инженерными вопросами по осушению Понтийских болот. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Это именно смешение мрака со светом путем тонких переливов.
То была Италия не только Рафаэля, но и Чезаре Борджиа. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. до н. э. Есть до 15 копий, принадлежащих крупным художникам.
Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин. А это действительно было чудом.
Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. Рыбы должны быть из тех, что не мутят воды, т. е. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция. Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы.
не нужно пускать туда угрей, ни тунцов и ни щук также ибо они пожирают других рыб". По правую руку от Иоанна сидит Иуда. На одном из блистательных представлений в Павии, «новых Афинах» того времени, семь свободных искусств на разные лады воздают хвалу своему покровителю Людовико Сфорца.
Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений. Жест правой руки, направленный к небесам, является классическим при изображении этого персонажа в целом и для творчества Леонардо в частности. По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания. Каковы бы ни были недостатки этой статуи, в изображении мускулатуры и в пластичности форм нельзя не видеть первого шага на пути, которым шли впоследствии Леонардо да Винчи и Микеланджело.
О самом себе Беллинчиони иногда говорит, что он счастлив под тенью Шелковичного Дерева. Это был придворный поэт, который хорошо знал все тонкости современной ему политической жизни и истории, хотя в своих стихах редко давал чистосердечные и правдивые характеристики видных деятелей. По этому поводу Беллинчиони изливается в напыщенно-восторженных сонетах: плачет Феб и горюет Купидон, так как новорожденный похитил у них первенство в красоте, славе и силе, Эней и Дидона не радовались так, как «дерево Физбы в одном из своих потомков».
В его обязанности входит руководство строительными работами и прокладкой каналов, проектирование крепостных сооружений и осадных орудий. В результате межусобных войн в 1499 г. захватывают французские войска под предводительством короля Людовика XII. В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью. Он отодвигается от стола. Вместе с тем были возведены на надлежащее место почти забытые в начале XV века итальянские гениальные поэты Данте и Петрарка, как бы вновь открытые с тех пор, как явилось (1481 год) первое флорентийское издание «Божественной Комедии», давшее новый неисчерпаемый запас сюжетов для живописи и скульптуры. Его творчество очень незамысловато и принадлежит к тому роду поэзии, которая в Италии называется «poesia buriesca». Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером «походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери».
Существуют разные варианты мифа. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом.
По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны. Фактически картина нарисована кистью, а не написана. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения.
Действительно, того имеет этот двойной смысл. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Вазари писал, что вернувшись во Флоренцию, Леонардо узнал, что монахи-сервиты заказали Филиппино Липпи работу над образом главного алтаря церкви Нунциаты и заявил, что охотно выполнил бы подобную работу сам. Он не наслаждается, а ищет наслаждений и жадный взор его устремлен в беспредельное пространство.
Мы говорим о «Вакхе» и другой картине известной под названием «Иоанн Креститель». После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. В Риме Леонардо покровительствует Джулиано Медичи, дядя римского правителя Джованни Медичи.
Но Дионис «не чужд Арея» и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом. Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной. Впрочем и с нею он был в дружбе. Увенчанный лавром Иоанн Креститель в шкуре, с пастушьим посохом показывает правой рукой, возможно, в сторону источника, а в левой руке держит виноградную гроздь. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Третья строка – сплошная непристойность – русскими словами в итальянском начертании. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.
Вследствие этого шелковичное дерево часто именуется деревом Физбы. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние.
И действительно, Леонардо достиг совершенства. С тех пор, говорит легенда, шелковичное дерево дает кроваво-красные плоды. Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. На той же картине можно видеть портрет Беатриче, оба на коленях, с детьми впереди.
дядя его Людовико был смуглого цвета и потому имел прозвище Мавра (di Моrо), носил волосы в виде длинной гривы (la zazzera lunga), спереди почти до бровей. Фреедберг назначает рисунок на второй Миланский период Леонардо. Дух нового времени, бьющий ключом во всех работах Леонардо, достигает высочайшего совершенства в идеальнейшем из его произведений – «Тайной вечере». Красавец-мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, стал всеобщим баловнем и любимцем. Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Ее ответ гласит: «Dobra, gospodina».
Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Так, Людвиг Шеффлер в своем этюде о Микеланджело, сравнивая произведения этого гораздо более чем Леонардо да Винчи приближающегося к древним грекам художника с классическими образцами, пишет, что отличительной чертой искусства времен Возрождения является «индивидуализм» или, если угодно, субъективизм. В 1620-х годах она оказывается у герцога Льянкурского (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи.
В примечании Ренье указывает на то, что ответ г-жи сестры не совсем согласен с грамматическими правилами русского языка: нужно было сказать: «добро, господин», «dobro, gospodin». Множество стихотворений у него, как и у Беллинчиони, написаны жаргоном Буркиелло, «alia burchiellesca».
Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным». Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери». Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых.
Вот почему, кроме прозвища «Моро», Беллинчиони дает ему иногда другое прозвище, Ermellino, что значит Горностай.