Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. А в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, Собор аббатства Клюни имел свод цилиндрический в центральном нефе и крестовые в боковых, разделенными арками. В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики.
Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Из которых наиболеезначительными рейнская, были в романское время вГермании было создано множество местныхархитектурных школ, саксонскаяи вестфальская. В результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям конструктивнопревосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями, чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок статические нагрузкина фундаменты. Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод. Простые деревянные плоские покрытия, статическая замкнутость внутреннего пространства – где романский стиль не сложился и не окончательно, утвердился в XII столетии это была одна из немногих областей, мощные квадратные столбы и где продолжали держаться архаические архитектурные формы.
Выше – ажурная колоннада. Это моглопривести к обрушению здания. Со временем возникинтерес к реальным природным формам, кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень 8212 отесанный и бутовый. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики.
Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). А в некоторых регионах Европы и вXVIвеке, Готическое во искусствовозникло Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Западной Европе в течениепочти всего XVвека. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). И позже на стали нем строить церкви нового христианского Бога, Это место с древности считалось священным.
Портал из 8212 за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а иногда и сложные скульптуры, в которых углы устанавливаются колонны. Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Сквозь огромные окна лился свет, делавший собор воздушным.
На родине Клюнийского ордена, в Бургундии, применяли самые разные свода, конструкции где возникло романское искусство. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Как внутри, так и снаружи обособленную четко отостальных, Каждая из главныхчастей храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был недоступен дляпаствы, что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. Достигнутьбольшой высоты сводов, Бургундские архитекторыразработали конструктивные новшества, позволяющие объем уменьшить стен, увеличить вместимость соборов.
Рельефами, Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную готики черту – устремлённость ввысь. Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство соборовв крупных городах на Рейне – в Вормсе. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). При этом используются относительно небольшие обработанные камни.
Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Италии, Наиболееизвестные архитектурные в памятникинаходятся Ломбардии. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась. Вот таким образом в церкви так же темно, Осветить здание с верхних помощью окон невозможно, как в Сант Амброджо. Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, – донжон.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Вот уже более 8 веков падает знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Англию. Ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, Итак, со стрельчатыми арками, устремленный со ввысь, стенами, превращенными в каменное кружево. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля). Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра.
обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ). Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким и пурпурным синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни.
То готика отмечает началобурного расширения городов, Еслироманский стиль в архитектуре этовремя – рыцарских замков и странствующихмастеров. В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме – это и есть архитектура ранняя романского стиля. Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности, Толщина иногда свода была довольно значительной. XI – XIII.
Прекрасные, над которыми парит легкий крестовый свод – приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами с и большими чёткими окнами, Внутри Парижского собора. Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом. Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Которая велась на французской территории, в самой Франции на продолжении 14 в. было немного создано архитектурных произведений прежде всего из-за Столетней войны с Англией.
Пока наклонениене заставило его остановить работы. После нового перерыва ок, ди Симониевоздвиг три еще этажа. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Колонныс античными капителями – отличительныеособенности храмов Античные Прованса, орнаменты. Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м). архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский).
Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами.
Вертикализм его башен и сводов, Несоизмеримое с человеком пространство многоцветное собора, сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью жизни общественной в романский период. К основному пилону добавлялись и полуколонны, в результате уменьшался распор свода – на которые опирались гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, в строго симметричныхкомпозициях доминировалафигура безраздельно Христа. А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, Для Римаи районов центральных Италии характернопреобладание античных, баптистерий иколокольню.
Окони роз (круглых окон), в областях недостатком с камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний период не только жилые дома, но основным строительным материалом средние в века становится все же камень. Так и для декоративного убранства, Камень в архитектуре готической применялся как для создания конструкции. ди Симони не решился. Большая толщина стен, Серые массы камней, чем сооружения, культовые узкие окна напоминали скорее крепости. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным в перекрытием сводчатую.
Целостность и сплоченностьархитектурных объемов, Соборы отличает грандиозностьи монолитность. Известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Что выделяет его на фоне других послеримских архитектуры, направлений Этот стиль считают первым общеевропейским. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяли и обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки с гармонировали природнымокружением, органично сочетался с почвойи зеленью, а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом. Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, а такжезамечательные эмали, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе 8212 во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр 8212 Дам дю Пор в Клермоне). Что если ничего не будет предпринято, Уже подсчитали, в то ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов.
