Именно благодаря подвижничеству «школы Венецианова» к середине 19 века художники с большей убедительностью стали передавать перспективу жилых помещений, свето-воздушную среду пейзажных ландшафтов своих композиций. Школа Венецианова, Венециановская школа1— круг художников, сложившихся вокруг Алексея Венецианова и работавших преимущественно в «крестьянском» жанре. Благодаря зависимости от такого глубокого, проникавшего всю народную и его личную душу настроения, Венецианов мог один, без всякой видимой помощи, создать целую теорию, воспитать целую школу, посеять первые семена русской народной живописи. Более двадцати лет просуществовала школа Венецианова и за это время многие из его учеников смогли стать профессиональными живописцами.
С Сороки как представителя «венециановской школы» начался процесс выделения пейзажа в самостоятельный жанр, который с невиданной силой продолжили художники-передвижники. Основоположник школы, великий русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов, воспитывая молодых художников — выходцев из крепостных и низших сословий, всей жизнью подтверждал верность благородной задаче служения народу. Трудясь таким образом вполне неутомимо, Венецианов составил у себя школу как из приходящих, так и из живших у него в то время учеников. Рисование с геометрических фигур (куба, например), гипсовых орнаментов с выявлением объема, световоздушной среды за счет передачи игры света и тени, полутонов, рефлексов Венецианов считал азами изобразительной школы. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Художники «школы Венецианова» подготовили рождение реалистического пейзажа в границах классицистического жанра, внося в него существенные реалистические черты с известной долей романтизма и лиризма. Школа Венецианова, Венециановская школа— круг художников, сложившихся вокруг Алексея Венецианова и работавших преимущественно в «крестьянском» жанре. «бидермейер» А. Г. Венецианова был проникнут народным настроением, национальным колоритом, что помогло ему «без видимой помощи, создать целую теорию, воспитать целую школу, посеять первые семена русской народной живописи»15.
Идеи и традиции школы Венецианова стали основой зарождавшегося в русской живописи первой половины XIX века демократического реализма. За 20 лет существования Венециановской школы через нее прошло порядка 60-70 человек. «школа А. Г. Венецианова» и особенности формирования творчества Г. Сороки в общем контексте развития русского искусства первой половины 19 века. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)— русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, членПетербургской академии художеств, основатель так называемойвенециановской школы.
Поля были каменистыми, с ольшаником на краях. Пульс, ритмика пространственных интервалов, роль «пустот», пауз здесь значительно превосходит роль членящих и противостоящих потоку пространства предметов»51. Все сии картины не что иное, как этюды мои в безусловном подражании натуре.
Некоторые профессора останавливали свое внимание на пустяках. Это К. Зеленцов, П. Заболотский, Е. Крендовский, А. Денисов, Л. Плахов, А. Алексеев, С. Зарянко.
Часто картины были без рам и мы с трепетом брали их в руки, рассматривали со всех сторон. Под влиянием этой картины Венецианов в своем имении написал «Гумно» (см. Павел Петрович Чистяков родился в 1832 году в селе Пруды Тверской губернии.
Здесь ни движение, ни покой не абсолютны. Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества («Матросы в сапожной мастерской» А. Г. рис. Гибель Венецианова в 1847 году тяжелым бременем ударила по судьбе каждого ученика, прежде всего ощутил свое сиротство Г. Сорока. Ты давно ли учишься. » — «Давно».
От Крендовского имеется в музее Цветкова40 интересная вещь 1837 года —«Сборы на охоту», где с величайшим усердием, несколько сухо и уж больно безразлично нарисованы и выписаны люди, собаки, комната, бездна оружия, всевозможные другие детали. — «А чей ты ученик. » — «Ничей пока».
Зарянко был удостоен этого звания в 1843 г. за картину «Внутренний вид Никольского собора», в которой виртуозно построена перспектива интерьера и передано эффектное освещение. Моей давнишней мечтой было съездить к Венецианову. ученики, зная доброту души его – а уж какая была душа. Крестьянка, сидящая вполоборота к зрителю на высоком по мосте, кормит младенца («На жатве. Интересно как он трактует смысл самой дисциплины: «В практической работе по перспективе принимаются во внимание: законы линейной перспективы, сила глаза, местное положение солнце, состояние атмосферы, точка отстояния глаза «всем действием управляющая»36.
Он (Венецианов) отвергал первоначальное рисование с так называемых оригиналов. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал самые сложные моменты анализа формы предмета при помощи наглядных средств. Метод Сапожникова имел много общего и с моделями Дюпюи и с моделями Гальяра и опубликован он был раньше (метод Сапожникова — в 1834 году, Дюпюи — в 1842, а Гальяра — в 1844 году). рис. Однако в том вина не Венецианова и не учеников его, а всего современного им общества. В Уставе говорилось, что отказаться от преподавания приходится, с одной стороны, по «недостатку времени», а с другой стороны, «по недостатку хороших учителей».
Это – своеобразный отчет в успехах, явно «учебная» работа, теснейшим образом связанная с искусством Венецианова, справедливо писала К. В. Как правило, картиныневелики по формату. Многие картины Венецианова приобретались Императорским Эрмитажем. Большое значение в рисунке Крамской придавал форме, правильному пониманию объема. В 1819. В отличие от типичных для «бидермайера» образов произведения школы Венецианова отменены последовательным отходом от классицизма и академической методики и ориентацией на непосредственное изучение натуры.
Уже в 1840-е годы в методах обучения рисунку стал обнаруживаться известный застой. Как и многие мастера немецкого бидермейера, «венециановцы» оказались не только вне официальной академии художеств, но и сознательно противостояли ей. Зарянко, 1854 г., Русский музей). Первой книгой, посвященной «школе Венецианова» стала монография М. С. Зеленцов внимательно и с любовью передает небольшую уютную комнату помещичьего дома. в Петербурге издавался ежемесячный журнал «Волшебный фонарь» с гравюрами по рисункам Венецианова, представляющим «характерные типы», населяющие Российскую империю.
В цветовой системе Венецианова сохраняется локальный цвет, но нередко он соединяется со сложными красочными переходами. А когда в 1821. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполнена серия фарфоровых статуэток.
Его интерьеры («Кабинет в Островках», 1844), пейзажи («Рыбаки. Её взгляд прикован к ребёнку, сидящему на краю поля («На пашне. Среди замечательной плеяды деятелей русской культуры просвещения второй половины XIX века особое место принадлежит И. Н. Крамскому (1837—1887). Идеолог нового, передового искусства, глава передвижников изумительный рисовальщик, Крамской выразил свое отношение и к рисованию как учебному предмету. «Венецианов учил видеть предметы «обнимающим зрением», то есть не упираться в поверхность и границу формы предмета, а видеть его в движении целого». После непонятных для меня аллегорий и исторических сюжетов я встретил обыкновенного мальчишку, так похожего на моего приятеля.
Очевидно, что в наиболее зрелых своих произведениях он достигает высокого уровня профеcсионализма, но это не объясняет их своеобразия, обладающего не только индивидуальными, но и «родовыми», типологическими свойствами. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполнена серия фарфоровых статуэток. Надо думать, что нет, если мы взглянем на непосредственно после него явившихся «жанристов» (Штернберг, Чернышев, Тимм, Иван Соколов и даже Сверчков, Петр Соколов, Зичи ничего общего с Венециановым не имели) и еще менее, если взглянем на тех, которые взялись за бытовую живопись впоследствии.
Все завещание Венецианова у него свелось к какому-то действительно «фотографированию» безразлично чего, без внутренней теплоты, зря, с абсолютно излишними подробностями, с грубым битьем на иллюзию, на «выпирание». В следующем году окончил курс академии со званием художника ХIV класса, с большою золотою медалью и приобрел ее в 1860 году исполненною по программе картиною «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» (находится в музее академии) и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии. Этим сложным искусством многие профессора Академии художеств не владели. Как писал сам художник, "чтобы более утвердиться в пути, который. Освещение круглых тел объясняется точно так же, как и многогранных. Но картина Гумно написана, она находится в Русской галерее Императорского Эрмитажа.
С неусыпным рвением отыскивал он молодые таланты прямо из народа, преимущественно среди маляров, привлекал их к себе, любовно следил за каждым их шагом, даже давал тем, кто победнее, кров и одежду, только бы они не уходили от него. И история «школы Венецианова» показательна в этом отношении. Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических работ. в Россию из Греции и получил прозвание Венециано («Венецианец»), позднее превратившееся в фамилию. Как писал В. В. Стасов в своем обзоре «Двадцать пять лет русского искусства» по поводу развития пейзажного жанра: «действительно талантливые пейзажи появились у нас недавно, лишь с царствования императора Николая 1. Из нее вышли Плахов, Зарянко, Крылов, Михайлов, Мокрицкий, Крендовский, Зеленцов, Тыранов, Щедровский, все люди скромные, невидные, но передавшие потомству очень верный облик своего времени. Среди них особенной тонкостью отличались Крылов (1802-1831) и Тыранов (1808-1859) больше же всего сделал Щедровский, оставивший длинный ряд типов гоголевского Петербурга.
Сам Венецианов сознавал свое значение, да иначе оно и не могло быть, так как без внутреннего самосознания он не решился бы «победить невозможность», тем менее принять на себя такой крест: удовлетворяться скромным положением русского Тенирса или Доу, когда таланта и сил в нем было больше, чем во всех российских Пуссенах и Рафаэлях, вместе взятых. Также удивительная вещь —парная ей «Весна», где опять-таки слегка академизмом отдает только главная фигура женщины, но где в пейзаже задолго до Саврасова, а в сивке —задолго до П. Соколова выражена вся скромная, тихая прелесть русской весны, милой русской лошаденки. В 1824 году Алексей Венецианов испортил свои в прошлом хорошие отношения с Академией. Что, как не торжество «русской кисти», с такой покоряющей силой проявилось в картинах Венецианова «На пашне. В отражении видна и висящая на стене коричневая и полосатая одежда.
Отсюда основной тезис классицизма: подражание прекрасной «абсолютной» природе. Несколько первоклассных interieuroв написаны, абсолютно в духе Венецианова и графом Ф. П. Особое еще место занимает, впрочем и великолепный, хотя чрезвычайно неровный Петр Соколов (1821-1899). Разглядывая как-то картинки старинной хрестоматии, я вдруг увидел «Захарку».
Натурные принципы он и развивал в своей педагогической системе. Среди учениковшколы он считался одним из самых одаренных. рис.
Одни и те же положения рисунка и живописи могут быть преподнесены ученикам различными путями. Многие картины Венецианова приобретались Императорским Эрмитажем. Хорошо уловлены разнообразные повороты и ракурсы фигур людей и статуи. В этом ему, безусловно, должен был помочь «бесконфликтный», «бессюжетный» жанр, с присущим ему созерцательностью, статикой идилличностью, поэтичностью. При этом между отдельными жанрами происходило своего рода «стирание» границ. Произведения отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей среды.
Следуя принципам учителя, мастера В. ш. изображали жизнь демократических кругов общества ("Матросы в сапожной мастерской" А. Г. Денисова, 1832, Русский музей, Ленинград), писали городские и сельские пейзажи ("Рыбаки. Все в этом доме дышит душевной ясностью и покоем. Сороки, 1840-е г., Русский музей) интерьеры («Мастерская А. Г.
Кроме Зарянки, очень немногие остались вполне верны своему учителю. Рассказывают, что Венецианов поехал в Бежецк. Антропов. Мокрицкий (1810-1870 г. ), С. К. Искусство должно опираться, по мнению А. Г. Венецианова, на данные разных наук, в целях наиболее точного воспроизведения натуры, которую нельзя «поправлять».
Была гололедица, экипаж его легкий и лошади молодые отъехав 12 верст, лошади начали беситься: кучер предложил вернуться и переменить лошадей, но Венецианов не согласился, говоря, что обойдутся отъехав еще 10 верст и подъезжая к соседней усадьбе, надо было спускаться с горы здесь лошади опять стали беситься и уже удержать их не было сил оборвалась вожжа, лошади понесли и, въезжая в ворота, ударили повозку о столб, в эту минуту Венецианова выбросило из повозки в сторону и он на том же месте, в ту же минуту кончил дни свои. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Дед художника переселился в 1740-х г. в Россию из Греции и получил прозвание Венециано ("Венецианец"), позднее превратившееся в фамилию. Обучение в каждом – строилось по своей системе и методике: от простого к сложному. Патриархальность быта крестьянина естественно питалась «почвою» его природного окружения. Более того, как пишет И. С. Куликова: «В панораме образов – от помещика, прислуги, до тружениц и крестьянских детей – запечатлены русский быт, русские характеры, психический склад русских людей»6.
Например, А. Н. Бенуа посвятивший статью «А. Г. Венецианову и его школе»13 писал о том, что «Венецианов сразу попал на верную дорогу: в Эрмитаже его не прельщали великолепные болонцы, премудрые французы, но он увлекся маленькими, скромными, полупрезираемыми тогда голландцами. Венецианов особое значение придавал поэтапности обучения изобразительной грамоте. Пространство в картине возникающее регламентировалось теорией перспективы.
В этот период, после победы России в Отечественной войне 1812 г., русское искусство переживало подъем движения национального романтизма, затронувшего даже Петербургскую Академию художеств. Романтическая муза странствий встречается и ведет тихую беседу с музой сентиментальной прогулки»19, справедливо писал о жанровом своеобразии интерьерной живописи «венециановцев» М. Алленов. Вид на озеро Молдино" Г. В. Сороки, 1840-е гг., Русский музей) интерьеры ("Мастерская А. Г. Венецианова" А. А. Алексеева, 1827, Русский музей), натюрморты. Задолго до Нестерова Венецианов понял и передал в своем пейзаже позади «Спящего мальчика» тот полный тончайшей поэзии и какой-то приниженной прелести, худосочный северный пейзажик, который так прекрасно дополняет и объясняет настроение св.
Соколова, Трутовского, Чернышева и других. При этом он даже отважился вступить в некоторую борьбу с Академией и создал свою собственную академию, в которой единственным руководством он выставлял внимательное изучение природы. Переломной в его творческой судьбе стала картина «Гумно», удивляющая высокими художественными качествами, необычной атмосферой чистоты и естественности, особой экспериментальной остротой исполнения. Плахов (1810-1881 г. ), Г. В.
Мелькали деревни: Дятлово, Белавино, Лысково. Унижения, которым подвергался художник после смерти Венецианова, привели его к самоубийству (1864). Сознавая в себе более силы и знания, он возвратился в Петербург. Его «Хозяйка сводит счеты» —не только по сюжету и по общему расположению (по сюжету и расположению она недалека и от симпатичного, но уж больно сухого Дроллинга), но и по своей дивной живописи, по прелести отношений, по одному уже бесподобному клочку серенького летнего дня, тускло сквозящего в окошко, —подходит и весьма близко, к чудеснейшему из голландцев, к Питеру де Хоху.
В интерьеры венециановской школы нечаянно заглянула романтическая муза странствий. Статная женщина в сарафане идёт по полю, держа под уздцы лошадей. Ведь мимо них художник когда-то проезжал, останавливался передохнуть, напоить в речке лошадей. Скульптор С. С. Пименов по рисунку Венецианова создал один из своих шедевров — статуэтку «Водоноска» (см. Лошади были молодые, чего-то испугались, понесли.
Крамской был не только первоклассным художником, но и опытным, эрудированным педагогом. Огромное большинство его вещей – импровизированная безвкусица. Небо и земля приобрели особый статус зрительно реальных художественных понятий. Чистяков говорил, что в начале работы надо сохранять живое, свободное отношение к натуре, а в середине работать терпеливо и упорно над деталями, перспективой, формой. Ни домов, ни каких-либо других построек не сохранилось.
Алексеев создал вид мастерской Венецианова, написанный в близкой учителю манере — в оливковых тонах и мягком освещении («В мастерской А. Г. Венецианова в Петербурге», 1827 г. ). Создавался иллюзорный мир, пространство которого напоминало настоящее, мир картины являлся «как бы» подобием объективной реальности, что происходило и за счет нового понимания пейзажных конструкций. Основополагающим в преподавании рисования Венецианов считал поиски такого метода, который бы ближе подводил ученика к натуре, выработку таких правил, которые в простой и ясной форме раскрывали бы сложные законы природы и искусства. Мастер восклицал: «У Крюгера везде отчетливость, везде наблюдение натуры. » Не случайно, Венецианов направил своего ученика А. Г. Денисова в Германию для усовершенствования мастерства. Для этого, считал Зарянко, нужно упростить способы изучения.
Его купил император Александр I. В дальнейшем Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой». Часто произносились упреки Венецианову в приторности —и действительно, некоторые картины его отличаются этим недостатком: он в них отдал дань своему времени, в угоду доброжелателям, указывавшим на пример английских картинок Морленда и уже славившегося тогда Уилки, но непонятно, что та именно вещь, в которой всего больше им сделано таких уступок, «Причащение умирающей», пользовалась во все времена наибольшей симпатией даже у тех, которые с презрением, но, вероятно, не вполне разобравшись в вопросе, толковали об этой его приторности. Здесь Федотов мог до самых корней познать все особенности нравов захолустных обывателей. По-новому Сапожников подошел и к методике преподавания рисования.
Басин. Метод давал возможность сделать «видимое» полноправной истиной для искусства. К похожим приемам прибегали и немецкие мастера бидермейера. Эти «педагоги» уже не обучали грамоте искусства.
Она была главным источником его искусства. Так, Тыранов и Плахов писали н картины из народного быта, Солнцев изобразил «Крестьянское семейство», Зеленцов портрет крестьянского мальчика, Щедровский – на улицах Петербурга рабочих, ремесленников, торговцев, торговок. Среди них особенной тонкостью отличались Крылов (1802-1831) и Тыранов (1808-1859) больше же всего сделал Щедровский, оставивший длинный ряд типов гоголевского Петербурга.
Цветовой строймалофигурного полотна «Рыбаки»определяет тонкая гамма приглушенных тонов, характерная дляпалитры Г. Сороки. Трудно сказать, жили ли традиции Венецианова после его смерти. В 1833 г. Зеленцов получил звание академика за работу «Мастерская художника Петра Васильевича Басина» изображающую обучение художников в одном из залов академии. Не удивительно, что все авторы изданий и публикаций о Г. Сороке связывают его биографию с венециановской школой в Сафонкове, определяют то непреходящее значение, которое сыграла личность А. Г. Венецианова в процессе становления своих учеников, затрагивают теоретико-методологические аспекты педагогических взглядов и системы преподавания Венецианова – «русского Милле» (как его называл А. Н. Бенуа).
Остались верными венециановцами немногие. Более того, взаимосвязь их носила обусловленный характер.
Не было в это время и необходимых учебных пособий и методических руководств. Огромное большинство его вещей – импровизированная безвкусица.
Вызволенных им из неволи счастливцев лишь единицы. Но только теперь эти задачи обрели невиданную прежде масштабность. Мальчишка-художник, неуклюже усевшийся на табурет, в узкой курточке и со смешной дьячковской косичкой, со вниманием всматривается в свою модель —очень милую девчонку в курьезно длинном платье, прислушивающуюся к увещаниям доброй мамаши смирно сидеть, —общий тон, несколько темный (опять-таки не без иконописной черноты) и все настроение картины свидетельствует о строгом, любовном и внимательном изучении действительности. Алексеева, 1827 г., Русский музей), натюрморты («Отражение в зеркале» Г. В.
Ему очень хотелось преподавать, при этом используя в работе весь накопленный опыт. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя. Не следует думать, что Чистяков отвергал значение академии как школы.
Вот они-то и хранили его присутствие. Ощущается острая необходимость в учебных и учебно-методических пособиях. Ты знаешь, где я живу. » — «Знаю». Однако, «повинуясь натуре», художник не копирует ее, а дает почувствовать зрителю поэзию реального, создает образ гармонического бытия, так ценимого его поколением.
И уже окончательно плененный спящим пастушком и пашней, я пережил нечто вроде потрясения. Весна», «На жатве. Прекрасно найденный в пропорциях объем комнаты, свободно расставленная мебель дают простор для обозрения. С помощью бабушки Натальи-грамотницы, как ее звали в деревне, я научился читать по слогам и любимым занятием стало — «мымыкая», листать книжки с картинками.
Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. По-новому понятая проблема человека и среды раскрылась в конкретном жизненном воплощении. Противоречия наблюдаются и в терминологии и в рекомендациях методов работы с учениками. Из школы Венецианова вышло не мало интересных живописцев. Вторая часть «Курса. » посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции.
Он вспоминал о своем переломе, наступившем в 1820 году. Кроме того, метод Сапожникова имел преимуществопо сравнению с методом Дюпюи. В частности, Т. В. Алексеева пишет: «Основные положения венециановского метода обучения были направлены к тому, чтобы научить художника видеть непредвзято реальную природу в противоположность академической системе, которая, давая профессиональные навыки, воспитывала способность мыслить в большой мере с оглядкой на классические образцы. Венецианов стал академиком. Вот «Вечерний звон» И. Левитана, вот «Гадалка» М. Врубеля, вот «Мостик» и «Зимка» К. Коровина.
В программной статье художника «Нечто о перспективе» открывается конечная цель его поиска, путь нахождения его поэтического идеала: открыть в природе, «наяву» то, благодаря чему достиг бессмертия Рафаэль, увидеть это в окружающей жизни и изобразить ее, то есть подлинную жизнь в ее красоте. 10) (1817) из фарфора, а также многие фигуры Гурьевского сервиза, замысел которого рождался не без влияния искусства Венецианова и его школы.
(например, Михайлов «Перспектива Античной галереи Академии Художеств», Зарянко «Интерьер Никольского собора» и «Апполоновой комнаты Зимнего дворца» Денисов «Портретная галерея» и «Георгиевский зал» Тыранов – «Внутренность французской эрмитажной библиотеки» С. Алексеев – «Перспектива портретной галереи в Зимнем дворце» А. Алексеев – «Галерея 1812-го года» И. Смирнов – «Интерьер Помпейской галереи». Но по новизне и дерзости для того времени замысла эта картинка останется единственной и весьма замечательной. В стороне остались лишь верные сыны Академии да такие художники, которые по самому существу своей отрасли должны были оставаться в пределах простой передачи природы: пейзажисты и портретисты (среди последних Зарянко и талантливый, ловкий Макаров). У этих мастеров сложилась своя иерархия жанров.
Он создает свой курс перспективы, разделив теоретическую и практическую части. Обучение искусству должно начинаться в детском возрасте. 9) (1823), для чего в бревенчатой избе выпилил стену, чтобы показать все пространство и рассадил крестьян в нужных ему позах. 10) (1817) из фарфора, а также многие фигуры Гурьевского сервиза, замысел которого рождался не без влияния искусства Венецианова и его школы. Во время учебной работы Крамской был всегда серьезен и внимателен ко всем ученикам.
К ним принадлежат Варнек (очень жизненный художник и отличный рисовальщик, к сожалению, обладавший неприятным колоритом) и тонкие акварелисты: П. Ф. Соколов, М. Теребенев и А. Брюллов. Алексей Венецианов учился в Петербурге. Характер картины «Гумно» позволил написать Е. Петровой, что «Как бы ни ориентировался Венецианов на натуру, он никогда не копировал ее буквально. Хорошо, прекрасно. Вскоре сформировалась группа, которая была известна под названием «школа Венецианова». Он предостерегал учеников от мелочного копирования до фотографичной точности.
Лосенко. ) вряд ли могли иметь влияние. Крамской решительно выступал против академии как учреждения, где господствовала анархия. Глаз тщетно пытался найти свидетельства того времени.
Как на картинах Венецианова. рис. Нас, учеников Московской средней художественной школы, попросили помочь в развеске экспонатов. Наконец, таковы все работы, производившиеся в Академии художеств в основанном (в конце XVIII века, но ненадолго), для образования русских Тенирсов и Схалкенов, классе живописи «домашних упражнений» (был и такой) на темы вроде следующей: «Представить мещанина, который, чувствуя небольшой припадок, готовится принять лекарство».
Однако в живописи Сороки нет и следа жизненных бурь. Вот здесь, при подъезде к нему, должны быть памятные ворота. Во всяком случае, мы вправе с тем же недоумением спросить: откуда явился Венецианов.
И все эти качества и находки он старался передать своим ученикам. Это одни из самых трогательных картин в русской живописи. Нашлись и покровители этой затеи и одно время школа Венецианова процветала.
Этому впечатлению способствует продуманное освещение. В 20-х годах видную роль на Западе стал играть так называемый жанр, т. е. Подробно исследуются и излагаются в отдельных главах: пути Венецианова к созданию школы («Венецианов и его путь к созданию своей школы») «Теоретические взгляды и педагогический метод Венецианова» состояние школы в 1820-х и 1830-х гг., а также творческий облик его учеников. «Картина сложно построена: перед зрителем встают два мира – реальный и отраженный. Композиция картины ясна и уравновешенна. Отсюда его «перспективы» делились на две части: практическую и теоретическую.
Тенденция охватила почти все следующее поколение художников. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является и повиноваться ей одной», – так писал А. Г. Венецианов, порывая с традициями академического искусства. В Императорской Академии художеств Чистякова всячески третировали, старались изолировать от молодежи, лишить возможности вести педагогическую работу (с 1890 по 1912 год Чистяков был заведующим отделением мозаики). Под влиянием этой картины Венецианов в своем имении написал "Гумно" (см. Главная картина Александра Алексеева изображавшая с интереснейшими подробностями и, как кажется, очень трогательно мастерскую Венецианова, также пропала бесследно39, но если она равнялась по достоинству премилой картине другого (крайне неплодовитого) венециановца, Зеленцова, —«Мастерской Басина», то об этой потере нельзя достаточно пожалеть. Кто же я. » – «Алексей Гаврилович Венецианов». В зеркале видно пространство маленькой комнаты и, через проем открытой двери – другая тесная комната, где у стола стоят две женщины.
Потоки солнечного света проникают в помещение сразу с трёх сторон: через проём на переднем плане холста (чтобы изобразить интерьер максимально достоверно, Венецианов приказал выпилить стену гумна), а также через ворота слева и на заднем плане. Венецианов явно противопоставил себя Академии художеств. Художники работали над воссозданием все большей и большей глубины, хотя «глубина» подчас строилась интуитивно. Нашлись и покровители этой затеи и одно время школа Венецианова процветала.
Всегда сохранять образное, поэтическое отношение к натуре, не засушить, не переборщить с подробностями – один из основных моментов в методике. Для общеобразовательных школ требовалось иное направление.
К нам этот тип живописи был занесен в 30-х годах. в Эрмитаже была выставлена картина француза Ф. Гране "Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме", подаренная автором императору Александру I, она произвела огромное впечатление на русских живописцев новым по тому времени натуралистическим изображением пространства интерьера, эффектов света и тени. Да камни. Здесь он обрел свою тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. Глубина пространства подчеркнута изображением открытой двери в центре полотна и анфилады комнат. Эту задачу может решить только всесторонне образованный художник.
Его интерьеры («Кабинет в Островках», 1844), пейзажи («Рыбаки. В то же время он подчеркивал, что контур фигур не должен быть «межевым планом. уехал в деревню Сафонково Тверской губернии.
В картине ощущается настроение неторопливой и невеселой беседы, встает душный мир тесных антресолей барского дома, где за бесконечным рукоделием проводили свои дни дворовые женщины»49. Реалистические черты, романтизация, сентиментальность вырастают на твердой основе классицизма. Длинные, обитые штофом диваны создают атмосферу уюта. Обращение к этой «низкой» теме в то время явилось подлинным новаторством. Но и его захватила волна брюлловского академизма и он поступил в чиновники высокого искусства, принявшись писать дюжинные образы никому не нужных «вакханок», так что для нас этот мастер теперь представляется скорее типом ужасного брюлловца, нежели хорошим последователем Венецианова. В его медалях, разумеется, много скучного и ходульно-аллегорического, но некоторые из его восковых барельефов и вся его «Душенька»42 полны такой грации и ритма, так тонко задуманы исполнены такой прекрасной античной страстности, с изредка встречающимися мотивами лафонтеновской шаловливости, что эти произведения могут быть причислены к истинно эллинским созданиям нового времени вроде работ Прюдона и некоторых Флаксмена.
Как писал А. Успенский, оценивая значение школы мастера и его методологические принципы педагогической деятельности: «Учеников своих Венецианов учил по своей методе, предлагая писать с натуры – из комнатной обстановки»11. Не сразу в этом тогда убедились, но какое-то предчувствие того, что придется убедиться, заговорило уже тогда, особенно в 20-х годах, в созданиях молодежи, выросшей среди этого предчувствия. Избрав такую дорогу, он вышел в отставку, купил именьице Сафонково, в Тверской губернии, удалился туда с семьей и в течение 3 лет прожил почти отшельником, добиваясь разрешения намеченной задачи, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Но, несмотря на успех, место профессора в Академии художник так и не получил. Лучшие силы и не шли к нему их тянуло к успеху их притягивали лавры, расточаемые «высоким искусством», говорить же о том, что нет никакого высокого и низкого искусства, а есть одно единое искусство и что во всяком случае не академическое и не брюлловское искусство должно считаться высоким, —никому в то время в голову не приходило и не могло, при общем равнодушии, прийти. Быт в картинах венециановцев – не только их «предмет», но и – прежде всего – их содержание их внутренний «материал»18. – «Принеси ко мне показать.
— «Разве ты знаешь меня. Венецианов стал брать на содержание бедных мальчиков, обучал их живописи и рисунку.
Пространство картины делилось на ряд глубинных зон, которые вели вглубь композиции. (Венецианов) любил делиться своими познаниями и достоянием с другими это был добрейший человек к нему обращались все бедные ученики нередко же он и сам отыскивал их. Позади осталась речка Глушица. При этом техника и колорит Венецианова получают самобытный характер, в котором отражается субъективизм впечатлений художника и вкус, способный гармонически решить порой рискованную колоритную задачу, черта типичная для ученика Боровиковского.
Кажется, что модель не он, а зритель, смотрящий на портрет. Тему дворцов и церквей продолжают Мокрицкий, Тухаринов, Бурдин, Чернецов. Множественность и параллельность существования разных сфер бытия, единство которых обретается в процессе динамического становления или созерцательности во времени и в вечности – такова содержательная основа введенного «венециановцами» и прежде всего наиболее последовательным учеником Венецианова – Сорокой свето-пространственного на основе перспективы изобразительного метода, в русском искусстве приходящего на смену принципам архитектонического синтеза классицистических основ искусства. Образ женщины, глубоко национальный, колоритный органично «вписан» в среду, увязан с остальными структурными элементами композиции произведения.
Но что. «Новый образ» природы и мира, крестьянской жизни открывается и переживается Г. Сорокой как в техническом, так и в образном отношении. Хлеб созрел и его убирают женщины жницы.
Работа была прекрасно написана и вызвала всеобщее одобрение. С середины 1830-х гг. Наконец, с художественным миром он пришел в соприкосновение вполне сформированным человеком, когда ему уже было поздно учиться вновь, когда все понятия его сложились и у него выработалась собственная манера схватывать и запечатлевать явления. Наиболее чуткие, жаждущие света души фатально уходили туда, куда их толкали решительно все и где им обещали преподать сколько их пламенным сердцам было бы угодно самого «высокого» искусства.
Зарянко представляется типом тех исказителей, которые встречаются во всех вероучениях. Тыранов сделал «Вид на реке Тосне близ села Николаевского». Крендовский (1810—1870-е г. ), К. А. Сорока (1823-1864 г. ), А. В.
Венецианов учил улавливать и передавать различие в самом веществе предмета, не гоняясь за красивою штриховкой, похожей на «рогожку» и не существующей в действительности. С середины 1830-х гг. Однако лизаные его портреты последнего периода, напоминающие, до обмана, увеличенные и раскрашенные фотографии, явно свидетельствуют (особенно при сопоставлении их рядом с его же великолепной, чисто венециановской внутренностью Никольского собора и теми редкими портретами первого периода, которые еще писаны широкой и бодрой, в роде Тыранова, кистью) о том, что и он не устоял, одинокий, всеми оставленный, вдобавок сухой и ограниченный человек, от влияния всеобщего безвкусия. Лето», середина 20х гг. ). Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Здесь Федотов мог до самых корней познать все особенности нравов захолустных обывателей.
Некоторые профессора вообще не подходили к ученикам. — «Покажи, голубчик. Толстым. Первый, содействует литературе в начертании предметов высоких, отвлеченных, духовных. И. Е. Репин вспоминал, что как педагог Крамской не имел себе равных.
Брюллов внес много нового в академическую традицию обучения рисунку. Венецианов написал письмо к издателю «Литературных прибавлений к Русскому инвалиду» А. Ф. Воейкову, в котором выразил свой восторг по поводу картины «Парад в Берлине на Оперной полощади» (1831). Несмотря, однако же, на неутомимость Венецианова, силы его слабели он не мог уже так много работать, как прежде и, не имея состояния, без работы жить в Петербурге не мог, почему и должен был с семейством удалиться в деревню. Нужды нет, что сначала ему это удавалось наполовину, что его русские парни скорее были похожи на переодетых Антиноев33, а русские пейзажи выходили совсем так же красиво закопченными, так же ни на что живое не похожими, как фоны на фламандских портретах, —горевший в нем огонь, предоставленный самому себе, разгорался и помог ему выбраться на новый и вольный путь.
Рядом с ним можно еще назвать Сверчкова (1818-1891), художника не особенно даровитого и умелого, но все же создавшего себе особую отрасль и выразившего в ней свою простодушную любовь к русской лошадке. Венецианова» А. А. В стороне остались лишь верные сыны Академии да такие художники, которые по самому существу своей отрасли должны были оставаться в пределах простой передачи природы: пейзажисты и портретисты (среди последних Зарянко и талантливый, ловкий Макаров). Мальчик пастушок спит на берегу речки.
Появляются работы учеников Венецианова. Его пейзажи: «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид озера Молдино» и «вид имении» образуют своего рода единый тематический цикл. Получив в академии все установленные серебряные медали за классные рисунки и этюды с натуры, выступил конкурентом на малую золотую медаль и приобрел ее в 1860 г. исполненною по программе картиною «Патриарх Гермоген в темнице».
Изменение их размеров также передают глубину пространства. Но старая дорога говорит о том, что где-то тут произошла трагедия. Они подражали ему во всем. Пространство передается «натурально», путем фиксации визуальных наблюдений художника. Сорока, крепостной соседей Венецианова Милюковых, в пейзажах интерьерах и портретах создал собственный мир: идеально прекрасный и неподвижный, застывший в своей красоте («Кабинет дома в Островках имении Н. К. Милюкова», 1844 г. ). Венецианов учил видеть пространство целостно, «обнимающим зрением» и изображать предметы в световоздушной среде.
Венецианов полагал, что художник должен рассматривать предмет прежде всего в очертании, проследив при этом изгибы контура, «начало появления частей и окончание оных вне контура»37. Педагог должен следить за собой, быть дисциплинированным. Именно тогда я впервые переступил порог галереи и впервые увидел настоящие картины. Влияние консервативно настроенных академических профессоров, полная зависимость судеб молодых художников от академии, владевшей безраздельным правом производить их в ранг профессиональных живописцев, оплачивать поездки за границу и позволять заниматься преподавательской деятельностью, явились причинами отказа учеников Венецианова от идей учителя. В заслугу Венецианову ставилось и применение итальянской перспективы и изучение натуры.
Лето». От Щедровского осталось еще больше, чем от других (но зато вовсе нет сведений о нем самом): 30 рисунков тушью в Музее Александра III и, затем известные, почти вполне с ними схожие литографии изданные с текстом в 40-х годах Обществом поощрения художников и в обеих этих сериях Щедровский с чрезвычайным вниманием и точностью, прямо с натуры, но без всякого личного отношения к делу, точно в камер-обскуру41, срисовал нравы и типы простых классов гоголевского времени, что сообщает этим рисункам, в историческом по крайней мере отношении, чрезвычайную драгоценность. Дед художника переселился в 1740-х гг.
Как писал сам художник, «чтобы более утвердиться в пути, который состоит на твердом основании перспективы и подробнейшем внимании натуры». В провинции стремления художников соединить формы и жанры, выработанные в западноевропейском искусстве, с национальным мироощущением проявлялись еще сильнее. Одной «методой» обучать всех учеников было невозможно, необходимо было подыскать индивидуальную методику для работы с каждым в отдельности, а это требовало больших усилий, творческого подхода к построению учебного процесса.
Вид на озеро Молдино» Г. В. — по инстинкту угадывали в нем своего благодетеля да и как не угадать, когда он, бывало, встретит ученика с портфелем или со свертком, остановит и спросит: «Что это у тебя, батюшка. » — «Рисунок».
Соколова, Трутовского, Чернышева и других. В то же время многие ученики Венецианова занимались в классах Петербургской Академии художеств и участвовали в академических выставках. Н. С.
И эту эстетику он стремится закрепить в своем педагогическом методе. Начало и окончание изгибов формы существует «вне контура», в «градусах тени и света».
Впрочем, немаловидную роль в формации таланта Федотова играли и условия его жизни. Алексей Венецианов учился в Петербурге. Крамской считал, что основные положения живописи и рисунка не могут быть произвольными и случайными, они должны быть прежде всего научно обоснованы. Так, в «Программе для Института глухонемых» художник предлагал разделить рисовальный класс на четыре, два первых из которых стали бы приготовительными. Известно, что родоначальником бытового жанра в русской живописи явился А. Г. Венецианов (1780 – 1847). Зарянко (1818-1870 г. ) и целый ряд других значительных художников.
Этими чертами искусство венециановской школы сближалось с демократическим движением в немецкой, австрийской, словенской художественных школах, которое известно под названием «бидермайер». Впоследствии, уже стариком, он много сделал смешного, нехорошо вникнув в чуждый ему романтизм и все же без меры увлекаясь им, но в те самые годы, когда создавалась «Душенька» исполнены им и те совсем венециановские, по своей интимной прелести, виды комнат его квартиры, где за столом сидят он и его домашние, где в бесконечной зале отдыхает на диване друг дома или где у скромного окошечка, вероятно, под чердаком, занимается шитьем девица. Картина эта и в самом деле могла показаться «для русской кисти первым днем».
Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества (Матросы в сапожной мастерской Денисова, 1832, ГРМ), писали пейзажи (Рыбаки. Вот так здесь когда-то поворачивал и Венецианов, едучи из Петербурга в свое Сафонково. Сапожников эту часть считал дальнейшей ступенью в обучении рисованию, а также в последующем приобщении любителей искусства к творческо-композиционной работе. Чистяков был твердо убежден, что искусство без науки существовать не может, но не ограничивался знанием законов строения предметов.
Вот стоит одиноко старый барский дом в стороне. У него предмет не растворяется в воздухе, земля не поглощается воздушной перспективой. Прекрасна в красках картина «Проводы рекрута», вернее —тоже портреты молодой бабенки и солдата.
Наиболее обстоятельное исследование творчества учеников А. Г. Венецианова сделано в монографии Т. В. Алексеевой: «Художники школы Венецианова» (М., 1982). 4 декабря 1847 года рано поутру он выехал из своей усадьбы в Тверь. Вид на озеро Молдино», 1840-е гг. ) и натюрморты («Отражение в зеркале», 1840-е гг. ) полны восхищения красотой окружающего мира, в котором царит ясная гармония фигуры людей застыли в неподвижности, словно погружённые, как и природа, в зачарованный сон. 9) (1823), для чего в бревенчатой избе выпилил стену, чтобы показать все пространство и рассадил крестьян в нужных ему позах. Его глаза за стёклами очков внимательны и сосредоточенны.
Основаизящного колорита картины «Видна палисадник в имении Островки» – сочетание оранжевого, синего и зеленого. В 1819 г. уехал в деревню Сафонково Тверской губернии. Автор уделяет пристальное внимание творческой судьбе каждого из них, относя Григория Сороку к «Последним ученикам».
Родоначальником тенденциозной идейной живописи в России был П. А. Федотов (1815-1852), бедный офицер, пылкий энтузиаст искусства, обратившийся к мелкому роду бытовой живописи отчасти потому, что более серьезные и высокие задачи были ему – дилетанту-самоучке – недоступны. Рисунком должен владеть каждый художник.
Более того, даже сам термин «рисунок» начинает пониматься по-разному. Что-то в них ощущалось венециановское. Сергия Радонежского в цикле посвященных ему картин Нестерова. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян.
творчество некоторых художников В. ш. под влиянием академического искусства, в частности К. П. Брюллова, теряет демократический и интимный характер, приобретая черты внешней эффектности и натурализма (портрет Н. В. Сокуровой работы С. К. Зарянко, 1854, Русский музей). Действительно, «Гумно» Венецианова поэтично, овеяно ясностью размеренной жизни, порядка и чистоты. В первом классе Венецианов предлагал: «занимать непосредственным изучением геометрических линий и тел, давать срисовывать не только с находящихся уже в институте геометрических тел, но и с мелких бумажных вещиц, как то коробочек, цилиндриков, конусов и проч., даже и с домашних вещей, например, чашек, чайников, ложек, »39.
В то же время он всячески приветствовал академическое обучение, дающее твердые, научно обоснованные знания ученикам. В начале 1820 годов Алексей начал набирать талантливых и способных крестьян для обучения ремеслу живописца. Однако нельзя исключать и тот факт, что часто пространство строилось скорее интуитивно. Эти пейзажи олицетворяют простор, ширь, волю, но никогда дорогу, уводящую за горизонт.
Именно этот синтез придает произведениям Венецианова классичность, высоко ценимую всегда вечность»7. Показательно, что небо занимает в его маленьких картинках значительную часть. Сорока силою своего таланта преобразил этот интерьер в неповторимый мир поэзии. Молодые художники не изучали закона конструктивного и синтетического обобщения рисунка, а лишь занимались натуралистическим срисовыванием. В рисунке стала цениться техника, голая вир-туозность, так называемая техника «тушевка с конопаткой». Унижения, которым подвергался художник после смерти Венецианова, привели его к самоубийству (1864). Соколов, М. Теребенев и А. Брюллов.
В них суровая обстановка empire смягчена милой и задушевной уютностью в исполнении. Прибегая к современной терминологии, можно сказать, что эти границы даны как бы «не в фокусе». Тогда же он получил наименование жанра «в комнатах»: В комнатах.
Над созданием школы рисования Крамской и работал несколько лет. К пейзажам Г. Сороки применимы понятия «непосредственности», «стихийного реализма», «фольклорности», «примитива», «лубочности», он являлся по словам Г. Островского «наименее ортодоксальным последователем своего учителя». Зеленцов (1790-1845 г. ), Л. К. В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером известным художником-любителем Андреем Петровичем Сапожниковым. Безусловно изучение искусства прошлого становилось краеугольным в методе художника.
А когда в 1821 г. в Эрмитаже была выставлена картина француза Ф. Гране «Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме», подаренная автором императору Александру I, она произвела огромное впечатление на русских живописцев новым по тому времени натуралистическим изображением пространства интерьера, эффектов света и тени. В корне меняется и обучение в Академии художеств. И здесь открытия «школы Венецианова» и, в частности, Г. Сороки в обращении к национальному пейзажу, в реализме трактуемых образов поистине грандиозны для дальнейшего развития русского пейзажа. Были ли Чернецовы учениками Венецианова, достоверно, кажется, неизвестно, но что они, в молодых годах, прямо по своему участию в изданиях Общества поощрения художников, в которых сотрудничал так деятельно и Венецианов, могли быть с ним в общении и находиться под его влиянием, лучше всего доказывают их первые перспективы всяких дворцовых зал и комнат исполненных тихо и добросовестно, с любовью и большой тонкостью в рисунке и «отношениях».
В письме от 9 марта 1833 года заботливый педагог сообщает князю П. М. Волконскому о том, что «Денисов отправляется в Берлин на пароходе с Крюгером» и просит выдать ученику сто червонцев. Весна», первая половина 20х гг. ).
Деревню стремились понять как определенный «психологический склад» и клад жизни – созерцательно, что не могло не породить идеализации деревенского быта. Брюллов считал недостатком академической системы того времени подавление личности ученика. Судьбы многих других воистину трагичны.
Его творчество сочетало искреннее и простодушное восприятие повседневной жизни начала XIX в. с поэтической идеальностью фигур в духе Высокого классицизма (ампира). И до него были в России художники, которые писали картины с народным содержанием. — «И красками пишешь. » — «Пишу». Венецианов так излагал свои педагогические принципы: «художник объемлет красоту и научается выражать страсти не органическим чувством зрения, но чувством высшим, духовным, тем чувством, на которое природа не так щедра бывает»33. Произведения В. ш. отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. Сентиментальность, но не праздничность воспринял Сорока от своего учителя.
Особый интерес он проявлял к искусству Ф. Крюгера. Крылов (1802-1831 г. ), Е. Ф. Рисование, как основное звено в системе художественного образования, явно недооценивалось.
Верным учеником Венецианова остался лишь один Зарянко (1818-1870), хороший техник, но, к сожалению, очень ограниченный человек, превративший живые наставления своего учителя в неподвижную и мертвую формулу. К теоретической перспективе он относил теорию теней, анатомию и эстетику. «Мастерская художников Чернецовых» А. В. Тыранова, 1828).
В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето» (галерея Третьякова), где за несколько угловато посаженной бабой, с чуть выправленным профилем, расстилается чисто русская, уже вовсе не выправленная природа: далекая, желтая нива, зреющая в раскаленном, насыщенном солнцем воздухе. Наиболее известные из них: Н. С. Крылов (1802—31), А. В. Тыранов (1808—59), Е. Ф. Крендовский (1810 — после 1853), Л. К. Плахов (1810—81), А. А. Алексеев (1811—78), А. Г. Денисов (1811—34), С. К. Зарянко (1818—70), Г. В. Сорока (1823—64).
У него за спиной типичный русский пейзаж, один из первых в истории русской живописи («Спящий пастушок», 1823—1824 гг. ). большею частью развивал эти таланты безмездно и всегда бескорыстно.
В числе наиболее талантливых учеников А. Г. Обучение рисунку должно быть разделено на два периода — первоначальный и окончательный. Пространство комнат открыто в окружающий мир: за окнами виден пейзаж, за широко распахнутыми дверями – анфилады залов («Мастерская А. Г. Венецианова» А. А. Алексеева, 1827 «Сборы на охоту» Е. Ф. Крендовского, 1836 «Гостиная на антресолях» К. А. Зеленцова, кон. Всего в разные годы у него было около семидесяти учеников из них семь крепостных. Причем, «Как бы ни были различны изображения «комнат» в произведениях этих художников, в целом по их работам можно познакомиться с бытом и убранством помещений в домах владельцев различного достатка. Вещь эта фальшива не только по фигурке вполне здоровой «умирающей» и по некоторым довольно-таки «пейзанистым» типам мужиков, но более всего по слишком приятному общему тону, по какой-то вкусненькой, абсолютно неподходящей пестроте и больно тщательному письму. Венецианова школа — одна из самых значительных провинциальных школ русского Романтизма первой трети XIX в. Сложилась в результате деятельности живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847), его учеников и последователей. Рисунок и оттенение – выявление тончайших изменение теней и света»38.
И все же в чем-то Венецианов присутствовал. У Венецианова была своя особая манера преподавания. Яркий тому пример – жизньГригория Сороки.
Федотов (1815-1852), бедный офицер, пылкий энтузиаст искусства, обратившийся к мелкому роду бытовой живописи отчасти потому, что более серьезные и высокие задачи были ему – дилетанту-самоучке – недоступны. К сожалению, крепких корней школа Венецианова пустить не успела и сам мастер на старости лет должен был видеть, как лучшие его ученики, ослепленные успехами Брюллова изменяли ему и переходили один за другим в мастерскую автора Помпеи, где они быстро теряли свою свежесть и превращались в холодных и напыщенных академиков. творчество некоторых мастеров Венециановской школы (Тыранова, Зарянко и др. ) под влиянием академического искусства теряет демократический характер, приобретает черты натурализма и внешней эффектности. Сороки как портретиста. Картина «Гумно», написанная в 1823 г. с натуры, — и интерьер и жанровая сиена одновременно.
Земля и воздух пребывают в вечном и гармоничном соседстве. Венецианов не ищет специальных приемов пленэрной живописи, какие искали в это время в Италии С. Щедрин и М. Лебедев. Сокуровой работы С. К. Это очень ценный и важный момент в методике работы художника-педагога с учениками. Он решился даже выломить целую стену в гумне для того только, чтобы иметь возможность лучше написать его внутренность и осветить (это-то больше всего его и интересовало —перещеголять Гран) первый план и наконец в 1824 году действительно светлая и правдивая картина «Гумно» была готова и поднесена государю.
Среди них Сергей Константинович Зарянко (1818—1870), Капитон Алексеевич Зеленцов (1790—1845), Александр Алексеевич Алексеев (1811 —1878), Григорий Васильевич Сорока (1823—1864) и др. Любовное, внимательное отношение к простым будничным особенностям деревенского быта придавало работам «венециановцев» тонкое лирическое ощущение повседневного быта, неприукрашенной природы, мира домашнего покоя и уюта.
Захарка для меня стал именно тем, о ком писались эти чудесные строки. Здесь все неожиданно — и ошеломляющая простота мотива, воспроизводящего внутренний вид бревенчатого гумна, где крестьяне веют зерно, гумна, показанного с таким же достоинством, как и интерьер какого-нибудь дворца. В этом секрет его таланта, тут пробилась через последнюю кору робости (если и не перед гипсом, то перед таким же мертвецом-натурщиком) его простая и задушевная природа, умиленная при лицезрении родных мест, родной обстановки, родных типов.
Мир Венецианова – полон идиллии и патриархален. А в «Голове крестьянина» — картине 1825 года — я узнавал несчастного горемыку пахаря из стихотворения Некрасова о несжатой полосе. Они не сохранились. Так, об особой манере преподавания вспоминал ученик А. Венецианова Апполон Мокрицкий: «Он отвергал первоначальное рисованье с так называемых оригиналов. Художник, перемежая светлые и темные полосы, осваивает глубину пространства. Зеленцов умело передает скользящие лучи солнца, наполняющие комнату теплым дневным светом.
Как педагог Венецианов избегал идеализации, характерной для его жанровых картин и сосредоточивал внимание своих учеников на точном и тщательном изображении русской сельской жизни и природы. В. М. Обухов, определяя значение «школы Венецианова» для творчества Сороки, не упускал неординарности творческой индивидуальности последнего и подчеркивал, что «Венециановская «метода» развивала самостоятельность и независимость художника, требуя от него не следования образцам (как, скажем, в Академии), а лишь художественной честности и отказа от субъективистского произвола. Ткани падают характерными тяжелыми и крупными складками, . Вид на озеро Молдино», 1840-е гг. ) и натюрморты («Отражение в зеркале», 1840-е гг. ) полны восхищения красотой окружающего мира, в котором царит ясная гармония фигуры людей застыли в неподвижности, словно погруженные, как и природа, в зачарованный сон.
От Заручья местность как-то сразу выровнялась, по обеим сторонам дороги мелькали поля. Но, как ни странно сказать, несмотря на то что фигуры занимают значительную часть во всех его картинах, несмотря на то что часто они —или кукольны или слащаво условны (это уже в угоду времени), общее впечатление от его произведений остается вполне жизненным, от них необычайно веет теплотой и настроением. Значение «школы Венецианова» раскрывала в своей монографии о художнике 1966 года и В. Н. Батажкова: «Венецианов сумел найти и воспитать таких талантливых и своеобразных художников, как Н. Крылов, Е. Крендовский, А. Тыранов, С. Зарянко, Г. Сорока и многих других. В 1817—1818 гг.
К числу прекраснейших его произведений этого рода принадлежит его собственный портрет (Музей Александра III), написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо-желтых и желто-черных тонах, никого из современников его не напоминающих, но имеющих что-то общее, общую даже прелесть, с вещами Уистлера первой эпохи, а также портрет, писанный им со старичка живописца Головачевского (Императорская академия художеств), окруженного несколько по-«грезовски» слащавыми воспитанниками. Впрочем, немаловидную роль в формации таланта Федотова играли и условия его жизни. Алексеев (1811-1878 г. ). Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адъюнкт-профессора академии художеств (1872—1892) было основным и плодотворнейшим педагогическим периодом его жизни.
Прежде всего, это метод индивидуального подхода к каждому ученику. Он считал, что педагог перед учениками всегда несет большую ответственность. Венецианова школа — одна из самых значительных провинциальных школ русского Романтизма первой трети XIX в. Сложилась в результате деятельности живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847), его учеников и последователей. Как на вполне достойного предшественника Венецианова можно было бы указать лишь на первого директора Академии —Лосенко, если бы только оказалось, что та необычайная картина32 в Третьяковской галерее, под которой значится его подпись с годом 1757, действительно его работы но можно сильно в том сомневаться, так как ничто ровно —ни колорит, ни письмо, ни отношение к жизни —не указывает на то, что она писана тем же гладким и холодным художником, который написал портреты Волкова и Сумарокова, который, в назидание своим ученикам издал атлас академической анатомии и, к великому удовлетворению господ любителей, создал такие вполне условные и скучные вещи, как «Улов рыбы», «Авраама», «Товия», «Рогнеду» и другие. Можно согласиться с М. Алпатовым, что «лучший кусок картины – фигура подвязывающей онучи крестьянки – в сущности, превосходный этюд с натуры, прямо вписанный в композицию»8. сентиментальные, смехотворные или нравоучительные рассказы из жизни, переданные в картинах.
В третьем «уже действующем классе» ставилась задача приучать рисовать на камне, особенно барельефы, давать монеты и медали, срисовывать прямо с натуры, а также бюсты, ставя их группами»40 и делать портреты друг с друга. Заканчивается раздел рисования человеческой фигуры методическими указаниями для преподавателей, где автор подчеркивает важность активизации познавательной деятельности учащегося во время рисования с натуры: «Давно уже сказано, что «надо рисовать головою, а не руками». Венецианов стал брать на содержание бедных мальчиков, обучал их живописи и рисунку. Тыранов (1808-1859 г. ), А. Л.
Мечте Венецианова о художественном образовании выходцев из народа, способных, по его мнению, стать «народными художниками», в условиях царского самодержавия не суждено было осуществиться. «В классицизме реалистическая тенденция выступала в ограниченном виде: героическая установка не позволяла ему довольствоваться фиксацией повседневной действительности, она требовала «выбора». Его система отменяет само понятие границы – рельеф разуплотнен, предметы зрительно облегчены и словно «плывут» над горизонтальной поверхностью пола.
Г. Сорока исходил из прямого подражания своему учителю – А. Г. Венецианову и пришел к концепции «чистого» пейзажа как отражению части природы – естественной и искусственной среды, наполненной присутствием человека, овеянной божественной славой. В четвертом классе обучающиеся оказывались в состоянии копировать произведения старых мастеров (Ван-Дейка, Рембрандта, Рейсдаля, Потера), рисовать и писать фигуры с натуры, контуров с эстампов (Давида, Вернета, Боньи). 1830-х гг.
Я решился победить невозможность, уехал в деревню и принялся работать. К нам этот тип живописи был занесен в 30-х годах. Весь последний период его жизни прошел одной сплошной драмой: любимое его дело разваливалось, уничтожалось, ненавистный враг креп и взлелеянные им птенцы, самые лучшие, самые надежные, один за другим перелетали во вражеский стан, попадали в общую темницу, где, пребывая в постоянной галлюцинации перед ложным блеском (там выставляемым как само солнце), гибли от леденящего воздуха брюлловского чванливого творчества, от соприкосновения с мертвечиной гипсового класса. Готического стиля часы на столе, статуэтка Наполеона, человеческий череп, католическое распятие на шкафу – «украшения», модные в годы позднего романтизма. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа».
В отличие от них, Венецианов действительно, тщательно изучал натуру «как она есть». Так, в «Захарке» виделся пушкинский дворовый мальчик, который, «в салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив», радовался наступившей зиме. Переписывались иногда так блестяще и талантливо, как это сделал Карл Брюллов в «Последнем дне Помпеи». Картина была приобретена Русским музеем в 1925 году у Н. П. Милюкова. Всего в разные годы у него было около семидесяти учеников из них семь крепостных.
И. Н. Крамской обладал исключительным педагогическим тактом и умением обучать. В свою очередь, Крылов, поразивший самого Венецианова «Видом из окна на полисадник перед квартирою», представил на выставку 1827 года впервые в русской живописи зимний пейзаж в деревне, написанный им в имении купца Алексеева из избы, специально построенной для этого на выбранном художником месте. И это понятно — людей России в то время волновали более важные проблемы.
Рядом с ним можно еще назвать Сверчкова (1818-1891), художника не особенно даровитого и умелого, но все же создавшего себе особую отрасль и выразившего в ней свою простодушную любовь к русской лошадке. Родоначальником тенденциозной идейной живописи в России был П. А. Избрав природу лучшим учителем живописи и стремясь подражать ей во всем, добиваясь максимального правдоподобия, Алексей Гаврилович Венецианов, в 1820 году, переселившись в село Софонково, Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, в 78 верстах от Вышнего Волочка, стал усердно работать над картинами («Гумно», «Весна», «Лето», «Спящий пастушок» и др. ). Венецианов дружил с живописцем немецкого Бидермайера Ф. Крюгером, периодически работавшим в Петербурге. Гостиная с колоннами на антресолях (вторая половина 1820-начало 1830-х, ГТГ) и В комнатах (конец 1820-х, ГТГ) Капитона Зеленцова Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге (1827, ГРМ) Александра Алексеева Мастерская художников братьев Чернецовых (1828, ГРМ) Алексея Тыранова Кабинет в Островках (1844, ГРМ) Григория Сороки – наиболее совершенные образцы этого жанра, принадлежащие как раз выученикам Венецианова»52.
Поверхности предметов как бы омыты светопотоком, тени усложнены и высветлены рефлексами этих поверхностей, рельеф трактуется как следствие «верного понимания теней». Какая умная, тонкая, поэтичная это вещь, полная живописной прелести, как удивительно смела по рисунку (по абсолютно «Вермеровской» перспективе) и как характерна. А за Молдином совсем недалеко уже было Поддубье. В них суровая обстановка empire смягчена милой и задушевной уютностью в исполнении. Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). Однако «первый день русской кисти» оказался связанным с творчеством незаметного, скромного (его даже называли «тишайший») живописца, работавшего отнюдь не в солнечной Италии среди величественных памятников прошлого, а в захолустье, откуда во время весенней или осенней распутицы невозможно было выбраться. Сороки, 1840-е г., Русский музей). Однако в живописи Сороки нет и следа жизненных бурь.
Особое еще место занимает, впрочем и великолепный, хотя чрезвычайно неровный Петр Соколов (1821-1899). Разнородность творческих дарований проявляется и выборе сюжета, мотива, тематики и направленности характера произведения. в написанной в научно-популярной форме книге Г. С. Островского написано по этому поводу так: «Казалось бы с гибелью Венецианова время остановилось словно разом оборвались нити, связывавшие Григория с искусством, живописью, с прекрасным, но ощущаемым ныне каким-то призрачным, нереальным миром»4. Снова и снова я открывал картинки, переживая каждый раз необъяснимое волнение. Изменниками же являются и оба брата Чернецовы, особенно Григорий, автор прекрасной по своей интимной прелести известной по литографии картинки «Утро» (собрание приятелей в небольшой комнатке).
Любимые стихотворные образы как бы стали видимыми. состоит на твердом основании перспективы и подробнейшем внимании натуры". «Несомненно, одной из наиболее ранних была картина «Гумно» (начало 1840-х гг., ГРМ). Вид на озеро Молдино Сороки, 1840-е гг., ГРМ) интерьеры (Мастерская А. Г. Венецианова Алексеева, 1827, ГРМ), натюрморты (Отражение в зеркале Сороки (. ), 1840-е гг., ГРМ).
Венециановская школа – группа русских живописцев второй четверти XIX века, учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. С этой целью традиционно выставлялись религиозные или исторические картины либо портреты известных людей, а автопортрет — впервые. Именно эти работы Венецианова продвинули его в ряды великих специалистов всех времен. Психологически напряженный «Портрет Л. Милюковой» и «Портрет Венецианова» говорят о незаурядностиГ. Однако свобода преподавания не должна переходить в своеволие.
Верным учеником Венецианова остался лишь один Зарянко (1818-1870), хороший техник, но, к сожалению, очень ограниченный человек, превративший живые наставления своего учителя в неподвижную и мертвую формулу. Одного знания конструктивных особенностей строения формы недостаточно, мало понять, необходимо еще это прочувствовать, «проосязать» руками, для чего ему необходимо заниматься и скульптурой. Решение этих проблем требовало упорнейшего труда. В таких работах интерьер также «портретен», он представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток вкусов и привычек его обитателей. Но, несмотря на успех, место профессора в Академии художник так и не получил.
Пристав составил протокол, в котором говорилось, что помещик Венецианов был убит лошадьми. 1820 – нач. Задача при выявлении контура – выразить движение частей и целого.
К ним принадлежат Варнек (очень жизненный художник и отличный рисовальщик, к сожалению, обладавший неприятным колоритом) и тонкие акварелисты: П. Ф. Только в советское время стал изучаться богатый архив Чистякова.