В музее Александра III картины Дубовского: Притихло, Иматра многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.
Слушая крик пролетающих мимо чаек. В 1882 году он представил две картины — «Перед грозой» и «После дождя» — на выставке Общества поощрения художников, а в 1884 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». В журнале Всемирная иллюстрация В. В. Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. И рабочие говорят: Что испугался.
Картина вызывает весьма противоречивые чувства. Дубовской, бывший тогда главным архитектором Новочеркасска, взялся безвозмездно составить проект. Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 112см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника20, а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло. Но, пожалуй, ещё более заметна преемственная связь с творчеством А. К. Уже с 1884 года Дубовской — среди передвижников.
Только они и обращают на себя внимание публики, только о них и говорят. Клодта. Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым. Стасов и других, не менее известных деятелей русской культуры. Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. 160Ярошенко (1898), руководившего ТПХВ с 1887 года (уход из жизни И. 160Н. Стасов подробно остановился на анализе представленной на 18-й передвижной выставке картины «Притихло», отмечая, что этот пейзаж «прямо трактует большие водяные массы, но как оригинально, как ново, как мастерски».
Серов. Рок непризнания висит над Дубовским. Его картина «Притихло» – произведение потрясающей эмоциональной силы воздействия. Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. После ухода из Академии художеств начинающий художник всецело посвящает себя пейзажной живописи.
в окрестностях Петербурга и вдохновенно трудится над натурными этюдами. Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа».
Левитан, В. А. Справедлива мысль британского педагога и философа Вслед за Зимой последовали картины Ранняя весна (1886), Притихло (1890), Утро в горах, Зимний вечер, На Волге (1892 и 1903), которые принесли Дубовскому широкую известность и выдвинули его в первые ряды русских пейзажистов. В настоящее время работы Н. Н. Дубовской, Н. А. По словам Бакшеева, «это действительно картина, в полном смысле этого слова»13. Можно, нарушив посмертное завещание П. М.
Художник Василий Бакшеев в своей обзорной статье «Пейзаж в русской живописи», обсуждая наиболее значимые произведения этого жанра, созданные русскими художниками, призывал вспомнить замечательное полотно «Притихло», на котором изображены «застывшая в ожидании грозы река и огромное свинцово-серое облако». »12.
В настоящее время работы Н. Н. В продолжение долгих лет службы при выставках он научился разбираться в картинах и удивительно верно определял общие их достоинства. Левитан – другое дело. Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества. – говорили в семье художника. Репин в письме к П. М. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Он создал «пейзаж настроения», где природа изображена такой, какой ее видит человек, тонко воспринимающий мир или озабоченный своими проблемами.
Надвигается туча», датированный 1912 годом. 160Клодта, ставшего его учителем. Довольно странной, к примеру, выглядит такая аналогия, приведённая Раковой в Истории русского искусства: По ощущению огромного водного пространства и неумолимо надвигающейся стихии это произведение (Притихло) перекликается с более поздней по времени картиной Левитана Над вечным покоем. Юрова писала, что эта картина помогла художнику найти «свою тему в пейзаже — тему широких водных просторов, которая становится одной из основных в его творчестве».
Маститого русского художника-мариниста И. К. Айвазовского в конце жизни несколько удручало лишь то обстоятельство, что он не оставил учеников, что не сложилось «школы Айвазовского». Кто-то, кажется, Буква (псевдоним И. Ф. Василевского — В. К. ) назвал ее симфонией в лиловом и это было меткое определение того, что она собой представляла: вся выдержанная в лиловых тонах, она действительно была симфонией. И рабочие говорят: Что испугался. Успешно пройдя курс обучения, он, тем не менее, отказывается от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему. Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. Условие ставилось одно – поместить подаренное в специально построенном здании.
Смотря, на данную работу хочется жить, дышать, любить искать прекрасное вокруг себя. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. Но началась Первая мировая война, потом грянула революция, а за ней гражданская война.
Бакшеев очень высоко ценил это произведение Дубовского, утверждая, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». По словам искусствоведа По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. С 1899 года Н. Н. Николай Никанорович был человеком мягким интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества.
Даже вот такой беглый ряд названий их произведений уже говорит о многом. В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее».
Левитан: Вечер на пашне (1883), Весна (1886), Вечер на Волге (1888), Тихая обитель (1890), Над вечным покоем (1894), Озеро, Русь (1900). Тут нефритово-изумрудные волны, которые постепенно переходят в лиловый и пурпурный на горизонте играя при этом ярко-розовыми, красными и лазурными цветами. Ещё одна загадка его творческой судьбы.
Дубовской родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85, 6 133см), находящемся в собрании музея Зиммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова22. Но на самом деле наследие Дубовского оказалось выключенным из художественного процесса. Нужно разъезжать по всей стране, чтобы составить цельное представление о творчестве художника. С 1886 года Н. Дубовской становится постоянным участником выставок передвижников.
Проучившись там до 1881 года, перед выпуском Дубовской отказался от написания картины на заданную тему и вышел из Академии без диплома. Федорова-Давыдова. Третьякову о передвижной выставке 1892 года: Дубовского На Волге вещь удивительная по совершенству.
Последним произведением художника, приобретённым им при жизни, было полотно Тихий вечер (1898). В произведении грозовые тучи, занимая практически всю верхнюю часть, раскинулись плотной горизонталью. Вспомните замечательный холст Дубовского Притихло (. ) Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением». По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя». Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского.
Повторение было написано в более тёмных тонах, которые несколько ослабили мрачность мотива. О выставке 1895 года М. В. После этого Третьяков съездил Петербург и осмотрел картину. Дубовского представлены более чем в 70 музеях России и зарубежных стран. Музея нет.
Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества10. Поддержка таких корифеев русской культуры – и непризнание. Картина «Море», одна из самых выдающихся работ Николая Дубовского, она наполнена гармонией и величием морской стихии. Куинджи. И. Е.
Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но в общем нынче не силён. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. ДУБОВСКОЙ НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859–1918)Н. И. Е. Грабаря, А. А. По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее».
Вдали – темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Был выделен участок, а племянник художника В. Е. Вот, к примеру, И. И. Для Дубовского главным в «пейзаже настроения» становится не только точность воспроизведения природы, сколько то из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл.
Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Надвигается туча», датированный 1912 годом21. 160Крамского) ему суждено было стать идейным вдохновителем объединения. После этого Третьяков съездил в Петербург и осмотрел картину4.
».
К этому следует добавить, что причина забвения Николая Дубовского советскими искусствоведами оказывается вполне понятной: его творчество трудно и невозможно было интерпретировать в нужном идеологическом русле, ведь главное качество его живописи состояла в изображении всего лишь «красоты». Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа»4. Притихло Все названные произведения Дубовского были куплены Третьяковым.
Репин в письме к П. М. В 1889 году Н. Дубовской стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления, а вскоре в 1899 году после смерти «папаши передвижников» Н. 160А. Они находят свое отражение в почерневшей воде. Они находят своё отражение в почерневшей воде. Картина поражала не техникой, хотя и безукоризненно хорошей, не мастерством, которое, однако, было налицо, а именно настроением художника, его душевной симфонией, переданной не звуками, а красками его палитры. Но около картины постоянно толпилась публика и подолгу стояла, очевидно, не сразу отдавая себе отчет в том. Иное приковывало в картине Дубовского.
По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы». Зачастую в прямой зависимости от этого давалась и оценка произведений художника. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло се душу». Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт.
По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». А в 1911 году эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Риме. Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 112см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло. Конечно, можно игнорировать мнение такого авторитета, как И. Е.
Ветра нет и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи. Русский художник-пейзажист Н. Н. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии – лучшая вещь на выставке. Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовской регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея.
Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Там же она была приобретена императором Александром III. Другое повторение, датированное 1913—1915 годами, принадлежит Самарскому областному художественному музею. Небо, едва заметные облака, морская даль, воздух, вода – всё сияет золотыми и золотистыми тонами горячего ясного дня.
То-то. » Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. Не окончив Академию художеств, он в 1881 году покидает её стены, повторив своим поступком знаменитый «Бунт 14-ти» выпускников 1863 года во главе с И. Н. Крамским и лишив себя, тем самым, поддержки со стороны Академии и возможности пенсионерской поездки за границу. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Касаткин, И. И.
Это был настоящий шедевр пейзажной живописи. Эта история показывает, «насколько взыскательный Третьяков считал необходимым иметь все крупные произведения Дубовского у себя в галерее, видя в нём одного из основных мастеров русского пейзажа».
Среди них был и Н. Н. Дубовской. Справедлива мысль британского педагога и философа Джона Локка (1632—1704), высказанная им ещё в 17-м столетии о том, что «память— это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом». «Море» – действительно вдохновляющая картина, которую смог бы написать, только настоящий мастер кисти и красок, после знакомства с художником Дубовским и его картиной, хочется еще ближе узнать его творчество, окунуться в мир искусства. То-то. Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году.
По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы». Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов. Репин, такого критика, как В. В.
Крамского и Н. А. В отличие от волевых И. Н. Огромное белое облако нависло над темным побережьем. Но во имя чего и в каких целях.
В 1877 году Николай Дубовской был зачислен в Академию художеств по классу пейзажа к профессору Михаилу Клодту известному художнику-пейзажисту. По словам Третьякова, «я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». С учениками был требователен и строг, следя за их общим художественным развитием и поддерживая их в минуты слабости и сомнений.
Теперь же их – тридцать восемь. Он высоко отзывался и об изображении неба и природных явлений, отмечая, что «мрачные полосы тёмной мглы под облаками, над далёким городком или деревушкой — чудесны»23. Земля, как будто утратила свою материальность, но и море является всего лишь зеркалом для неба. Но нечто подобное произошло с наследием художника и в Петербурге.
Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя». Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание.
В других оно было не меньше, а, пожалуй и больше. Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. Картина Н. Н. Дубовского «Притихло» была создана в 1890 году. Искусствовед Владислав Зименко отмечал, что море и небо, позволяющие показать свободный и безграничный разворот пространства, относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло».
Дубовской: Ранняя весна (1886), Притихло (1890), На Волге (1892), Вне монастыря (1893), Земля (1894), Родина (1904). Небо на полотне соприкасается с морской гладью, а потом постепенно сливается воедино. Впоследствии она стала одной из основных тем в творчестве Дубовского.
В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее»48. Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием. Клодта. Восход солнца». Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море.
Плёс. Не до музея было.
После этого Третьяков съездил в Петербург и осмотрел картину. Полотно, как и любой маринистичный пейзаж, умиротворяет. Об этом свидетельствует то, что для изображения он выбрал не саму бурю, а предшествующий ей момент. Там же она была приобретена императором Александром III. Картина «Притихло» была закончена в 1890 году и представлена на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге.
Особенно хороши Серов, Левитан, Дубовской, Костя Коровин. То-то. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». Каретников говорил про картину «Притихло»: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт. Легкий ветерок навеивает прохладу, которая так нужна в жаркий летний день. Бакшеев очень высоко ценил это произведение Дубовского, утверждая, что «среди лучших произведений мировой живописи найдётся не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением».
По словам искусствоведа, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. Изображение такого вида суден – это одновременные принципы символизма и романтизма. Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». помогите пожалуйста срочно. Дубовскому было чуждо бесстрастно-прозаическое воспроизведение внешних форм природы.
Юрова писала, что эта картина помогла художнику найти «свою тему в пейзаже — тему широких водных просторов, которая становится одной из основных в его творчестве» Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». То-то. » Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Центральные произведения Дубовского, такие как Иматра (1894), Отлив (1898), Штиль (1899), Родина (1904), Светает (1913) – последние три из них до революции входили в коллекцию музея Академии художеств, – опять-таки были высланы на периферию. Земля теряет свою материальность, но и вода – лишь зеркало для неба. Художник в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на.
Тем не менее чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. В 1882 году он представил две картины — «Перед грозой» и «После дождя» — на выставке Общества поощрения художников, а в 1884 году состоялся его дебют на выставках передвижников — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Зима». В отличие от волевых И. Н. Надвигается туча», датированный 1912 годом. Описывая свои впечатления от картины, Стасов писал, что вода на ней «просто хрустальная, с удивительным отражением и озеркалением». – настроения сделали своим излюбленным приемом французские импрессионисты, ведь человек искусства всегда по-особому видит мир. С этого момента учителем его становится сама горячо им любимая природа.
Наряду с этой объективностью, за образами природы стояло глубокое гуманистическое мироощущение: стихийным силам природы противопоставлялись разум, сила и отвага человека, глазами которого зритель смотрел на картину4. Художественный критик Владимир Стасов в статье 1890 года «Передвижная выставка и её критики» высоко отзывался о таланте Николая Дубовского, отмечая правдивость и свежесть его пейзажей. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. что привлекало се к этому полотну художника. На Волге Можно привести немало восторженных отзывов о произведениях художника в дореволюционной печати, в воспоминаниях современников. Материальными остаются только нависшие тучи, которые подсвечиваются солнцем. Одно из них, датированное 1896 годом, находится в Полтавском художественном музее. Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло ее душу.
Тем не менее, чувство беспомощности человека перед природной стихией, выраженное Дубовским в картине «Притихло», не следует принимать за её основное содержание. Нестеров писал: Левитан на этот раз слабее. Вот и все. Архипов, Н. Н. Мастер пейзажа, эпически обобщённо воссоздающего природу средней полосы России («Притихло», 1890) Большой Энциклопедический словарь — Дубовской, Валентин Евгеньевич160 (1877 1931)160 русский архитектор.
Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения. Впоследствии она стала одной из основных тем в творчестве Дубовского24. «Я помню, это было давно, на передвижной выставке появилась большая картина Дубовского На Волге, — писал он в 1918 году. Левитан, В. А.
Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. «Повторение но мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее», — делился своими впечатлениями Третьяков в письме к Репину. Пейзажное творчество Дубовского, по признанию критиков, являлось «одной из тех вех на пути развития искусства, которая намечает новый этап в его поступательном движении к новому совершенству, глубине, содержательности и идейному богатству». Хотя дело даже не в этом, а скорее всего, в пространстве, полном свежего воздуха, где есть неуловимые переходы цветов и стирание граней между предметами и внешним миром.
То-то. » Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского. На своей картине «Притихло» Дубовской Н. Н. изображает морской пейзаж. Это сказочный парадайз, так близкий каждому человеку. Узнав о том, что полотно «Притихло» с передвижной выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнею дворца, он выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю. В настоящее время работы Н. Н. Третьяков приобрёл двадцать произведений Левитана (вместе с этюдами), ныне в галерее их количество приближается уже к сотне.
Иначе как ссылкой такую акцию и не назовешь. Более того, тематический диапазон у Дубовского намного шире. Именно это произведение считается одним из самых важных и значительных картин Дубовского.
Директор гимназии посоветовал родителям послать сына учиться живописи. Художественный критик Владимир Стасов в статье 1890 года «Передвижная выставка и её критики» высоко отзывался о таланте Николая Дубовского, отмечая правдивость и свежесть его пейзажей.
Дубовской – талантливый художник, один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, автор более четырехсот картин и почти тысячи этюдов, профессор-руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, видный общественный деятель, член правления Товарищества передвижников инициатор создания художественного музея в Новочеркасске. На его обязанности лежало устройство выставок в столицах и в других городах. Художник согласился и в течение полумесяца завершил второй вариант своего полотна, о чём он известил Павла Михайловича 15 марта 1890 года. Искусствовед Владислав Зименко отмечал, что море и небо, позволяющие показать свободный и безграничный разворот пространства, относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло». Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович. К счастью, отчасти он ошибался.
Левитан тогда наград не получили). Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях приводил рассказ о картине «Притихло» А. М. Каретникова, в течение более 25 лет работавшего артельщиком Товарищества передвижных художественных выставок: «Принесли рабочие картину от Дубовского, завёрнутую в покрывало и поставили на мольберт. Слияние моря и горизонта напоминает край земли, который хотели найти мореплаватели всех времен и народов. Н. Н.
Пейзажисты работали в одно и то же время и жили своим временем. Но тогда возникает вопрос: а почему Дубовской обделён таким же вниманием. Их верхняя часть напоминает белую вату, а нижняя наполнена зловещей чернотой. Он высоко отзывался и об изображении неба и природных явлений, отмечая, что «мрачные полосы тёмной мглы под облаками, над далёким городком или деревушкой — чудесны». Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85, 6 133см), находящемся в собрании музея Зиммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова. По словам Зименко, в этом произведении Дубовского прежде всего поражала взгляд «строгая объективность в изображении величественного природного мотива, чуждая какой бы то ни было субъективной аффектации и явившаяся следствием глубокого объективного познания природы».
Как и у И. И. Левитана, «Пейзаж настроения» Н. Н. Дубовского, при всей его натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, внося в него лишь отдельные коррективы), обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но не выразимы словами. Его стремление к правде, убеждённость в преемственности и отстаивании идеалов «передвижников» вооружали неравнодушных к судьбе Товарищества людей. Богатство этих тонов исходящих из одного, основного и сливающихся в нем, поразительное.
Художник Василий Бакшеев в своей обзорной статье «Пейзаж в русской живописи», обсуждая наиболее значимые произведения этого жанра, созданные русскими художниками, призывал вспомнить замечательное полотно «Притихло», на котором изображены «застывшая в ожидании грозы река и огромное свинцово-серое облако». Это произведение положило началом так называемому «пейзажу настроения», который в дальнейшем стал разрабатывать художник. Ветра нет и в гладкой поверхности воды отражаются светлые и тёмные тучи. В своих воспоминаниях о передвижниках Яков Минченков приводил слова художника Исаака Левитана, который следующим образом описывал эту картину: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как Притихло, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».
Не многим отличаются от них и некоторые работы современных исследователей, например, М. М. Мастерство. Написанные Н. Дубовским на свободную тему пейзажные картины— «Перед грозой» и «После дождя» академическим Советом приняты не были, зато, показанные в том же году на выставке Общества поощрения художников, обе удостоились премий. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. Но в световых эффектах, к которым прибегает Дубовской, чувствуется влияние А. И.
Но одна картина резко выделяется из этого ряда и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа Притихло (1890, Русский музей повторение – в Третьяковской галерее), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. 20 декабря 1913 года он направил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин (70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников) для создания в его родном городе художественного музея. В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Одновременно трудился в руководстве ТПХВ по организации и проведению выставок, занимаясь отбором наиболее интересных и содержательных произведений, встречаясь и ведя переговоры с многочисленными экспонентами предстоящих выставок Товарищества.
Известно также об авторском повторении 1890 года (холст, масло, 85, 6 133см), находящемся в собрании Ратгерского университета (Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, США), которое было передано туда как часть коллекции Георгия (Юрия) Рябова. Золотой Плёс и После дождя.
Много раз Н. Н. По словам искусствоведа Тамары Юровой, картина «Притихло», в которой проявился интерес Дубовского к «необычным моментам в жизни природы» и «трудноуловимым природным эффектам», была в значительной степени типичной для всего его творчества. Тем более что белого цвета у неё – только «начинка», кайма – пепельно-серая. Дубовского представлены более, чем в 70 музеях России и зарубежных стран.
М. В. По словам Бакшеева, «это действительно картина, в полном смысле этого слова». Облако, точнее, внушительных размеров плотная туча – вот кого Дубовской сделал главным «героем» картины. Неудивительно, что это эхо, отражение, отпечаток – да как угодно. Она ясно просматривается и в трудах его последователей – И. Э.
Гармоничное равновесие объективных и субъективных вещей придает картине «Море» Н. Дубовского особый вид. Об этом свидетельствует то, что для изображения он выбрал не саму бурю, а предшествующий ей момент. Искусствовед Владислав Зименко писал, что «море и небо со свободным, безграничным разворотом пространства» относились к мотивам, органичным для дарования Дубовского и эти искания художника необычайно полно были выражены в картине «Притихло».
Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. При этом она отмечала, что в трактовке романтического мотива отчётливо видна «строгая сдержанность восприятия художником натуры». Вдали виден холмистый берег, на котором находятся домики какого-то селения418. На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью. Кроме этого, повторение 1890-х годов (холст, масло, 69 112см) входит в собрание Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, а в Вологодской областной картинной галерее хранится вариант-повторение «Притихло.
Колористика картины «Море» удивительна. Картина «Притихло» была закончена в 1890 году и представлена на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге. На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью.
Грабаря, А. А. Недатированное авторское повторение находится в Ростовском областном музее изобразительных искусств, а вариант-повторение под названием «Туча надвигается» (или «Надвигается туча»), датированный 1912 годом, — в Новочеркасском музее истории Донского казачества. По словам искусствоведа Владислава Зименко, «мы не знаем, достигнет ли гребец благополучно берега, однако, как только мы заметили его, мы не можем быть безразличны к его судьбе и, желая ему победы, вглядываемся в окружающую его могучую и грозную природу глазами познавателя и борца, а не униженного, покорного слуги или просителя»4. Стасов подробно остановился на анализе представленной на 18-й передвижной выставке картины «Притихло», отмечая, что этот пейзаж «прямо трактует большие водяные массы, но как оригинально, как ново, как мастерски». Нестеров в письме к родным из Киева передает мнение В. М. В своих воспоминаниях о передвижниках Яков Минченков приводил слова художника Исаака Левитана, который следующим образом описывал эту картину: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как Притихло, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет»12.
В своём письме к Илье Репину он писал: «Я его заказал, так как картина для публики исчезает повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее». Материальными остаются только нависшие тучи, которые подсвечиваются солнцем. Описывая свои впечатления от картины, Стасов писал, что вода на ней «просто хрустальная, с удивительным отражением и озеркалением». Вот одно из них, профессора В. А. Вагнера.