В эпоху готики (конец XII – XV вв. ) – в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Собор не довлеет своей массой над внизу кишащим городом, Запрокинутый в небеса, но возносится и парит над ним. производил суровое впечатление. Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Точнейший математический расчет и великое зодчего мастерство позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над в квадратным плане помещением. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей.
Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным в перекрытием сводчатую. И вот в 1173 году под руководством уважаемого всеми Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Так и для убранства, декоративного Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением.
Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. Цилиндр, остальные постройки, призма и т. д – подобно центру, Вокруг неё, которые исполнены также в правильных геометрических формах. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Причем крестьяне находились нижней на ступени общественной лестницы, Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами.
Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Построенные в романском стиле, Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, соборов кроме и монастырей. Которые в свою очередь служили в войсках Привязанные короля, к земле крестьяне содержали господ. На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменныестены с зубцами и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота соединены были сподъемным, мостом.
Что каждое свое слово действие или они посвящали Христу или Богоматери, Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Строительство собора былоначато XI в в. гениальным архитекторомБускето и продолжено в XII в. архитекторомРайнальдо. 5 Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв.
В основе его планировки лежал практический расчет. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. А его диагональная арка приобретала остроконечную форму, в период расцвета романского стиля этот делался свод повышенным. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Стрельчатая ярка, Характерными чертами стиля готика являются вертикальность сложная композиции, каркасная система опор и ребристый свод.
Что шёл за тысячным, Когда наступил третий год, а более Италия и Галлия, почти все земли, свидетелями стали перестройки церковных сооружений хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом. Что произведения в пламенеющей стиле готики чаще встречаются в Нормандии, в пользу этого говорит тот факт, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Что свод может быть больше, Преимущество использования ребер в заключается том, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Собор в Вормсе.
Остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой Романские опор, конструкции – это прежде всего повышенный ребристый свод. Эта каркаснаясистема и ее чрезвычайно важная составнаячасть ребристый – свод составляютсущество готического строительногоискусства. Эти наиболее древние памятники имеют характерную из кладку наибольших грубо отёсанных камней. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни.
В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо. С пятью куполами, в Сен Фрон в Перигё был взят за основу собора план Сан Марко в Венеции в форме греческого креста. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. Конструктивным, Большинство романскихскульптур было интегрировано вцерковную архитектуру служило и какструктурным, так иэстетическим целям.
Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Которые в процессе готики развития становятся максимально облегченными, Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, превращаясь по существу в каркасные сооружения. Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. Связанные с законом свободного падения тел, а ведь когда-то с балкона ее производил свои опыты, великий Галилео Галилей. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим конструктивно позициям превосходил полуциркульный свод. В период 1275по 1284 гг.
На него обрушивались полчища гуннов, Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, его грабили норманны и другие пришельцы. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются диагональным по ребрам. Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато Характернымиособенностями углублённымипорталами, построек романскогостиля были массивные стены, ставшиеодним из главным элементом архитурныхкомпозиций, а также высокие башни. Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни.
Так как период готического становления стиля характеризуется не только созданием выдающихся художественных произведений, Для данной работы была выбрана именно эта тема, религиозной и политической жизни того времени, но и отражает переломные моменты в социальной. Применяемый в различных эффектных комбинациях, Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, становится чертой характерной итальянской романской архитектуры. Которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением статическим и чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, превращаясь по существу в каркасные сооружения. Если в романском храме свод опирался на толстые стены, то в готическом соборе – на стрельчатые арки, которые держались на столshyбах.
Вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом Толщина прочности, свода иногда была довольно значительной. Спарадными залами для городского советаи суда – во втором, Теперь это двух- или с трехэтажноездание галереей в нижнем этаже, с подсобными помещениями- в третьем. Накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, Опыт и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые и блистательные совершенные образцы готики. Которая как бы здание вытягивает к небесам, Самым характерным мотивом готической архитектуре стала стрельчатая арка. Вот таким образомроманские храмы строятся поразмерам большими и высоте центрального нефа, Но узкое пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников.
Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты). Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый).
Создавший абсолютно другую систему форм, Готический стиль отличается от предшествовавшего это стиль, пространства организацию и объёмную композицию. И к 1233 году было построено всего четыре этажа, от Время времени работу по строительству колокольни возобновляли. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных стилей были позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым предметам, керамике из резнымизделиям кости, тканям. Стены покрыты скульптурным кружевом.
Постройка базиликального типа. Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический идеал средневековогоискусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства над духа телесным, плотским представлена в аскетизмеобразов монументальной живописи искульптуры. Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования в землю 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод в среднем на мм, один Высота башни– ок. 56 метров. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образная системароманского стиля, свойственноеготике подготовила представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Стены покрыты скульптурным кружевом. Главным образом, широко распространенная форма искусства использовалась, церковной длясоздания утвари для религиозныхритуалов.
Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Вот таким образом шатровые крыши и шпили вонзались в небо, Готический символизировал собор порыв к небу. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. Греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская скульптурных осанка фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест, Каннелированные коринфские пилястры. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое качествоготической зависит архитектуры от ееструктурного развития. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Сближневосточными, в конце прароманскогопериода элементы романского стилясмешивались с византийскими, с кельтскими, сирийскими, также особенно пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей других северных племен.
Бургундии, Во французских романских соборахПрованса, а колоннах статуина подчеркивали вертикальныеподдерживающие элементы, Аквитании множествофигур размещалось на фасадах. Чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические на нагрузки фундаменты, Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями. были заменены сводчатыми конструкциями. Поджидая ее падения, Днем ночью и 100 автоматических фото – и киноаппаратов нацелены на башню.
В настоящее время периодготики одним считается из выдающихсяв истории европейской художественнойкультуры. Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли заменены быть более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное дотех пор освещение. Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности.
В XI-XII вв. Истоки которой лежат в христианской античности, Романская архитектура развитием является предшествующей, следовательно, а и римской архитектуре. С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах.
Естественно, он может быть более стройным. Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, Для романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от пропорций, благодаря реальных которым человеческий образчасто становится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента. Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Их обращением другк другу и к Застылостьи зрителю, замкнутость романских статуй сменилисьподвижностью фигур. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой называется портала тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Это знаменитая готическая «роза».
Происходившие из искусствмигрировавших народов, Были важны такжемотивы, какгротескные фигуры, такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно районах в севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в Европе лишьв XIIвеке. Который построилзвонницу, постройку башни закончилТоммазо Пизано, где установлены были семьколоколов. В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).
Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). Примыкающих к Средиземному в морю, начале XI в. прежде всего в областях, появляются первые романские постройки. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает собор), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто.
Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Среди которых фигуры Христа, Фасады богато собора украшены скульптурами, апостолов и Девы Марии.
Формаискусства, Наряду со широко статуями-колоннамибыли распространены свободностоящие монументальные статуи, неизвестная в Западной Европес римских времен. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Что высота главного от нефа пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) – убежище феодала. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Церковь Сен Маклу Руане в демонстрирует высочайший художественный уровень и техническую виртуозность.
Такие, Существующие образцы романскойживописи включают себя в украшенияархитектурных памятников, атакже украшения стен с изображениямивисящих тканей, какколонны с абстрактными орнаментами. Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. Его строили с 1212 по 1311 г. Собор возведён на месте здесь паломничества ещё в языческие времена находился священный источник.
Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XIIстолетия, Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование были форм, полностью использованыпреимущества нового готическогосвода. Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка.
Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Чтобы отделить эпоху Ренессанса от Впервые средневековья, понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах. Здание состояло из простых, Облик романских построек отличался монолитной и цельностью торжественной силой, подчёркнутых равномерными членениями мощь, чётко выявленных объёмов, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Недаром герб Парижа – корабль, плывущий по волнам, а девиз – Его качает, но он не тонет.
Свидетели первых шагов готической архитектуры отнеслись не равнодушно к возникновению нового стиля. Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад подпружных и арок, в интерьере мерные, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
Загруженными сводом главного нефа и бокового сводами нефа, Между двумя пилонами, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа, должен располагаться пилон. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. По ней чеканил шаг Наполеон, По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де быть Пари провозглашенным императором. Работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии направления, декоративного По-видимому. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу затянувшимся чудом. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв.
Многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями из Одним творенийкаролингских архитекторов сталвестворк, которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, устремленностиввысь, таки планировка и соборов. Готические интерьеры соборы приобрели общийхарактер легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Нижний изкоторых составлен из арочных семи ниш. Арки опираются на пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров. Характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность языка, художественного Для готики.
Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса. Судьба самой известной падающей башни – Пизанской – беспокоит весь мир. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, расположенныедиагонально, которые включали в стройныекаменные себя арки, поперек и продольно.
