Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов. Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано. Он написал 21 такую пьесу. Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси. В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Сюита имеет три части – «Облака», «Празднества», «Сирены». Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров. Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд.
Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» ( 12 — лирический ноктюрн). Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Термин этот появился в музыке XVIII века. Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.
Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы. Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Порыв может быть и в природе и в жизни человека. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века.
К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта). В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstcke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов. В природе – это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами».
Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Ноктюрн – один из характерных жанров романтического искусства. Пьеса «Порыв» входит в сборник Роберта Шумана «Фантастические пьесы».