Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Предельно конкретным, безупречно точным рисунком художник выявляет мельчайшие особенности натуры. При этом абсолютно не обязательна положительная реакция публики. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Выше и важнее этого, конечно, ничего нет. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. После обучения в училище живописи и ваяния (г.
Трудно представить, чтобы Шишкин смог показать реальное бытие леса вне реальных его форм. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Художник казался ему членом некоей высшей касты, существом, живущим в особом мире искусства и стремящимся только к самоусовершенствованию.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. « Хотя те, кто порицает, – рассуждал Пуссен, – не могут научить меня сделать лучше, они все же послужат причиной того, что я сам найду для этого средства».
Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
Из лесов Вологодской губернии»). В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.
Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту природы прежде всего в том, с чем «граничит счастье и довольство человеческой жизни». Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Только весной 1862 года он уехал за границу. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Но дорогой мой, как грустно, как грустно, если бы Вы знали, что нет пейзажиста у нас.
Банальная красивость со всеми свойственными ей эффектными атрибутами абсолютно чужда его творчеству. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. Мы видим и высокие старые сосны и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями.
Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но, прежде чем воспользоваться ею, он отправился в Казань и дальше – на Каму. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Быстро летящее цветение. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Но, не смотря на это, Шишкин по-прежнему необычайно тщательно выписывает каждый изгиб. Лес выглядит небольшим и просторным. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом.
С этими мастерами был и Шишкин. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Его размер 56, 5 на 40 см., а выполнен он в технике холст, масло. И именно на него ложится период расцвета русского пейзажа, так как в этот период русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых была бы немыслима русская художественная культура. В противовес этому «предрассудку» Чернышевский доказывает, что «человек с неиспорченным эстетическим чувством наслаждается природою вполне, не находит недостатков в ее красоте», что и «в природе на каждом шагу встречаются картины, к которым нечего прибавить из которых нечего выбросить».
Однако впоследствии некоторые художники и критики в полемическом задоре напрочь отвергали значение Шишкина, объявляли его «натуралистом», «фотографом», безнадежно устаревшим «копиистом природы».
В 1860 – 1861 годах появляются у Шишкина и необычные для него жанрово-пейзажные произведения, посвященные деревенскому быту. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись.
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Шишкин, по словам А. Т. Комаровой, считал, что первый план надо писать всевозможными способами и приемами, добиваться того, чтоб фактурное решение его было как можно более разнообразным, так как от этого сильнее выигрывает спокойная, широкая трактовка последующих, особенно задних планов. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре. Не хватало прикосновений природы к его лицу и руке.
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина абсолютно иное, радостное звучание. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. При всем обилии деталей многопредметное полотно производит очень цельное и внушительное впечатление. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Так, например, кармин был им полностью выброшен из употребления (хотя с большим сожалением), после того как в конце 1890-х годов Поленов показал свои таблицы красок, простоявшие 10 лет – одна на свету, другая в тени. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Изобретателем масляной живописи он считал фламандского художника Яна ван Эйка.
Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Никакой приблизительности в изображении природы – такова основополагающая установка Шишкина. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Кармин на свету абсолютно исчез. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Мокрицкий, сам учившийся у Венецианова.
Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Композицию нельзя понимать только как организацию внутренних связей произведения, благодаря которой создается выразительно-смысловое единство (художественный текст). Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени.
Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. «. В окрестностях Москвы.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Рама, в которую заключен этюд, так же имеет фамильную подпись «Шишкин». Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. По численности талантливых видописцев, 19 век заметно выигрывает в сравнении с остальными, ведь недаром его принято называть «золотым» веком русской живописи. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. В 70-х годах художник много работает над изучением природы.
Искусство Шишкина на редкость оптимистично. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи.
Едва ли здесь была только сохранившаяся от академического времени привычка. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Одна из них Дубовая роща – грандиозное полотно, мажорный строй которого, наполненный торжественным звучанием, тесно соприкасается с эпическим симфонизмом А. П. Бородина. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Отец не стал настаивать.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Иванова поэтически воплощают светлое, проникнутое гуманистическим духом восприятие природы.
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг.
В 1856 году, уже имея определенные творческие интересы, Шишкин поступил в Академию художеств. Пейзаж Шишкина народен. Он кропотливо изучает натуру.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Их он стремился передать как можно конкретнее.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.
В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Иным произведением является вторая картина. и быть для человека учебником жизни». это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».
Одно из них – Сосна. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Бесхитростное воззрение на натуру и полное доверие к ней – главная установка Венецианова – наиболее отвечала стремлению Шишкина к правдивому изображению природы. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Мастер с присущей ему скрупулезностью предает фактуру коры так, что создается впечатление, будто на ствол нанесена настоящая береста. Такова была основная тенденция развития передового демократического искусства – передвижничества. В 1521 году немецкий художник Альбрехт Дюрер заметил, что фламандец Йоахим Патинир был «хорошим пейзажистом». Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Все они были написаны под Петербургом. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Справа внизу мы можем увидеть подпись: И. Шишкин.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Эта рожь – такая она тучная, роскошная.
В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Весной 1862 года вместе с В. И. Он суров, величествен, но доступен. Что может быть лучше природы.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В природе нет для него крупного или мелкого. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.
Именно вот таким образом любовь его к лесу так подробна, так тщательна и так восторженна. Друг Шишкина А. В. Гине, работавший на Валааме над этюдами бок о бок с ним и делавший в то время большие успехи, тем не менее не в силах был достичь такой уверенности и точности в изображении форм природы. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Именно в этом направлении работали и создавали свои произведения (имеющие ныне огромное художественное значение) такие выдающиеся пейзажисты как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие. Крамской) академического направления. Под светло-желтыми верхнего ряда сияли рядом с белилами цинковая желтая, начинающая собой веселую мажорную гамму ярких, блестящих как драгоценные камни красок, переходящих от лимонных к канареечным, золотым оранжевым (кадмии, многие хромы). В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
1. Крамским. Здесь кисть плавно и свободно скользит по полотну, от прежней динамичности нет и следа.
«Техника масляной живописи была самым замечательным открытием и великим усовершенствованием в живописном искусстве Она расширила цветовую палитру. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
(Шишкин). Можно ли говорить о некотором его влиянии на Шишкина и в этом плане. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В окрестностях Москвы.
Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. В картине 1867 года В церковной ограде.
В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Снег он стал изображать в старости, когда понял, что можно писать, глядя в окно. – отмечает он там же.
Подлинную технику нельзя подменить. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Васнецову.
Это было удивительное время – время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Все полно жизни.
Моделируя их форму, художник буквально лепит ее, нанося мелкой кистью мазок за мазком, насыщает цветом, наполняет жизнью, пишет многослойно, пастозно, придавая большое значение и фактурному решению полотна. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
На косогоре (1880). В своих работах художники стремились отобразить окружающую их действительность нисколько ее не приукрашивая и не искажая.
Воробьева. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.
В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
На всем словно лежит серый налет. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Как отмечают исследователи, дело здесь не только в том, что художники к тому времени в большей мере овладели профессиональным мастерством живописи — само содержание их произведений глубже проникнутое дыханием жизни природы и идеями народности, приобретало большую внутреннюю цельность и теснее связывалось с общим движением идейного демократического искусства. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Шишкин избрал в природе мотив, который был душевно близок простому человеку. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Природа всегда нова (. ) и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь.
Рожь. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Замечание, важное для понимания сути творчества мастера. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Упоминание прежде всего В. Г. Шишкин создал образ русской земли – необъятной и вечной. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Желтую блестящую неаполитанскую он употреблял иногда помногу – для песка, обрывов, корней. Васильева. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность.
Ее образ, ее характер. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. До старости. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство.
Однако пейзажем так же называют и то, что изображено на картине. Решенный широко, мягко, певуче, рисунок построен на светотеневых контрастах и мерной ритмичности планов.
Таким образом, в начальный период формирования пейзажной живописи 2-й половины 19 века, молодые художники, обратившись к изображению родной природы, опирались не только на опыт пейзажистов предшественников, но и на художественную литературу, которая имела в то время первостепенное значение в общественной жизни России. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень.
По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А Медведей написал Савицкий в самой картине. Примерно в то же время искусствовед Маркантонио Михель применил слово «пейзаж» к картине венецианца Джорджоне «Буря». Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.
Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Служа искусству, для блага ближнего живи – явились своего рода эстетическим кредо прогрессивной художественной интеллигенции. Все сковано морозом и погружено в тень. И когда он перед натурой.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Мастер смело экспериментировал.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Тонкое понимание своеобразия северной русской природы пронизывает произведение мастера. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Но все же ведущую роль в становлении русской критической пейзажной живописи сыграл Иван Иванович Шишкин.
Но у него нет душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Художник сосредоточивает внимание на эффекте вздымающихся к пасмурному небу крон, контрастно освещенных стволов и причудливо изогнутых ветвей, добиваясь поэтически-возвышенной трактовки обыденного. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям).
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Казалось бы, написав картину Рожь, он достиг уже зенита славы, но впереди его ожидали новые свершения. Окрестности Москвы. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Этюд Полдень. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Вот таким образом-то картина Утро в сосновом лесу у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой. Медведей написал Савицкий в самой картине. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху.
Думается, что можно. Хотя следует отметить одну очень важную черту этого периода. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Иногда между ними сияли аметистами темные капли какой-нибудь фиолетовой краски или лака. Васильев, А. И.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. « Преимущество художника – в способности постигнуть природу и значение жизненного опыта в форме определенных изобразительных средств и таким образом сделать этот опыт воспринимаемым другими». В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Чрезвычайно серьезное отношение к своему ремеслу, присущее ему в высшей степени, давало явные результаты.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. А их было немало. Это одно из самых совершенных произведений художника.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Шишкину, как и другим шестидесятникам, содержательность замысла представлялась одним из основных критериев ценности произведения, что подтверждает и его пенсионерский отчет 1864 года в Академию художеств. Недаром его называли швейцарским Поттером. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Он близок и понятен каждому русскому человеку.
Уже к началу намечавшегося разрыва прогрессивных художественных сил с отжившим, омертвевшим академизмом, Шишкин заявил себя мастером, тяготеющим к правдивому, жизненно убедительному отображению родной природы. Сейчас эти мечты стали явью. Все, что теперь требуется от художника, – это внимание и любовь.
Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. который еще в 1855 году выпустил в свет юношескую, полную силы мысли и энергической независимости книгу «Эстетические отношения искусства к действительности».
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Здесь был исполнен гармоничный по цвету, несколько романтический этюд Мельница в поле, заставляющий вспомнить красиво и просто написанную Мельницу в степи некогда увлекавшего Шишкина В. И. Штернберга. Колорит здесь играет решающую роль. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью.
Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Несмотря на большие размеры пейзажа, его строгую законченность и своеобразную живописность, художник не стремится имитировать картину, умело используя средства графики. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Так писал в 1550 году Джорджо Вазари, автор первой истории искусств. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа.
Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие – мальчишки и щенки перед ним».
Желтые краски употреблялись в большом количестве и самые разнообразные: охраны, кадмии, цинковая желтая (для дальних планов и освещенной солнцем листвы). Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.
На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Автор словно утверждает значительность темы. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Он не останавливался в своем развитии.
Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Русское богатство. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды.
В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Но Стасов в своей деятельности занимался не только глубоким анализом тенденций и факторов, повлиявших на развитие пейзажной живописи, он писал, также и обзорные статьи критического характера. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Знаменательно, что вышедшая в те годы работа Н. Г. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Он страдал легкими, его мучили вечные простуды, вспышки туберкулеза. Все его деревья, особенно знаменитые дубы имеют свой характер, они одушевлены. Саврасов, Ф. А. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Он-то и дал неповторимые всходы: картины Шишкина вошли в духовную жизнь многих поколений.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Первое место среди этих «прекрасных вещей» Стасов отводит картине И. И. Венецианова. Один из самых совершенных – Берег моря. Произведения этих одаренных, но быстро сошедших со сцены художников, свободные от суховатой документальности Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, приближались по своей направленности к пейзажам венециановской школы.
Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Веских оснований для утвердительного ответа не существует.
Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Прекрасные произведения создали А. К. Москва), начинающий художник поступил в Академию художеств в Петербурге. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. 60. ). Стоять по десять часов в зимнем лесу, как стаивал в весеннем, летнем и осеннем, он не мог. Вид на острове Валааме (1860). Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.
Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Сиверская (1883. ). Чувствуются глубина оврага, глушь. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Каждая композиционная форма связана с определенной программой восприятия. Основой его богатой натуры был редкостный дар художника, согретый чувством живого. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
И здесь он не исключение из общего правила искусства прошлого столетия. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В самом деле: Шишкин почти не писал зиму, снег. Это первое решение темы, которая получит новую, более глубокую трактовку в его поздних полотнах.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Высокие достижения богатого и разнообразного искусства восьмидесятых годов требовали совершенствования средств выражения., Дождь в дубовом лесу, наконец, пленэрным, солнечным, с голубоватыми далями пейзажем Летний день, он исполнил целый ряд законченных этюдов-картин.
Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. А вот что писал Крамской пейзажисту Васильеву: «Теперь поделюсь с вами новостью. Этот прием будет характерен для него и в позднее время.
Этюды Шишкина и Саврасова, каждый из которых тяготеет к строгой предметности и жизненности изображения, выявляют обнаруживающееся между ними различие. Множество неоспоримых фактов доказывают, что «техника» или «манера» исполнения не является чем-то внешним по отношению к образно-смысловому строю произведения. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Левитаном и К. А. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины.
Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения. Его отталкивают безжизненность, черствость, безвкусие, которые он наблюдает в полотнах большинства средних немецких живописцев. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Васильева. Он во многом близок к наброскам серии, но отличается значительно более крупными размерами и более сложной проработкой неба. Но и в этом пейзаже еще дают себя знать некоторые условности академической школы: они и в нарочитой замкнутости пространства и в восприятии объемно-пластической формы и в локальности цвета.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Не изменяя делу всей своей жизни. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В частности, в работе Островского приводится отрывок из статьи В. Стасова «Передвижная выставка 1878 года» в газете «Новое время», в которой выражены общие тенденции развития и достижения определенных успехов этого жанра живописи: «.
Он носит романтический характер. Повествовательный характер пейзажей дюссельдорфцев, композиционная построенность, при этом своеобразная интерьерная замкнутость в решении пространства, романтическая живость мотивов, точность деталей импонировали Шишкину, отвечали его собственным поискам, что отчасти позднее сыграло роль в выборе им места своего заграничного пребывания. Это этюд позднего периода, написанный в 1894 году. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Terre de sieene, очень редко хром индийская желтая (для лессировки).
Среди всех русских пейзажистов, Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Изображена Кама близ Елабуги. Картина «Рубка леса» (1867) — своеобразный итог раннего периода творчества художника.
90-е годы Шишкин встретил полный сил. Шишкин сумел увидеть русскую природу глазами самого народа. Эти произведения столь красиво и чудесно сделаны, – отмечал рецензент, – с таким тонким пониманием настроения и цвета, что их в известной степени можно назвать написанными пером Господин Шульте купил рисунок с буками и это обстоятельство радует нас, так как мы теперь будем уверены в будущей возможности еще неоднократно насладиться этим прекрасным произведением искусства1.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или приуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются почвой или климатом, где художник заставлял их расти. Портрет черемухи.
Валаам (1858, 59. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Его художественный язык ясен и четок, в нем нет места рефлексии, внутреннему разладу. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.
Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1.
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Сосновый бор». Шишкин принадлежал к кругу той передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Отец не стал настаивать. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.
Взору открываются огромные массивы лесов. И в этом художник близок своему земляку В. М.
Произведение изобразительного искусства являет собой два уровня связей – первый находится внутри произведения, второй открывает взаимодействия с отношениями, существующими вне данной картины, но принимающими непосредственное участие в определении свойств конкретного художественного объекта. Этот своеобразный лесной интерьер отличается непривычными размерами: он написан на огромном полотне. Приведенное высказывание перекликается с тем, которое мы находим в дневнике Шишкина, где он пишет по поводу выдающегося чешского живописца и рисовальщика И. Манеса: Его работа нисколько не похожа на заграничную вообще, т. е. легкую, вкусную и часто пустую и бессмысленную, у него строгий характер и манера напоминает старых, но хороших художников2.
В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Языку живописи, как известно, так же учат и учатся. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. Божия Благодать.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Но Шишкин был не только зачинателем исследовательского подхода к природе. Выявление этих ценностей – конечная цель стилистического анализа. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий.
Знание природы ученым образом отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Пейзаж носит пространственный характер. Столь популярным холст сделало открытие масляной живописи.
Впрочем, кто знает, может быть, в те годы получила поддержку склонность Шишкина к своеобразной портретное пейзажных образов. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Глухомань в шишкинских лесах впечатляет, но не страшит. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма.
В апреле 1862 года вместе с В. И. Якоби Шишкин выезжает за границу имея при себе письмо от А. П. Боголюбова к прославленному дюссельдорфцу Л. Кнаусу. Он говорил, что краски меньше изменятся, если брать по возможности готовые, уже проверенные на фабрике тона и накладывать их рядом, чем смешивать всякую грязь на палитре, «хотя как от этого удержаться. » – прибавлял он. Своеобразным приемом – коричневым тоном – он словно очерчивает каждое дерево с теневой стороны и в то же время легким касанием светлой белильной краски проводит чуть заметную полосу вдоль освещенного участка ствола, выявляя контур, подчеркивая форму.
Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
Здесь исчезла всякая таинственность. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Став взрослыми, мы редко вспоминаем о том, что и родному языку нам приходилось учиться. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман.
Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. В окрестностях Москвы (1866 и 1869).
Характерные черты творчества Шишкина здесь впервые так четко обозначились в трезвой простоте трактовки мотива, в ощущении безусловной достоверности изображенного. К сожалению, о ней нам ничего узнать не удалось и даже полное имя и отчество остались неизвестными. К ним относятся Уголок заросшего сада. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге — маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889).
Я пишу портрет.
Для него, казалось, не было трудностей. Художник их штудировал прямо в лесу. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Весной 1862 года вместе с В. И.
Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. В картине Вид в окрестностях Дюссельдорфа сюжет строится на романтическом эффекте грозовой тучи, сквозь которую пробивается косой солнечный луч, озаряя задний план с цепью холмов. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Каждое дерево обладает своим «характером».
Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Он относил его к категории художников объективных, которые особенно деятельны тогда, когда заняты формой и глаза ее видят2. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Савицким (написавшим в картине медведей). В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Что побуждало Шишкина прибегать к такой промежуточной стадии работы.
Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей. ». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Впереди художника ждали новые достижения. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень.
В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.
Ему не хватало ветров, запахов, звуков, пения птиц и порхания их по снежным веткам. Его занятия имели самостоятельный характер. Писал по возможности на дрезденском холсте.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Просто ему приходится глубже анализировать и использовать свой жизненный опыт. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы исполненной непосредственно на натуре. Однако исполненные ими по материалам летних этюдов пейзажи дают почувствовать намечающееся индивидуальное своеобразие каждого из художников, которое проявится в полной мере по возвращении их в Россию.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» также содержала ряд глубоко развитых положений, касающихся искусства пейзажной живописи. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Обладает ли художник жизненным опытом, отличным от опыта рядового человека. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Как сказал Валери, «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью».
1894. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
Крестьянский вопрос волновал всех и в том числе не оставил равнодушными и пейзажистов. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.
Крамской писал Ф. А. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Внутренняя неуспокоенность, как видно, его не оставляла. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Шишкин же был пока что на пути к этому.
Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Среди русских пейзажистов И. И.
Много работал Шишкин и за границей. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Образы со временем как бы подновлялись, но не предлагалось принципиально новых решений. В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Как ни слабы первые пейзажи Ивана Ивановича, но в них уже видно умение взять натуру, художественный вкус.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В его холстах природа предстает то светлая, солнечная, одетая в золото хлебных полей («Рожь»), то бесконечно широкая, раздольная, не знающая границ своим равнинам («Среди долины ровные»), то в седых туманах лесистых далей («Лесные дали»), то глади озер, в которые глядятся стоящие стеной леса («Туманное озеро»).
Он ведь всегда работал с натуры, тонкими кисточками. Коровин.
Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Этому способствовало также нарастающее у него критическое отношение к Академии художеств и всей ее педагогической системе. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению передвижников, – одна из замечательных особенностей творчества художника.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Мы открыли выставку с 28 ноября и она имеет успех. Думается, что можно.
Ножовой. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно, то была, по меткому выражению Крамского, «живая школа», основанная на глубоком понимании форм природы, на безукоризненном владении техникой, на поисках новых средств художественной выразительности. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы.
Но не меньшее значение имеет и само владение кистью. Среди долины ровныя. Удивительный старик этот Шишкин.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Лишь в этом полном объеме художественной формы возможны законченность и совершенство. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкина «Рожь», «мотив им, кажется, еще никогда не пробованный мастерами нынче выполненный. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.
Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Он доказывает превосходство живой природы перед созданием искусства. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Находясь в Дюссельдорфе, оторванный от родной природы, он, как и другие пенсионеры-пейзажисты испытывал растерянность, чувствуя, насколько еще трудно ему выявить индивидуальность. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа.
В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
Это первое решение темы, которая получит новую, более глубокую трактовку в его поздних полотнах. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).
Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
проповедь ее не была потеряна в пустыне. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Крамским так же могло благотворно сказываться на назревших поисках творческой перестройки.
Профессор портретной живописи, Мокрицкий воспитывал в своем ученике убежденного пейзажиста. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Говоря о том, что у молодых русских художников «существовали свои учителя и колонновожатые дома, делавшие излишними чужих, посторонних иноземных», Стасов продолжает: «был свой критик и философ искусства, могучий, смелый, самостоятельный и оригинальный. Несмотря на то, что мощь его образов как будто не убывала и даже напротив – творчество его не уставало обновляться, заметна все-таки некоторая «усталость» шишкинской проблематики, его стилистики. Целью и «самым высоким, самым прекрасным назначением искусства» Чернышевский считал: «.
Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Лучшей вещи он не писал1.
Мери-Хови. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Воробьева. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями.
Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и по три этюда в день катает, да каких сложных. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Лесной мир Шишкина открыт и расположен к человеку, в нем есть фольклорное начало.
Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине — в Елабуге. Эту тему, каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Левитан и К. А. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Но детали не нарушают целостности общего впечатления.
Развернутая повествовательность, высветление переднего плана, способствующее впечатлению широкой пространственности, заметно отличают это произведение от других заграничных работ художника. Окрестности Москвы. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Как воспринял Шишкин французских пейзажистов во время своего недолгого пребывания в Париже, мы не знаем.
Совокупность этих внешних связей образует особую среду, особую атмосферу произведения иными словами, художественный контекст, включающий в себя композицию как «ядро» художественной коммуникации. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. И это неудивительно, так как мнения и мысли критиков являются сугубо субъективными. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. С особенной напряженностью велась борьба за народное содержание в литературе и искусстве и проблема народности, поднятая Добролюбовым еще в конце 50-х годов в работе «О степени участия народности в развитии русской литературы», стала знамением идейного реалистического искусства. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Сравнение пейзажа Шишкина с созданной одновременно аналогичной картиной Васильева позволяет сделать интересные выводы о начинающем проявляться уже здесь различии живописных систем обоих художников при общности основной реалистической направленности их творчества. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Воздух словно напоен теплом. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Крамской подчеркивал, что «натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование». В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает.
Во все времена образ (идеал) активного зрителя служил стимулом художественного новаторства и оказывал серьезное воздействие на реорганизацию системы изобразительных средств. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Никогда не употреблял гуммигут, ауреолли.