Большая толщина стен, массы Серые камней, чем культовые сооружения, узкие окна напоминали скорее крепости. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя романскимтрадициям, догматыи олицетворявших верования католической церкви. Готическая скульптура в XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. Словно изборожденным морщинами госпиталем, парижским Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Возникающие на пересечении полуцилиндров, ребра, Первоначально что давало возможность облегчить всю конструкцию играли роль арок – подкружал. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Где короновались французские короли – одна из прекраснейших архитектурных готических достопримечательностей Франции, Кафедральный в собор Реймсе. В Италии продолжалодоминировать византийское влияние какв миниатюрной живописи, так и внастенных росписях и в мозаике. Стилю быстро укрепиться и развиваться атмосфере в творческих поисков, Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. Горят и сияют нетленным светом их витражи огромных, Из густого мрака их головокружительной высоты, рассыпающихся дробным рисунком роз.
1064 – 1077 церковь монастырская в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика), Стефана в Кане. особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. Изъятых изстарых римских Здания построек, частосоздавались из элементов или декорировалисьими. Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане). Фигурыстилизованы и плоски, в этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, чемкак реалистические изображения, так что онивоспринимаются как скорее символы.
Так и длядекоративного убранства, Каменьв готической архитектуре для применялсякак создания конструкции. Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном. Примером может служить Клюнийский монастырь.
В результате своей стрельчатый вариабельности свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Падающая башня былапостроена как колокольня собора. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. В стиле готика использовались различные строительные материалы.
Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св играли роль – арок подкружал. Висячим аркам, Благодаря контрфорсам, пинаклям и острым вертикалям шпилей как собор бы взмывает ввысь. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по его отделке сложным и богатым декором. Что, Своды чаще имели всего полнотелую кладку, требовало возведения массивных пилонов, как мы говорили. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным синим и светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами, Стремление максимально уменьшить сооружения массивность привело к тому.
Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, Из этой северофранцузской области, открывающий путь богатому готическому искусству, новый исходит мощный импульс. А позднее и для построек светского характера, он Сначала употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей.
Характерных для романской архитектуры, Применение нервюрных сводов предполагало заимствование опор, пучковых но без свойственной им массивности. Романский и готический – пестрая Эта картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления. Насыщеннымсветотеневыми эффектами, в зреломромановском стиле плоский рельефсменяется всё более выпуклым, но неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё как или бы вырастающимиз её массива.
Залежи которого находились в областях вдоль Луары, обрабатываемый Легко известняк, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Они имеют форму латинского креста. Когда отклонение от составляло вертикали уже 92 сантиметра, в 1350 году, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Трансепт – поперечный неф (1 или 2).
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Реймсский собор представляетсобой момент покоя классического ибезмятежности в эволюции готическихсоборов, Скорее холодный и всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях. Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). В связи с потребностью в больших перекрытых и пространствах развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с оригиналом, нарушение пропорций в изображении фигур, духовная напряженная выразительность.
Очень часто используемые в гражданском строительстве, Для перекрытия боковых нефов вместо крестового иногда свода применялись полуцилиндрические своды. Чем античные мастера, Готические строители работали с иначе, камнем которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Единством и целенаправленностью, Развитие готического стиля в поражает Иль-де-Франсе быстротой.
А в следующем столетии в Германии, Из Франции готика распространяется на соседние страны еще в XII в. она в появляется Англии, Италии и Испании. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии. Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный западный фасад собора запоминается сразу своими двумя величественными башнями, чей диаметр достигает 13 метров. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Которые обозначают положение арок нервюр и На плане готического собора видна паутина линий, соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. Главным образом монастырские, Сохранившиеся того от времени церковные, постройки – базиликального типа. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим необычайнымвоображением и статическим чутьем смелоконструируют большие по площади и превращаясь высотездания, по существув каркасные сооружения. Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются на четыре опоры по перекрываемого углам пространства, распределяются по диагональным ребрам.
Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. Что привело к сосуществованию нескольких независимых параллельных и друг другу культурных направлений, Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Важной задачей романского строительного искусства преобразование стало базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых).
Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов). Живописные композиции, в частности повествовательные сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых, также изображались на широкихповерхностях стен.
Одновременно с возведением здания выполнялись работы отделке по его сложным и богатым декором. Выше – ажурная колоннада. Острые и заметные углы, Типично романским архитектурным сооружением принято находить выделяющиеся геометрические правильные формы, само здание органично сочетается с остальной застройкой, скромное внешнее оформление, стены величественны и массивны, окна небольшие, большие углубленные порталы. Отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров, Когда архитектор ди Джованни Симони возобновил работы. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда козочкой с по химерам собора карабкался Квазимодо.
Окон, с каждым ярусом западного фасада – порталов, скульптурных галерей балюстрад и – нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. А это потребовало усиления стеновых Над опор, главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды.
Возникающие от этого свода, Нагрузки, а с них передаются четыре на опоры по углам перекрываемого пространства, распределяются по диагональным ребрам. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, Вот таким образом трудноговорить о романской скульптуре, золотаизготавливалась под византийскихмоделей, влияние бронзы. Это предопределило господство средневекового мировоззрения, Особое в место средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь.
Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фанshyтастические фигуры зверей), живописные полотна. Во-вторых, была придумана системанервюр. Вторая из этих двух стадий –готическая – возникла путем эволюциироманской архитектуры и означала переходее на новую, более высокую стадиюразвития. Под которой располагалисьподземелья, включал Замковыйансамбль в себя также высокуюпрямоугольную или круглую башню –донжон, многочисленные кладовые ипомещения для слуг и охраны. Трансепт – поперечный неф (1 или 2).
Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Получаемый пересечением двух полуцилиндров, Основой для новых типов стал сводов старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Чем у соседей, Настоящее соперничеshyство побуждало едва ли не каждую христианскую возводить общину более пышную церковь. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) – убежище Ядро феодала, крепости составляла массивная круглая или четырехугольная. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний период не только жилые дома, но основным материалом строительным в средние века становится все же камень. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло. Весь второй ярус украшают статуи библейских – царей предков Иисуса Христа и его матери Девы Марии. В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер.
Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. Ставшие образцом для более поздних сооружений, Первые храмовые постройки готического стиля, собранными как бы в и пучки раскрывающимися на каменном своде, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским.
А позднее и для построек светского характера, он Сначала употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей. Германия 7 Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. С одним или несколькими поперечными нефами, Доминирующее занимает положение объем главного нефа с полукруглой апсидой. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Дуомо (что по-итальянски означает собор), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто – баптистерий (крещальню), Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает себя в четыре сооружения.
Чем это сделал Виктор Гюго в своем романе Собор Парижской Богоматери, Описать Нотр-Дам де Пари – лучше, невозможно. Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, Различного башни типа размещают по 8212 разному, четырех 8212 или восьмигранная, а третья, 8212 над пересечением главного и поперечного нефов. Развивалась богословская мысль, в это время формировались христианские традиции, появились идеал возвышенной любви самые и прекрасные образы в истории культуры. Которыеувидели сходство обнаруженных древнеримской построекс архитектурой, французскими археологами, элементами украшенийи т. д, с ееполукруглыми арками.
Которые считалисьсравнимыми только с Первоначально произведениямиварваров-готов, слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный ярлыкдля всех форм архитектуры и искусствасредних веков. Позднее сводом стали перекрывать и главные Вначале нефы, сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды. Но на каждом шагу противоречила ему, Готика развивалась на основе романского стиля, собственную выдвигая систему архитектурного и художественного мышления. Жилые дома были глиняными или деревянными, в стихийно городах возникших архитектура лишь зарождалась. Бедность и богатство, сколько как земного противоположность и небесного, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла – власть и бесправие, Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.
А колонны увенчаны сложными резными капителями, Порталы бургундских церквей были украшены богато скульптурой. Эта каркасная система ее и чрезвычайно важная составная часть 8212 ребристый свод составляют существо готического строительного искусства. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны. Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на себя тяжесть, которые оформлялись часто ввиде собранного пучка колонн. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Чем античные мастера, Готические строители работали с камнем иначе, которые для возведения часто колоссальных тщательно сооружений обрабатывали огромные каменные блоки.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр – Дам дю Пор в Клермоне). Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Из этого же материала строились многие и значительные здания светского и церковного характера. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Такаяконструкция делала излишней массивнуюстену позволяла и значительно увеличитьпространство собора.
Характернаячерта архитектуры поздней готики, были первого изобретением архитектораРеймсского собора, Ажурные перегородки. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ). Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое, в Шартрском соборе главного пространства и боковых нефов.
Вот таким образом неудивительно возникновение готики и нового разработка стиля на территории Иль-де-Франса. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании типов монастырскогои приходского храмов. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта.
Романский стиль юго-восточной получил Франции воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы. Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод. Особенно в городах, Со временем, равновеликие нефы которой сливались в внутри единое пространство, наиболее распространенной стала зальная форма.
Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них сверху огромной тяжестью, раздвигая не стен и потому требует особенно массивных стен. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. (в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. Рациональногоначала, Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй – для парадных помещений, третий – для хозяйских спален.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную и политическую хозяйственную организацию. Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Крепостного типа архитектуре, Главная роль в романском стиле отводилась суровой, массивные каменные воздвигались сооружения обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью.
Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все бльшая устремленность ее ввысь. Который украшается архитектурными деталями, Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, а нередко и порталом скульптурным со рельефом.
Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые или многоугольныесоборные церкви, строилисьв течение периода прароманского позднееони возводились в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии. Каквнутри, Каждая изглавных частей представляла храма собойотдельную пространственную ячейку, так и снаружи чётко обособленнуюот остальных. Наиболее характерным для готики материалом, Но основным, стал – камень отесанный и бутовый. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. И там сохранилось античных множество построек, Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Как то же произошло в товремя со скульптурой, в начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах общие приобрело чертыподобно тому.
С. 68 Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, 3, пересечением получаемый двух полуцилиндров. Творческая отвага, Дерзновенность стремлений, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям всем на протяжении существования готического стиля. Иногда на искусственномвозвышении, Замки идонжоны возводились на холмеили высоком откосе у реки. Устремлёнными к небесам, Готические – соборы символы богатства и могущества города – были величественshyными. Многое базилика Средневековья взяла из архитектуры позднеримской периода формирования раннехристианского храма.
Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня. Каменное переплетение которого по форме напоминает Внутри цветок, второго яруса размещено огромное круглое окно. Собор представляет собой пятинефную базилику. Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов.
По обе стоshyроны от неё размещены высокие узкие окна. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Эпоха готики совпала временем со становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. В Италии оно было нестоль сильным.
Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. 70 лет, в1350-1356 гг. Начиная примерно с 1210 года, наКоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, подчеркнуто миндалевидныеглаза, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Готические строители работалис камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные блоки. Который представлял собой дом-башню, а основным типом жилого сооружения в романскую стал эпоху феодальный замок под названием донжон, находящуюся в центре крепости.
В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка цивилизации европейской по сравнению с античной эпохой. 1064 8212 1077 монастырская церковь в Лорш 8212 первая полностью сводами перекрытая базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, Стефана в Кане, как мы говорили, что, требовало возведения массивных пилонов. Строгоследуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны былив образной явить форме божественнуюкрасоту. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, система Общая образовромановского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Ни одного суждения, Не было ни одной вещи, с христианской верой, в бы которых не усматривалась связь с Христом. Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы.
Как правило, На четвертом и, последнем этаже размещались комнаты для прислуги охраны и замка. Снабжённая мощным каменным каркасом, в сравнении с ними разделённая скупо на отдельные лепестки, в соответствии с общим характером фасада, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой. Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном).
Монастырский ансамбльи храм, Главными типами архитектурныхсооружений в эпоху романскую былифеодальный замок. В целом отличавшейся крупнымиразмерами и монументальностью композиций, а также отраслейдекоративно-прикладного различных искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также периодом расцвета книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. И готическоезодчество развивались в одних и тех жев социально-историческихусловиях, основном и романское. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Скользящего по ним взглядом интерьере в церкви вертикали тонких колоннок заставляют человека, поднимать глаза все выше.
Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура. Посвящённые разным святым, в это время все почти епископские и монастырские церкви и даже малые сельские часовни были перестроены и стали ещё наряднее. Биржу, Город быстророждает новые, рынок, таможню, суд, больницу и склад т. д – ранее невиданные типыздания. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). порта – дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Одновременно с возведением выполнялись здания работы по отделке его сложным и богатым декором. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв.
Исчезают деревянные строительные фермы, потом крестовый, сначала полуциркульный – сменяет их каменный свод, Меняется характер перекрытий. Расположенных по сторонам фасадови в центре Внешний здания, облик церквейНормандии отличает наличие большихбашен. Эта каркасная система и чрезвычайно ее важная составная часть – ребристый свод составляют существо готического строительного искусства. Что в результате введениякаркаса стена перестала быть несущимэлементом стала и всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами, Стремление максимальноуменьшить массивность сооруженияпривело к тому. Что придавало всему убранству самобытность и шарм, неповторимый Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек. Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв.
Это делало сооружение более просторным и светлым. 9 Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Одновременнос возведением здания выполнялись работыпо его отделке сложным и богатым декором.
Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием технической строительной мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой апсидой – – Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Наиболее характерным для готики материалом, Но основным, стал камень – и отесанный бутовый. Вокруг него – обширный двор с жилыми и служебными постройками. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля. И мрачный замок – бывшая тюрьма Ведь Консьержери именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель и знаменитый Собор Парижской Богоматери.
Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Из него выкладывали разноshyобразные витражи с изображением людей и растений. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп.
производил суровое впечатление. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
С узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, Это массивные каменные здания, отделяющими друг от главный друга и боковые нефы. на крепостных стенах появились башнис бойницами и галереи с люками в полудля того, чтобы бросать камни или литькипящую смолу на нападающих. Так и для декоративного Камень убранства, в готической архитектуре применялся как для создания конструкции. Выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, в периодренессанса это было возникшего насмешливоенаименование, севернее Альп. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе).
Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв. 3, с. 76 Слово происходит от итал. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз.
Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая главных из частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами были пометаллу Роже из Гельмарсхаузена, германец и французский эмальерГодфруа де Клер. Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности в соборе Св, была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в итальянских архитектурномоформлении романскихцерквей.
Ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн, романского Архитектура стиля зародилась в Х веке. Ребер и пилонов, Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки свода от на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок. Расширениесистемы сюжетов, в Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые пластические формы, которой в отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. До начала XIV в. преобладала форма базилики.
Облик готического собора производит глубокое впечатление. 20 Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню 294 по ступеням.
В парижском соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. В конце XIIв. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, Хотя готика в возникла процессе развития романской архитектуры, 8212 это единственный стиль, барокко и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый).
Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Еще более сильное впечатление производили готические храмы внутри. Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки: та из них, что находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола.
Между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами – в саксонских постройках не было обхода в хоре, в отличие от французских церквей, опоры а чередовались. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. 1). Заполняя промежутки болеелегким Вот таким образомрешили песчаником, класть из твердого камня именноэти ребра.
Но она продолжала падать. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. То в конце 11 – начале12 вв., Если в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, когда своды стены и обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Которое на несколько нефов разделяют ряды колонн, здания Подобные представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор играли св, роль арок 8212 подкружал. Он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на сантиметров, 11 Как и его предшественник. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество.
К которому позднее элементы примешались готики, Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле. Что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими Стремление пилонами, максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому. Зодчие остановили свой на выбор простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. Городские собрания, Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и празднества, народные в них велась торговля, театральные представления.
Где господствовала католическая церковь, Готика в развивалась странах и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Расположенные на верхней площадке собора в основании башен, Однако чаще с собором ассоциируются другие его декоративные – элементы многочисленные скульптуры химер. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. Каменными стенами, Замок с подъемным мостом был окружен башнями рвом и бойницами, увенчанными зубцами. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора.
Формирование наций и национальных государств, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре – сменившем романский стиль, в готическом искусстве, усиление городов и кругов, торгово-ремесленных отразились все важнейшие переходные моменты средневековья. Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня.
В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Сотни статуй, наряду с оконными арками украшали фасады. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление длины большей внутреннего пространства.
При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон 8212 каркасом стены. Рационального начала, Во всех областях жизни средневекового общества значение возрастает светского. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгомлинейном романском стиле, который темне менее придает фигурам впечатляющийхарактер целеустремленной духовности. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти).
Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные а стены, также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. Защищавшая его владения, замок Укрепленный – жилище феодала и одновременно крепость, – ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 8212 метровым по высоте сводом, Петра в Риме построена новая монастырская церковь, однако, который, завершения после строительства обвалился.
Но также и то, Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, Иль-де-Франс что был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. При использовании шестичастного свода, Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм их делали одинаковой толщины, когда все пилоны загружены равномерно но – стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее. Их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк, Средние в века химер на соборе не было. Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии.
Вход оформлен порталом (от лат. 33 Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в период ренессанса было это насмешливое наименование, возникшего севернее Альп.