Все – за исключением светлой шапочки алхимика, которая светится таким же ослепительным, прямо-таки пышущим светом. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Что — осел.
Кто мой ближний. Что — два динария, гостиница, ее содержатель и возвращение самарянина. Пока Он лично трудился, ухаживая за раненым, о содержателе гостиницы не упоминалось. В этом мире люди воистину живут среди бесов, как овцы среди волков. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".
Это тень ее плеч и головы. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.
Вот таким образом Он заранее оплачивает содержателю его труды и расходы. Борода подстрижена характерно, залихватски. Иерихон — земную юдоль плача и смерти. Господь также сказал: Многие же будут первые последними и последние первыми (Мф. 19 30).
Кто есть сей Самарянин. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же». И все же не нужно быть слишком беспечными и впадать в небрежение. Малый его грех соблазняет больше, чем тяжкие грехи Других людей.
«25И вот, один законник встал и искушая Его, сказал: Учитель.
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, т. е. Кто сей человек, шедший из Иерусалима в Иерихон. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion (елей). Малый его грех соблазняет больше, чем тяжкие грехи Других людей.
как читаешь. Ствол у него редко четко вырисовывается на фоне неба. Как говорит апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1Кор. 1:27).
Вы считаете ближним только иудея, так как оцениваете по имени, по крови и по языку даже и не всякого иудея вы считаете своим ближним, но лишь того, кто принадлежит к вашей партии, законнической ли, фарисейской или саддукейской да и не всякого из своих сторонников, а тех из них, от кого вы имеете пользу, честь и похвалы. Раны – это последствия греха, которые делают нас духовно слабыми. Также два динария означают Тело и Кровь Христову, которыми исцеляют и питают привезенных в Церковь грешников. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). Взгляни на главного и самого близкого своего Сродника.
И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. 26Он же сказал ему: в законе что написано. Это слишком противоречило бы даже и его бессовестной совести.
Он сошел с небес и склонился над тобою, раненым и больным. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал так поступай и будешь жить. Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам. Придет день и час, когда Господь скажет каждому из них: хорошо, добрый и верный раб. Кто есть сей Самарянин.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Потому и сказала жена самарянка Господу у колодезя Иаковлева: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки (Ин. 4 9). Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Здесь пышность раздвинутых вправо и влево занавесей над ложем и богатое убранство самого ложа, уходящего от середины левого края изображения в глубину направо, к точке схода, делают особенно острым ощущение слабости и бессилия старого Давида на втором плане, упавшего перед ложем на колени, опершегося на него локтями и молитвенно сложившего ладони под подбородком. Нет: советует ему лишь исполнить то, что законник сам узнал и назвал главным в законе.
Лишь когда юноша сказал, что исполнил эти заповеди, Господь ставит перед ним более тяжелую задачу: все, что имеешь, продай и раздай нищим (Лк. 18 18). И в этом жесте мы не просто чувствуем его недовольство и раздражение он дает нам понятие о мире жестоких корыстолюбцев из которого он вошел в пространство офорта.
Весьма поучительно святоотеческое толкование притчи. Самаритянину не жаль белых одеяний, он спокойно держит на руках погибающего человека. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.
Бог создал море, а голландцы – берега. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".
Законом общества признавалась борьба всех против всех. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Так всегда происходило с иудеями, когда они искушали Христа. Закон Моисеев и пророки прошли мимо, не в силах ему помочь. Но взгляните, как сею притчей Господь соединяет обе заповеди о любви в единое.
Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Ищет но не всегда находит: нивы побелели, но «жатвы много, а делателей мало» (Мф.
Они останавливались лишь при виде меньших мук, причиненных человеку другим человеком. И еще сказал Господь: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7). В отличие от многих других, светлых по настроению, лиричных рафаэлевских мадонн, это – величавый образ, полный глубокого переживания и значения предельная ясность и красота художественного языка сочетаются в нем с величайшей одухотворенностью замысла.
Не бойся, говорит Господь начальнику синагоги Иаиру, а затем воскрешает его дочь. В нём есть что-то достойное Христовой смерти.
Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). как читаешь. В человечности людей сказывается их богоподобие. В частности, английские философы Гоббс и Локк проводили мысль, что человек действует в жизни из голого интереса. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.
Идёт процесс познания, внутреннего изменения человека. Вся болящая и страждущая часть человечества, казалось бы, движется из глубины справа, пытаясь испытать на себе всемогущую, добрую силу чуда, возвращающего жизнь и здоровье. Взгляни на главного и самого близкого своего Сродника. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал так поступай и будешь жить.
Придет день и час, когда Господь скажет каждому из них: хорошо, добрый и верный раб. Если же эта притча все-таки предполагает, что священник, левит и самарянин изначально были в равном положении по отношению к жертве (могли же и они иметь подобные транспортные средства), а все эти детали второстепенны и несущественны, то поступок самарянина еще больше возвышается. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.
Он не просто привез его в гостиницу и уехал ибо тогда содержатель гостиницы сказал бы, что у него нет средств, чтобы ухаживать за больным и выкинул бы его на улицу. Взгляни в лицо Его и познай свой прообраз.
«Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в тебе. » (Ин. А священники — первые в духовной гостинице Христовой. Милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми. Закон Моисея лишь увидел человечество как тяжко больного, но увидев его, прошел мимо.
Существенные особенности стиля познаются в рисунке любой детали, хотя бы ноздри. Все картина телесного лечения больного есть лишь изображение лечения духовного. А истинная мера родства, по-настоящему соединяющая и сближающая и людей и народы, — не столько кровь, сколько милосердие. Религиозный сюжет остается таковым лишь по традиционной форме, а догматическая идея исчезает под напором земных чувств, линий, фигур и красок и перевод при этом утрачивает все черты оригинала. Основной коричневый тон картины отдает лиловым и красным, мягким, светлеющим кверху туманом, окутывая превосходно написанных лошадей и человеческие фигуры. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
И если те, кого Он избрал, кого «поставил блюстителями, пасти Церковь, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. И они прошли мимо. Нам же остается сознательно и разумно признать это и исповедать.
Никто не может спастись от греха, от ран, нанесенных его душе, пока хоть сколько-нибудь не познает милость и истину Божию, открытые чрез Священное Писание. Дух Божий свободен, Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8), не взирая на человеческие ранги и оценки. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Это Адам и весь род человеческий, произошедший от Адама.
Удивительна ее судьба. Господь называет Себя Самарянином и из любви к грешникам.
Как елей умягчает телесную рану, так милость Божия умягчает измученную и ожесточенную душу человеческую. Как человек лишь при сильном свете яркого солнца видит пред собою все дороги и выбирает, куда ему направить стопы, так лишь при ярком свете Священного Писания он видит все пути добра и зла и отличает одни от других. – войди в радость господина твоего (Мф. 25:21). Не плачь, говорит Господь Наинской вдове, а затем возвращает жизнь ее сыну.
Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин. 8:48). А Тело и Кровь Христовы по сути опять означают милость и истину. Он не налагает тяжкие бремена на слабые плечи, но дает бремя по силам.
Сам Бог человечен, потому и человек должен быть человечным. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Весьма убедительно моделированная, т. е.
Ос. Бальзамом врачуют раны.
Масло и вино означают милость и истину. В подготовительной школе расчленены предметы, органически соединенные. Его образ полон глубокой внутренней значительности. И пища необходима хорошая. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.
Такова сила света снаружи. В подготовительной школе расчленены предметы, органически соединенные. Художник прибегает к диагональной композиции.
И второй: как ты это написанное читаешь и понимаешь. Рембрандт стремится как бы возвысить своего героя-плебея и для этого поэтизирует его, делает его действующим лицом волнующей глубиной и человечностью библейской легенды. Господь сперва явил милость, а затем принес жертву. Лишь чрез него ты можешь стать истинным сродником Богу и милосердным сродником людям. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.
То есть: «Я вижу, что тебе известны сии великие заповеди о любви, но в то же время вижу, что ты их не выполняешь вот таким образом бесполезно учить тебя чему-либо новому, пока ты не исполнишь уже известное тебе». Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
Давно уже известно, что каждый художник пишет «своею кровью». Здесь два вопроса. Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Итак, вы поклоняетесь сей заповеди, но не понимаете и не исполняете ее.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Он, наклонившись вперед, почти не может идти и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться. По Евангелию «ближний» есть всякий человек, независимо его расы, племени или убеждений. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Радуйтесь, сперва говорит Господь, а затем учит, предостерегает, грозит.
