В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. картина Безумная Грета, 1562. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем.
Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). Вторит строкам Бранта и картина Босха – «Страна лентяев (земля обетованная)» Брейгеля 1567 г. в живописи и гравюре. Небольшой островок, освященный Божиим присутствием (маленькую фигуру кроткого и погруженного в полумрак Христа можно видеть рядом с престолом) – является точкой, концентрирующей все напряжение картины. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает ощущение стылого холода в Зиме. Аника хвалится своей мощью, но Смерть оказывается сильнее его. Дерущиеся простолюдины – гнев и ярость и т. д. Брейгель оказывается более традиционным. Она отражает изменение мира и его восприятия.
«Три возраста» Бальдунга перекликаются с позднейшими лубочными листами безавторского народного искусства под названием «Возрасты человеческой жизни», где представлено 7 возрастов, смерть человека и Страшный суд. Конечно, подобная идея не является канонической или освященной Церковью того времени. Обращаясь к образному языку фольклора, народной фантастике, прибегая к иносказаниям, традиционным евангельским и библейским сюжетам, притчам, пословицам используя темы театральных представлений, Брейгель освободил их от церковной догматики, следуя в этом средневековой традиции «народной смеховой культуры». Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики.
1480-1550). Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы.
Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все -- Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Единственный портрет, который нарисовал этот художник – «Голова крестьянки».
Даже евангельские сюжеты «Перепись в Вифлееме» и «Избиение младенцев» маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев. Известный рисунок Брейгеля Художник и знаток (Альбертина, Вена), где за спиной работающего живописца, усталого и угрюмого изображен улыбающийся, самодовольный ценитель, сжимающий в руке кошелек, дает об этом представление. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток.
К этой же теме обращались немецкие художники Ганс Гольбейн (1523 – 1526 гг. ) и Ганс Бальдунг Грин (1539 г. ). Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Политическая обстановка в Нидерландах была очень сложной. Искусство стало его работой. Маленькая армия готова скрыться в темноте последние лучи солнца светят в спины уходящим.
Их алые одеяния ярко пестрят среди тёмных фигур горожан. Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Обилие деревьев с негативным оттенком смысла в картинах И. Босха свидетельствует, таким образом, о смятенном состоянии души художника.
Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Икар упал в море и погиб.
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу».
Облака скрывают ее вершину. Не удивительно, вот таким образом, что «Книга Благой Любви» Хуана Руиса заканчивается песнями слепцов и гимнами, прославляющими Деву Марию. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
«Жатве», как считается, соответствует август. Новые идеи Брейгель мог черпать не только из общения с Коком.
Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Осень», «Охотники на снегу. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари. сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится.
Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Застывая в одной отдельной фигуре, оно как бы продолжается во времени в следующих. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. Культура европейского карнавала всецело основана на философии самопародии. Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище.
Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Поскольку о народной карнавальной культуре Европы написано много книг и одной из них является труд выдающегося русского исследователя М. Бахтина, достаточно сказать о ней несколько слов, чтобы понять в каком ключе следует понимать такие произведения Питера Брейгеля старшего как «Битва Масленицы и Поста», «Триумф смерти», «Нидерландские пословицы» и некоторые другие картины. На лицах – беспомощность и ужас.
Но не будем торопиться. Поле зрения художника заметно сузилось. Восстание вспыхнуло в 1568 году и быстро переросло в гражданскую войну. В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший.
Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Маартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии. С 1556 г. работы Брейгеля приобрели сатирический и нравоучительный характер, зачастую в фантастическом или гротескном стиле Иеронима Босха, подражание которому в то время было очень популярно. По мнению многих ценителей, самое лучшее творение – «Фламандские пословицы». 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Ученые полагают, что это дань либо великомученику Евстафию Плакиде, либо святому Губерту, кои считались покровителями охотников. Смерть с косой уничтожает все на своем пути.
В 1555 ведущий антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля их совместное сотрудничество продолжалось до самой смерти художника. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. В 1566 году нидерландские протестанты — а именно кальвинисты — громили католические храмы, кольями и топорами скидывали с пьедесталов скульптуры святых, разрывали в клочья алтарные картины.
