А приметой стиля Альфонса Мухи стала стилизованная фигура грациозной женщины, свободно вписанная в сложную раму из цветов, листьев, символов и арабесок. Приметой стиля Ар Нуво и стиля Альфонса Мухи стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
Интересна история внучки Мухи. Интересна история внучки Мухи. После 1918 года творчество Альфонса Мухи стало быстро терять почитателей.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Однако мнение это, конечно же, разделили не все.
Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Бумага эта почему-то была названа именем библейского праведника Иова. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Он мне очень нравился.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Я довольно рано начал размышлять о литературе, как о своем ремесле. Вот таким образом когда в 1928 году состоялась торжественная передача полотен «Славянской эпопеи» городу Прага, соотечественники особого восторга не проявили. Занимался он и практической работой. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ).
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Слева автопортрет художника. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Мария была младше художника на 22 года и прмерно на столько же его пережила. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Холст, масло. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Один из ярчайших представителей стиля модерн. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью-Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Выбор года путешествия в Россию был не случаен. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Много заработать не удается.
Заказов было море. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Муха посетил Третьяковскую галерею в Москве и оставил там восторженный отзыв. Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Альфонс Муха повлиял и на становление своего сына на литературном поприще.
Муха занялся оформлением родового замка графа, а тот, в свою очередь, согласился профинансировать его расходы на учебу в Мюнхенской академии изящных искусств. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»).
Он согласился. Частная коллекция.
Альфонс был первым сыном во втором браке. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Рубин, 1900 год. Музей в Праге был открыт благодаря активности внука Мухи – Джона Мухи. Был 1894 год.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Осенняя погода приносила простуду. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В плакате присутствует и аллюзия на происхождение Мухи — обрамлённая маргаритками шляпка девушки является распространённым мотивом народного искусства Моравии. Крейн сам был очень талантливым художником. Например, аметист – это ирисы. В 1922 г., когда был голод в советской России и было организовано международное общество «Помгол», Муха создал плакат, на котором была изображена женщина, держащая на руках ребенка, умирающего от голода.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Но судьба благосклонна к гению. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Он был не только живописцем и графиком. Он наверняка знал картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», поскольку все фигуры на его картине помещены точно на том же фоне, как фигуры на картине Сурикова. Изумруд, 1900 год. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Там Муха работает в качестве оформителя.
В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Во Франции художника называли Мюша.
Все свое свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Муха не был революционером, но он хотел бы, чтобы основные блага цивилизации были доступны всем без исключения членам общества. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Альфонс Мария Муха был одним из самых характерных художников эпохи модерна.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Мальчик с детства хорошо рисовал. Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В ту пору он заинтересовался историей славян. Он иллюстрировал детские книги и на их выпуске сделал себе состояние. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами.
Альфонс Муха (чеш. Холст, масло. Символизм для Мухи был гораздо более значимым явлением, чем новый стиль в искусстве. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Однако в завершающей картине цикла «Славянской эпопеи», которая называется «Апофеоз – славянство для будущего» русские и Россия отсутствуют. Каждый об этом говорит. Я, естественно, продолжал реветь, реветь и реветь.
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин – «La Femme Muchas».
С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение ар-нуво. Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. В 20 веке они уже ничего не давали для развития живописи, как искусства.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Слава пришла к нему после того, как он, скромный театральный декоратор, создал афишу к спектаклю «Жисмонда» для парижского театра актрисы Сары Бернар. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Хотя Муха считал Эпопею самой значимой работой, она была принята довольно холодно европейской публикой- вкусы изменились, да и Первая мировая война повлияла.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Муха специально для нее конструировал сценические костюмы, ювелирные украшения и декорации.
Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Предназначен он был для великой французской актрисы Сары Бернар. Но это не так.
После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок и даже вариант государственного герба. В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Первый в мире музей Альфонса Мухи был создан в Японии. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Именно эти плакаты превратили Альфонса Муху в лидера стиля «модерн». Посетители узнают и детали личной жизни автора. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В представлении принимала участие Сара Бернар. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал.
Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, открытый в феврале 1998 года недалеко от Вацлавской площади, в центре города, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. И что же. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вся плоскость листа организована. Печатались они в различных литографических мастерских Парижа на бумаге разного сорта, что в большой мере определяло их стоимость.
В 1906 году мастер женится на Марии. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Я никогда не пытался заменять собственную энергию различными стимуляторами». И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». В эти годы Муха приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. А, главное – ему не было равных в создании рекламных плакатов и программ. Эпос Мухи планируется вернуть в Прагу в 2010 году. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». Тем не менее денег эти заказы приносили немного.
Связь с Россией и интерес к русским темам не исчезли у Мухи и в советскую эпоху. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии.
От заказов не было отбоя. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Художник иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн». Разумеется, все было не так просто. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы.
Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Оно находится в музее Альфонса Мухи в Праге. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах.
Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты. Художник возвращается домой в Чехию в маленький городок Микулов. Оригинальных украшений по эскизам Альфонса Мухи в мире сохранилось немного. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Это позволило ему обучаться в гимназии.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Ivanice, нем. Мадонна лилий, 1905 год. Это мнение сыграло свою роль в судьбе эпопеи Альфонса Мухи в его родной стране.
Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. После двух лет занятий в Мюнхене Муха в1887годупереезжает вПарижи поступает вАкадемию Жюлиана, а затем вАкадемию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин.
Хитилова была соотечественницей Мухи. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Сегодня это украшение изображённое на афише Мухи к спектаклю «Медея», хранится в японской коллекции Doi. Мягкие наплывы и утоньшения создают причудливо живую светотень даже контурного рисунка. В настоящее время она живет в Чехии. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Альфонс Мариа Муха (чеш.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
В 1904 году Муху приглашают в США. Техника создания – масло и яичная темпера. Позже у них рождаются две дочери и сын. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою принадлежность к модерну.
В настоящее время она живет в Чехии. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге.
Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: « сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность — тернами и любовь — цветами». Каждый об этом думает. Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира. В это время Муха стал очень известен.
К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Но на этом сказка закончилась. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
Близится Рождество. Демократизм изначально был свойственен характеру Альфонса Мухи. Пожелал стать членом этой группы и Альфонс Муха. Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах игральных картах. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Холст, масло. Каждый колеблется, каждый хочет.
В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. В соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Наиболее активно стиль модерн вторгался в оформление вечерних нарядов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Позднее выяснилось, что это было правильное решение.
Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех. Муха остался без средств к существованию. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Эта работа является прекрасным примером символического живописного языка художника. Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника.
Принцесса Гиацинт, 1911 год. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника.
В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Заниматься творчеством художник должен с совершенно трезвой головой и с ясной мыслью». Муха рисовал афиши, рекламные плакаты, календари, приглашения, ресторанные меню, визитные карточки. Возможно, в этом решении сказались традиции классических академий живописи.
Муха остался без средств к существованию. Он также активно занимался исследованием творчества своего отца. Музей Альфонса Мухи, Прага. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Но Альфонс не отчаивается, продолжает работать.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Они и сегодня выпускаются миллионными тиражами в качестве открыток.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
1893 год. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Во Франции Муха был известен в транскрипции его фамилии на французском языке – Муша. В отделе под названием «Парижские плакаты» центральное место уделяется театральным афишам с изображением великой французской актрисы Сары Бернар – на одной – в образе «Джизмонды», на другой – «Медеи». После обретения Чехословакией независимости новому государству понадобилась своя валюта.
Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Является единственным официальным музеем художника. Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет».
К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма) и чрезмерно националистическим. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. А отец мне говорил, что не стоит торопиться с публикациями. Она приобретает какую-то особенную тонкость, особенный «дух Мухи». В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства». Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Среди первых работ Мухи в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы». В этом же году Муха пишет огромное полотно, которое имеет четыре названия: «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима». Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы. Они окутаны водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов и стали фирменным знаком художника.
Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи, родившийся в 1915 году. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Этот плакат сейчас висит на постоянной экспозиции Мухи на Староместской площади в Праге.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. У нее две дочери. Именно эта книга, а также декоративные панно, плакаты и афиши являются источником вдохновения для внучки Мухи Ярмилы Муха Плоцковой, работы которой (в основном, речь идет об украшениях и декоративных предметах) можно найти в специализированных магазинах в Праге (Art decoratif и Belda galery), а также в сети музейных магазинов Франции (Reunion des Musees nationaux de France). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Пережив то страшное время, люди стали совсем другими. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Он открыл новый род магазина в самом сердце Парижа. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения. Хитилова была соотечественницей Мухи. Гёте, например, считал главным делом своей жизни не Фауста, а свою работу по теории цвета.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. И вдруг кто-то взял на себя смелость сделать это реальностью. Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.
Важным элементом произведений Мухи становится полусфера, по-разному декорированная и всюду удачно вписанная в общий сюжет. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
В следующем году «Салон ста» заказал Альфонсу Мухе плакат для его первой собственной выставки. Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Позади Первая мировая война, затронувшая все страны, самых разных людей. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием. Не случайно большинство работ художника носят обобщённые названия, похожие скорее на философские категории, чем на обычные комментарии автора. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел.
Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Alfons Maria Mucha) – известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров. Его стиль — это гармония целого: каждая деталь существует в согласии с другими деталями. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Именно это заинтересовало Муху прежде всего.
Родословная Мухи по линии отца – это родословная потомственных виноградарей. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Муху обвинили в приверженности устаревшим идеям, старомодности и скованности.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса. Хитилова была соотечественницей Мухи.
В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Есть там и коллекция фотографий сделанных художником в 20-е годы прошлого столетия. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие.
Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером красивых вещей. К сожалению, Амалия тоже преждевременно ушла из жизни и отец Мухи остался один, с шестью детьми разного возраста на руках. На них всегда изображена фигура прекрасной дамы.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Дама с камелиями, 1896 год. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Он поднял его на высоту своего искусства, оформил в соответствии с велением своей души и сделал это так прекрасно, что ювелир и его изделия находятся в среде, адекватной их назначению».
