Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.
Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. Лаконичная надпись — Марату Давид. На большом полотне почти в натуральную величину изображено распростертое на земле стройное тело подростка.
Как и в Греции, «искусство в настоящее время должно стать разумным установлением, немым, но всегда красноречивым законом, возвышающим мысль и очищающим душу. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Верный своему классу, уже пережившему революционный подъем, Давид отрекается от своего революционного прошлого и в этом отречении проступает ограниченность всей революции в целом.
Тот же оттенок имеет и ткань, свисающая с края ванны эффектными складками. Эти две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Но замысел этой картины был фальшивым и он вылился в холодное, академическое произведение. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена).
Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Французский художник, представитель неоклассицизма.
Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. Картина выставлена для всеобщего обозрения и поток людей идущих на неё взглянуть, не иссякает. Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна.
Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. Художник отказался от мелких мазков, наложенных один на другой. Остальные предметы столь же целеустремленно привлечены художником.
Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель.
Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Свое художественное образование он начал в мастерской Вьенна, с 1766 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1771 году успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр). Давид стал его вождем. Картина перерастает рамки портрета, становясь героикореволюционным произведением. Художник старался показать атмосферу, царящую в городе, сравнимую разве что с грозой (в этот день в Париже действительно разразилась гроза).
В центре полотна мастер поместил отца. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез. Жена художника пережила его всего на один год. Она говорит о том, что «мало естественного в их аллегориях, напыщенных жестах, в статуарности фигур, в вымученном рационализме». Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр).
По собственным подсчетам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот и трудно назвать художника, который так или иначе не испытал бы влияния Давида. Далее он подчеркнул действительно реальные трудности работы исторического живописца. Это означает, что самая жизнь интересовала его больше, чем искусство. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. Менялись только изображаемые объекты – античная статуя или живая природа.
1825, Брюссель), французский художник. Очень интересной в плане философского понимания произведений Давида оказалась книга Ж. Ф. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Если же упомянуть о том, что классицистические тенденции были перенесены и на вещи и принадлежности, то можно упомянуть слова Вигеля, который записывал в своих мемуарах: «Одно было в этом несколько смешно: все те вещи, кои у древних были для обыкновенного, домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались».
Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый для равно весия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни героя. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Для аналогии с творчеством Давида интересно ознакомиться с протокольным сообщением о его посещении Марата. Современный Давиду критик писал: «. Это уже не был органический большой стиль, подобно стилям былых времени.
Портрет навечно остался незаконченным. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Друэ, А. Л.
Достаточно, если его изображение соответствует его гению. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В мае 1782 года женился на Шарлотте Пекуль. Выбрав такой сюжет, Давид должен был ответить зрителю, как поступать, когда возникает противоречие между гражданским долгом и личными чувствами. Картина имела огромный успех в Салоне 1808 года и Наполеон произвел художника в офицеры ордена Почетного легиона.
Направление, заложенное Давидом, продолжали развивать последующие поколения художников. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре.
Давид не стал оправдываться и объясняться. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Он словно олицетворяет знаменитую фразу наполеона «Я хотел дать Франции власть над всем миром». Однако, несмотря на все подготовительные работы, эта картина так и осталась незавершенной.
После успеха «Клятвы Горациев» встал вопрос о второй картине для короля. Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»».
Далее он подчеркнул действительно реальные трудности работы исторического живописца. Один из них, начатый в 1797 году, так и остался незаконченным, второй — «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800, Лувр, Париж)— был закончен. 039Клятва Горациев039 принесла художнику настоящий триумф и во многом определила его судьбу в годы революции. В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).
Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. 1790—1791, Лувр) выражены затаенное беспокойство и серьезность. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста.
Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье». Такова его картина «Бой Марса и Минервы» (1771, Лувр, Париж), с которой Давид участвовал в конкурсе на Римскую премию. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Вьен, который относится к нему по-отечески, предлагает юноше развлечься, ободряет его, когда тот мучится сомнениями. Пушкина).
Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр).
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Вместо нее возникли первые общественные художественные организации, детища Давида – Коммуна искусств, Народное и республиканское художественное общество, Революционный художественный клуб. Понимаете, Этьен.
Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Но наиболее полным трудом, отразившем все самые наимельчайшие подробности жизни и творчества мастера явилась монография А. Шнаппера «Давид свидетель своей эпохи». После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию.
Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Давид горячо поддержал французскую революцию.
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными».
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора.
Эта картина остается поразительной галереей портретов, которая зрителю представляется «человеческой комедией» имея в виду большое разнообразие персонажей. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
Картина до нас не дошла. Полотно представляет собой огромный холст. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. В 1791 году он выставил в Салоне рисунок, в общих чертах передающий композицию картины.
Назначенный организатором траурной церемонии, Давид утверждал: «Я подумал о том, что было бы интересно представить его таким, каким я его увидел – пишущим во имя счастья народа». Портрет маркизы Д0рвилье — пример его работ тех лет. Давид выполняет это желание и пишет не портрет, а скорее памятник полководцу-победителю.
От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Они чтили «простоту и ясность», не замечая, что их ясность была такой же условной формой, как вычурность рококо. Его интересуют самые различные психологические состояния.
Позировать, однако, Бонапарт отказывается: «Зачем вам модель. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
В Бруте, как и в Горациях, содержится двойной драматизм ситуации. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини.
Вигель безошибочно уловил элемент неорганичности в классицизме нового времени. Картина была написана в духе академической манеры того времени, однако же, успех картины не обеспечил Давиду желанной награды. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Портрет этот тоже предназначен в дар Конвенту: он создан главным образом, чтобы растрогать и взволновать широкие массы, он правдив и искренен, в нем нет никаких ухищрений, никакой символики. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации.
Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена. Давид не стал оправдываться и изъясняться. Сохранился только фрагмент гравюры с центральной частью композиции.
И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. Еще до революции Давид начал работать как портретист.
Только зияющая рана и струящаяся из нее кровь должны были взывать к эмоциям зрителей. Окровавленный нож на полу и рана на груди — свидетельство абсолютного злодеяния. Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное.
Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины.
Она была написана в историческом жанре и называлась «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789, Лувр, Париж). Как бы восполняя отсутствие индивидуального, конкретного момента в художественном строе своих исторических композиций, Давид пишет портреты г-на и г-жи Пекуль (Лувр). Энгра и многих др. В «Коронации» Давид досконально правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность империи Наполеона империи Карла Великого. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ.
В «Раздаче знамен» один из современников Давида восхищался правдивостью изображения солдат: «Лицо, рост, даже ляжки. Кроме этого, он выполнил полотно «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824, Королевский музей изобразительного искусства, Брюссель), признанное критиками не очень удачным. Давид, внимательно изучающий работы Микеланджело и Рафаэля, мечтает оказаться в Италии, чтобы совершенствовать свое мастерство в колыбели искусства Возрождения.
Два года спустя, в 1766 году Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начинает заниматься в мастерской Вьена. Но как правильно отмечает А. Н.
В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Вскоре он начал писать фрагмент картины. Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 года. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства».
Удивительны были не только размеры картины – примерно два на три метра из-за чего он не мог поместиться в Салоне и публика ходила смотреть на него в мастерскую художника, – но и явление иного героя. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Однако в первых работах ученика больше заметно влияние Буше.
Посвящая свой талант такому назначению, я особенно чувствую ему цену». Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. А. С. С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра.
Позднее он пишет портрет Марата. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Совсем в ином плане Давид пишет конный портрет Бонапарта «Переход Наполеона через Альпы». Оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Перед нами стоял деревянный обрубок, на котором помещались чернила и бумага. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами.
Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Мать и сестры юношей полны сдержанной печали.
После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, – «любовь к отечеству», но на деле получилась холодная академическая композиция. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
Когда же мальчик воскликнул: Да здравствует республика. Произведения Давида 80-х гг. Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа.
Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. После успеха «Клятвы Горациев» встал вопрос о второй картине для короля. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Благодаря Давиду в годы террора, когда срубленные головы противников и вчерашних единомышленников каждый день собирали в десятки огромных корзин, как будто кочаны капусты, не погиб ни единственный художник. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Зритель видит человека, умершего насильственной смертью (на груди видна кровоточащая рана, на полу рядом с ванной лежит нож).
В 1793 году Давид закончил одну из самых известных сегодня работ: «Смерть Марата» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Клятва Горациев на выставке 1785 года в Париже имела огромный успех. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна.
В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником.
Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя». Давид вынужден отправиться в эмиграцию, но, несмотря на это, в Париже его ученики продолжают чтить культ маэстро и ожидают его возвращения: «Ваши старейшие ученики Вас любят по-прежнему» – пишут они Давиду.
Она родила ему четверых детей. В 1783 году был избран членом Академии живописи. Активно участвовал в революционном движении. 1748, Париж, – 29. 12. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Картина имела огромный успех в Салоне 1808 года и Наполеон произвел художника в офицеры ордена Почетного легиона. Но от передачи выражения до реализма путь не далек.
Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). Конвент поручил Давиду увековечить память юного республиканца — тринадцатилетнего барабанщика революционной армии. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник.
Портрет навсегда остался незаконченным. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). И действительно, этот далекий от искусства реализм Давида был необычайно виртуозен и подобен классицизму, стремившемуся создать чистую красоту.
В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. О том, что он очень любил свой труд, говорит тот факт, что на правительственное обращение к нему, как организатору празднеств, следовал ответ Давида: «Я благодарю Верховное существо, что оно дало мне некоторый талант для прославления героев Республики.
Но, не смотря на свою столь страстную любовь к ней, свои дни мастер так и оканчивает, не вернувшись домой. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Жак Луи Давид умер в Брюсселе. Что может быть прекраснее такого служения. ». Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Итог оказался печальным.
Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера).
При этих задачах колориту отводилась подчиненная роль. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования.
Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Остро-выразителен карандашный рисунок – портрет Марии Антуанетты (Лувр), сделанный перед ее казнью, он граничит с карикатурой, раскрывает наблюдательность художника, умение схватывать самое характерное.
., его убили. Оно было закончено через три месяца, торжественно представлено в Конвент и помещено вместе с портретом Лепелетье в зале заседаний с постановлением, «что они не могут быть изъяты оттуда ни под каким предлогом последующими законодателями». На рисунке Давид изобразил депутатов, вытянувших руки и приносящих клятву Бальи. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Развевающийся занавес вносит напряженный динамизм, не свойственный более ранним произведениям Давида. Так следует писать великих людей».
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Среди развалин Бастилии будет «воздвигнут фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы» и далее: «место действия будет просто, убранство его будет заимствовано у природы». Другие же, в свою очередь, приходят к мнению, что искусство Давида является лишь сугубо политическим и социальным и, в общем-то, на деле художник практически не создал ничего выдающегося, третьи же занимают нейтральную позицию, отмечая, что его творчеству присуще и первое и второе. Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин.
Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Начатая художником картина Жозеф Барра осталась в эскизе. Однако работа осложнялась тем, что император не соглашался позировать. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. Жак Луи Давид (David) (30. 8. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Словно в античных барельефах, все участники сцены расположены на первом плане. Самая манера письма Давида изменилась. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Однако в портретное искусство Давида новые тенденции проникали все настойчивее. В ходе работы над «Коронацией» Давид исполнил около ста пятидесяти портретов. Мазки его более решительны и жирны.
Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784). Нередко именно кисти художника приходится выразить на полотне то, что лишь угадывается, но не находит еще четкого выражения. Гийу «Великие полотна». И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.
Давид писал картины не только на исторические сюжеты. Огромное по размерам полотно так и не было завершено.
В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Тело Марата резко выделяется на фоне темной стены и из-за искусственного освещения приобретает желтоватый оттенок.
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений.
Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду. Сохранилось и множество безымянных, но очень характерных портретов («Голова старика», после 1816, Музей изящных искусств, Антверпен). Из-за политических разногласий в это время развелся с женой. Стремясь увековечить события революции, Давид пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).
За эту картину Давид был удостоен Наполеоном ордена Почетного легиона и известно, что император, сняв шляпу, поклонился художнику. Лепелетье лежит полуобнаженным на высоко приподнятых подушках смертного ложа. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение».
В августе того же года вернулся во Францию. Возглавив художественную жизнь революционной Франции, он за несколько лет, отмеченных неслыханным страхом и террором, сумел внушить власти и обществу уважение к Художнику. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Винкельмана. На нем художник сделал надпись, что не претендует на портретное сходство людей, принимавших участие в событии и изображенных на рисунке (даже несмотря на предварительные портреты).
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. В этой картине могли слиться воедино обе отмеченные выше тенденции Давида. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига.
Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели». Художник писал не только картины на исторические сюжеты, он создал огромное количество портретов, которые хранятся в различных музеях. Иной точки зрения придерживается В. Князева в своей монографии «Жак Луи Давид». Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра.
Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину.
В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Давид хотел показать революционный порыв народа. Энгра и др. как в далекие века, которые даже римлянам казались древностью, произошла великая распря между римлянами и сабинянами.
) возрождается героический идеал античности. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр).
За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). Художник постарался показать момент смерти Марата, как сам представлял его и как, по его мнению, должен умирать патриот своей страны. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации.
В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Марат изображен как живой, словно на картине фламандской школы. Он был глубоко потрясен и с лихорадочной быстротой работал над своим произведением. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны.
Те стилистические изменения, которые заметны в этой картине по сравнению с «Боем Марса и Минервы», не являются проявлением творческой индивидуальности Давида, а лишь отражают те сдвиги, которые происходят в официальном искусстве. В возрасте восемнадцати лет Жак Луи поступил в Академию художеств, где учился восемь лет (с 1766 по 1774).
Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Депрессия следует за крайним возбуждением. На многих изображены события его молодости, свидетелем которых он стал («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», рисунок пером, 1793, Лувр, Париж).
Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Вместо этого он говорил Давиду: «Зачем вам модель. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Давид показал себя не только талантливым живописцем, но и опытным рисовальщиком. Рука, высовываясь из ванны, писала последние мысли о спасении народа». Давид обучался во Французской Академии. В ходе работы над «Коронацией» Давид исполнил около ста пятидесяти портретов. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).
Картина была показана на выставке. Энгра и др.
Так, в 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр). Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817 Лувр) и актера Вольфа (1819—1823 Лувр).
Так следует писать великих людей». Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя». В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мы застали его в положении, которое меня потрясло.
С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). В «Коронации» Давид досконально правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность империи Наполеона империи Карла Великого.
До 2 августа 1757 года — дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Сохранилось большое количество рисунков, хранящихся сегодня в различных музеях. Две следующие попытки добиться желаемого так же оказались безуспешными и когда в 1774 году Давид за картину «Антиох, сын Селевка, короля Сирии, больной любовью, которою он проникся к Стратонике, своей мачехе, врач Эразистрат обнаруживает причину болезни» добился, наконец, долгожданной награды, то известие о победе так потрясло его, что он упал в обморок и, придя в себя, откровенно воскликнул: «Друзья мои, в первый раз за четыре года я вздохнул легко».
Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр). Наконец еще один решил попытать счастья. Полотно «Коронование. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. 039) возрождается героический идеал античности. Каждое такое оформление являло собой синтез искусств: изобразительного, театрального, музыкального, поэтического, ораторского. Но техника Давида имела решающее значение. Таким образом, мы видим, что автор достаточно критично относится к творчеству мастера. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции.
Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах. Автор характеризует творчество мастера как «три части созданной Давидом грандиозной серии произведений, повествующей о герое, который жертвует собой ради счастья своего народа: цикл мифа, цикл революции и цикл мира, скрепленного клятвой, ставшей основой нового порядка». Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам». Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида.
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией». Я приготовлял ее под современным соусом, как я выражался в то время. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре. В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды. В ноябре 1796 года повторно женился на Шарлотте. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». В период эмиграции наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой (1824 Брюссель, Королевский музей изобразительного искусства), он создает ряд портретов, написанных в разной манере.
В частности, в 1817 году он написал выразительный портрет археолога Александра Ленуара, а через два года начал портрет актера Вольфа, закончить который смог только в 1823 году (оба портрета — в Лувре, Париж). С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов.
В 1787 году заказ получен и Давид решил остановиться на сцене после казни сыновей Брута. Спокойствие, безмятежность ощутимы как в выражении лица, так и в свободной, непринужденной позе маркизы дОрвилье (1790, Лувр) в женственном облике госпожи Трюден (ок. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». В своей картине Давид передал их добродетель их качества».
Достаточно, если его изображение соответствует его гению. На восклицание одного из присутствующих: «Давид, ты передал потомству образ Лепелетье, умершего за отечество, тебе остается сделать еще одну картину», - Давид лаконически ответил: «Я ее и сделаю». Но это был реализм поверхностный, точная передача видимой действительности, без участия воображения и с очень малым чувством.
В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Жироде, Ж. Б. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Профессор Вьен, возможно, задетый тем, что ученик выступил, предварительно его не осведомив, в целях педагогического воздействия, отклонил премию под тем предлогом, «что для первого раза Давид может считать себя счастливым уже потому, что он понравился своим судьям». Рисунок сегодня хранится в Лувре, а фрагмент — в Национальном музее в Версале.
Давид исполнил сорок восемь портретов-эскизов. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую сам попросил снять. В 1816 году он эмигрировал в Брюссель, где прожил до конца жизни, не оставляя творчества. Светские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображениями могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок в загородных парках появились храмы Дружбы, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимная любовь увенчивалась браком. Нравилось все — -и сюжет и его художественное воплощение.
Французский художник Жак Луи Давид родился в Париже, в семье зажиточного коммерсанта. Эта картина остается поразительной галереей портретов, которая зрителю представляется «человеческой комедией» имея в виду большое разнообразие персонажей. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Они, по ее мнению, «обнажают перед нами секреты давидовского мастерства. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
Наступают годы реакции и в 1814 году к власти приходят Бурбоны. Сохранилась лишь гравюра Тардье исполненная по рисунку Давида. Прежде всего, он перечислил прецеденты: Зевксис в античности, художники, работавшие в Англии, начиная от ван Дейка и кончая современными. В 1787 году заказ получен и Давид решил остановиться на сцене после казни сыновей Брута. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».
Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Спокойствие разлито по всему пейзажу. В одном из докладов 1793 года (О Национальном жюри искусств) он сформулировал свое понимание назначения искусства, его общественно-воспитательной функции: Памятники искусства достигают своей цели не только тем, что очаровывают зрение, но и тем, что проникают в душу, производят на нее глубокое впечатление, подобное действительности.
В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма.