Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью. И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию.
В 1516 году, после смерти Джованни Беллини, Тициан стал официальным художником Венецианской республики и, находясь на этой почетной и оплачиваемой должности, обязывался писать портреты венецианских дожей. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
И дело не только в том, что модель написана в полный рост, как писали государей, а изображенный Тицианом герой им не был ине в том, что фигура написана на фоне пейзажа, который похож на сценическую декорацию ине только в том, что персонаж окружают символические образы дракона, Амура и собаки. Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин». В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Вот таким образом в разные годы авторство пьес, созданных Шекспиром, приписывалось философу Фрэнсису Бэкону, драматургу Кристоферу Марло, графу Оксфордскому, графу Ретлендскому. Перед ним я невольно остановился как вкопанный, восхищенно обегая глазами тонкий слой красок, поразительно передающих смуглый цвет лица, белокурые темные волосы и удивительный взгляд синих глаз – спокойный, пристальный, живой, как будто мой собеседник стоит передо мной, слушает меня и не сводит с моего лица своего внимательного взгляда. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Каждая мелочь костюма написана с большим вниманием и вкусом и это создает общее впечатление: цельное и законченное.
Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста. Так называли современники Тициана.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. И сегодня я предлагаю вам вместе собрать иконографию изумительного полотна кисти Тициана, вошедшего в историю искусства под названием «Виоланта». Эта работа новатора. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
И, наконец, автопортреты Тициана. И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением». Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи. Возродилась наука и дерзость ее исследования, а вместе с тем вспомнились забытые учителя, древние философы, поэты и художники. Таково и большинство дам на полотнах Тициана.
Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством. Много и охотно художник писал женские портреты. У них родился сын Персей.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей. Может быть, вот таким образом Вазари, гордый успехами и огромным авторитетом флорентийской живописи, рисунка, скульптуры и архитектуры, с некоторой снисходительностью относился к Тициану, венецианцу.
К счастью, Чечилия все-таки выздоровела. Вазари об истории этих росписей пишет и в биографии Джорджоне и в описании творений Тициана. Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера. Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую.
Продолжая сравнение двух знаменитых полотен, отметим густой темно-рыжий цвет распущенных волос Марии Магдалины и сверкающие, собранные в изысканную прическу волосы Венеры. Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. Кажется, что жизнь его движется, как глубокая, полноводная река – широко, плавно, ровно и спокойно от своих истоков и до дней, когда художникписал свой портрет. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа». Венера и зритель видят в нем отражение нежного румянца, белоснежной кожи, золотых волос, жемчужных серег. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена.
Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин). Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года». Спаситель мира — очень пострадавшая картина. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид.
Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Тициан был скуп на слова. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства.
Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности.
Его даже называют тициановским – в честь мастера. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. В молодости Тициан не писал автопортретов.
Довольно давно, когда, увлеченный работами Рафаэля, я проходил по залам палаццо Питти во Флоренции, меня поразил мужской портрет Тициана. Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души, за какими рясами они бы ни скрывались. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Доминика и не пожелал идти следом за св.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Звали ее Чечилия, а романтичная «Виоланта» – всего лишь обыгрывание названия цветов фиалки, которые держит Чечилия на известном полотне «Вакханалия» из музея Прадо. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара.
В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают и лошадиной мочой) и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Она прожила еще пять лет и родила дочь.
Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана».
Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы.
Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени. Это отразится в его автопортретах.
время оказалось бессильным перед великим шедевром художника. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Папа Павел III любил Оттавио, но тот в трудной политической ситуации собрал войско и выступил против него. Об этом портрете, отправленном во Флоренцию Козимо I Медичи, знаменитый полемист написал два письма, где и портрет и сам Тициан описаны едва ли не противоположным образом.
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Существуют различные мнения о дате его исполнения, но несомненно то, что по живописи он близок Портрету Пьетро Аретино из флорентийской Галереи Палатина в палаццо Питти особенно сходно написаны одеяния дожа и знаменитого писателя.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Одни руки на том портрете, цепкие, костлявые руки папы, прославившегося стяжательством и непотизмом, заменяют в смысле характеристики самые подробные исследования историков. Он и не относится к ней легкомысленно.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Тициан часто делал то же самое. Этот конный памятник, возможно, повлиял на решение Тициана представить Карла V после значительной победы в таком величественном, триумфальном виде. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия. Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Все же нет ничего королевского в этих двух женщинах, в то время как изображение главной героини хорошо подходит для еврейской Юдифи, богатой и привлекательной вдовы, которая, с ее обезглавленным угнетателем Олоферном, теперь держит голову с помощью ее горничной. Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Но у Морони персонажи позируют художнику, а аксессуары подчеркивают их профессиональную принадлежность. Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Называется она «Иконография одного портрета».
Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. Становится понятным, почему известный русский искусствовед Павел Муратов в книге Образы Италии особое, если не первое место отводит Тинторетто, а о Тициане говорит мало и как бы вскользь. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим. Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.
Это расположение обращается к требованиям живописи превзойти скульптуру, даря всестороннему представлению цвет в качестве награды. Тициан любил писать детей и подростков.
Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет). (Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию).
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Папы Павла III и Якопо Страды Тициана, воочию убедиться, чем между собой отличались эти художники. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок.
Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции. Но брак (по настоянию Тициана. ) влюбленные все же заключили – когда Чечилия тяжело заболела. Через некоторое время художник снова женился. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным.
Франциском, к сущности которого он был так близок. В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде».
Голова занимает центр верхней части портрета, властное, грозное выражение лица с крепко сжатым ртом подчеркивает решительный и энергичный характер дожа. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты».
Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью». Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Колорит – контрастный.
Они оба – создания эпохи Ренессанса, оба прошли сложный творческий путь и каждый из них наиболее полно и ярко выразил свою эпоху». В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей.
Этот все тот же венецианский тип красоты, который мы видим на его других полотнах. Он чувствует себя независимым. А в другом своем письме к нему, уже из Вены, он писал о впечатлениях от поездки в Венецию: «Кто меня маслом по сердцу обдал, то это Тинторет. Взгляд художника, а вместе с ним и зрителя, обегает портрет от центра композиции – лица молодого человека – к другим существенным деталям портрета – рукам, написанным тщательно и с большим мастерством.
Отношение тела к белью очень верно взято.
Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти). Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены.
Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо. История их любви очень трогательна.
Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина». Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св.
Созданные им образы обладают мощными силами. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции.
Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел. Интерпретация данной аллегории обсуждается, однако, принято считать, что две женщины олицетворяют силы природы и вечную любовь. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах.
И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре. Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно. Художник одет в простую и дорогую одежду.
А легенда есть почти у каждой картины 16 века, тем более у портрета. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари. Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана. Таким образом, организаторы выставки предоставили зрителям редкую в настоящее время возможность сравнить Венеру перед зеркалом с другими эрмитажными картинами Тициана, в особенности с Кающейся Марией Магдалиной. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру.
Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом.
Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Под этим названием не следует, однако, видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства.
Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст.
Она была из простых – дочь брадобрея. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Образы на этих картинах менее продуманны, нежели в ранних произведениях и вообще содержание этих картин нас менее трогает, нежели содержание картин Тициана того периода, когда он еще был заинтересован жизненной драмой.
Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид).
Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
А Тициану он предоставил подобие огромного контрабаса, который вместе с величественной фигурой знаменитого живописца, сосредоточенно играющего на своем монументальном инструменте, одновременно подчеркивал и его центральное положение среди современников-живописцев и его несколько тяжеловесное и подавляющее присутствие в кругу венецианских художников. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет.
Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». В его облике нет ничего от артистического мира, от волшебства искусства и художественного творчества. Тициан, творивший среди людей, которые могли быть теми, кто живет и действует в пьесах Шекспира изобразил их красками: император Карл V и испанский король Филипп II, король Франции Франциск I, курфюрст Фридрих Саксонский, Папа Павел III со своими племянниками, кардинал Алессандро Фарнезе, одиннадцатилетний Рануччо Фарнезе, будущий герцог Пармы и Пьяченцы, семейство Вендрамин, Альфонсо дАвалос перед солдатами, Франческо Мария делла Ровере и Элеонора Гонзага делла Ровере, старуха с корзиной яиц перед иерусалимским храмом, мальчик из семейства Пезаро, Виоланте, юноша с перчаткой.
Мастерство, с каким написаны эти портреты, владение кистью и техникой письма вызывают восхищение, несмотря на столетия, прошедшие со времени их создания и многочисленные реставрации. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна.
Кстати, Данай у художника несколько и хранятся они в разных музеях мира. Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарем в венецианском совете десяти, чтобы отпраздновать свой брак с молодой вдовой, по имени Лаура Багаротто. Вот ведь совсем новый Исторический музей. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника.
К счастью, молодая жена выжила. А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно.