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Художник моментально становится знаменитым. В настоящее время она живет в Чехии. Картины написаны маслом в сочетании с яичной темперой.
Он это выразил двумя словами vasniva pasivita – страстная пассивность. В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Он не был, возможно, гениальным художником, но стал гениальным популяризатором стиля.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса» и «После Грюнвальдского сражения» и «Отмена крепостного права на Руси». Для меня он уже не был отцом в настоящем смысле этого слова, а скорее, фигура, символ, «весьма серьезный философский институт», который воспитывал своего ребенка несколько нетрадиционным образом.
Топаз, 1900 год. С 1904 по 1913 гг. Весна, 1894 год. Книга была издана в формате 395 на 310 мм. В 1920 году после Первой Мировой войны Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Кроме того, он устал от написания бесконечных программок и афиш. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
От того, что здесь его называют Мюша. Будучи большим патриотом, Муха выполнил заказ использовав все свое мастерство. Наверное, это не удивительно. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Это на меня сильно повлияло. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. От заказов не было отбоя. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»).
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Он мне давал и иные практические советы. Он считал, что в России на переломе веков наконец-то проснулся исконный русский дух и написал, что русское искусство глубоко символично. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова покровительствовала развитию своеобразного стиля «русский православный модерн» и защищала этот стиль от его критиков. В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и эскизов.
Начиная с1897годаон организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журналLa Plumeпосвящает ему специальный номер. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования.
Это было довольно прибыльным делом. Сочетание таких противоположных вещей и составляет сущность загадочной русской души. Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспяньским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет.
Это далеко не единственный случай в истории искусства, когда пожелания автора расходятся с реальностью. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
У неё две дочери. Да и самого художника в Европе порой считают французом. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Сенсацией стало недавнее открытие целого собрания неизвестных доселе работ Мухи, посвященных масонской тематике.
В этом его неповторимость. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Например, отец повторял, что «за человека не пишет кофе, не пишет вино.
В современном понимании он был сторонником социального государства. Там его обожают и он решает поехать. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Он был очень спокойным, уравновешенным человеком и отличался весьма четкими взглядами на принципы, которыми должен руководствоваться художник. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью-Йорк, на этот раз вместе с женой.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. Старается делать, что может для своей Чехии. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин – «Славянской эпопеей». Он был очень этим горд. В 1928 Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит городу Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов. В Мюнхене Муха увлекся декоративно – прикладным искусством.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. А. Робер в статье, написанной для Revue de la Bijouterie, приветствовал событие так: «Да, творения Арт Нуво требуют нового обрамления, оправы, которая выгодно подчеркивает произведение искусства и находится в гармонии с ним. Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но также «демократизация» изобразительного искусства, получившего название «искусство для дома». Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. На фото справа изображен плакат, созданный Альфонсом Мухой в 1930 году к выставке всех своих полотен Славянской эпопеи.
Художественная галерея «Салон ста» была организована в 1893 году и находилась в помещении художественного журнала «La Plume», активно проводившего идеи стиля Арт Нуво. Свой замысел — «полуобнажённая женщина c головой в ореоле золотых волос, рассыпающихся каскадом арабесок», — Дешан посоветовал исполнить в точности, убеждая Альфонса Муху, что так он создаст шедевр декоративного плаката. Правоту Дешана, оценившего изображение как шедевр декоративного панно, подтвердил его мгновенный успех у публики. Оформительскую задачу Муха решал комплексно. Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после – графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа – Эммы) в городе Грушовани. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Славянский Эпос, 1928 год. Mucha Museum, Прага.
Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна дАрк». Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Я предложил мою работу о драпировках.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Свой Славянский эпос Муха считал главным делом второй половины своей жизни. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии.
Приведем краткое описание картины. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Не забывал он и о воспитании сына. В настоящее время здесь представлена лишь часть творчества Мухи. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Своё мнение критики основывали на том, что эпос Мухи опоздал по времени на целое столетие.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Холст, масло. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника.
Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую и фирма обанкротилась. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. У неё две дочери. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Пришло время других художников.
Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, правда, не удалось, к тому же с общепризнанным и отточенным изяществом черно-белой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Moravsk Krumlov доступна для осмотра с 1963).
Только в масштабных работах в 18 и 19 веках видели возможность оставить своё имя в истории искусства. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям.
В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Он с удовольствием писал то, что любил сам. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Название пришло из Франции.
Муха начал работу над одним из самых больших проектов в своей жизни — национально – историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос». Бедность тоже имеет право на красоту, - любил говорить Муха. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Великая актриса была очарована работой. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. По условиям договора он взялся за выполнение афиши к двадцатой экспозиции Салона.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), в 1889 году заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. Интересна история внучки Мухи. Аметист, 1900 год.
Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Этот процесс совпал с отмиранием викторианского стиля в живописи и дизайне, уступившего место возникновению Арт Нуво. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.