Их объединяет ярко выраженный демократизм типажа. В конце 20-х – начале 30-х XIX в. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, в том числе такие романсы, как «Ночной зефир» (стихи А. С. Пушкина, 1834), «Сомнение» (1838), «Я помню чудное мгновенье. » (1840). директора по научной работе ЛенНИИпроект к. арх. И, конечно же, был изобразительным.
К началу 30-х годов происходит логический переход к новому этапу, когда всё большее значение приобретает использование в архитектуре традиционных, неоклассических форм, наиболее отвечавших идейно-художественным задачам, которые в то время ставились перед архитектурой. На долю А. Кибальникова выпала трудная задача воплощения образа В. Маяковского. В правой своей руке Шива держит барабан, который символизирует акт Творения. Названная проблема имеет очевидную историческую параллель, особенно значимую для Санкт-Петербурга, в котором искусство всегда было естественной частью его жизни имело в нем свои практические и идейные функции, создавало единичность и неповторимость конкретной среды. Интересные опыты делаются и в работах молодежи.
Искусство Матвеева -- пример творческой дисциплины и мудрого самоограничения. Но римские мастера (впрочем, многие из них были греками по происхождению) не только старались создать красивый, совершенно совершенный образ, сколько сделать его приближенным к действительности, передать в нём многообразную гамму качеств, свойств характера его реального носителя. Скульптурами украшались монументальные, с архитектурной точки зрения, древнегреческие храмы. Основную часть фриза снял с разрушенного здания в начале девятнадцатого века лорд Элджин.
Однако их роль – скромнее. Введение элементов скульптурного декора мы видим в ряде архитектурных проектов. Но индуистская скульптура может передавать и движение и ритм.
Примером тому может служить здание Казанского вокзала в Москве (1913--1926), построенного по проекту А. В. Толстого (1899). Гигантский трехголовый бюст поражает своими нечеловеческими масштабами (высота примерно 6м) и пластической мощью. В синтезе архитектуры и изобразительных искусств ведущую роль играет архитектура.
Декоративной скульптурой принято венчать мосты (вспомним хотя бы уже знакомые нам группы «Укротителей коней» на Аничковом мосту в Ленинграде), пролеты парадных, неторопливо поднимающихся кверху лестниц. Последним монументом этого года стал памятник Софье Перовской у Московского вокзала. Композиционные приемы организации городского пространства и их разнообразие.
1. Он раскрыл принципы священного танца Бхаратамуни, который кодифицировал их в «Бхаратанатьяшастре» (рис. 12, 13).
В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). Оно формируется через постепенное создание связей между объектами, наполнение и уточнение рисунка, наносимого на «каркас», установленный ключевыми компонентами (как архитектурными, так и ландшафтными). Нельзя преуменьшать также роль прикладного искусства – чугунного литья (решеток, фонарей, оград и т. д. ). В. И. Демут-Малиновский и "Борьба Геракла с Антеем" (ск. С. С. Пименов).
В следующей арке установлены фигуры матроса и партизана. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Все эти произведения создавались в теснейших взаимоотношениях с архитектурой, с окружающей их пространственной средой.
Динамичные композиции укротители коней, установленные на гранитных пьедесталах по углам Аничкова моста на Невском проспекте (скульптор П. К. Клодт) значимы не только общепризнанной силой пластического языка, отображением идеальной модели человека, но и тем, что они эмоционально насыщают пространство, наполняя его энергией, мощью, усиливая эстетическое качество окружения. Начало в этой области было положено И. Шадром. Особо гордились римляне Колизеем, представлявшим эллипс (188 х 156 м) при высоте 48, 5 м и окружности 524 м. Он имел четыре яруса. тесно связываются с конкретным архитектурным пространством, с функциональным назначением отдельных сооружений, его образной структурой.
Особое направление в архитектуре начала XX в. образует так называемый неорусский стиль. В какой-то степени своей наполненностью и внешней экспрессией форм она полемизирует с традиционной стилистикой городской скульптуры Ленинграда, тяготеющей в целом к определенной строгости и сдержанности композиционных построений. Хотя визуальная связь не всегда прямая, опосредованное впечатление художественной выразительности пространства связывает отдельные ансамбли в целостный гармонический образ" (157-с. 20). Они обладают определенными художественными достоинствами.
Я считаю, что в формировании современной архитектуры (как и в прошлых столетиях) элементы изобразительного искусства должны играть существенную роль, быть ведущими элементами, формирующими образ города. 2. Русская архитектура богата самобытными национальными творениями (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их четкими конструктивными решениями и богатыми орнаментальными формами, как, например, церкви в Кижах). Расширить финансирование. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Следом за ним 7 октября 1918 г. состоялось открытие памятника Ф. Лассалю скульптора В. А. Синайского на Невском проспекте (тогда пр. 25 Октября) около здания б. Государственной Думы, а спустя двадцать дней у Тучкова моста – памятник Н. А. Добролюбову скульптора К. Залита. По проекту К. И. Росси сооружаются новые здания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади, а также Главный штаб, закончивший оформление Дворцовой площади.
Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Ему принадлежит одно из самых виртуозных сооружений этого стиля -- особняк А. А. Хочется отметить, что за скромными объемами общественных зданий конца 50 – 60-х гг. Есть сведения, что Лисипп изваял 1500 статуй. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
В обобщающем процессе творческой архитектурно-скульптурной концепции создан монумент героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны на площади Победы (ск. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 -- 1913). По-моему, такое соотношение не может быть установлено.
Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Социализм побеждал на всех фронтах ? и это нужно было отобразить, увековечить в искусстве и, конечно, в архитектуре. В ней воплотились лучшие достижения человеческих рук и духа идея гармоничного единства духовной, материальной и социальной культуры. Другим замечательным композитором был А. С. Даргомыжский (1813-1869) — ученик М. И. Глинки.
Принципиально отличной от дорической была капитель. Наиболее высокие образцы этого искусства относятся к XI–XII векам. Здесь нет времени и места касаться причин этих явлений. Его нижняя рука указывает на ногу, поднятую в знаке освобождения.
Культовые сооружения (например, храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Крупнейшим мастером неоклассицизма в архитектуре этого времени был И. А. Фомин (1872--1936). Именно таким стал и окончательный, увенчанный грандиозной фигурой В. И.
Появляются удачные примеры включения декоративной пластики в городской пейзаж Ленинграда. Она живет в нем, воздействует на него, организует и подчиняет его себе. 1. В. Лишев), Рентгену В. К. Фигуры богов и богинь, портретные изваяния исторических персонажей – императоров и королей, аллегорические иносказательные образы – все это имело "большое познавательное значение", которое "придавал Петр I созданию галереи скульптуры в Летнем саду, представляющем своего рода "университет", где россияне знакомились с европейской культурой" (26 с. 6). Высшие достижения эллинской скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Поликлета Старшего, Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Хареса.
Культурологи и др. Складываются, присущие Петербургу, композиционные основы взаимодействия скульптуры с пространством, несущие в целом упорядоченность и симметрию. В современном мире виден синтез всех искусств – именно об этом мечтал когда-то великий немецкоязычный писатель Герман Гессе, автор романа «Игра в бисер».
Левой. »). А если колонны располагались по всему периметру сооружения в два ряда, то это был диптер.
Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. Скульптура и танец – два вида искусства, представляющие в Индии, в сущности, единое целое. Художественное своеобразие – это результат ответа на специфику физико-географических и социально-экономических условий развития региона (не только существующих, но и прошлых и будущих). 7.
Мотивы классической архитектуры (ионический портик-лоджия большого ордера, полуциркульное окно под фронтоном) сочетаются здесь с резкими асимметрическими сдвигами в вертикальных членениях боковых частей относительно центральной части, с нарочитыми контрастами фактур, что является типичными приметами стиля модерн. Но здесь берет верх жактовская самодеятельность, проросшая и среди архитекторов, дизайнеров). 6. Научное осмысление темы художественного образа новой жилой застройки применительно к практическому воплощению было продолжено в исследованиях группы архитекторов, градостроителей, психологов искусствоведов в стенах Ленинградского научно-исследовательского института ЛенНИИпроект, вылившееся в ряд последовательно выполненных научно-технических отчетов на тему: Совершенствование архитектурно-художественного облика городской среды и условий ее восприятия в районах массового жилищного строительства (1979 – 1985). Уже сейчас заметен повышенный интерес к уникальным вещам, как старым, так и новым.