Фон портрета, как и на портрете императрицы Изабеллы Португальской и некоторых других парадных портретах, состоит из двух частей: на большей, нейтральной, написана модель, чей поворот головы направлен в ту сторону, где фон прорезан окном с далеким перспективным пейзажем. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Впоследствии, когда они оба покинули мастерскую Беллини, Тициан работал в мастерской Джорджоне. За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид).
Почему художники пишут портреты. Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Над темным морем он несет её на Крит.
Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. После этих слов биограф восклицает: «Однако зачем терять время, чтобы все это только перечислять.
Голая с красной одеждой женщина. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города». Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год. Такого слияния живописного мастерства и выражения глубокой сакральной сущности евангельского сюжета, какого достиг Тинторетто, редко можно встретить у Тициана или Веронезе.
Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой. Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой. Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. Черная краска у Тициана старца не скучная безжизненная темнота болонцев, а какой-то первичный элемент, какое-то волшебное творческое средство.
Праксителем. Страсть Тициана к юной Виоланте была так сильна, что об этом говорила вся Венеция. А совсем недавно американская писательница Робин Уильямс выдвинула предположение, что автором знаменитых пьес была женщина – графиня Пембрук. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру.
В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Франциска. Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями.
Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Петра.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность.
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана. Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе.
Правда, Тициан почти одинаково по формам написал руки Марии Магдалины и Венеры их тонкие длинные пальцы, раскрытые во всем изяществе и красоте на груди этих женщин и придерживающие в одном случае полосатую ткань а в другом – пушистый мех. Однако многие из них до нас не дошли.
Рядом с ней находится в рубище св. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Не менее чувственна и Даная Тициана. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Но когда приезжаешь в Венецию и посещаешь ее достопримечательности, начиная со знаменитого Дворца дожей, то видишь в первую очередь работы Тинторетто и Веронезе, а Тициан представлен значительно скромнее. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. Это солнце всей системы венецианской живописи. Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже.
Дочь звали Лавиния Вечеллио. Дотошные искусствоведы утверждают, что именно ее черты мы видим на таких полотнах мастера как «Флора», «Любовь земная и небесная», «Саломея», где, по преданию, Тициан изобразил самого себя в виде головы Иоанна Крестителя на блюде, «Женщина с зеркалом», «Портрет молодой женщины». Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано. Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. Приятно, но не натурально.
Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. Золотые тончайшие пряди волос нежно и легко рассыпались по обнаженной шее и открытому плечу, создавая необычайное ощущение тишины и спокойствия. Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Начиная свой творческий путь, Тициан тщательно отделывал каждую деталь и каждый сантиметр холста. Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана.
В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного.
А для художника получить заказ на портрет – один из лучших способов заработать деньги и прославиться. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей.
Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. Она – сама красота. Есть у меня любимая форма такого своеобразного историко-искусствоведческого исследования.
Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Этот залв венском музее имеет три двери.
Она стоит между двумя зеркалами, поддержаваемыми поклонником таким способом, которым она видит себя и ее поклонника. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Его отец, Якопо Беллини, был художником.
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время. Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим.
Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Перед нами человек, полный жизненных сил, внутренней энергии, уравновешенный, решительный, умный. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
Фра Беато поступил в орден св. Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Кстати, живопись позднего Тициана по своей общественной направленности была более приемлемой как для передвижников, так и для советского искусства двадцатого века. Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.
Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Тициан занимался только живописью. Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца. Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью.
Венецианская красавица всегда полновата (по современным меркам – неприлично толста, хотя до рубенсовских толстушек и не дотягивает). Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Тициан же в портрете Страды передает сам момент работы антиквара, показывающего кому-то, находящемуся за пределами картины, копию скульптуры Венеры работы Праксителя. Долгие годы Чечилия была хозяйкой в доме Тициана, его возлюбленной и матерью его детей, но отказывалась вступать в брак с Тицианом, считая, что она ему не пара. Друзья Тициана – поэты, музыканты и художники никогда не упоминали ее в своей переписке. В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца.
Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессировал красным тоном, точно каплями крови, в целях оживления живописной поверхности. Он явился величайшим мастером реалистической живописи. В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Цвет шерсти собаки находится в тонкой гармонии с нарядом Карла V. Тициан, чтобы подчеркнуть его властную личность более убедительно, выбрал точку зрения снизу, сосредоточив внимание на росте императора. Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. И обращаясь к венецианским живописцам, он более всего пишет о Тинторетто и художниках XVIII века, что, естественно, определяется его личным вкусом, оценками и пристрастиями.
.