Как говорит апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1Кор. 1 27). В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Ибо всякие кровные узы временны и имеют некоторое значение лишь в этой преходящей жизни, служа образом прочных и вечных уз духовного родства.
Яхве, он же Иегова, он же Саваоф в виде почтенного старца лет восьмидесяти в восточной одежде с расписным поясом, с окладисто падающей белой бородой, сидит к нам лицом в каких-нибудь трех-четырех шагах от нас слева за ковриком, на котором Авраам услужливо разложил блюда с лепешками. Чем же этот законник прославил Христа искушая Его.
Он вынужден был подтвердить, что милосердный Самарянин был истинным и единственным ближним избитому и израненному человеку у дороги. Масло и вино означают милость и истину.
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Ни в одном мире – ни временном, ни вечном – нет большей любви. Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. Нам вполне посильно убедить себя в том, что Христос умер на кресте и за него.
В надвинутой на глаза черной шляпе, бросающей глубокую тень на грустное юношеское лицо, облокотившийся на стоящий справа от нас стол локтем левой руки, сцепивший пальцы обеих рук на животе и вызывающе вытянув левую ногу на скамейку, зацепив башмаком край открытой двери, он безраздельно поглощен своим внутренним миром, погружен в зыбкую атмосферу неопределенных настроений, полуосознанных мыслей и оттенков трагических переживаний. Наши прародители, не устоявшие в добре и павшие в грех, были изгнаны из рая из «Небесного Иерусалима» и должны были жить в мире, где вынуждены были сталкиваться с различными трудностям. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.
Господь сперва явил милость, а затем принес жертву. Первый: знаешь ли, что об этом написано. 9, 37), причем по-прежнему мало и вряд ли больше стало.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Аминь. Он не просто перевязал раненого и оставил его у дороги ибо это была бы не полная помощь.
Действительно, человек по телу своему есть скот, как и всякий другой скот. Почему Господь называет Себя Самарянином. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.
Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Не все ли люди были покрыты грехом, как темным облаком. Роя яму Господу, он сам в нее попал. Деревья Гоббемы (7) даже в случаях, когда он пишет те же породы, что и Рейсдаль (15), кажутся всегда более легкими, контуры их кудрявее и они реже размещены в пространстве.
Вот таким образом Он заранее оплачивает содержателю его труды и расходы. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Это наблюдение нисколько не поражает историка искусства.
Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. И не обманывайся, полагая, что когда-нибудь ты сможешь любить людей без Христа и вне Его. Но и милость есть лекарство и наука есть лекарство.
Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. как читаешь. На его противоположном берегу, линия которого протягивается от дороги, угадываются скрытые густой, но невысокой, местами приземистой растительностью, одинокие хижины бедняков и слева от них – парусная лодка и сеновал. Довольно странно, что этот иудейский законник выделил именно сии две заповеди Божии как наиболее спасительные, странно по двум причинам: во-первых, в законе Моисеевом они не поставлены на первое место с другими главными заповедями более того, они даже не стоят рядом, как их приводит законник, но одна из них дана в одной книге Моисеевой, а другая – в другой (Лев. 19:18 Втор. 6:5).
богоподобным. Эта точка схода должна, по мысли художника, привлекать внимание зрителя в первую очередь, являясь композиционным центром изображения.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Они суть соль земли если же соль потеряет силу, то ее выбрасывают вон на попрание людям (Мф. 5 13). Закон Моисеев и пророки прошли мимо, не в силах ему помочь. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3:21). Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Сие есть образ милосердия Христова к человеческому роду. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца. Вот полнота милосердия.
Каждый может убедиться, что Господь нисходит к людям в человеческом образе и пьет с ними вино, отдавая дань радости и понимания своему творению. Но что означает перевязывание ран. Высокое в глазах людей ничтожно пред Богом и ничтожное пред людьми пред Богом высоко.
Он настолько худой, что можно легко пересчитать все кости в его теле. Тогда и явился истинный Врач. Этим примером Иисус отмечает, где на самом деле находится жертва, угодная Богу. Он сказал: оказавший ему милость. Эту традицию Рембрандта впоследствии продолжил другой гениальный голландец – Винсент ван Гог, годы жизни 1853-1890-ый.
как читаешь. Действительно, человек по телу своему есть скот, как и всякий другой скот. Господь есть Основатель Церкви и первый труженик в Своей Церкви. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).
Они останавливались лишь при виде меньших мук, причиненных человеку другим человеком. Что – вино и масло. Пока Он лично трудился, ухаживая за раненым, о содержателе гостиницы не упоминалось. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий»1. Это слишком противоречило бы даже и его бессовестной совести. Но взгляните, как сею притчей Господь соединяет обе заповеди о любви в единое.
Иерихон – земную юдоль плача и смерти. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Обратимся к величайшему творению Рафаэля, созданному им в 1515-1517-ом годах, незадолго до своей преждевременной смерти, для церкви святого Сикста в небольшом итальянском городке Пьяченце, к его "Сикстинской мадонне". Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Сам Господь есть небесный бальзам для грешного человечества. И не обманывайся, полагая, что когда-нибудь ты сможешь любить людей без Христа и вне Его.
Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Сидящий на первом плане справа лицом к нам молодой герой находится внутри слабоосвещенного кабачка, почти в полной темноте.
Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Но что означает перевязывание ран.
На этом бы остановился и самый милосердный человек. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Все различие отдельных мастеров и их «руки» основывается в конечном итоге на признании подобных типов индивидуального творчества. Все картина телесного лечения больного есть лишь изображение лечения духовного.
Кто мой ближний. Прит. 21:3 Мф. 12:7 Мф. 5:7 Мф. 9:13). Чрез ту любовь, единую и нераздельную, ты возлюбишь и Бога и людей. Пророки не только увидели больного, но и подошли к нему и лишь тогда прошли мимо. В этом мире люди воистину живут среди бесов, как овцы среди волков. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Чрез ту любовь, единую и нераздельную, ты возлюбишь и Бога и людей. Благодаря этому красное и белое в картине по-иному звучит в изображении плаща и простыни ребенка, где краски лежат густым непрозрачным слоем и в воссоздании красной кофты Марии и ее белой косынки на плечах, с их просвечивающим красочным слоем, сквозь который виден нижележащий. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Но внешне он совершенно спокоен. Если истина в духовном значении не «ЧТО» (не безличный абстрактный набор теорий, утверждений и идей), а «КТО» (то есть личностная, живая, динамичная в общении и явленная во Христе как воплощенном Слове), тогда основная истина Евангелия нам открыта не в теоретических постулатах, а в практическом действии.
На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Но ни один из этих врачей не осмелился лечить главные и глубочайшие раны больного, нанесенные ему самими бесами.
Любовь привела его сюда. Самарянин означало то же самое, что и грешник. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).
Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Числа 15:5). А в отдалении стоит навьюченный осел в ожидании своих хозяев.
Но и милость есть лекарство и наука есть лекарство. Довольно странно, что этот иудейский законник выделил именно сии две заповеди Божии как наиболее спасительные, странно по двум причинам: во-первых, в законе Моисеевом они не поставлены на первое место с другими главными заповедями более того, они даже не стоят рядом, как их приводит законник, но одна из них дана в одной книге Моисеевой, а другая — в другой (Лев. 19 18 Втор. 6 5). Скоро гроза пойдет и здесь. Он, который пришел устыдить.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Во своя прииде (Пришел к своим), сказано в другом месте (Ин. 1 11), чтобы обозначить приход Господа во плоти, подобной плоти всех других людей ибо внешне Он не отличался от смертных больных и грешников. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Левой рукой ангел указывает на видение, правую же нежным, ободряющим жестом положил на плечо Даниилу. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.
И пища необходима хорошая. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.
Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, Притча о милосердном самарянине)— одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. В болезни и отчаянии лежал род человеческий и Врач прииде над него. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Потому Господь и сказал законнику: так поступай и будешь жить. Он, который пришел устыдить.
Самим Собою Он врачует человеческие раны. Горе им, если они этого не делают. Он же (Господь) сказал ему: в законе что написано. Господь есть Пастырь Добрый, Который пришел собрать Своих овец и Своим телом заслонить их от волков и, пришедши, сжалился над людьми, так как они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6 34).
Когда Христос ответил заповедью о любви, законник снова обратился с вопросом, а кто мой ближний. Для Бога все люди близки, все – Его драгоценное создание. Он – не пустое место, а творение Божие, носящее Его образ и подобие. Потому и сказано, что и первый и второй врач, увидев тяжело израненного, прошли мимо. Он просил за них сто гульденов. Но два динария означают и две природы во Христе, Божественную и человеческую.
Бог, по восточному обычаю поджав ноги, степенно обращается к Аврааму, жестикулируя левой рукой и держа в правой чашу с вином, с видом опытного пьяницы и уверенного в непогрешимости своего знания философа. Ос. Одежды расстилаются и позади него по песку. Но Господь идет еще дальше.
Благий Врач сперва помиловал больного, а затем дал ему лекарство. А Тело и Кровь Христовы по сути опять означают милость и истину. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
Но зрелый этап его искусства отличают удивительная гибкость в разнообразии приемов, которое он всегда подчиняет смыслу, содержанию раскрываемого образа. Ибо вы смотрите на эту заповедь, как на золотого тельца и обожествляете ее, как идола, но не знаете ее Божественного и спасительного смысла.
Горе им, если они этого не делают. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Ибо раны греха лечатся милостью и истиной одно лекарство без другого – не лекарство.
В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. Он искренне хочет помочь. Итак, вы поклоняетесь сей заповеди, но не понимаете и не исполняете ее.
Боттичелли и Лоренцо ди Креди — художники близкие по времени и родственные по происхождению, оба они флорентийцы позднего кватроченто но боттичеллиевский рисунок женского тела (3), в смысле понимания строения и форм, есть нечто свойственное только ему и отличается от любого изображения женского тела Лоренцо (4) столь же основательно и радикально, как дуб отличается от липы. Другие начинают думать и, к своему удивлению, видят путь к истине. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Не все ли души были испорчены и изуродованы злыми духами. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Когда возвращусь — эти слова означают второе пришествие Христово.
Закон Моисея лишь увидел человечество как тяжко больного, но увидев его, прошел мимо. Ибо раны греха лечатся милостью и истиной одно лекарство без другого — не лекарство.
Потому и сказано, что и первый и второй врач, увидев тяжело израненного, прошли мимо. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров).
что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Итак, перед нами – Голландия. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
Но два динария означают и две природы во Христе, Божественную и человеческую.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3 21). В болезни и отчаянии лежал род человеческий и Врач прииде над него. Именно к духовному совершенствованию призывает Бог, к стремлению к истине, безопасности, так как «щит и ограждение – истина Его» (псалом 90). Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.
В то же время это является и страшным укором всем, кто желает все более и более познавать волю Божию, а между тем не старается выполнять то, что ему уже известно.
И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им. В действительности совершенная любовь не может быть разделенной и не может относиться к двум предметам. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Им дано больше и власти и благодати, но с них больше и спросится.
Прямо за ней, на дальнем плане, отец, плотник Иосиф, почти растворившись в полумраке комнаты, занят неспешной работой у верстака. Евангелие в дальнейшем об этом не говорит. Пророки не только увидели больного, но и подошли к нему и лишь тогда прошли мимо. Господь есть Основатель Церкви и первый труженик в Своей Церкви. Иисус Христос есть воплощенная любовь и к Богу и к человеку. Первый: знаешь ли, что об этом написано.
37Он сказал: оказавший ему милость. Младенец стал старше. В ужасе от понимания предстоящих ему мучений и казни, он стремиться закрыть обеими руками свое склонившееся измученное, данное несколькими точными штрихами лицо. Здесь речь идет о пастырях церковных, о вождях духовных. Для него достаточно и этого.
Вот полнота милосердия. Не столько нам открыто, как мыслить и рассуждать, сколько как действовать и жить. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
Никто не спасется одним знанием воли Божией, но исполнением ее. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.
Они суть соль земли если же соль потеряет силу, то ее выбрасывают вон на попрание людям (Мф. 5:13). В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Лишь чрез него ты можешь стать истинным сродником Богу и милосердным сродником людям. Он и сам это ощутил – иначе не признал бы истинности Христова наставления.
И не только в то время, но уже давно. Кепи сидит несколько набекрень. Иди и ты поступай так же, говорит ему Господь. Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья.
Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Эти тонкие штрихи на белом фоне растворяют и мятущуюся фигуру Товия в длинном до полу одеянии, которое сейчас упадет с его плеч, с протянутой вперед правой рукой и согнутой, опирающейся на палку, левой. Так же дело обстоит со светом и краской. И второй: как ты это написанное читаешь и понимаешь. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Он не мог сказать: священник был ему ближний ибо и священник, как и он, был иудей.
Прит. 21:3 Мф. 12:7 Мф. 5:7 Мф. 9:13). С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Но разве мог быть в Его присутствии хоть один-единственный праведник. В такое скотское тело он облечен после прародительского греха.
Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Это есть абсолютное лечение.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Что — вино и масло. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Он не налагает тяжкие бремена на слабые плечи, но дает бремя по силам. Действие происходит ночью в темной спальне. Роя яму Господу, он сам в нее попал.
Полотно затуманено, насквозь пронизано темным золотом, очень богато своим фоном и, прежде всего, очень строгое. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Она указывает нам, как самому сделаться ближним для каждого, нуждающегося в милосердии.
Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Чем больше размышляют, тем он яснее и многограннее.
В его лице можно прочитать обреченность и покорность судьбе. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин. 8 48). Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.
В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Он старается умерить силу ударов своего топора.
Не бойся, говорит Господь начальнику синагоги Иаиру, а затем воскрешает его дочь. Самарянин означало то же самое, что и грешник. Он сошел с небес и склонился над тобою, раненым и больным. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.
Он видит и понимает многое, очень многое и все, что он видит, вызывает у него лишь скрытую горькую усмешку. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Возлияние елея и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например в принесении жертвы заклания (Числа 15:5). Назвав Себя Самарянином, Господь этим дает понять, что тщетно мир ждет спасения от могущественной Римской империи и от кесаря Тиберия: спасение миру Бог устроил через самый презираемый в империи народ — иудейский — и через самых презираемых в сем народе — галилейских рыбаков, к которым гордые книжники относились, как к идолопоклонникам-самарянам.
Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение. Бальзамом врачуют раны. И не только в то время, но уже давно. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. 8, 48) – с нескрываемой досадой и яростью бросали Христу враждовавшие с Ним иудеи.
Тогда и явился истинный Врач. Чем же этот законник прославил Христа искушая Его. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Он и сам это ощутил — иначе не признал бы истинности Христова наставления. Игра светотени передает напряженную внутреннюю жизнь усталого и некрасивого, но озаренного изнутри мыслью и вдохновением лица.
Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Для Бога нет дальних. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. как читаешь.
Лишь когда юноша сказал, что исполнил эти заповеди, Господь ставит перед ним более тяжелую задачу: все, что имеешь, продай и раздай нищим (Лк. 18:18). Уразумейте отсюда великую премудрость Господа как Божественного Учителя.
Это Адам и весь род человеческий, произошедший от Адама. Евангелие в дальнейшем об этом не говорит. 9, 53). В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
Потому Господь и сказал законнику: так поступай и будешь жить. Когда Он придет снова как Судия, не в смиренной скотской одежде, но облеченный в бессмертное сияние и славу, тогда содержатели гостиницы, пастыри и учители Его Церкви, узнают в Нем прежнего Самарянина, передавшему им на попечение больные души грешников. Но с Его приходом они слились воедино. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Во своя прииде (Пришел к своим), сказано в другом месте (Ин. 1:11), чтобы обозначить приход Господа во плоти, подобной плоти всех других людей ибо внешне Он не отличался от смертных больных и грешников.
Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, Притча о милосердном самарянине)— одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). «Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк.
Но с Его приходом они слились воедино.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Что же отвечает Господь законнику.
Природа этого света таинственна и непонятна. Милосердие есть новый краеугольный камень родства, установленного Христом между людьми. Надвигающиеся сумерки со своей мягкой меланхолией, кажется, принимают участие в этих человеческих мечтах и чувствах.
Они никогда не могли возвыситься до любви к Богу, но лишь до страха Божия. Не все ли люди были покрыты грехом, как темным облаком. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Здесь два вопроса. Милость и суд воспою Тебе, Господи, говорит пророк Давид (Пс. 100:1).
Что – осел. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Рембрандт как бы полемизирует со своими предшественниками, обычно изображавшими мадонну среди роскоши.
Ни в одном мире — ни временном, ни вечном — нет большей любви.
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
Господь есть Пастырь Добрый, Который пришел собрать Своих овец и Своим телом заслонить их от волков и, пришедши, сжалился над людьми, так как они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6:34). Сие есть Священное Писание, Священное Откровение милости и истины Божией.
Это прекрасное, серьезное и в то же время по-детски кроткое лицо под гладкими каштановыми волосами, с чуть приподнятыми темными бровями под чистым девственным лбом, с большими темными глазами и тенью страдания в углах дрожащих губ, с мягко круглящимся овалом подбородка, овеяно затаенной печалью, но остается спокойным и ясным. 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (также см. Взгляд скользит поверх него. Сие есть Священное Писание, Священное Откровение милости и истины Божией. Идёт духовное развитие и человеку хочется знать, а что думают по этому поводу другие. Вот таким образом когда утверждают, что «Православие хранит истину», «Церковь знает истину», то тут, вслед за Понтием Пилатом, задавшим вопрос «Что есть истина. », поневоле нужно договориться о термине.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Так принесено в мир новое, абсолютно новое начало любви, новая и единая заповедь о любви, которую можно выразить так: возлюби Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим возлюби Его, как самого себя. Он же (Господь) сказал ему: в законе что написано. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самим Собою Он врачует человеческие раны.
Не плачь, говорит Господь Наинской вдове, а затем возвращает жизнь ее сыну. Раненому необходимы и перевязка и мазь и пища. Господь также сказал: Многие же будут первые последними и последние первыми (Мф. 19:30). С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Дух Божий свободен, Дух дышит, где хочет (Ин. 3 8), не взирая на человеческие ранги и оценки. Самаряне отвечали ненавистью за ненависть. Они никогда не могли возвыситься до любви к Богу, но лишь до страха Божия. Почему Господь называет Себя Самарянином. В конце концов, назвать любого иудея самарянином считалось величайшим оскорблением. Но Господь идет еще дальше. Он не мог сказать: священник был ему ближний ибо и священник, как и он, был иудей.
Аминь. «Ближний» для русских не только русский или для американца – американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. То же сверкает в уголках глаз. Кто сей человек, шедший из Иерусалима в Иерихон. В них велика сила любви к миру и это раскрывает для них в самой жизни, в ее повседневности такие стороны, которые граничат с настоящим чудом. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Еще Моисей перед своею смертью укорял иудеев за слепоту духовную, говоря: но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть и ушей, чтобы слышать (Втор. 29 4).
Еще Моисей перед своею смертью укорял иудеев за слепоту духовную, говоря: но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть и ушей, чтобы слышать (Втор. 29:4). Раненому необходимы и перевязка и мазь и пища. 20, 28), оказываются не на высоте и подпадают под влияние духа «века сего» и духа законничества, Бог открывается и действует в мире уже не только и не столько через Своих основных избранников, сколько помимо них.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Что – два динария, гостиница, ее содержатель и возвращение самарянина. Поток людей кажется бесконечным. Нет ничего поучительнее сравнения одинаково согнутых рук у того и другого художника.
Одним достаточно приведённого примера – их большинство. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Здесь речь идет о пастырях церковных, о вождях духовных.
Когда возвращусь – эти слова означают второе пришествие Христово. На нем дымится жертва. Фронт гидротехнических работ, в те времена еще примитивный, после победы революции охватил почти всю территорию страны и общая длина плотин и дамб уже во времена Рембрандта исчислялась сотнями километров.
Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Нет: советует ему лишь исполнить то, что законник сам узнал и назвал главным в законе. Так как иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников.
В каждом из этих листов среди глухого ночного пространства маленькая кучка единомышленников, освещенная фонарем или факелом, словно шайка заговорщиков, в молчании теснится друг к другу. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий».
Милость и суд воспою Тебе, Господи, говорит пророк Давид (Пс. 100 1). Иди и ты поступай так же, говорит ему Господь. Благий Врач сперва помиловал больного, а затем дал ему лекарство. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
Для него достаточно и этого. Это есть абсолютное лечение. Сам Господь есть небесный бальзам для грешного человечества. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.
Терборх (5), как известно, особенно охотно и хорошо писал атлас. А духовные близнецы, рождающиеся при встрече несчастья и милосердия, остаются братьями в вечности.
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Он сказал: оказавший ему милость.
Им дано больше и власти и благодати, но с них больше и спросится. Этот пейзаж, с его пологим правым и равнинным левым краями расщелины, освещен загадочным, пепельным, словно лунным светом. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же.
А священники – первые в духовной гостинице Христовой. Он не просто привез его в гостиницу и уехал ибо тогда содержатель гостиницы сказал бы, что у него нет средств, чтобы ухаживать за больным и выкинул бы его на улицу. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. И когда иудеи называли Господа Самарянином, Он не возражал им.
Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Высокое в глазах людей ничтожно пред Богом и ничтожное пред людьми пред Богом высоко. Не все ли души были испорчены и изуродованы злыми духами. И все же не нужно быть слишком беспечными и впадать в небрежение. Именно эти переливы красок, придавая образам позднего Рембрандта динамичность и одухотворенность, создают впечатление, будто они способны меняться на глазах у зрителя. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Иисус Христос есть воплощенная любовь и к Богу и к человеку. Разбойники – это символ бесовских сил, которые завидовали чистоте первых людей и толкнули их на путь греха, лишая прародителей верности воле Божией и жизни в Раю.
В такое скотское тело он облечен после прародительского греха. Он не просто перевязал раненого и оставил его у дороги ибо это была бы не полная помощь. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.
— войди в радость господина твоего (Мф. 25 21). Проблема остается тожественной по отношению к деревьям пейзажа: довольно одного сучка, даже фрагмента сучка, чтобы решить, кто автор картины: Гоббема или Рейсдаль, — решить не на основании отдельных внешних особенностей «манеры», а на основании того, что все существенное в ощущении формы содержится уже в самой мелкой детали. Что же отвечает Господь законнику. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же.
И еще сказал Господь: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18 7). Масло, упоминаемое в Лк.
Могут они быть первыми в этой кратковременной жизни, но в жизни вечной не будут иметь части. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. И они прошли мимо.
Уже Метсю (6) воспринял явление образования этих складок абсолютно иначе: ткань почувствована им больше со стороны ее тяжести, тяжело падающих складок, в изгибах меньше изящества, отдельным складкам недостает элегантности, а ряду их — приятной небрежности исчезло брио. Так как иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Но разве мог быть в Его присутствии хоть один-единственный праведник. Уразумейте отсюда великую премудрость Господа как Божественного Учителя. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Потому и сказала жена самарянка Господу у колодезя Иаковлева: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки (Ин. 4:9). Взгляни в лицо Его и познай свой прообраз. Радуйтесь, сперва говорит Господь, а затем учит, предостерегает, грозит.
На этом бы остановился и самый милосердный человек. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Так всегда происходило с иудеями, когда они искушали Христа. При одинаковом вкусе (нам четыре упомянутых тиволийских пейзажа показались бы, вероятно, очень схожими именно — назарейскими) линия в одном случае будет иметь более ломаный, в другом — более округлый характер, движение ее будет ощущаться то как более запинающееся и медленное, то как более плавное и стремительное. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Никто не спасется одним знанием воли Божией, но исполнением ее. Сие есть образ милосердия Христова к человеческому роду.
Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Рембрандт хорошо знал, что этот сильнейший из всех светочей – солнечный свет – нельзя показать вместе со своим ослепительным источником – солнечным диском.