Городские дворцы эпохи классицизма также украшали свои дворы (обращенные к улицам либо внутренние замкнутые) декоративными статуями, фонтанами. По темам, затрагивающим вопросы связи монументально-декоративной скульптуры с архитектурой жилых и общественных зданий в современных условиях строительства, к настоящему времени защищены кандидатские диссертации, среди них: Особенности монументально-декоративной скульптуры в связи с проблемой синтеза скульптуры и архитектуры (А. Б. Матвеева, 1956) Проблемы композиционного единства пластических искусств в современном архитектурном ансамбле (И. Азизян, 1968) Вопросы композиционной взаимосвязи монументально-декоративной скульптуры и архитектуры (И. В. Иванова, 1972) Декоративно-скульптурные элементы в архитектуре советского жилого дома (З. С. Беркович, 1972) Декоративная скульптура в современном жилом комплексе (А. Н. Бурганов, 1964), а также необходимо выделить докторскую диссертацию Взаимодействие архитектуры с другими видами искусства (И. А. Азизян, 1987).
- монумент очень близок памятнику. 4. Свою «Нике» Коненков наделяет чертами ярко выраженного славянского типа. Далее идет тема «труд и наука» в виде фигур изобретателя, шахтёра, колхозницы, ученого и девушки с книгой. Художники утверждают общечеловеческое значение живописи, не нуждающейся, подобно литературе, в переводе на другой язык Леонардо да Винчи писал: «если поэт служит разуму путем уха, то художник – путем глаза, более достойного чувства Картина, так много более полезная и прекрасная, понравится больше Выбери поэта, который описал бы красоту женщины ее возлюбленному и выбери живописца, который изобразил бы ее и ты увидишь, куда природа склонит влюбленного судью». Таким образом, здесь изображение и абстракция идут бок о бок. В ходе развития древнего общества, на основе возникших из практических потребностей магических реалий (синкретических и ритуальных по своей природе дохудожественных изображений), родилась знаковая система, способствовавшая затем художественно-образному отражению мира.
Благодаря этим работам, с конца 60-х годов в круге художественных задач комплексного формирования жилой среды активно начинают звучать проблемы искусства, являясь одновременно составной частью общей социальной проблематики архитектуры. В мире авангарда трудно различить, где скульптура, а где архитектура. Ныне среди них признанные мастера.
Без такого соответствия образ становится антиобразом, предметом постоянного беспокойства и неудовлетворенности средой обитания. 5. В Древнем Риме широко применяются арочные и сводчатые конструкции из бетона. Коринфский ордер, который появился в V в. до н. э.
Переплеты окон украшались резными ажурными узорами. Выдающимся событием в музыкальной жизни России явилась постановка в 1836 г. оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Точно также обстояло дело и в Древнем Риме. Кроме того, следует учитывать и возможности человеческого зрения: если скульптурный силуэт потеряет четкость, «расплывется», то это будет одинаково плачевно и для скульптуры и для здания, которое она призвана украшать. В последней арке установлены парные фигуры юных авиамоделистов и школьниц с глобусом.
Даргомыжский выступил новатором в музыке. Фидий осуществил изумительное по красоте и величию скульптурное убранство Парфенона. Потому он был заключён в стены в самом буквальном смысле.
В XIX в. завершается наметившийся уже ранее процесс размежевания живописи и графики. Позднее реальные впечатления революционных битв, свидетелем и участником которых был Коненков, воплотились уже не в аллегорической, а в конкретной форме -- в сделанном по памяти портрете «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» (1906).
Неудачен и постамент. Наиболее яркими представителями этого направления в архитектуре были А. Н. Воронихин (1759-1814), А. Д. Захаров (1761-1811), К. И. Росси (1755-1849), Д. И. Жилярди (1785-1845). В одних случаях произведения скульптуры могут иметь тектоническую связь со зданием (кариатиды, атланты), а монументальная живопись -- заполнять отведенные для нее поверхности ограждающих конструкций и архитектурных элементов -- стен, сводов, перекрытий и т. д. (мозаика в Византии, орнаментальные керамические облицовки древней узбекской архитектуры и т. д. ). Верхняя часть завершалась капителью, состоящей из круглой каменной подушки (эхина) и размещавшейся на ней квадратной плиты (абаки). Именно в опере Даргомыжского «Каменный гость» появился выразительный мелодичный речитатив.
В его левой руке – огонь, которым он разрушает Мир. Узловые пункты выделены монументальной скульптурой (в синтезе с архитектурными элементами). Так, между б. зданиями Синода и Сената и манежа Конногвардейского полка возвышаются парные колонны ионического ордера (установлены в первой половине 19 века), флангирующие начало одного из уютнейших бульваров города – Конногвардейского.
Острота выражения проблем современности, привлечение метафоры, аллегорий усиливают образное звучание работы, ее смысловую наполненность, не ограничивая мастерства пластического выражения. Чередование сумрачно-затемненных и светлых зон, разнообразие фактурных контрастов, обилие материалов, наполняющих пространство игрой отраженного света (мрамор, стекло, полированное дерево), окрашенный свет оконных витражей, наконец, причудливая конфигурация пространственных ячеек и асимметричное расположение дверных проемов, многократно изменяющееся направление светового потока -- все это превращает бытовую среду в род архитектурного спектакля, где мир предстает в аспекте своей способности к непредвиденным метаморфозам, вовлекая обитателя в неуловимо-зыбкую игру меняющихся настроений. В первую очередь образ города формируется объемно-планировочной структурой жилых районов в сочетании с определенными общественными зонами, включающие престижные здания (общественные, административные и т. п. ) парки, промышленные комплексы. Радищев Шервуда – страстный, темпераментный, дерзкий и нервно-напряженный.
Жилая среда, создаваемая индустриальными методами, построенная на новых градостроительных принципах свободной планировки, создании открытых внутриквартальных пространств, наполненных воздухом и солнцем, при отсутствии понятия главных и дворовых фасадов зданий, полной или частичной дифференциации функций жилых домов и учреждений обслуживания (торговые и общественные центры микрорайонов), противопоказана перенесению в нее традиционных приемов синтеза искусств исторической части города. 4. Существа, заимствованные художником из мира народной фантазии, вдруг оборачиваются реальностью в таком выразительном, глубоком по мысли создании мастера, как «Нищая братия» (1917). Кроме того, не во всех греческих храмах имеются изобразительные фризы и скульптуры фронтона, вот таким образом мы не можем утверждать, что это были значимые компоненты храмовой архитектуры.
Ярко проявился синтез искусств архитектуры, скульптуры и живописи еще в глубокой древности в странах Латинской Америки (мексиканское искусство). Произведения скульптуры (особенно монументальной) подчинены общим с архитектурой законам восприятия и при удачном пространственном решении могут получить новое, более высокое звучание и даже содержание, которое, быть может, автор изначально в него и не вкладывал. Он разрабатывает минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Архитектура. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, т. к. подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов (произведений того или иного вида искусства), но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений.
Декоративное искусство, городской дизайн, не тематическая скульптура. 5. Ствол (фус) колонны украшали желобки (каннелюры). Примечательно, что реальное здание «выросло» из концептуальной скульптуры, придуманной архитектором Саньтяго Калатрава еще в 1996 году. Иными словами, архитектура получила приоритет перед скульптурой.
Целостность может быть обеспечена лишь при единстве творческого подхода всех участвующих в создании городского ансамбля – от авторов генерального плана – до маляра из ЖСК. Важнейшее значение имеют здания и сооружения (по своему объему) – вот таким образом их взаиморазмещение является определяющим. Появление фотографии и освоение ею цвета поставило перед живописью новые задачи. Особое внимание уделялось скульптурному воплощению тех лиц, которые занимали основное, по тем временам, место в плане "монументальной пропаганды": устанавливаются многочисленные памятники В. И. Ленину, деятелям коммунистической партии и советского государства, а также культуры искусства и нации дореволюционного прошлого и современникам: литературному критику, публицисту А. А. Добролюбову (ск. В. А. Синайский, арх. С. Б. Сперанский), писателям А. Грибоедову и Н. Чернышевскому (ск. В большой степени созданию искусства архитектуры (в том числе архитектуры во взаимодействии с изобразительным искусством) мешает недоверие к замыслам деятелей искусства. Разумеется.
Живопись в системе видов искусства эпохи Возрождения играет ведущую роль. Целостность – термин мало адекватный по отношению к создаваемой среде. Полагали, что он изображал процессию, ежегодно проходившую в городе в «день рождения» богини Афины, которой и был посвящён этот храм. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу».
Должна быть возможность индивидуального подбора архитектором художника. Богатство пластической трактовки здесь развито на рациональной основе.
Оба этих слова – «атланты» и «кариатиды» – пришли к нам из Древней Греции: «кариатида» происходит от слова «кора», т. е. девушка, Атлантом в мифах звали гиганта, поддерживающего земной свод. Их тщательно берегут, они сами по себе являются памятниками искусства. Художники Древнего Египта рисовали на лице изображенном в профиль, оба глаза, а художники Южной Меланезии изображают плоскости, скрытые от прямого взгляда: над головой человека рисуют диск, обозначающий затылок или двойное лицо, передающее «круговой взгляд». Возможно бесконечное разнообразие приемов в зависимости от конкретной градостроительной ситуации, программы проектирования и способов производства (застройка кварталов панельными зданиями, кирпичными или сочетание тог и другого и т. д. )8. Диаметр нижней части равнялся 1/9 её высоты.
В Самарканде остатки мечети Тамерлана и могилы Тимура продолжают эту сказочную феерию. Очень большие целостные ансамбли (типа новой застройки В. О. ) – слишком агрессивны по отношению к человеку. 5.
Пространство последовательно развивается (в блестящих традициях русского градостроительства) в логичную схему движения, подводящего к главному элементу композиционного приема – зданию гостиницы. В этой статье нет возможности перечислить остальные произведения советской монументальной скульптуры, детальнее охарактеризовать отмеченные свойства лучших советских монументов, определить индивидуальный «почерк» каждого скульптора. 1.
Н. Альтман) и мн. Их количество варьировалось от 16 до 20. В архитектуре уделялось основное внимание социально-функциональным проблемам, приветствовалась «очищенная» от декора простота форм.
Высота капители равнялась 1/3 диаметра нижней части колонны. В отличие от «псевдорусской» архитектуры середины прошлого столетия, натуралистически копировавшей декоративные детали древнерусского зодчества, неорусский стиль стремился выразить «дух» древнерусской архитектуры, свободно варьируя и как бы глядя на ее формы сквозь призму стиля модерн. В. И. Мухиной: В. Иванов, М. Мухин, Л. Михайленок, А. Семченко, Г. Хонин. Столь же остры, блистательны не только по пластической мощи, но и смыслу, чувствам, образно-содержательному решению были монументально-декоративные композиции Триумфальной арки Главного штаба с венчающей ее колесницей Победы (арх. К. Росси, ск. С. Пименов, В. Демут-Малиновский), скульптурный ансамбль Адмиралтейства (арх. А. Захаров, ск.
Дело касается не только плохого выполнения вещей. Скульптура поставлена на основной композиционной оси всего архитектурно-пространственного ансамбля, которым является ансамбль гостиницы Прибалтийская. В главе I Скульптура в культурно-стилевом контексте Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда (эволюция жанров скульптуры и их взаимодействие с архитектурой и окружением) прослеживается эволюция городской скульптуры Петербурга, эстетические закономерности этапов развития городской скульптуры, условия, влияющие на стилевые и жанровые образования, здесь же выполняется анализ идейно-образного смысла произведений скульптуры с позиций эстетических идеалов времени и осознание их в архитектурном контексте города. Архитектор И. А. Фомин, руководивший в те годы архитектурной мастерской петроградского Совкомхоза, спроектировал новую планировку сквера перед фасадом Смольного, создал аллею от ворот к портику, низкий зеленый партер перед ним, убрал деревья, закрывавшие фасад здания и перенес памятник К. Марксу в центр партера3. Одним из ранних образцов этого стиля явилось здание Азово-Донского банка (1907-- 1909), выстроенное по проекту Ф. И.
Скульптура чаще всего предусматривалась как "деталь" ("пластический акцент"), часто красиво прорисованный, но не выходящий за рамки лепного мастерства. На включение в сметную стоимость жилых кварталов и отдельных сооружений выделяется недостаточное количество денежных ассигнований, которые в отдельных случаях вообще снимаются банком и квалифицируются, как излишества и антигосударственная деятельность. Подобная трактовка образа Маяковского—нет слов— действенна. Двери парадного входа украшены небольшими фигурами сфинксов. И это не удивительно, поскольку все явления безостановочно движутся вперед. И образ города, "Душу Петербурга" (Н. П. Анциферов), его культуру, а также вкусы, умонастроения общества можно познать через восприятие пластики разных исторических эпох. Работать должны разные творческие индивидуальности. Отсутствие реальной творческой традиции первых и крайне невысокий архитектурно-композиционный уровень большинства вторых.
1. Став при море, Петербург никогда не утрачивал функций морского города, но в его архитектурно-пространственную структуру море не входило долго. При этом обнаруживается, что стиль каждой эпохи настолько своеобразно проявляется в различных жанрах городской скульптуры, что возникает возможность, а вернее, необходимость говорить о "жанровых стилях" (термин Д. С. Лихачева) как специфических устойчивых образованиях, тесно связанных с особенностями развития каждого жанра, проявившимися именно в Санкт-Петербурге. На Болотной площади в сквере сооружен памятник И. Репину по проекту М. Манизера. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею.
Главный смысл скульптуры здесь – движение Вселенной. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что именно в 20-е гг. Бабурин, В. И. Левитана (1899). Действие по прямой аналогии во взаимодействии архитектуры и искусства истинно художественного (целостного) эффекта пока не дает. 5. Отдельные части фигур выступают крупными планами, утонченно моделируя драпировки, детали.
Афинский скульптор умело работал с любым материалом. Н. А. Троцкий) и мн. Скульптура и архитектура могут существовать как вместе, так и врозь. Говорить о целесообразности можно только через сопоставление старого и нового города.
Первая половина XIX в. ознаменовалась блестящим развитием архитектуры. 1. Он на своем художественном поприще не мог избежать архитектуры уже потому, что его неудержимо влекло ко всему монументальному, ему хотелось для своей живописи и скульптуры дать подходящую обстановку — и нужные ему стены и расчленение их. Ещё один представитель высокой классики Поликлет создал Дорифора, Диадумена, огромную статую Геры из золота и слоновой кости, сидящую на троне и держащую в одной руке скипетр, в другой – гранатовое яблоко.
Еще в начале 60-х и в 70-е годы в статьях и исследованиях многих архитекторов, художников, теоретиков историков, критиков (С. Базазьянц, М. Бархин, А. Бурханов, И. Васильев-Вязьмин, Ю. Герчук, А. Матвеева, В. Толстой, О. Швидковский и др. ) началась пропаганда содружества монументально-декоративного искусства и новой индустриальной застройки /19, 36, 38, 53, 118, 173, 179/. Классицизм побудил и обращение к истокам этих добродетелей – Греции и Риму. Процесс размежевания живописи и графики завершают импрессионисты.
Ленина вариант проекта Дворца Советов. Скульптура. 4. В этот период оно приняло большой размах.
В. А. Синайский, арх. Древний художник не воспринимал красоту пейзажа. Ваяние всегда передает движение. Левой.
Претерпев эволюцию структурных и пластических свойств, образных и духовных качеств традиционный тип европейского монумента, блистательно выразив себя в 18-м веке в композиционном памятнике (конном), окончательно утвердился в статуарном (портретном). (ск.
Но и в этой сфере архитекторы столкнулись с рядом новых проблем, выдвинутых эпохой промышленного прогресса.
Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). «Русское барокко» утверждало единство русского государства, подъем национальной жизни (творения Растрелли: Зимний дворец и ансамбли Царского Села). А духовный облик – искусство совместно с архитектурой. 10. Благодаря сохранности одного из наиболее ценных в художественном отношении образцов греческой архитектуры, построенного зодчими Иктином и Калликратом на Акрополе — храма Парфенона (500 л. до Р. X. ), — мы можем восхищаться бесподобною скульптурою Фидия. Может быть, отдельные районы города должны решаться каждый в своей гамме.
Среди них такие как памятник В. И. Ленину на площади перед Финляндским вокзалом (ск. далекой от элементарной геометрии прямых стержней и прямых углов. Так, что связь между этими видами искусства, как говорится, на лицо.
В эпоху Возрождения знаменитый труд Леона Батиста Альберти Десять книг о зодчестве и трактат О статусе несут в себе попытки построить теорию декоративных пластических искусств, однако без связи их с архитектурой ансамбля. Но их отличие не так ярко выражено, как кажется. Задумывая цветовое решение города, следует избегать частных (измельченных) решений.
В свою очередь, скульптор редко способен одновременно и в одиночку решить задачи и скульптурного и архитектурного порядка.
Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. Портретная скульптурная галерея в Александровском саду (бюсты Н. Пржевальского – скульптора И. Шервуда, Н. Гоголя, М. Лермонтова, В. Жуковского – скульптора В. Крейтана) свидетельствует об упадке к началу 20 века жанра садово-парковой пластики, демонстрируя непонимание его назначения и художественной природы. Поликлет в своей работе использовал и мрамор и медь и бронзу и другое сырьё.
Включение произведений изобразительного искусства целесообразно и естественно там, где для этого сформирована определенная среда. 8. Дискуссии на эту тему, начавшиеся во второй половине 70-х гг., приобрели в 80-е гг. Эту роль искусства нельзя не признать и сегодня.
Монументальные па» мятники устанавливаются обособленно. Нельзя сказать, что в 70-е годы этой ситуации не уделялось внимания в проектной и художественной практике Ленинграда. А. В. Кривов, зав.
Декламационная форма пения оказала большое влияние на последующее развитие русской оперы. Данная скульптурная группа решена в реалистической трактовке формы. Монумент Шадра немыслим в другом месте. Это произведение было созвучно общественным настроениям предреформенной эпохи.
К сожалению, малая высота барельефа (1, 4 м) и несколько теряющийся в экстерьере мелкий масштаб его пластической модуляции затрудняет быстрое "прочтение", столь необходимое в монументально-декоративном произведении, расположенном в месте значительного скопления людей. Например, памятник 300 аравийцам в Тбилиси органично вошел в застройку одной из частей города, сочетаясь с древним Метехским замком античный монумент Марка Аралия в Риме прекрасно слился с ансамблем площади Капитолия. Его монумент В. И. Ленину па ЗАГЭС — одно из лучших воплощенийв скульптуре образа основоположника советского государства и, вместе с тем, пример глубокой мысли художника. лабораторией градостроительной эстетики к. арх. Более сложным выглядел периптер, в котором колоннами окружалось всё здание.
Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Индустриальное производство никогда не исключало создание образных вещей. Возможно. 7.
Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805-1867). Расположение фигур в картине раскрывало их жизненные взаимоотношения. Вместе с тем оно тяготеет к монолитности, успокоенности в себе, вызывая ассоциации с небольшим замком, как бы символизируя тем самым принцип частного буржуазного жилища: «Мой дом -- моя крепость».
Монументально-декоративное искусство, которое может скрасить безликость новостроек. 10. Шива танцует над поверженным демоном, который воспринимается либо как демон хаотической материи, либо как демон незнания. П. К. Клодт, Р. К. Залеман и А. А. Рамазанов) и Александру III (ск. П. Трубецкой). Его историческая судьба. Жестом поднятой руки он провозглашает Мир, защищая созданное им.
На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Как бы то ни было, Калатрава – личность «синтетическая», ведь он единственный современный скульптор, проектирующий здания и мосты и единственный современный архитектор и проектировщик мостов, всерьез занимающийся скульптурой. - мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера).
Достойным примером воплощения этого жанра в сложении идейно-художественной среды города служит Кольцо Славы, являющее собою памятный ансамбль широкого урбанистического характера – цепь памятников на местах героической обороны вокруг Ленинграда. Например, камень, олицетворявший зверя и служивший мишенью для нанесения ран («репетиция» охоты), заменяется натуральным чучелом зверя, а потом его скульптурным образом.
Строящиеся в конце 20-х – 30-е годы дворцы культуры и другие общественные здания, решенные в духе новаторской авангардной архитектуры, несмотря на программное отрицание русскими конструктивизмом возможных способов взаимодействия с пространственными видами изобразительного искусства, доказывает обратное. В операх и балладах А. Н. Верстовского сказалось влияние романтизма. Манера лепки замечательного мастера, характер его пластического языка, трепетность формы, создающие незабываемый образ, выдвигают эту работу в ряд лучших исторических портретов, созданных в советской скульптуре.
Произведение это принадлежит к наиболее цельным по замыслу созданиям скульптора. Возможно и необходимо, однако при творческом, а не подражательном подходе. 9. Таким образом, монументально-декоративная скульптура несет градостроительную функцию. Этот декрет положил начало осуществлению известного в истории развития советского искусства плана монументальной пропаганды /142, 172/.
В этом произведении отразилось знание характера животного, его повадок, анатомии.
Древнегреческие скульптуры изображающие движение – отличное тому подтверждение. Очевидно, в отдельных случаях возможно, если это касается отдельно стоящих произведений (статуи, памятники) или произведений вроде мемориальных досок, фонтанов. М. Аникушин, арх. с учетом требований времени. 10. М. И. Глинка (1804-1857) принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии. Одновременно этот жест воплощает и идею гостеприимства (вспомним пророческую строфу – Все флаги в гости будут к нам), созвучную назначению здания и отраженную в его объемно-пространственном и архитектурно-художественном решении.
Образное осмысление реальной жизненно-правдивой ситуации, как бы символизирующей ежечасно совершаемый подвиг в этой всегда героической профессии, выражается развернутой сложной многосоставной композицией. Типологическая шкала решений скульптурных памятников в достаточной мере широка: наиболее распространенным является статуарный памятник, памятник-бюст, а также конный. /Понятие синтеза архитектуры, скульптуры, живописи ассоциировалось в те годы с атрибутами излишеств и украшательства/. Внешне здание представляет собой вариацию на темы московской усадебной архитектуры.
О. А. Мустафаева, состав коллектива: ответственный исполнитель к. арх. Это, прежде всего, различные жанры скульптуры (от декоративной до монументальной).
Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения. Это также зависит от условий среды. 3. Эти-то отрицательные свойства присущи и монументу Репина.
Тем не менее, нельзя считать и эту проблему полностью неразработанной. Конкретный обзор литературы, адекватный проблемам, поднятым в публикации, необходимо предварить двумя близкими к выбранной нами теме фундаментальными трудами М. Кругловой Монументы в архитектуре городов (М. : 1952) и В. Артамонова Город и монумент (М. : 1974). 14 апреля 1918 г. он опубликовал в газете "Известия ВЦИК". Внешнее сходство при этом не важно.
В этом синтезе архитектура доминирует.
В живописи ХХ в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения индивидуального восприятия жизни (вспомним «Мартовский снег» Грабаря). Это труды Ф. Шехтеля, И. Фомина, А. Щусева, И. Голосова, А. Никольского, а также Ле Корбюзье, Ван де Вельде, Ф. Л. Райта, П. Беренса и др. Более того, к этому комплексу примыкает и архитектура. Гигантская арена (86х54) при необходимости заполнялась водой для того, чтобы устраивать сражения экипажей кораблей. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим).
Руководители коллектива: зам. Поднятая на высоту фигура зрительно меняет пропорции – кажется шире и приземистее, чем она есть на самом деле. Русская интеллигенция приветствовала оперу Даргомыжского «Русалка», где изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем. Это не должно снижать их образного значения, скорее наоборот.
Эти же особенности присущи русской иконописи. Представляется, что для уникальных произведений характерной формой должна быть скульптура. Он, несомненно, являлся классическим выразителем аполлоновского начала. Плодотворной работой отличался Лисипп. В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место.
Известно, что этот жест (поднятая рука) имеет, в числе прочих, значение защиты. Монументально-декоративная скульптура легче по весу, но еще крепче, «корнями», связана с окружающими: с зеленью аллеи, в которой она стоит, с нишей, в которую прячется, со зданием, которое поддерживает или венчает. Характерно, что подлинный расцвет скульптуры средневековой Индии (VII–VIIIвв. ) связан с пещерным зодчеством, которое по своей природе органически соединяло в синтетическом единстве скульптуру и архитектуру. Метопы и фронтоны украшались скульптурой. Своими прихотливо асимметричными выступами крылец, эркеров, балконов, сандриков над окнами, сильно вынесенным карнизом здание, подобно растению, «пускает корни», как бы органически врастает в окружающее пространство.
Сам Коненков объяснял впоследствии замысел своего «Самсона» как знамение предреволюционного времени. Возникают новые виды общественных построек – театры, стадионы, школы. 1.
А ведь скульптура – это средство, способное превратить «пространство вообще» в пространство конкретное, начиненное определенной идеей, пространство общественно, культурно значимое. Следование заветам классики особенно наглядно в скульптуре «Юноша».
Возможно, что зодчий Василия Блаженного, к сожалению неизвестный нам (Забелин вскользь упоминает о мастере Петре), по этому же соображению поставил свое произведение вне стен Кремля. Необходимо больше внимания уделять декоративной скульптуре и прикладной пластике. Впрочем, римляне любили богатое убранство и пышную отделку зданий. В ее доминирующей стилистике начинают преобладать помпезность и иллюстративность. Без ответа. 11. Архитектурный стиль в Античности определялся расположением колонн по периметру здания.
А. В. Томский, арх. Работа скульптора Р. Красницкого Похищение огня (архитектор Ф. Романовский), установленная в одном из новых районов города, обладает той мерой причастности к лучшим историческим традициям жанра монументально-декоративной скульптуры, в пластических интерпретациях которой находили свое выражение духовные, гуманистические устремления общества. Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством. В Персии грандиознейшие порталы и куполы сплошь покрыты керамикой необычной красоты, причем это не та полихромия, которая, закрывая собой камень, уничтожает ценную внешность материала. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные из разных мифологий. Опера «Жизнь за царя» стала первой классической русской оперой, которая положила начало мировому признанию русской музыки.
Тем более важным представляется еще раз вернуться к их рассмотрению. Его автором был скульптор О. Гризелли. В основном становление скульптуры в эпоху готики было связно с возведением Амьенского, Шартрского и Реймского соборов, в которых было использовано свыше двух тысяч разнообразных скульптурных произведений. Природа: наличие водных и зеленых пространств, рельеф и т. п.
Ее художественно-пластического многообразия. Синтез – своего рода акт сотворчества между различными специалистами в области искусств. создают шедевр в области декоративной пластики – скульптурный ансамбль Большого каскада в Петергофе, ставший неотъемлемым компонентом архитектурно-художественного убранства одного из прекраснейших пригородов Санкт-Петербурга. В начале века прочные позиции в ней занимал классицизм, утвердившийся в конце XVIII в. Затем большое признание получил стиль «ампир». Эти изящные, не столь большие по высоте (9, 5 м), тонко прорисованные колонны, возведение которых посвящено боевым заслугам конного лейб-гвардии полка в военных походах периода Отечественной войны 1812 года, удивительно гармонично вливаются в окружающее пространство, не доминируя в нем, но согласуясь, придавая ему выразительность, особенность, запоминаемость.
Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа. Большая сложность работы над новыми ансамблями – отсутствие водных зеркал (за некоторым исключением), ярких природных акцентов. 6. Ионический ордер олицетворяла средней лёгкости стройная колонна имевшая в основании базу.
Поклонниками оперы были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский и др. Многие черты: плавно-текучая линия силуэта, особый матовый «тембр» фактуры, специфическая томность замедленных поз и движений, способность воплотить современную жажду гармонии в совершенные художественные формы -- связывают матвеевские образы с пластикой фигур и живописными приемами Борисова-Мусатова. Это отношение к монументальной скульптуре выродилось вскоре в известный штамп. Это не совсем тот тип изображения, который характерен для традиционного, так называемого, «фигуративизма» и скульптуры.
Произведения монументального искусства должны быть штучными, единичными, акцентными. Здание ТЮЗа – важный архитектурный акцент в окружающей застройке, центр нового городского ансамбля.
Далее следуют две фигуры физкультурника и физкультурницы. Он безразличен к ним и, следовательно, может быть, как и в XIX веке, поставлен где угодно. Великосветское общество довольно сухо встретило оперу, но истинные ценители искусства восторженно приветствовали спектакль. Эта тема развивается в двух работах, созданных в разное время, но связанных друг с другом, -- «Идущий» (1903) и «Сидящий человек» (1912).
Повод (по крайней мере, частный) состоит в том, что по миновании эпохи промышленной урбанизации с изменением градостроительной политики возвращаются на свое место культурные факторы городской жизни. Лаконичный объем нового современного театрального здания (арх. Должно быть не содружество, а совместная работа за единые деньги. 7.
Не случайно Цицерон говорил, что боги Фидия – настоящие небожители. С. Сперанский, Н. Каменский). Творческие поиски велись совместно с архитектором Я. Лукиным. Через день петроградцы присутствовали при открытии монумента "Великий Металлист" (автор М. Ф. Блок) у Николаевского дворца (впоследствии возле здания Дворца Труда). Однако, в узлах общегородского значения возможно появление ансамбля произведений монументального искусства (система площадей с монументами, скульптурные аллеи и т. п. ). 6.
Разнообразие форм и масштабов скульптурных рельефов и изваяний поистине удивительно. Мотовилов, М. Ф.
Древнекитайскую и древнеегипетскую живопись и графику роднит повествовательность. Пожалуй, самый высокий статус в греческой культуре занимала скульптура. Сделанные из сплава пяти металлов, главным из которых является медь, скульптуры отливались в старинной технике «погибающей восковой модели».
Верхняя часть здания состояла из гладкой балки (архитрава), фриза, обрамлённого метопами и триглифами, а также карниза и фронтона. Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-1818). Арки порталов, ниши башенок, тимпаны, галереи верхних ярусов, вимперги и галереи верхних ярусов – все это украшалось статуями и рельефами.
Я не говорю сейчас о больших памятниках-комплексах. Каждому из них свойственна особая, одному ему присущая манера воплощения активной образной силы, столь сильно действующей на зрителя, столь органически связывающей его произведение с окружающим пространством и архитектурой. IX. Она имела два изящных завитка (волюты), богатую подушку, красивый орнамент. Затем фреска, мозаика. 8.
С. Сперанский, совместно с В. Струзман, С. Михайловым, Н. Каменским) внесла декоративная композиция Фрегат, пластически виртуозно и с удивительной достоверностью выполненная скульптором А. Демой. И при всем том в их творчестве ощущается внутренний нерв классического наследия. Большую роль в формировании образа нового Ленинграда может играть архитектура земли. /116, 117/. Не было им равных и в рельефнойскульптуре, где изображение располагается на плоскости фона (на фронтоне, стене, плите). Обобщенность, лаконичность формы, трактованной большими, четкими планами, несли внутренне содержание работы, выражающее стойкость, мужественность, уверенность. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок».
С. А. Евсеев, арх. Этими чувствами в большинстве своем отмечены женские образы Голубкиной, такие, как «Изергиль» (1904), «Марья» (1905), «Старая» (1911).
Самые знаменитые его статуи – Афродита Книдская, Сатир, Гермес с ребёнком – Дионисом. И. Теребенев, Ф. Щедрин, С. Пименов и др. ). Количество каннелюров такое же, как и у ионической колонны. Ее аналогом стала скульптура без пьедестала – подвешенная или стоящая на земле. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры.
Среди первых работ Трубецкого, выполненных в России, скульптурный портрет И. И. Лидваля (1870--1945) --одного из ведущих петербургских архитекторов этого времени. Владимира и в Кирилловском монастыре в Киеве. Представляющие собой, по преимуществу, размышления или отдельные высказывания великих зодчих не столь далекого для нас прошлого, эти работы явились, тем не менее, для автора важными при осмыслении многих явлений, связанных с природой синтеза искусств, равно как и исследования А. Бринкмана, А. Гильдебрандта, Б. Виппера /30, 31, 43, 56/.
Это были первые композиционные акценты живописи, не знавшей перспективы. Впечатление усиливается тем, что по одной из четырех граней призмы снизу вверх тянется проволочная хорда, представляющая собой «позвоночник».
Это – конные монументы Николаю I (ск. Считается, что Шива – «владыка танца» (Натараджа).
Характерные особенности барочной скульптуры итальянской школы ваяния, преобладавшей в Летнем саду, выражавшиеся в ее декоративных свойствах: экспрессивной игре света и тени, богатом силуэте, установке произведений на высоких, сложной формы постаментах подчеркивали их специфическое своеобразие, определенные целевые, эстетические и пространственные задачи, придавали парадность окружению. В некоторых случаях они так сливаются, что грань полностью стирается.
Наглядный пример тому – триглифы. Это придает скульптуре динамическую выразительность.
О широком диапазоне возможностей Трубецкого говорит и скульптурный бюст Л. Н. (десятилетия доиндустриального советского зодчества). Скульптура и архитектура – явления культуры, тесно связанные с древних времен. Если речь идет о старых городах, то в первую очередь, образ города формирует характер застройки (включая жилую), сложившаяся планировка города, его силуэт и насыщенность произведениями монументально-декоративного искусства. Для них важное значение имели и жилые дома и виллы и термы (бани) и мосты и акведуки (водоводы) и дороги и многое другое.
Андреева, установленный в 1909 г. в Москве. К сожалению, сегодня архитекторы, проектируя городскую среду, редко планируют место для будущей скульптуры, пренебрегая такой совместной работой. Фронт застройки во многом определяется скульптурными деталями, подчеркнутыми цветом. 6. Развивать у населения бережное отношение к среде (силами органов исполкома, народного образования, творческих союзов и т. д. ).
Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков, естественно складывающихся в цикл, куда входят и станковые скульптуры -- «Сидящий мальчик» (1909), «Спящие мальчики» (1907), «Юноша» (1911) и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму. Ее можно увидеть у порталов и входов, на крышах дворцов, арок, театров: на здании Театра драмы им. Декоративность выступает здесь в неразрывном единстве с монументальностью форм.
В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. В главных композиционных узлах – скульптура и, более всего, монументы. Сегодняшние городские ансамбли немыслимы без торжественной монументальной скульптуры.
Конец XIX и начало XX столетия знаменуются исследованиями в этой области К. Зитте, А. Э. Бринкмана, чьи труды внесли огромный вклад в теоретическое рассмотрение проблем монументальной скульптуры в связи с архитектурой города /6, 41, 44, 30, 31, 73, 99/. Просто запечатлеть объект на память теперь может фотография. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью.
Лучшим представителем этого направления был А. Н. Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила» (1835), а также нескольких музыкальных баллад и романсов («Черная шаль» и др. ). В XIV веке появляются Исайя-гречин и Феофан Грек — учитель Андрея Рублева.
Витрувий рекомендовал украшать статуями храмы и города. Римские мастера над его капителью добавили ионический эхин и подушку с волютами, создав так называемый композитныйордер. Особенно причудливый вид придают сооружению шатровое завершение левой угловой башни и увенчанная ажурным гребешком гиперболически высокая кровля в центре имеющая внизу нависающий изогнутый «козырек».
Изменение условий — притом в отрицательную сторону — постановки скульптурных монументов произошло в первую очередь из-за «разностилья» окружающих их зданий из-за потери архитекторами, а также скульпторами «чувства ансамбля» — синтеза скульптуры и архитектуры в лучшем смысле этого слова. Затем – природные условия, рельеф, зелень, вода. 7. В 20-30-е гг.
1. Из научных исследований в этой области можно отметить: диссертационную работу Малые формы в архитектуре магистралей (В. Васильковский, 1966) и созданную в 1978 г. Генеральную схему художественного оформления и монументальной пропаганды Ленинграда (авторы – А. Алымов, Г. Байков, Г. Данилова и др. ). Абсолютно очевидно, что создание монумента — трудная и ответственная задача. Щусева (1873--1949).
В ряде случаев в выборе места для памятников принимали участие архитекторы. Были и другие отличия. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Между тем мы не ошибемся, если скажем, что можно и нужно найти подход к изменению сегодняшнего состояния городской среды, провести параллель исторической части города.
Он может представлять собой ансамбль, в который органично входят компоненты (архитектура, скульптура, живопись), созданные в различные эпохи и не обладающие едиными стилевыми качествами.
Янсон-Манизер и другие. В этом отношении «Нике» Коненкова характером художественного строя, включающего в себя ассоциации с образами «светлой» античности, предвосхищает обращение Коненкова к прямым вариациям на темы греческой пластики в цикле скульптур, созданных после поездки в 1912 г. в Грецию. Эта работа началась еще в XVIII в. (Е. Формин, Ф. Дубянский, М. Соколовский) и с успехом продолжалась в первые десятилетия XIX в. А. Алябьевым, А. Гурилевым, А. Варламовым, А. Верстовским.
Без скульптурных композиций и барельефов, шедевры мирового зодчества смотрелись бы пресно. Позднее становится очень популярным мотив Триумфальных арок. Они не могут в полной мере «угнаться» за предложениями современной архитектуры, ее грандиозностью и вот таким образом вынуждены обрести другую форму. Каждая расположенная выше секция смещена вокруг центральной оси на определенный угол, при этом самый верхний и самый нижний «кубики» одинаково ориентированы, что придает скульптуре в целом устойчивость, как будто закрепляя ее в пространстве, однако промежуточная часть отличается необычайной подвижностью. В отличие от греческой архитектуры римская была более прагматичной.
Такого рода памятники заняли в ее творчестве, как и в творчестве И. Шадра, особо важное место, определив, можно утверждать, основную линию развития советской монументальной скульптуры. В намеренной угловатости грубых форм головы, рук и торса всадника, как будто примитивно обтесанных топором, заключен безошибочный художественный расчет -- это прием изобразительного гротеска. Картина – цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур. 1.
Нет, речь идет о том, что искусство скульптуры так должно войти в систему города, архитектуры, чтобы стать «воздухом», которым бы естественно дышал человек. Углубляется интеллектуальный и психологический мир человека. Е. А. Левинсон, И. И. Фомин), Дворец культуры им. С. М. Кирова (арх.
Реализация же ее затруднялась. Софии и в монастыре Кахрие-Джами в Константинополе, в храме в Салониках, в церквах св. Нужна была иная, чем в 20-е годы, архитектура ? непременно монументальная, чтобы средствами еще более внушительными, чем в давние эпохи, запечатлеть величие новой действительности непременно яркая, сразу же запоминающаяся, в каком-то смысле даже агитационно-пропагандистская, плакатная, чтобы в сознание человека любого уровня подготовки (ведь плоды культурной революции были в ту пору еще впереди) мгновенно и глубоко внедрить целый комплекс образно выраженных идей, закрепляющих веру в победу и светлое будущее социализма. При этом "монументальная скульптура как бы аккумулирует квинтэссенцию своего пространства, художественно выражает его эстетическое и идеологическое значение. Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др.
особенно острый характер. Одно из ранних его произведений «Самсон, разрывающий узы» (1902) ясно указывает на те образцы, которыми он вдохновлялся. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности.
В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре. Даже больше, ныне существующие здания находятся в кричащем противоречии с образом поэта, со стилем его живых и смелых по форме стихов. Архитрав ионического ордера состоял из трёх горизонтальных полос. Сегодня многие из этих монументально-декоративных компонентов архитектуры утрачены. Даргомыжский брал сюжеты из обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей.
Гоголю скульптора Н. А. Начиная от эскалатора, в 10 арочных проходах установлены по две фигуры с каждой стороны. На иной манер, чем у Трубецкого, чертами такой парадоксальности, отражающей кризис и душевный надлом, «усталость сердца» (как написал один из критиков), воспринятые как созвучные «сегодняшнему дню», отмечен памятник Н. В. Разумеется и фоновые постройки не должны быть близнецами. В опере «Аскольдова могила» отражалось характерное для романтического искусства обращение к историческим сюжетам и эпосу, который фиксировал представление народа о своем прошлом. Включение в состав проекта обязательного раздела по вопросу синтеза искусств (может быть, сначала будет сложно, формально, но потом появится вкус в этом деле как у архитекторов и строителей, так и художников). 12 апреля 1918 г. был принят декрет "О памятниках Республики", подписанный В. И. Лениным.
Греки же краеугольным камнем считали красоту. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. Примером может послужить очень известное древнее здание.
Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Вероятно, на 20 – 30 относительно спокойных, фоновых построек (учитывая геометрические размеры современных сооружений протяженностью по 100 – 500 м, этого, вероятно, достаточно) необходимо иметь одно выделяющееся, значительное сооружение, здание, монумент. Он ищет новых путей выразительности.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. Диаметр нижней части равен 1/6 высоты колонны. На улице Красных Зорь (ныне Каменноостровский проспект) – напротив здания Мечети – был установлен памятник Т. Г. Шевченко художника И. Х. Тильберга.
Да, считаю, возможно. 5.
Синтез искусств в архитектуре -- взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др. ) и архитектуры, в результате осуществления которого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля. Архитектурно-пространственные проблемы, связанные с развитием жанра портретного памятника демонстрируют постановку его преимущественно в "узле" пересечения улиц, либо в городских скверах, например, памятники А. Пушкину (ск. А. Опекушин), Екатерине II (худ. М. Микешин, ск. М. Чижов и А. Опекушин), М. Глинке (ск. Р. Бах). Прослеживая историческое развитие жанровой структуры городской скульптуры, необходимо, хотя бы кратко, коснуться проблемы архитектурно-пластического декора эпохи эклектики.
Ленсовета на Каменноостровском пр. (арх. Созданная греческими мастерами скульптура с полным правом может называться идеальной. Высота капители равна диаметру нижней части колонны. Постановка двух высеченных из камня скульптурных групп на тему "Юность" (авторы: ск.
Образы языческой греческой мифологии естественно совмещаются в его творчестве с образами древнеславянской мифологии. - абстрактная— заключается в создании собирательного пластического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Таково изображение мертвого Христа, лежащего на коленях у Богоматери, в скульптуре «Пьета» Микеланджело.
во многом напоминает ионический. Вылепленный в мягком материале (Трубецкой любил работать в глине и пластилине) и сохранивший в бронзовом отливе динамику фактуры, бюст Толстого вызывает ассоциации с застывшим потоком лавы, принявшей облик человека. Проблемы среды. Старинная площадь Рынок во Львове уже больше века сохраняется без малейших изменений. Марка в Венеции, св.
Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге (1849-1850). Не только целесообразно, но настоятельно необходимо. Если здесь нет невозмутимой классики, то нельзя не радоваться этому свободному реализму. Одним из самых замечательных произведений скульптуры средневековой Индии является знаменитое монументальное горельефное изображение трехликого Шивы Махешвара (VIIIв. ), находящееся в пещерном храме на острове Элефанта близ Бомбея (ныне – Мумбаи). В особенности Врубель неутомимо пользовался стенами для своего творчества.
Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно и пугающе реальны и фантастичны как конен-ковские лесные существа. Привлекаемые для выполнения в натуре этих эскизов художники и исполнители могли хуже или лучше выполнить замысел архитектора, но сохранялся единый характер всех деталей и элементов, тесно связанных с архитектурой, задуманной автором. Не исключено создание их и теперь. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модернизировали их. Органная музыка была соподчинена с готическими соборами. Л. Михаленок).
созданы на основе Синтез искусств (архитектуры, живописи, скульптуры, ландшафтного искусства). Снизу вверх колонна равномерно утоньшалась. В. Мухина задумала поставить последний на кромке холма Нижегородского кремля. В качестве материалов Мирон предпочитал бронзу.
Количество каннелюров, украшавших колонну, как правило, равнялось 24. Представляется, что современный город должен формироваться по контрасту пешеходных районов (общественных или торговых) и многоэтажной жилой застройки, которая может считаться фоновой. 2.
Эта группа служила как бы завершением, венцом всей композиции. Наибольшее развитие в ней получает портретный памятник. Архитектура. 7. Для стен моих построек в Москве Врубель писал несколько панно из сюиты «Фауст» и аллегорический 16-аршинный триптих «Утро, полдень и вечер» в домах Морозовых и русского былинного витязя в доме Малича.
В этих группах выражена идея покорения человеком природы. Оформление интерьеров -- мебель и декоративное убранство также выполнены по проектам Шехтеля. Тоже самое произошло и с коринфским ордером.
А. А. Воронихин) фланкируют скульптурные композиции "Похищение Прозерпины" (ск. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность (опера «Русалка», 1856). Готические фигуры воспринимались как главные элементы гигантского декоративно-монументального композиционного единства. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Непременно художники должны работать в штате проектного института. сооружениями. По замыслу архитектора барельефы размещены симметрично по отношению к главной оси здания.
По-видимому, живопись должна применяться большей частью в интерьерах. 2. Город на период почти двух с половиной столетий как бы отвернулся от моря. Греки создали четыре архитектурных стиля. Невзирая на жесткие условия, в которых они работали именно при проектировании и строительстве общественных зданий, архитекторы и художники не прекращали думать об архитектуре извечный принцип которой был – объединение искусств.
Центром ансамбля может быть уникальное здание, монумент, элемент живой природы (вода, зелень) (может быть – вид на безграничный простор). 6. Застекленные поверхности огромных окон составляют основной эффект фасада. Пока это не удается. /52, 90-93, 110, 111/.
другим. Я не склонен серьезно разграничивать монументальное и декоративное искусства. 2.
Об овладении пространством говорит не только построение перспективы (например, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи), но и создание «дематериализованного» пространства. Декоративно-прикладные формы – скульптура в возможном сочетании с цветом. Я так не умею делать. 7.
Это главное. Эмоционально-эстетическое воздействие подобных решений сводилось до минимума. Несколько отличаются база колонны, архитрав, фриз, карниз. характеризуется известным упадком синтеза искусств, что отмечалось теоретиками (Виолле ле-Дюк) уже с середины 19 в. Советские архитекторы стремятся создать ансамбли, которые отвечали бы современному пониманию Синтез искусств, как эстетически-гармоничной жизненной среды, где архитектура в синтезе с изобразительным и декоративно-прикладным искусством во всех его видах соответствовали бы строгим художественным запросам социального общества.
Одной из них, возможно, основной, является то, что условно может быть названо «захватом пространства», поскольку скульптура действенно апеллирует к нему, действенно влияет на него, подчиняя себе окружающую архитектуру и природу. Все зависит от конкретных условий и характера объекта проектирования и строительства. 8. Олицетворением дорического ордера является массивная колонна, располагающаяся непосредственно на каменном основании (стилобате). Здесь продумана и проверена каждая деталь. Укрощение человеком коня передано в динамичной и темпераментной композиции.
Манизер, Г. И. Он был сооружен в проломе ограды Зимнего Дворца со стороны набережной. Естественная, но величавая постановка фигур юноши и девушки (олицетворяющих спорт и искусство), вознесенных на высокие пьедесталы колонны их устремленность навстречу входящему в здание посетителю, пластическая ясность образов, строгий отбор всех компонентов, несущих выразительность, придают этим работам истинно символическое звучание.
Виталия и Аполлинария в Равенне, св. Однако М. Аникушин не последовал по этому почти что предрешенному пути. Но, как нарочно, после его смерти его колоссальный «Моисей», требующий особого помещения в таком же грандиозном масштабе, был водворен у плохо освещенной стены заурядной, приземистой и мглистой церкви S. Pietro in vincoli, прославившейся лишь с тех пор. Системы дорожных покрытий, решения тротуаров и зеленых пространств могут играть первостепенную роль в формировании образов. 2. Г. Манизер создал так называемую скульптурную галерею.
Вопрос поставлен очень широко. Именно искусство эстетизирует окружение и жизнь человека, апеллирует к его мышлению и поддерживает в нем чувство принадлежности к тому, что мы называем европейской и – шире – мировой культурой. Однако в ходе развития стиля постепенно нарастают рационалистические тенденции. Одна из самых значительных скульптурных работ принадлежит ученику Лисиппа Харесу.
В ХХ в. резко меняется характер живописи. Скульптура изображавшая мифические сцены рождения Афины и её битвы с Посейдоном, была буквально обрамлена фронтонами или «сандриками» по всем концам крыши. В эпоху династии Сасанидов и Сефтхедов стены покрывались живописными фигурами более натуральной величины. Сантьяго Калатрава Вальс – испанский архитектор, скульптор и конструктор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Это свободное развитие объемов в пространстве демонстрирует свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме. Разительный пример применения полихромии представляет собою церковь Василия Блаженного.
Словно предвидя неизбежность сравнения, Трубецкой решает свой монумент в целом и в деталях как символическую антитезу знаменитому памятнику Фальконе: вместо «гордого коня», устремленного вперед, -- неповоротливая бесхвостая лошадь, пятящаяся назад вместо свободно и легко восседающего всадника -- «толстозадый солдафон» (по выражению Репина), грузное тело которого зрительно как бы проламывает хребет упирающегося животного вместо лаврового венка, осеняющего открытое, ясное чело Петра, Трубецкой изобразил шапку, которую словно прихлопнули сверху. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Для монументальных произведений желательно их соседство с водой, зеленью (существующей, либо введенной по проекту). 6.
(дореволюционная эпоха), период 1917 – 1955 гг. Он признанный лидер направления, эстетику которого часто определяют как «романтический хай-тэк» или «био-тек». Все возрастающая их роль обусловлена целым рядом факторов.
Средневековая живопись давала условно-плоскостное изображение мира. Левой. Но архитектура ли это. Изменения происходят и в области декоративной скульптуры.
Возможно, что это будет нечто аналогичное традиционной системе – белая колонна, цветная стена. Четыре большие декоративные скульптуры, установленные правильным квадратом на равном расстоянии друг от друга, подчеркивают ее безукоризненную четырехугольную форму их праздничная нарядность особенно выявляется в контрасте с суровой внушительностью находящейся в центре площади ратуши, с торжественностью стерегущих ее вход геральдических львов.
В верхней части антаблемента, располагающейся на колоннах, рельефные панели под названием «метопы» изображающие битвы между лапифами и кентаврами (многие из которых также были сняты Элджином) перемежаются с «триглифами», украшенными абстрактными трёхгранными канавками. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Климента и Марии Маджиоре в Риме и много других проникновенных художественных творений, так славно породнившихся с архитектурою. Именно синтезом обусловливается художественная выразительность таких ленинградских ансамблей, как площадь Декабристов с доминирующим над ней «Медным всадником», таких строений, как Главный штаб, Биржа или Адмиралтейство. Каждый район должен быть разбит тематически.
Сложные закономерности их работы определяют характер формы. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. В. Стамов, арх. Их связь с архитектурой крупных и малых форм прошлых веков была бесконечно разнообразна. Архитектурные средства – основной фактор в получении выразительной городской структуры. Один монументальный памятник организует площадь два – сразу вступают в спор.
Л. Руднев). С этой точки зрения синтез искусств не только целесообразен, но и крайне необходим. Однако у каждого из них есть своя специфика. Конец эпохи классицизма и период второй половины 19--начала 20 вв.
Здесь, однако, не найдено необходимого масштаба панно, решенных в излишне крупных формах. Не случайно их копии были подарены в Неаполь и Берлин. Последняя отмечена особой зрелостью художественной мысли. Выразительность здания целиком зиждется теперь на выявлении его конструктивной основы. Скульптура — более широкое понятие. Ведущим в ряду городской скульптуры Санкт-Петербурга является памятник-монумент.
Мухина, Е. А. В Древней Элладе архитектура обретает демократический облик. Отсутствует высокая школа, где подготавливаются художники и архитекторы совместно. 11.
Без ответа. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Первые музыкальные впечатления Глинка получил от крепостного оркестра своего дяди. Таким был и спроектированный для Международной выставки в Париже 1937 г. павильон СССР, увенчанный всемирно известной скульптурой В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Ампир — разновидность классицизма (поздний классицизм), опирался на художественное наследие императорского Рима (название стиля восходит к слову «император»).
Заметный след в римской архитектуре оставили зодчие Витрувий и Аполлодор. Здесь важнее пространственное единство и связность разнообразия. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т. д. ) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. В силу этого обстоятельства здание росло в высоту. Главное при этом остается современность художественного языка и композиционных приемов, выбор материала. 8. Чем значительнее образный накал вещи, тем опаснее выпускать ее тиражом.
В большей степени, чем в творчестве других скульпторов, в произведениях Голубкиной отразились характерные приметы времени, несущего с собой «невиданные перемены, неслыханные мятежи». Архитектура и монументально-декоративная скульптура. 11. Таков памятник Тимирязеву С. Меркурова у Никитских ворот. Среди них стела Молодость (ск.
Томский, М. Г. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Без ответа. 6. Не менее высокие качества были проявлены В. Мухиной как в скульптуре «Рабочий и колхозница» на советском павильоне в Париже, так и в памятнике М. Горькому для его родного волжского города. Хроническое явление – низкое качество строительства.
Исключение составила диссертация А. Н. Бурганова, в которой автор исследует новые задачи синтеза скульптуры с архитектурой, приведшие к созданию самостоятельной области монументального искусства, обладающей своими характерными чертами. Первые две скульптуры воплощают тему «гражданской войны» и последовательно располагают фигуры красногвардейца и солдата-революционера. Работая над этими темами, не связанный непосредственной передачей натуры (работать приходилось, обобщая различные иконографические материалы) художник постепенно отходит от импрессионистической манеры. Особенно остро это ощущается на примере Минска (ввиду его масштабов), в новых районах которого отсутствует даже намек на связь архитектуры и изобразительного искусства. Мне представляется, что и живопись и скульптура в равной мере могут быть частью современной архитектуры.
Площадь тесно окружают дома XVI- XVII вв., щедро украшенные статуями античных богов, королей и рыцарей, крылатыми львами, смеющимися маскаронами, орнаментальными рельефами с играющими дельфинами, детскими головками и цветочными гирляндами. По всему своему образному строю, по пластическим особенностям и характеру позы он принадлежит к той категории скульптур, которую В. Мухина называла «памятниками-напоминаниями». Сегодня с ностальгическим удивлением и непреходящим восторгом мы смотрим на исторически сложившийся центр Петербурга, его ансамбли и городские магистрали – перспективы, улицы, переулки, которые человеческая деятельность смогла преобразовать из среды естественной (природной) в среду человеческую, при этом не нарушив ее первоначального гармонического строения. Включение в среду произведений искусства – это тоже архитектурное средство. 7. С ними нельзя не считаться.
Голубкиной (1864--1927). /17, 23, 57-59, 60, 175/. Окруженная воздушным пространством, красиво и четко вырисовывающаяся на фоне неба, она взаимодействует с белизной снега и зеленью деревьев, высветляется под лучами солнца, тускнеет вечерами, таинственно мерцает лунными ночами.
Современные границы обособлены 1960 – 1980 гг., определяемые качественным переломом в отечественной архитектурно-строительной практике (1955 – 1960 гг. ), с одной стороны и изменением градостроительной политики 1990-х годов – с другой. Наоборот игнорирование принципов синтеза с архитектурой и окружающим пространством может привести к плачевному результату – интересная по творческому замыслу и с пластической точки зрения работа «потеряется» и будет восприниматься зрителем как нечто неуместное, чужеродное для данного пространства.
Это монументальные титанические образы Микеланджело. Малая степень участия художников в создании новых жилых районов. 9. Ему казалось, что «отдельные элементы конструктивизма могут быть использованы при создании этой новой синтетической формы».
В конце концов, богиня Афина не нуждалась в укрытии на случай непогоды. Но не менее важна и скульптура монументально-декоративная (часто ее называют просто декоративной), делающая ансамбль нарядным и радостным. Без произведений изобразительного искусства жилая среда немыслима. 11. В индивидуализированном отношении к определенному месту. 10.
Такие сооружения Шехтеля, как Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) или здание типографии «Утро России» (1907), можно назвать предконструктивистскими. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Среди этих ученых: М. Бархин, С. Хан-Магомедов, В. Глазычев, Е. Асс, Г. Каганов и др. др. Следует отметить, что именно во второй половине 19 века жанровая скульптура тяготеет и к академической и реалистической трактовке формы. И хотя известны примеры перестановки памятников (в Москве был передвинут памятник А. С. Пушкину), но случаи эти крайне редки.
Он способен решать пространственные задачи, не замыкаясь в тесных профессиональных рамках. Возрождение открыло законы перспективы или даже шире – свободное владение пространством. А те деревянные храмы, жилища богов, были изображениями жилищ вождей племён, которые, в свою очередь, были увеличенными изображениями домов обычных людей. Вследствие этой специфической «взрыхленности» фактуры скульптурная форма воспринимается как бы овеянной воздухом.
Наряду с классикой Коненкова, как и Серова, привлекает древнегреческая архаика. Арки второго и третьего ярусов украшены статуями богов. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Скульптура – один из древнейших видов искусства, восходящий к эпохе палеолита.
Смыслообразующие элементы живописи – обработанное плоское основание, правильные края картины и рама (в наскальной живописи эти элементы отсутствовали). Это слово невозможно уничтожить из памяти. В древности графика и живопись были близки не только друг другу, но и литературе. Натуралистические детали (авторучка в кармане жилета, записная книжка, складки измятых брюк и т. д. ) сильно вредят общему впечатлению.
В современном мире искусство, как и наука, ушли далеко вперед. Например, Дворцы пионеров и школьников в Москве и Киеве, пионерский лагерь «Морской» в Артеке, мемориальные комплексы в Ленинграде и Берлине (Трептов-парк) и др.
Лицо города создает архитектура.
Однако есть существенное отличие. Скульптор обязан думать и о покоряющей зрителя глубокой идейно-образной основе своего памятника и о современности пластически обобщенных и лаконичных средств выражения и о его связи с окружающей архитектурно-пространственной средой, если не активном на нее воздействии («захват пространства») и о соответствии памятника месту его постановки и о силуэте, наделенном декоративностью. Да, возможно. 11. Знаковый смысл имеют части изобразительной плоскости, место изображения предмета на ней.
Однако и здесь эстетика русского классицизма вносит свои коррективы. псевдопериптер. В Древнем Египте строились огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе – около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в храме Амона в Карнаке высота колонн 20, 4 м, а диаметр 3, 4 м). Отсутствие специальных законодательных актов, нормативов, предписывающих создание среды синтетической.
Вероятно, они отмечают положения оригинальных деревянных кровельных балок. Это дает возможность изучения ее как существующего в данный момент целого.
Мозаичные вставки на фасадах школ, на яслях и других зданиях общественного назначения. Однако начало нового (классического) периода в развитии русской музыки граничит с именем М. И. Глинки.
Один из портиков афинского храма Эрехтейон (421-460 до н. э. ) поддерживают скульптурные изображения девушек в длинных одеждах – ниспадающие вниз складки напоминают ребра колонн. Ритм, соотношение объемов, линий – средства ее выразительности.
Одна из современных художественных структур – аритмия в ритме, диссонанс в гармонии (например, ансамбль зданий города Бразилия). Индуистский скульптор должен знать правила ритуального танца. Однако, не столько в чисто формальных ассоциациях (пропорции, размеры – это, пожалуй, даже невозможно), а в общем духе, характере использования традиций: жанр искусства, принципы взаимодействия искусств и т. д. 6.
Но рядом с развитым индустриальным производством должны существовать производства уникальных вещей (главным образом, предметов искусства). Для своих аллегорических скульптур «Утра, дня, вечера и ночи» — он строит усыпальницу Медичи.
Расположение фигур на крышах требует особой продуманности.