В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. В «Баре в «Фоли-Бержер», выставленном в Салоне 1882, художник достигает синтеза меланхолии и очарования жизни Монмартра, к которому он долгое время был привязан. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Ее моделью была та же Меран. Несмотря на одобрение и поддержку Делакруа, его картина «Любитель абсента» (Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека) была отвергнута. Они во всех видят русофобов и врагов народа. Несмотря на вольность исполнения, картина поражает своими вертикалями, оживленными цилиндрами и шляпами вокруг расцветающих бутонов женских нарядов, написанных широкими светлыми мазками, яркость которых усилена яркими цветовыми пятнами. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь.
В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий. Эдуард Моне умер 30 апреля 1883 года в Париже. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающиепринципы импрессионизма.
Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Эдуард Мане сегодня может считаться первым современным художником. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Викторина Меран, повидимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе – Флейтист (1866).
Мане пишет в этот период самые разные композиции: испанские мотивы («Лола из Валенсии», 1862, Париж, музей Орсэ «Испанский балет», 1863, Вашингтон, собрание Филлипс «Мертвый тореро», 1864, Нью-Йорк, музей Метрополитен), марины («Бой «Кирсаджа» и «Алабамы», 1864, Филадельфия, Музей искусства), пленэрные сцены («Бега в Лонгшане», 1864, Чикаго, Художественный институт), картины на темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана», 1867, Мангейм, Кунстхалле фрагменты – Лондон, Нац. Так, одно из самых ранних его произведений – "Любитель абсента" (1859)-кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера. Но его тянуло к большим полотнам и он все-таки взялся, превозмогая болезнь, за свою последнюю композицию. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Шардена,, П. -П. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры.
Она написана широкой кистью в обобщенной манере. Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Скандал был полным.
Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Все хотели видеть изображение двух молодых мужчин и двух женщин, – одна из которых была полуодета, а вторая абсолютно обнаженной, – устроивших пикник на лесной поляне. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. На смену старым пришли новые способы изображения натуры.
Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. Мане редко смешивал краски. Веласкес, который был величайшим примером для Мане, копировал многие полотна Тициана. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, "изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной". Здесь истоки Гогена.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. гал. ).
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ".
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. гал. ), «В кабачке папаши Латюиля» (1879, Турне, музей), «Бар в «Фоли-Бержер» (1881-1882, Лондон, гал.
Лицу, обнаженным частям тела Мане умел придать необыкновенную жизненность тем, что первоначально писал их неярким ровным тоном, затем намечал тени и лишь потом, на третьем этапе, накладывал блики. Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане.
Р. Рей пишет: Картина говорит об удивительных успехах художника. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг.
В картине "Завтрак на траве" (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М. Т. И добавлял: «Я боюсь бесполезного. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Мане был поражен и оскорблен реакцией на свое произведение.
Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. Тем не менее в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Мане приобщился к классическому наследию.
Он совершает путешествие в Гаагу и Флоренцию, где копирует полотна Рембрандта и Тициа- на. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. ". Но самая страшная их по непроходимой своей дикости и невменяемости единая деталь – упоротость. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. На чем бы она ни паразитировала. В начале 1860-х гг. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства.
До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. Весь Париж стоял на голове. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Тяга к официальному «Салону» – это не только склонность к аристократизму, но и стремление не оборвать связи с традиционным искусством старых мастеров. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа.
В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Эдуард Мане создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868 Париж, музей Орсэ) и Мопассана: «Нана» (1877, Гамбург, Кунстхалле), «Официантка в пивной» (1878, Лондон, Нац. он учился в коллеже Роллэн.
Работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Как от нее избавиться.
Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, он стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Родился в семье крупных чиновников. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Но со смертью отца и получением наследства полет его мысли раскрепощается, не тяготимый финансовой зависимостью от писания картин. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане "Олимпия" (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. Несмотря на неудачи в творчестве, Мане был уверен, что победу необходимо одержать именно в Салоне, важно добиться, чтобы на сторону большого искусства встали широкие слои парижской публики, а не лишь узкий круг избранных людей.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Он посоветовал своему шурину позволить сыну посещать факультативный курс рисунка в коллеже Роллен. гал. ).
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь.
Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Художник попробовал себя в пленэре и добился блестящего успеха («Моне в лодке у берегов Сены», 1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя». Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. В 1857 Эдуард Мане просит у Делакруа разрешения снять копию с его «Данте и Вергилия» в Люксембургском дворце (Нью-Йорк, музей Метрополитен и Лион, Музей изящных искусств). В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Мане очень внимателен к жизни Парижа. Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Этому предназначению отвечает картина «Музыка в Тюильри» (1860-1861, Лондон, Нац. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Посещает Лувр, затем совершает турне по музеям Европы. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Золя в газете «Evenement» встает на защиту художника, однако его вынуждают прекратить свои публикации.
гал. ) и «Флейтиста» (Париж, музей Орсэ) и тем самым проявляет вопиющую несправедливость по отношению к Мане. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Обращение к реальности сплотило вокруг Мане молодых художников (Моне, Ренуар), за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.
М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Этим двум картинам сильно досталось от критиков.
1868-1869). В ранних произведениях художник верен программе жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, однако он был склонен также выбирать для своих работ темы, несущие в себе черты романтической необычности. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Кузьмина. Мане (Manet) Эдуард (1832-1883), французский художник. Института Курто). В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж).
В 1870-80-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафа-эля и образами "Концерта" Джорджоне. Сколько же идиотов на свете. Даже работая напленэре, художник ставил на первый план композицию картины, а не«уловление» мгновенных изменений света и атмосферы.
В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах «L39Artiste». Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.
В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
". «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Центральный образ ее написан с любимой натурщицы Виктории Меран. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Мане Эдуард (Manet), французский художник.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее со своей любимой натурщицы Викторины Меран) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Но Мане попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в Рио-де-Жанейро). Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами.
Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.
В конце 1860-х годов он сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Приятель и соученик Мане, Антонен Пруст, ясно выразил то, чего молодой художник искал в живописи: «Понемногу он уничтожил полутона.
Сегодня ученые-искусствоведы могут назвать картину и даже дату ее создания, с которых Мане практически инстинктивно вступил на путь кардинального обновления основ живописного искусства через приобщение его к проблемам времени. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Вопреки суждениям критиков об импрессионистах как о художниках, живописующих лишь светлую сторону мира, он не уходил от проблем и событий своего времени.
Господствующие в картине холодные тона существуют в гармонии с теплыми коричневатыми, золотистыми и белыми цветами. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой "Олимпии". В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы испанских мастеров, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").
Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Именно это произведение, а не отвергнутый Салоном «Завтрак на траве» (1862, Париж, музей Орсэ) или «Олимпию» (1863, там же), можно считать первым произведением современной живописи. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Мане. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. перешёл к пленэрной живописи.
Одна из таких работ «Балкон». Мане передал здесь свое видение общества. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша.
Тень фигуры не соответствует её положению. В конце концов победила его страсть к искусству.
– В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащавоидеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Мане лишь превратил героев древнего мифа в современников. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен Жермен де Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гетеборге.
Однако это не совсем так. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Гойи. Здесь же состоялись встречи Мане с будущимиимпрессионистами. По иронии судьбы именно в эти годы к художникупришло долгожданное признание. Мане интерпретирует данный сюжет с позиции современности.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. Картина «За кружкой пива» (Филадельфия, Музей искусства), которую он выставил в Салоне 1873 и которая заслужила хороший прием, показалась многим досадной уступкой, посколько в 1872 Мане сблизился с К. Моне и Ренуаром. Да, теперь было слишком поздно.
Викторина Меран, по-видимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе – «Флейтист» (1866). Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Замысел ее был ошеломляюще необычен: девушка стоит за стойкой, глядя на вас, а в зеркале позади нее отражается весь бар с массой людей и фантастическим блеском огней.
Испанские мотивы отражены в картинах: «Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет». Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. нужно неизменно. Живописная кухня нас развратила.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Картина отвергнута официальным «Салоном».
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Этот конфликт обострился после создания знаменитой «Олимпии» (1863). В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг.
В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Мане редко смешивал краски.
Затем: «Любитель абсента», перекличка с Джорджоне большая картина «Завтрак на траве» (1862). Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне).
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане Олимпия (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. В то же время он сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). возродить" и ".
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Прелесть этих произведений обусловлена не столько значимостью изображенного события, сколько динамичностью и остроумной наблюдательностью автора. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Рисовать начал еще в коллеже. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля «Гавр-и-Гваделупа», а по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Однако в 1861 благосклонно принимаются два его других произведения, отмеченные даже как «почтенные: «Портрет родителей» (Париж, музей Орсэ) и «Гитареро» (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Р. Рей пишет: «Картина говорит об удивительных успехах художника. В 1866 жюри Салона отвергает его «Трагического актера» (Вашингтон, Нац. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энграслишком холодным, а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. Слава Богу, не все в искусстве решают критики. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила та же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения заКлодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), Бар в «Фоли-Бержер» (1881 – 1882). Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". Его родители надеялись, что сын получит респектабельное юридическое образование.
Но несколько теней, едва различимых с близкого расстояния, при отходе сообщают тяжелому сукну удивительную моделировку». Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Рисовать он начал еще в коллеже. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
В картине отсутствует глубина: женщина на заднем плане прописана так же четко, как фигуры на переднем плане и по своим размерам не сильно отличается от них. Чутьпозже он уже не мог писать. гал. ), натюрморты (Париж, музей Орсэ Чикаго, Художественный институт) и картины на религиозные сюжеты («Мертвый Христос», 1864, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. «В картине Завтрак на траве (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М. Т. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ).
Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни Так, "Нана" (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода: полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого "покровителя". Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). «Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни Так, Нана (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода: полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого покровителя. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). В 1868 Эдуард Мане пишет «Завтрак в мастерской» (Мюнхен, Новая пинакотека) и «Балкон» (Париж, музей Орсэ), где изображена его невестка, Берта Моризо, портреты которой он неоднократно писал (Кливленд, музей Париж, собрание Руар Провиденс, штат Род-Айленд, музей Берн, собрание Ханлозер). Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.
Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Именно ему было суждено преобразовать вкусы и приемы, казавшиеся незыблемыми и проложить тот путь, по которому за ним смело последовали другие.
Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. И хотя Мане многое берет от импрессионистов («Бар в Фоли-Бержер»), он с ними не сливается и не участвует в их выставках. Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865.
Нашлисьу Мане и единомышленники импрессионисты, в первую очередь. В этот период больной художник пишет свой сад в Рюэле (Берлин, Нац. Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Именно вот таким образом некоторые искусствоведы причисляют его творчество к данному направлению.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.
Затем следуют «Завтрак в мастерской» (1868), «Балкон» (1869), напоминающий Гойю. В течение шести лет (1850-1856) Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника скоро сложились весьма напряженные отношения. гал. ), «В лодке» (1874, Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Аржантей» (1874, Турне, музей).
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Вот таким образом егоработы всегда смотрелись более «солидными», чем полотна Ренуара илиМоне. Это знакомство подтолкнуло его к высветлению своей палитры в те годы он пишет самые светлые свои работы: «Железная дорога» (1873, Вашингтон, Нац. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Творчество общепризнанных французских художников 19 в. было довольно однообразным, а полотна – похожими. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров.
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. восторга за рашу. Но не стоит забыватьо том, что сам Мане никогда не считал себя импрессионистом.
Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. В произведении Музыка в Тюильри Мане разрушил замкнутую, самодовлеющую законченность живописи и ее бытийность для того, чтобы передать течение самой жизни. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля «Гавр-и-Гваделупа». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже.
В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться.
Хотя Мане общался с молодыми художниками, он никогда открыто не разделял их убеждений. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Художник тонко чувствовал духовную многогранность человека, умел передать в своих произведениях тончайший психологизм.
Журналисты, карикатуристы и консервативная буржуазия непрестанно высмеивали произведения художника. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя». К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Особенно совершенна работа В лодке. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
В результате конфликта картина была выставлена в «Салоне отверженных». Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Именно здесь художник познакомился с Эмилем Золя, быстронабиравшим тогда известность. Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового,, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Именно он познакомил Сезанна с Мане.