И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Но ничего не меняется. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Иными словами и глупость и слепоту автор «Книги Благой Любви» приписывает себе, однако, не впадает от этого в уныние, но надеется на милость Божию. В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни.
Теперь он стремится запечатлеть события уже в их конкретной форме. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Последние пока идут спокойно ибо ещё не ведают о грозящей беде. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты.
Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи.
В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты. Однако влияние Брейгеля куда шире. В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им.
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Картина «Игры детей».
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. Следующий уже запнулся за него. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. совершил путешествие в Италию. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563).
Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин—Далем, Картинная галерея Государственного музея).
Молодая горожанка, примеряющая украшения и наряды, – тщеславие. Но в какой именно день происходит действие. Ветер разносит в стороны перья его распавшихся крыльев. В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации.
Однажды в детстве родители взяли меня в гости к своим взрослым друзьям. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Мастерство Брейгеля-пейзажиста принесло ему признание на родине. Море в символической системе Брейгеля иногда ассоциируется не только с житейским морем мирской суеты, но даже с адом и смертью, что видно на примере его картин «Безумная Грета» (аллегория алчности) и «Триумф смерти». Это иллюстрация библейской притчи». От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. «Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году.
Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Картина «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Для нидерландского искусства 15 – 16 вв. Именно он прятал в своем доме его картины, спасши, таким образом и автора и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели. Музей в Далеме, Берлин), Война поста с масленицей (1559) и Игры детей (1560 – обе находятся в Музее истории искусств в Вене) фантазия Брейгеля направлена на то, чтобы с максимальной полнотой передать праздничные обычаи горожан, мудрость народных изречений, многообразие забав и развлечений детей.
Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин. В полной бурного движения картине «Игры детей» (1560, Вена, Художественно-исторический музей) показаны характерные виды игр того времени. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия.
На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. К тому времени он сблизился с выдающимся картографом Абрахамом Ортелием (1527 – 1598). Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения. Полная противоположность этим картинам — «Крестьянский танец» (Вена, Художественно-исторический музей), одна из первых картин Брейгеля чисто бытового жанра.
На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. По сравнению с величием и гармонией природы жизнь общества кажется исполненной борьбы добра и зла.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Брейгель трактует данную тему более сдержанно. Своё творчество художник начал графиком. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.
Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. «Что за баба, что за пьяна. » «Я не баба, я не пьяна – аз есмь Смерть твоя мати, пришла тя забирати». Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Карнавальная эстетика и мировоззрение проявляется у Питера Брейгеля не только в рассмотренной картине, но также, например, в таких гравюрах как Пиршество толстых и Пиршество тощих (1563 г. ), которые изображают искаженный ненормальный мир, мир наизнанку – мир глупости. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. 1510/20 – 1570) напечатал «Большую серию пейзажей» Брейгеля (1555). Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой Падения Икара.
Глубочайшее впечатление произвели на художника работы Иеронима Босха. Тема духовной слепоты занимала Питера Брейгеля в течение всей его жизни, о чем свидетельствует многократное повторение в живописи и гравюре шествия слепцов иллюстрирующее притчу Спасителя из Евангелия «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Перед Марией — трое волхвов. 1525—1569). Не даром в одном из текстов вертепного театра Смерть говорит о себе: «аз есмь монархиня – сильнейший воин». Сильное своей самобытностью, вобравшее самое ценное из передовых устремлений века искусство Брейгеля поражает мощью и выразительностью образов, глубокой связью с эпохой, пониманием ее основных проблем.
«Пляски смерти» Гольбейна представляют собой серию гравюр, которые имеют сюжетные прототипы в изобразительном искусстве средневековья и послужили образцом для европейских и даже славянских лубочных картин и популярных гравюр 17 – 18 вв. Как отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля "Избиение младенцев в Вифлееме", созданная в 1566 г. (Согласно Евангелиям, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифлееме, повелел умертвить всех младенцев в этом городе. ) На картине изображено нидерландское селение, в которое пришли враги. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. Продолжается строительство. Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Все торопятся воспользоваться погожими деньками.
Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым». Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. А не решается долго. Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас известно только название: «Торжество правды».
Многим отрубают головы. По преданию, Евстафий был римским военачальником. И Майкен узнает себя.
В центре внимания — пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж. Динамичное построение композиции, прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей.
Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. По всему пути шествия разъезжают конные стражники.
В Нидерландах впервые появился художественный рынок. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Здесь он познакомился с известным художником-миниатюристом Джулио Кловио (1498 – 1578) и некоторое время работал в его мастерской. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце.
Настоящим завещанием стали его картины. 1525 – 1569), который был отцом двух других художников, довольно сильно уступавших ему в таланте и разносторонности творчества. Питер Брейгель Старший – нидерландский художник 16 века, как и многие его современники, посещает в начале своей творческой деятельности Италию.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». Его источник – эгоистическое сознание или безумие. У Брейгеля каждому человеческому пороку посвящен один отдельный лист, хотя серия гравюр должна восприниматься в совокупности своих частей.
И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. В 1551—1553 гг. Одним из первых стал изображать человеческий труд. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина.
Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Весна, Возвращение стад. - Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала).
Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. На ней изображён вооружённый отряд, взбирающийся по крутой горной тропе.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. Картина «Падение Икара». Об этом можно только догадываться. Зооморфные герои близки по функции упомянутым представителям карнавального мира.
В Триумфе смерти (ок. В картинах Фламандские пословицы (1559.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. «Охотники на снегу» (нидерл. Охотники несут острые пики и ягдташи. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось. Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов.
Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Сильнее их уроков действовали на него только острые впечатления от окружающей жизни, вместившие в себя и трезвый скепсис и безудержное фантазерство.
Но больше всего жителя равнин поразили горы. Это заметно и по некоторым его религиозным картинам, например, таким как «Успение Богородицы» и «Иисус и грешница». Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе.
«Возвращение стад. Тот же принцип в основе картины Игры детей (приложение 6) (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы -- своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Важная особенность их работы заключалась и в том, что картины предназначались не конкретному заказчику, как в предшествующую эпоху, а покупателю. Везде бурлит жизнь. Образы смерти, обжорства, крайнего богатства и славы или крайнего (то есть ненормального) голода и нищеты должны были разрушить мир Нормы с тем, чтобы потом построить вновь мир правильный и даже преображенный.
На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. Интересно, что глупость во времена Брейгеля понималась исходя из книги Премудрости царя Соломона (Притчи) то есть в смысле неведения Бога. Именно так дан пейзаж в живописной притче П. Брейгеля «Падение Икара»: вдали над блистающим морем можно видеть едва заметную точку – падающего Икара, который, возгордившись, приближается слишком близко к солнцу в своем полете (известный античный сюжет).
Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Кажется, сама природа отторгает от себя людскую жестокость, ужас и горе. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения.
Поодаль стоят виселицы с повешенными. Босх оказывается более ренессансным художником в своей живописи, поскольку вместо того, чтобы представить грехи в виде аллегорических фигур (позднеготическая традиция), предпочитает изобразить несколько жанровых сцен. Опять зритель словно сверху обозревает леса, луга, скалы, реку, впадающую в море чуть ниже линии горизонта. Как и ранее в произведениях художника, все пространство холста заполнено маленькими фигурками людей – танцующих играющих на инструментах, гуляющих, болтающих, чувствующих себя в полной безопасности в необъятном пространстве пейзажа изображенного художником. Творчество Питера Брейгеля Старшего – величественный итог сложной и противоречивой эволюции нидерландского искусства XV-XVI веков, одна из высочайших вершин европейской культуры Позднего Возрождения.
Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая «была самым лучшим из созданных им произведений». Картина полна покоя и умиротворения. Доктор-Гробокопатель в очках и с баснословными «лечебными» орудиями в руках дополняет образ дурако-шута новым смыслом.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель. Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка. Картины Брейгеля наполнились горечью и смирением перед лицом неумолимого рока. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. О ее продолжении расскажу позже, стоит рассказать о самих великих мастерах и о их произведениях. «Возвращение стад.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Позади, внизу, остались гладь озера и закатное небо. Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год.
«Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Вскоре по возвращении в Антверпен Брейгель создаёт картину "Падение Икара". Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах (Слепые, 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В написанном около 1562 Триумфе Смерти (приложение 7) Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий панегирик Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Среди заказчиков Брейгеля были такие крупные личности, как кардинал Антуан Перрено де Гранвела, возглавлявший Государственный совет Нидерландов и банкир Николас Ионгелинк, заказавший писцу его знаменитую серию «Месяцы» («Времена года»). Они рассказывают правду о мире. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду.
Великолепен пейзаж: вдали виднеются заснеженные крыши домов, деревенская церковь, прозрачные голые деревья, покрытые льдом пруды с крохотными фигурками рыболовов и конькобежцев. По одной и той же модели выполнены не только «Охотники на снегу» П. Брейгеля (одна из картин серии «Времена года»), но и пейзажи Ван де Блеса, Кейнинка и др. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. Мы знаем, что этот шар обозначает мир.
В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Супруги обосновались в Брюсселе. Внезапно вожак оступается и падает и вслед за ним падет идущий следом. Данная символика в то время была почти интернациональной, связанной с культурой интернациональной готики, вот таким образом нет ничего удивительного, что Иероним Босх в своем триптихе «Сады земных наслаждений» использует зооморфные образы для определения человеческих пороков.
Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Картина захватывает буйным весельем, безудержной пляской.
Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. В ситуации карнавала мир нормы как бы переворачивается для того, чтобы слабый человек мог посмеяться над самим собой, уничижить себя перед другими и, таким образом, юродствуя, пройдя путь карнавальных «искушений» войти в подвиг поста. Картина «Триумф Смерти». По левую сторону от Мадонны Валтасар. На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые.
По левую сторону от Мадонны Валтасар. Они сидят на туго связанных снопах.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Несмотря на то, что отдельные детали еще условны (горы вдали навеяны альпийскими впечатлениями), эта картина, как и вся серия в целом, передает специфический облик и красоту именно нидерландского ландшафта. Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц.
Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. Осень, Охотники на снегу.
Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Эта картина – последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Эти люди живут в вечном ритме земледельческого труда им доступна гармония жизни, они чувствуют силу и власть земли и природы.
Его поглотила морская пучина. В 1565 году Брейгель выполнил серию картин Времена года (их было, по-видимому, двенадцать или шесть, но сохранилась лишь часть). Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. В данной традиции Смерть наделяется неизменными характеристиками, которые передаются при помощи определенного словесного канона. Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким».
Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке. В этом первом из своих шедевров Брейгель буквально перевернул популярнейший сюжет Метаморфоз древнеримского поэта Овидия.
Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. А человек. И действительно, в этот период было принято беднякам рядиться королями, богатым – нищими.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Надеюсь, вы не запутались, так как это только начало династии.
Художник изобразил полдень. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками.
Огромная башня занимает большую часть площади картины. Картина «Падение мятежных ангелов». Он вновь всемогущ. Произведение Босха могло возникнуть под влиянием книги «Молот ведьм», опубликованной в 1487 г., где приводится идея о существовании на земле секты ведьм и колдунов. За спиной у одного из них – убитая лиса.
Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармоничного красочного единства. Отсюда художниками позднейшего времени берется композиционный канон ландшафта, представляющий собой диагональное построение, разделяющее передний план с древесным или скальным мотивом сбоку в виде «кулисы» и задний план, данный как миниатюрная панорама – объемная географическая карта. Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.
А рядом на лугу его собирают в стога. Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок.
У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром. Отзвуком размышлений художника о смысле жизни была картина «Падение Икара» (Брюссель, Музей). Поступок Дедала вызвал гнев Миноса.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Так, например, в русской школьной драме «Страшное изображение второго Пришествия Господня» (1702 г. ) в сцене суда появляются около дюжины скелетов с разными инструментами: кто со стрелами, кто с мечем, кто с граблями. Произведения Питера Брейгеля (вплоть до ХХ века) были скрыты в недрах частных коллекций. На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров.
Заказы стали редки. Брейгель метко схватывает переходящее движение. Последний период жизни Брейгеля совпал с бурными потрясениями в жизни Нидерландов.
Однако все воспринятое было им сильно переработано и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Но в данном случае речь идет о народной традиции имеющей свои особенности.
Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. А эта лампа погасла. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. Осень», «Охотники на снегу. Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. Музей истории искусств, Вена) лишь само название напоминает о библейском сюжете. С безмятежным мирным пейзажем контрастирует разыгравшаяся катастрофа.
В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). После возвращения художника в Антверпен гравер и издатель Иероним Кок (ок. В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером. В картине Избиение младенцев (1566. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов.
По стране прокатилась волна иконоборческих погромов: толпы людей, воодушевляемых протестантскими проповедниками, врывались в храмы и вымещали свою ненависть к папскому Риму на иконах и статуях святых. Казалось бы, смысл картины ясен. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице.
Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке. Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах. А журавль в свою очередь пригласил лису на встречный пир, да и выложил свои угощения в кувшин с узким горлышком. Изменился метод работы. По сделанным им рисункам (некоторые выполнены уже по возвращении в Антверпен) становится ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера, Кранаха, Дюрера и др., затмили впечатления художника от Италии и Рима.
Калейдоскопичность ранних картин исчезает. Индивидуальные образы обобщены до типических. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет. Отсюда – еще одна примета произведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся в современном искусстве: совмещение временных и пространственных пластов.
Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Скептицизм, сарказм ирония, фарс.
«Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. И они не случайны. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников -- Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном.
Древние сельскохозяйственные ритуалы дохристианского времени формально состояли из так называемого «агона» – сражения сил хаоса и космоса, представляемого людьми и сопровождающегося реальным жертвоприношением в архаической традиции или символической заменой этого жертвоприношения (ряжение в крестьянской традиции в жертвенных животных в сценках, представляемых ряжеными, например, в Святочный период). Люди органически слиты с природой, они полны энергии и активности. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни.
Все трое в беспамятстве лежат вокруг пародийного «древа жизни» – одноного стола с едой и выпивкой, который словно «мировая ось» вертит целой вселенной мира глупости и слепоты. Мы не знаем, стал ли членом этого общества художник, но характерные для «Семьи Любви» взгляды на взаимоотношения человека и Бога он разделял. В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. В Италии он сотрудничал с известным миниатюристом Дж.
В начале 1560-х годов народ Нидерландов терпит поражение. В 1563 году художник переезжает в Брюссель, где остается до конца жизни. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов». Вдали виднеются картины гордого Вавилона. Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Вскоре после этого Брейгель отправился в Италию. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур.
Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Интересно, что в «Книге благой любви» Хуана Руиса – испанского гуманиста 14 столетия, являющейся настоящей энциклопедией распространенных народных сюжетов, понятых в христианском контексте, все человеческие страсти и грехи имеют аллегорическое выражение через животных (алчность – пес, конь – гордость, скупость – волк, орел, гибнущий от стрелы, которую сам же оперил – любострастие и т. д. ). Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555—1558 гг. ). Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. В следующем году он уже в Риме, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Джулиано Кловио (будущим покровителем Эль Греко). Эта картина 1561 г. примыкает к общеевропейской традиции «Плясок смерти» известной еще в искусстве готики (росписи Кампо Санто в Пизе).
В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Обычная жизнь течет как всегда.
От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Итальянская «практика» увеличивала их шансы на получение в дальнейшем выгодных заказов. После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе».
Питер Брейгель по праву считается основоположником бытового крестьянского жанра. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе.
Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей -- кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих -- к огромному распахнутому гробу. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Глубокий социально-философский смысл часто раскрывался иносказательно.
Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. Характерен метод Брейгеля — ои не навязывает зрителю своих выводов. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей.
1485-1524). Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Две гравюры Брейгеля «Пиршества» как бы пародируют одна другую и относятся друг к другу как смеховые двойники. За отречением Карла V (1555 год) последовало краткое правление ненавидимого всеми испанского короля Филиппа II, закончившееся восстанием. В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель.
Противопоставляются возвышенное и обыденное. Цикл состоит из картин, посвященных временам года. По заснеженной деревенской площади мечутся каратели и их жертвы.
с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Лето» и «Сумрачный день. музей и галереи Каподимонте).
Однако, в отличие от «творений в стиле Босха» произведения Брейгеля несли в себе новые идеи и новые способы их выражения. В конце 1557 г. художник создает цикл гравюр «Семь смертных грехов и добродетелей». В 1563 г. Брейгель переехал в Брюссель, где и создал большую часть своих знаменитых полотен. К этому периоду относятся картины «Свадебный танец на свежем воздухе» (Peasant wedding dance outdoors, 1564), «Сенокос» (Haymaking, 1565) и «Охотники на снегу» (The Hunters in the Snow, 1565), «Притча о слепых» (The Parable of the Blind Leading the Blind, 1568), «Калеки» (The Cripples, 1568). Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 г. Оба сына живописца Питер (Pieter Brueghel the Younger) и Ян (Jan Brueghel the Elder) тоже были известными художниками, хотя и не такими знаменитыми, как их отец. Картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Венском Музее истории искусств, Лувре, Галерее института Курто, Старой Мюнхенской пинакотеке, Пражской Национальной галерее, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Музей Лиссабона). Здесь можно привести пример его картины «Корабль дураков» из Лувра иллюстрирующую сатиру Себастьяна Бранта с таким же названием. Изучение итальянского искусства расширило его идейно-художественный кругозор, позволило более четко осознать свое отношение к миру, по-новому увидеть его. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.
Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Перед Марией – трое волхвов. Нидерландские пословицы. Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. Смысл христианского карнавала – совсем не тот, который был в языческом ритуале – повышение плодородия земли и скота. Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере (фигуры были написаны Мартеном де Восом).
Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков исполненных для гравюр (циклы «Пороки» – 1557, «Добродетели» – 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир. Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel). Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай.
Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном. Этот период был временем высочайшего расцвета творчества художника.
Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в. Его картины — это правда и вымысел. Жизнь в Нидерландах с приходом герцога Альбы не прекратилась. Этот канон П. Брейгель дополняет смысловой градацией объектов первого и второго планов изображая впереди сельскую, «одомашненную» человеком природу, а в дали – море, туманные неприступные замки, символизирующие чуждый мир. Их гибель предначертана.
А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. «Триумф смерти» Питера Брейгеля продолжает тему духовной глупости и слепоты, конец которым – вечная смерть. В знаменитом пейзаже Охотники на снегу (приложение 8) (Музей истории искусств, Вена) художник как бы обозревает панораму местности глазами охотников идущих по заснеженной вершине холма. Деревню оцепили, спастись негде. Слепые идут за слепым поводырем страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах их ощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалился их слепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, еще ничего не зная. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы.
В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Точная дата рождения художника не была установлена, но местом принято считать город Бред, который сейчас находится в Северном Брабанте. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено.
Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. На ней были изображены слепые люди, которые вели за собой таких же слепых. В изображении инфернальной (адской) реальности Брейгель близок Босху: он заимствует у последнего мотивы мертвого дерева с рассевшейся «утробой» рыб, поглощающих различных монстров химер, напоминающих членистоногих и земноводных.
На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Идентичность композиционных формул в пейзажах П. Брейгеля (серия «Времена года» например) побудила некоторых исследователей предположить, что серия была создана для специального помещения и должна была «читаться» во всей совокупности элементов ансамбля.
Кловио был восхищен талантом молодого чужестранца и приобрел несколько его произведений, в том числе вид Лиона и миниатюру «Вавилонская башня». Адские видения открываются зрителю и в картине Безумная Грета (1562. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. Например, в гравюре «Зависть» можно видеть аллегорическую фигуру смертного греха в виде худой женщины в остроконечном колпаке возле дуплистого дерева. 1559), Детские игры (ок. Брейгель изображает лишь ноги Икара, канувшего в море. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора.
Именно он прятал в своём доме его картины, спасши, таким образом и автора и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели. Подошедший хозяин дома спросил меня: «Нравится. » – «Не знаю, – ответил я. – Она страшная какая-то. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего.
В Триумфе смерти (Прадо, Мадрид) он рисует жуткую картину массовой гибели людей. Картины из собрания Константина Мауергауза». То же видение посетило и Губерта. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба.
Жизнь, дыхание человеческих жилищ, деятельность людей преодолевают мысли о безумии их помыслов, о тщете их трудов. Картина "Обращение Савла" (1567 г. ) посвящена политическим событиям в Нидерландах. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения. «Перевернутый» мир карнавала достаточно убедительно описан в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго с его выбором папы шутов и другими кощунственными несообразностями.
Я долго стоял и смотрел на нее. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Маска доктора или гробокопателя (что в контексте народной культуры – одно и тоже), наделяемая в архаической традиции неограниченными полномочиями является наименее скромной из всех перечисленных персонажей и также символизирует порок.
В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. такое нагнетание мотива характерно для эпохи барокко (17 в. ), для которой в целом традиционно настроение томления, религиозного экстаза темы бренности мирской славы и апокалиптические настроения. Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец – оба в Музее истории искусств, Вена).
В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Гениален цикл картин «Времена года». Перед нами словно не религиозная картина, а пейзаж со стаффажными фигурами, одним из родоначальников которого в европейском искусстве является Питер Брейгель.
Его картины – это правда и вымысел. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. В этой картине действие также происходит в городе. Вот крестьяне играют свадьбу.
Никто не придет им на помощь. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. Его героем становится крестьянин-труженик, органически связанный своей деятельностью с жизнью природы.
Русский лубок «Аника воин и смерть» так характеризует сходную ситуацию: «Едет Аника воин по чисту полю, к нему Смерть явлением. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Третий вот-вот оступится.
Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья. Ад начинается в человеческом сердце.
Подобные путешествия предпринимали многие молодые художники того времени. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. И так совершенно о каждом герое картины.
Европейский карнавал во многом примыкал еще к языческой традиции особого празднования, происходящего на границе времени (например, Масленица разделяет обычные дни и постные). Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв". Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Смерть проносится на лошади с косой в руках. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу.
Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ). Вот одна из этих репродукций меня и заинтересовала.
Прочитав название картины, зритель невольно смотрит на изображение неба, но не находит там героя. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора.
Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью. Все застилает едкий дым. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Настроение радости несет произведение «Сенокос».
Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. 1560) изображена толпа на деревенской площади.
Тогда было разорено несколько тысяч храмов. Кто это нарисовал. » – «Питер Брейгель. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. Разумеется, в этих условиях большинству людей было не до искусства.
Весна». Ортелий принадлежал к религиозному обществу «Семья Любви», члены которого, выказывая внешнее согласие с постулатами католической церкви, утверждали персональную связь каждого человека с Богом, не требующую сложного ритуала, то есть, на практике были чистейшей воды протестантами. Это был период господства в его Нидерландах испанских захватчиков. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Большинство ест из глиняных мисок простоквашу.
«Три возраста и Смерть» и «Красота и Смерть» Ганса Бельдунга примыкают к дидактической традиции позднего средневековья, учительный пафос которой оказался близок немецким художникам в эпоху реформации М. Лютера, когда церковные священные изображения были заменены дидактическими рассудочными картинами, поскольку идеи Лютера содержали в зародыше программу иконоборчества. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Произведения Брейгеля пользовались большой популярностью в различных кругах общества, в том числе и у знати (даже Филипп II имел его картины). В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей.
В жестокое время довелось жить художнику. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Две другие — «Жатва. Видимо, побывал он и в Палермо – в пользу этого предположения говорит бросающаяся в глаза перекличка между его «Триумфом Смерти», написанном в 1562 году и созданной на тот же сюжет фреской в палермском Палаццо Склафани.
Эти выступления местным властям удалось подавить. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Путешествие в Италию граничит с ещё одним увлечением художника.
Земля спокойна и величава в своём белоснежном убранстве. По стране прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Интересно, что дерево (его визуальный образ) используется в современной психологии для тестирования, поскольку образ дерева является неким архетипическими элементом человеческого сознания. Антония, молящегося и истязаемого демонами. Показательно, что художник обращается на этот раз не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян, теснее всего зависимых от годового природного цикла.
Марейниссен, знаменитый искусствовед, расшифровал скрытый смысл действия каждого человека на картине. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Весна». Красота жизни для него — в неустанной трудовой деятельности народа. Во время перехода через Альпы его поразила красота открывшихся его взору горных пейзажей. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
В 1553 году Брейгель вновь оказался в Риме. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Антония» П. Брейгеля (1557 г. ) и Великого триптиха Босха на ту же тему (Нац. Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения. Как и у ван Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений. Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р.
Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Второй этап творчества Брейгеля — живописный (1559—69) — «брюссельский» (с 1563 и до конца жизни художник жил и работал в Брюсселе). В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба -- обе в Музее истории искусств, Вена). Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. На почётном месте восседает невеста — румяная деревенская красавица.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Сопоставим серию гравюр П. Брейгеля «Семь смертных грехов» с одноименным произведением И. Босха – расписанной столешницей, на которой все семь грехов изображены одновременно вокруг медальона с образом Христа. Последнюю мысль иллюстрирует сравнение «Искушение Св. Отчаяние и пессимизм охватывают Брейгеля. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг). Человек перестает быть центром мироздания, он растворяется в суетной толпе.
Поздние произведения Брейгеля отмечены мрачным раздумьем. Его композиции наполнены бесконечными шутками, насмешками, уколами, увертками. около 1525-30 – ум. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа. В центре панорамы ада в "Безумной Грете" – не Смерть или Дьявол, Владыка Зла, но будничный человеческий порок: гротескная фигура маркитанки в солдатских обносках, с узлом ворованных вещей и озлобленные деревенские бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом. Кажется, что Апокалипсис уже наступил.
Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569) родился, вероятнее всего, в городе Бреда герцогства Брабант (Breda, Brabant). В середине 1540-х он перебирается в Антверпен и поступает учеником в мастерскую фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). В 1551 г. Брейгель становится свободным мастером в антверпенской гильдии Святого Луки и начинает работать в мастерской гравера и издателя Иеронима Кока (Hieronymus Cock). В 1552 г. художник отправляется в Италию и находится там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио (Giulio Clovio), который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину» «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море» (Landscape with Christ and the Apostles at the Sea of Tiberias).
В центре внимания сцены мирного труда. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Их лица полны мнимого смирения, едва прикрывающего тупость и затаённую злобу.
Две другие— «Жатва. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой.
В двух картинах -Избиение младенцев (ок. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Художник выступает как рассказчик, обладающий исключительным даром характеристики. Поводырь уже упал в пруд. В русской барочной анонимной поэзии читаем: «Александр Македонский славны воин бяше, уби цари крепкия, смерти не можаше» Кроме жертв смерти П. Брейгель изобразил многочисленные фигуры самой смерти – скелеты, управляющие колесницей с мертвецами воинство голых человеческих остовов со щитами и т. д. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл.
В картине Питера Брейгеля мы видим сухопарую Четыредесятницу (или Пост у Хуана Руиса – донья Куаресма), устремившуюся сразиться с персонажами из свиты Масленицы (у Хуана Руиса – это дон Мясоед или дон Карналь). В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. Исходя из этого, понятно, что путешествие через Альпы не обогатило Брейгеля никакими новыми навыками монументального видения (Италия в то время особенно славилась своей монументальной живописью). Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций.
Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. В картине «Слепые» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для олицетворения трагедии слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы.
Где же Икар и при чем здесь его падение. Картины его хранятся во многих музеях мира. Некоторые приемы босховской живописи -- большой размер холста и мелкий -- фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. в целом характерна миниатюристическая тенденция в живописи: яркие краски (розовый, голубой, золото) и прихотливые остроконечные очертания фигур обнаруживают долгую жизнь готических канонов изображения в станковом искусстве Севера в целом и в нидерландской живописи в частности. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор.
Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. Это относится и к его знаменитой серии «Времена года» (1565) и к картинам «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула». Художник очень наблюдателен, остро подмечая индивидуальные жесты, мимику грубоватых физиономий он видит и то, что чувства крестьян примитивны, оставаясь на уровне животного инстинкта и это тревожит мастера как свидетельство греховного несовершенства человеческой натуры.
Лето» и «Сумрачный день. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго.
Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Все это отразилось на самочувствии Брейгеля. В 16-17 в. в.
1569), нидерландский художник и рисовальщик. Годы творческой зрелости Брейгеля (1562—1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. В средневековой Европе они производились из костей животных.
художественным центром Южных Нидерландов был город Антверпен. На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях.
Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым. Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос.