С 19 февраля по 24 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) пройдет выставка «Федор Рокотов (1735/1736–1808)». Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов. Долгое время считалось, что эти работы из собрания Третьяковской галереи написал Рокотов, но на выставке это мнение опровергли. Вместе с другими проектами сезона Государственной Третьяковской галереи («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.
Выставка художника Федора Рокотова открывается в Третьяковской галерее в пятницу, 19 февраля. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И. Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808) в Третьяковской галерее — это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века.
С 19 февраля по 24 апреля 2016 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдет выставка картин Фёдора Степановича Рокотова. Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Лица екатерининской эпохи», посвященная творчеству одного из самых значительных русских художников XVIII века – Федора Рокотова. В Третьяковской галерее открылась выставка, пожалуй, самого загадочного русского портретиста XVIII века – Фёдора Рокотова.
В Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке 19 февраля откроется выставка знаменитого портретиста эпохи Просвещения Федора Рокотова.
– Да, проводились, но это было очень давно. Например, портрет поэта Василия Майкова. «Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов.
Его поэтические, с особой рокайльной дымкой полотна напоминали, что тайна в портрете не менее важна чем реализм хранящийся в Третьяковке портрет Василия Майкова (1728 – 1778) печатался в школьных учебниках. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки.
Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. В общем, настала пора посмотреть на мастера XVIII в. свежим взглядом, проверить устоявшиеся представления, получить удовольствие, наконец. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Любите живопись, поэты – это о Рокотове.
Немногие картины знавали столь изящную рекламу. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Правда, до описания рокотовского наследия, как и творчества других художников XVIII столетия, руки у Сергея Павловича так и не дошли – он занимался одновременно слишком многим и терял порой интерес к старым планам (впрочем, это не помешало ему полностью получить финансирование из казны и на другие два тома, деньги регулярно выплачивались его доверенным лицам в то время, когда сам Дягилев уже работал за границей). Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова.
Хотя подобные публичные обращения от знаменитостей были нормой в то время, многим такой интерес к искусству прошлого мог показаться странным, российский XVIII век не очень ценили критики, публика и вовсе о нем ничего не знала. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году.
Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет.
На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». В отличие от Левицкого, у которого все выписано, вплоть до мельчайшего узора на кружеве платья, Рокотову не важна ткань – бархат или сукно, он не стремился поразить зрителя блеском и мастерством передачи деталей. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Свежа, нежна, наивна, большеглаза, ей восемнадцать, вся жизнь – 19детей (выживут восемь), сорок с лишним лет вдовства – впереди. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.
До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе. Граф Григорий Орлов выглядит на своем портрете блестяще и вдохновенно, а помещик Николай Струйский – романтично и интеллектуально. По его протекции Ф. С.
Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой.
Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Репнина от крепостной. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Он напомнил, какими неприятными последствиями может сопровождаться научная работа.
Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Не в последнюю очередь это граничит с тем, что нас от художника и эпохи, в которую он работал, отделяют почти 250 лет. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Вот она: «полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана». По крайней мере воспитывался в доме Репнина.
Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей. Рокотов, очевидно, копировал их.
– удивлялся Дидро, не одобряя, однако, таких импрессионистических откровений. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Виртуозная быстрота, с какой пишет Рокотов, видна в его живописной фактуре и отчасти виновата в том, что создается это ложное импрессионистическое впечатление пойманного мгновения.
Вот таким образом у Ф. С. На волне триумфа после юбилея Валентина Серова Третьяковка открыла еще одну долгожданную выставку русского классика. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Тем более – о его облике.
– Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Позднее почти все работы погибли в пожарах двух революций, от них остались лишь негативы. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане».
Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Но более – никаких свидетельств горестей и радостей добродетельной души. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.
Тогда Третьяковская галерея показала его работы максимально широко – представив также и "мастеров его круга". Загадка, что думал он о своем мастерстве. Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Так, князь Иван Михайлович Долгорукий описывал курьезный случай, как его тетка, графиня Скавронская, заказала Рокотову написать портреты своих сестер и укатила в Италию.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет.
Потом он жил в Ревеле. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. В камерных портретах современников Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всем его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы».
Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Творчество Роктова в контексте XVIII векаРокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века.
Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Впрочем, современник смотрел на это иначе: Когда ты играя почти ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в той час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживляемом тобой полотне не утаилася. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна.
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему.
Там же, где слов не хватит, прозвучит музыка – все лучше, чем громыханье идеологии.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Загадка, как текла его жизнь в Москве. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей.
Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Практически нет у него и купеческих портретов. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала.
Картин тут всего сорок, зато эталонных. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году.
И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых. Голубые глаза не загадочны, не то что темные. Вышедший альбом не просто воспроизвел все показанные работы. Великий боже.
В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Вообразите: только что закончилась Гражданская война, Москва еще не полностью оправилась от разрухи, а Третьяковка выставляет картины Левицкого и Рокотова. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова.
Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Рано замеченный камергером Шуваловым, основателем Академии художеств, талант, он двадцати с небольшим лет от роду привезен из Москвы в Петербург, отдан в обучение блестящему мастеру Ротари, у которого позаимствовал свою любимую композиционную схему – камерный погрудный портрет в овале, зачислен в академию к другим учителям европейской академической премудрости, Ле Лоррену, Лагрене, Фонтебассо, перенимает что-то у работающих при дворе Токке, Торелли и Эриксена, а едва кончив курс, оказывается во главе большой мастерской и пишет коронационные портреты императрицы Екатерины. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ.
Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Но вольную он получил очень рано и после того, как стал заметен его художественный дар, был записан в Академию художеств – "по словесному приказанию" Ивана Ивановича Шувалова. Пртрет Струйской тоже представлен на выставке.
Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. Но лица их непроницаемы и каждое – загадка.
А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова. Сохранившееся сделало Рокотова классиком в советские времена. Куракиной, В. Н. Чем опередил своё время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке.
Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.
Рокотова от его современников. Дягилевым. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. То протоимпрессионистическое дрожание воздуха, за какое его принято сравнивать с англичанами и Гейнсборо. В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Именно Ф. С. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен.
Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям.
По свидетельству современника, он не только "делал сам людям своим допросы, судил их", но и "вводил даже пытки потаенным образом". Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Но, потом, отдельные из них, запоминаются. Издание состоит из вступительной статьи и каталога, выстроенного по тематическим разделам: Санкт-Петербург (1750-е – 1766), Москва (1766-1790-е), Усадьбы России (1760-е – 1780-е).
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Рокотова было много заказов от знатных особ. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены). Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Так состоялось возвращение искусству забытого имени.
С Рокотовым (1735/1736 – 1808) Третьяковская галерея не промахнулась, его выставка в Инженерном корпусе Третьяковки в 2016 году оказалась популярна у публики. Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
За эту легкую игру, домашнюю маскарадность, возможно и полюбили Рокотова в начале прошлого века, когда его выставку устроил Сергей Дягилев. А камзол его хочется потрогать. Жил в Москве на Пречистенской улице. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане.
После того как картины показали в Петербурге и сфотографировали их вернули хозяевам. Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян.
Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье». Поэты по обыкновению нафантазировали. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека.