Самые известные скульптуры: Вакх, Скорбящая Мадонна, Пьета с Никодимом. "пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В. Н. Сегодня речь пойдет о Микеланджело и его ранних скульптурных работах, среди которых Пьета и Давид. Скульптура Моисея занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета». Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане и в настоящее время она защищена пуленепробиваемымакриловым стеклом.
Высеченная из цельного куска мрамора статуя ветхозаветного пророка, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил». Иисус вытянулся на коленях матери и оглядывается через правое плечо на Иоанна, который протягивает ему птичку. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Скорее это общее влияние эпохи. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями.
Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы.
Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость.
Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра. Но это ИМХО.
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».
Ее сын божественный Иисус мертв. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. ".
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Девы Марии при этом не было.
Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Имелись также и другие небольшие повреждения. Эта надпись была неслучайной. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Диаметр 120 см. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Имелись также и другие небольшие повреждения. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
Много позднее, уже в 1727 году, католическая церковь утвердила праздник Семи Скорбей – 15 сентября. Создание этого произведения ознаменовало расцвет творческой карьеры великого мастера и обеспечило ему известность среди современников. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Ему было важно услышать мнение других. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Другой инцидент связан с подписью скульптора.
Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана.
О ней напишет Вазари: «Когда же статую установили окончательно, он раскрыл её и поистине творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские: с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил её Микеланджело. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу.
Ведь он был преже всего скульптором. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.
Случилось это в 1972 году. Возрождение. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей.
Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Статуи Микеланджело Буонарроти – это великие образцы скульптурного творчества, возвышенные и проникновенные, они покоряют сердца тех, кто ценит прекрасное. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. Несколько осколков найти не удалось. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного.
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Но кто он.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Дерево, масло. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии.
Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Его сняли с креста, перенесли к гробнице.
Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. «Оплакивание Христа» – единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Однако работал Микеланджело около двух лет. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Согласно контракту, который скульптор заключил с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком, работа должна была быть закончена за год и оплачена суммой в 450 дукатов.
Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии. Галерея Уффици. И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Слегка склонена голова Богородицы.
Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Ну тщеславный был человек, что поделаешь. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы.
Был сколот нос. Решение было принято в пользу полного восстановления. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
В1568г. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Почему. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Его изготовил Франческо Борромини. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация, которая продолжалась пять лет.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела.
Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. К тому же, нагрянула эпидемия чумы.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Пожалуй, вот таким образом работа так мастерски выполнена ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично и было просто невозможно сотворить все быстро. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.
Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли.
Италия. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Флоренция.
Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода.
Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.