Может, Он по своему уровню, о которых мы говорим и не сопоставим с гениями немецкого искусства, но он и повлиял на Дюрера и на Кранаха. Таким образом, маньеризм далек от единообразия он обладал огромным богатством (ломбардский, римский, генуэзский, неаполитанский и т. д. маньеризм) и был широко распространен, завоевав практически всю Европу. Наряду с интерпретациями социологического характера (Антал, 1948 Хаузер, 1954 Ф. Вюртембергер, 1962), которые противостояли теориям, видящим в маньеризме постоянную тенденцию человеческого духа, относительно независимую от социального контекста (Куртиус, 1947 Хоке, 1957), были предложены и стилистические (влияние готики, Дюрера, Донателло, античности), литературные и философские истолкования (роль академий, меценатства, церкви, двора, религиозных орденов).
Утрехте – под влиянием пармской школы в XVI конце в. складывается элегантное и страстное искусство (Корнелис ван Харлем, Блумарт, Эйтевал), в крупных художественных центрах – Харлеме. гал. ). Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. Можно сказать, Что касается маньеризма, что обусловлено запоздалостью развития живописи испанской что всё испанское искусство эпохи Ренессанса несет на себе его отпечаток. Но и Пабло Пикассо, только Не Людвиг Кирхнер и Альберто Джакометти откликаются на творчество Кранаха и создают ремейки на его работы. Маргаритой и святыми», Болонья, Нац. Бриганти, разделяя теорию Р. Лонги о происхождении маньеризма, определил три поколения «маньеристов».
Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Оригинальность нидерландских мастеров проявилась в некоторых традиционных темах, например, в пейзаже (Конинкслоо, Саверей, Бриль) и натюрморте (Хуфнагел). Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, затем а – внуку и правнуку. Например Франческо Сальвиати, Среди художников этого поколения также великие были декораторы. Его самым удачным и самым типичным для маньеризма произведением является своеобразный музей – Студиоло – Франциска 1, над которым художник работал с 1570 вместе со своими самыми способными учениками (Поппи, Нальдини, Аллори, Санти ди Тито, Мазо да Сан-Фриано, Каваллори, Маккьетти, Страдано и Цукки). П. лигорио, Вазари, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали, Джулио Романо) гуманистичная образа ясность вытесняется стремлением к сценическим эффектам.
Просто это было модно. Что его страстная индивидуальность, Дворжак настаивал на независимость том и мистицизм были очень важны для спиритуализма маньеристов. Изучение маньеризма в венецианской живописи – одна из заслуг современных исследователей. Б. челлини, Амманати, Б. Бандршелли) характерны стилизация фигуры, человеческой Джамболонья измельчённость формы, а также смелое решение проблем совершенно круглой статуи. маньеристами антиков. До него у Фридриха ш Мудрого в должности придворного живописца итальянец состоял Якопо де Барбери.
Эту моду удачно поддержали талантливые рисовальщики (Делон) и граверы (Ж. Сам Пармиджанино создал в Болонье несколько произведений во время своего пребывания здесь пути на из Рима («Св. В XIX в. теоретики, стремясь прояснить значение и использование понятия «маньеризм», начинают изучать творчество «маньеристов» и благодаря этому стиль той эпохи постепенно «реабилитируется». Виноград в руке Богоматери, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает ldquoистинную Церковь Христовуrdquo, напоминает о человеческом воплощении Христа, которую персонифицирует изображение Богоматерь водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников – к которой прикасается Младенец, Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла. Со своей стороны, Веронезе, самым прекрасным декоратором которых он был, применяет маньеризм к изяществу дворцов, расписывая их стены образами, очевидно навеянными Пармиджанино грацией и трактованными в светлой цветовой гамме. Ангела, Палаццо Рикки-Саккети) и во Флоренции (Палаццо Веккио), состоящие из нескольких планов, представляют собой пример типично маньеристического декора.
Дюрера, Оказалось, Ганса Гольбейна Младшего, Кранаха Старшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века начала или нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка – что из знаменитых трех мастеров XVI века. Кранах довольно рано прославился в Вене. Его эскизы (Париж, Лувр, Кабинет рисунков) демонстрируют любопытную адаптацию стиля Россо и Приматиччо. Маньеризм родился в Италии. Реформатор немецкой живописи, Центральная фигура выставки – Лукас Кранах Старший, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Возрождения, Северного чьи новаторские идеи в отношении композиции.
Отдаваемое иностранными художниками в ранние годы правления испанских Габсбургов, Предпочтение, препятствовало образованию местного центра эпохи искусства Возрождения при королевском дворе. Как князья зовут тебя на охоту, Всякий раз, травящего оленя, ты берешь собой с дощечку и живо запечатлеваешь то Фридриха, то Иоганна, выслеживающего кабана и этим наброскам они радуются не меньше, чем самой охоте". Так, Ширман (конгресс в Нью-Йорке, 1961-1962) углубил исторический смысл понятия «maniera», определив его как идеал формального совершенства и виртуозности и полностью отделил его от маньеризма. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф. Они положили начало течению «эксцентричных» флорентийцев или необычных графических штудий скульптора Б. Бандинелли.
Так же молодые художники изучали искусс- тво Леонардо, восходящее еще к XV в. Его самые знаменитые произведения также стали источником вдохновения маньеристов («Поклонение волхвов», «Мадонна в скалах», «Леда», картон «Битва при Ангьяри»). Во Флоренции Перино дель Вага предложил один из вариантов нового идеала «maniera» в своем картоне «Мученичество десяти тысяч». Но около 1390 понятие «maniera» появляется у Ченнинни и Вазари для обозначения индивидуального стиля художника («манера» Джотто, например). Тоскана. Благодаря мудрой художественной политике королей Фонтенбло в развивался один из важнейших центров маньеризма. Их творчество производит огромное впечатление, предвосхищая барокко и рококо (Спрангер – «Геркулес и Омфала», Вена, Музей истории искусств). Который возглавил коалицию протестантских князей, Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, потерпел поражение в битве при Мюльберге, от недалеко Инсбрука.
Римские произведения этого утонченного и элегантного художника (замок Св. Применяемый в гравюре, в гобеленах, новый беллифонтеновский стиль пользовался огромным успехом и немногие французские художники избежали его влияния (Франсуа Клуэ, Кузен). Посвященных только турнирам, в отличие от трех других гравюр, помимо самого состязания, на данном листе, множество изображено жанровых сцен. ). пинакотека), создает ирреальный и поэтичный мир в гамме сияющих и лиричных тонов, великолепный образец рафинированной и пленительной «maniera». Большие ансамбли Вазари, автора «Жизнеописаний» художников и мастера на все ру- ки при дворе Медичи, которых он без устали прославлял играют исключительную роль в истории маньеризма.
В XX в. исследователи открыли особую роль Тосканы в становлении маньеризма. Однако отказ от классицизма был более легок для испанца Алонсо Берругете, чем для флорентийцев, поощряемых работами Микеланджело и Рафаэля. Эти взгляды разделяли болонец Мальвазия (1678) и флорентиец Бальдинуччи (1681). Этот оригинальный декоративный стиль, получивший название «французская манера», полностью проявился в замке Фонтенбло, где он был разработан под руководством итальянцев. Гора – духовное над возвышение мирской суетой скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры – опорой которой является Христос, Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст. В работах маньеристов изображалось их видение мира как катастрофического, нелогичного. Кранах был человеком разносторонним, Подобно другим Возрождения, мастерам очень практичным и вовлеченным во все идеологические и политические страсти своего времени.
Живших в Италии, Более современное течение образуется художников, вокруг например, некоторые из которых, Алонсо Берругете, способствовали зарождению маньеризма. Позже, в 1930 исследователь определил следующий за первым маньеризмом и периодом имитации этап антиманьеристской реакции, близкой Ренессансу, эстетическая концепция и темы которой предвосхищают искусство XVII в. (например, Бароччи). Нередко искусство Эль Греко связывают с барокко, благодаря смелой многоплановой композиции его картин («Похороны графа Оргаса», Толедо, ц. Санто-Томе), странным холодным тонам иногда мертвенно-бледным и синеватым, создающим ирреальный мир, в котором персонажи с необычайно удлиненными телами страстно выражают страдание, экстаз или веру.
Петра» и «Обращение Павла»), но также и его зрелые произведения («Мадонна Дони», Флоренция, Уффици, 1504-1506 картон «Битва при Кашине», 1504 роспись свода Сикстинской капеллы, 1508-1512). Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Маньеристы в экстазе украшательства выписывали на потолках стенах и псевдолепнину, Мало того, псевдобарельефы и даже псевдостатуи, на взгляд неотличимую от настоящей. Рафаэля и других мастеров Возрождения, Используя в качестве стилистических произведения нормативов Микеланджело, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, находящейся во власти иррациональных сил. Он всегда воспевает одну из самых любимых тем маньеризма – фантастический пейзаж или пейзаж с руинами, многочисленные и изысканные вариации которого он создает (Вилла Мазер). Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Парма и Эмилия-Романья. Высшей точкой его ранних поисков является картина «Снятие с креста» (1522, Вольтерра, пинакотека) с ее странным геометризмом. Наряду с этими элегантными и грациозными художниками в Болонье работали и выразительные более мастера. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. ).
Рох», Болонья, ц. Сан-Петронио «Мадонна со св. Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. П. Ломаццо). Никколо дель Аббате исполнил эскизы декораций в Модене и в Палаццо Поджи в Болонье («Пейзажный зал», «Концертный зал»).
Атмосфера духовного напряжения в Эль картинах Греко – уникальное качество в живописи того времени. Элементы которого он видел в поздних произведениях Так Микеланджело, он определял первый маньеризм. Выразительность их работ – типично маньеристическле их произведения также отличаются необычайной тонкостью исполнения, Резкие цвета, но к нему относятся художники Дунайской школы, которая часто предвосхищает искусство XVIII в. В Германии Дюрер и Гольбейн избежали маньеризма, объединяющей самых разных мастеров безотносительно к дунайскому региону – от Кранаха до Вольфа Губера, – которые писали фантастические пейзажи.
В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали переход окончательный от идеалов Ренессанса к маньеризму. Венеция, Генуя и Милан. Молодым, но достаточно известным.
Он использовал термин «маньеризм» для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении. Лукаса Кранаха Старшего невозможно ни с кем спутать, настолько индивидуален его почерк. В 1530 по приглашению Франциска 1 Россо отправляется во Наконец, Францию, что он был одним из самых оригинальных и значительных декораторов своего времени, в замок Фонтенбло его росписи здесь лишний раз доказывают. Уже после кончины отца, в последующие три десятилетия, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль, в бытность полноправным художника хозяином и главой процветавшей мастерской. Что черты итальянского Возрождения, Запоздалость подразумевает, были уже собственно не самим в Ренессансом чистом виде, пришедшие в Испанию, а маньеризмом. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Многие современные исследователи сосредоточились на концепции «maniera». Глубокие интенции Рафаэля подтверждаются его рисунками и поздними картинами, такими, как удивительное «Преображение» (Ватикан), в котором композиция и экспрессивная мимика фигур являются уже маньеристическими.
В XX в. результаты этих исследований стали доступны широкой публике, благодаря серии больших выставок (Неаполь, 1952 Амстердам, 1955 Манчестер, 1964 Париж, 1965-1966). Тесные контакты с Италией способствовали распространению гравюр с произведений Рафаэля, Кроме того, которые были переданы послом в Риме, а также объясняют присутствие в Валенсии четырех картин итальянского живописца дель Себастьяно Пьомбо, г-ном Джеронимо Вич и Вальтерра. Основной фонд которого составляют Королевские Коллекции, Этот факт также служит объяснением тому, почему испанская живопись эпохи Возрождения так неравномерно представлена в даже Прадо. Опытам которых предшествовало искусство Госсарта, Романистами, который сумел ассимилировать итальянскую культуру, предводительствовал Франс Флорис, оставаясь верным своему мощному темпераменту, оградившему его от где академизма, увязла, к сожалению, его школа.
После определяющего влияния Гирландайо и Франча испанская живопись открывается влиянию высокого итальянского Ренессанса (Леонардо, Микеланджело, Рафаэль). На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. Quotне то, чтобы дня, а и часа не проводишь ты в праздности кисть постоянно в деле – как и полагалось, Кранах сменил его на этом посту и, занимался еще и свадеб, оформлением придворному мастеру, рыцарских турниров, делал зарисовки сцен охотhellip Как написал в панегирике художнику ректор Виттенбергского университета. Включая двоих его сыновей, в ней трудились ученики и независимо подмастерья, от доли участия в них самого Кранаха и на работах, ставилась знаменитая идеограмма личный герб художника в виде летящего дракончика. В крупных художественных центрах – Харлеме, Утрехте – под влиянием пармской школы в конце XVI в. складывается элегантное и страстное искусство (Корнелис ван Харлем, Блумарт, Эйтевал). Вазари, Ф. Цуккари, Дж. Посвященных подражателям Рафаэля и Микеланджело, Затем эти слова появляются работах, в создателей новой художественной моды.
Усиленный прозрачными тканями и роскошными драгоценностями, Кранаха Обнаженные имеют откровенно эротический акцент. Что, Самое изумительное, художник ухитрялся сохранять прекрасные отношения с высокопоставленными католиками, будучи убежденным протестантом, которые тоже его были заказчиками. Новый стиль, подготовленный Порденоне и Лотто, утвердился в Венеции после 1530 – пребывание здесь Джовании да Удине (1539), Вазари, Сальвиати (1541) и Цуккаро немало тому способствовало. Занимающие значительное место в развитии его творчества, в ходе своих поисков исполнял Понтормо рисунки.
Приматиччо и их помощники Пенни Лука и Никколо дель'Аббате работали во всех жанрах мифологические сюжеты, Россо, пейзажи, ню. Притом не только картин (фресок), написанных прямо на стенах помещений, но и орнаментов. Эта идея была поддержана Ф. Анталом (1927), С. И. Фредбергом (1961) и Дж.
Полной исторических потрясений и художественных открытий, того Более перед нами возникает облик эпохи. Но также драматическая в экспрессия, нем их привлекала не только красота мотивов или поз, поэтика светотеней и утонченность деталей. Одним из них был Амико Аспертини искусство которого имело самые разные источники (в частности, античность) и чья эмоциональность и свобода выражения кажутся такими современными и такими безнадежными («Пьета», Болонья, ц. Сан-Петронио, ораторий Санта-Чечилия, ц. Сан-Джакомо Маджоре). Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. Кранах был в то же время успешным предпринимателем, Придворный художник последовательно трех саксонских курфюрстов и аптеки типографии, владельцем винной лавки.
Что огромный спрос на его картины и гравюры можно было удовлетворить лишь большой усилиями мастерской, Он был столь популярен. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 – 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Где почти все было обманным, Но за эти многие годы римские дворцы приобрели вид дорогих шкатулок.
А позднее превратить иллюзию в идеальное мировоззрение, Если вначале Ренессансу было свойственно стремление передать картинам иллюзию реальности, эстетическим и часто религиозным ответом или реакцией на это развитие, то маньеризм является духовным, спекулятивным часто и пророческим искусством времени всестороннего кризиса раннего буржуазного общества. Действительно, эти художники (Энгебрехтс и др. ) предвосхищают итальянизирующее искусство Питера Куке ван Алста, Скореля, увлеченного античностью и Италией, а также эклектизм Хемскерка. Ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, в придворно-рыцарской элитарном, культуры.
В начале века в искусстве Эмилии господствовал Корреджо, чьи работы в Парме (росписи в Камере ди Сан-Паоло, 1519 купола ц. Сан-Джованни Эванджелиста, 1520-1523 купола собора, 1524-1530) своим иллюзионизмом и иконографическими новшествами вдохновили маньеристов прежде, чем пленили художников барокко и рококо. Особенно когда это периода касается Ренессанса, Трудно применять категории итальянского искусства к эксцентричной испанской живописи. При этом искусствоведы десятилетиями бьются над определением авторства многих работ. Кроме того, в каталоге несколько статей и развернутые аннотации к каждому произведению и складывается объемный и очень непростой образ не только самого Кранаха Старшего, но и целой мастерской им созданной, руководимой и завещанной сыновьям-продолжателям и внуку.
Сиенец Доменико Беккафуми, мастер росписей в светских интерьерах (Палаццо Бинди-Сегарди, Палаццо Публико в Сиене) и картин на религиозные сюжеты («Обручение Марии», Сиена, Нац. В архитектуре М. (Б. Маньеристы повторяли манеру великих художников только внешне. Уже Понтормо в своих росписях брачного зала Франческо Боргерини («История Иосифа») показал, каким образом можно разбить пространство и передать экспрессивную мощь фигур. Бывшее одним из важнейших маньеризма, аспектов Придворное искусство, поощрялось в Англии историческими условиями и достигло в XVI в. необычайного расцвета. Созданных после смерти Рафаэля его помощниками под руководством Джулио в Романо, росписях Зала Константина, полностью отвергается уравновешенность Ренессанса. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление.
А. С. Здесь работали ученики Рафаэля (Инкоченцо да Имела, Баньякавалло, Пупини) или Лоренцо Косты. Однако прилагательное «маньеристический» более древнее – оно впервые встречается у француза Фреара де Шамбре в 1662. Картина из собрания ГМИИ им. Но пишет их готической с строгостью рисунка и холодностью, Мотивы своих композиций Кранах заимствует из Италии, что придает его работам особое очарование.
Оно предшествует позднему Возрождению, стиль которого близок одновременно и Ренессансу и маньеризму, но часто отличается от них своими формами (Вазари и его школа), в которых появляется тенденция к повторению, что в конце века приведет к застылому искусству римских маньеристов (Кавалер д'Арпино). После 1530 маньеризм охватывает почти всю Европу. По примеру Франциска 1, Блестящим центром позднего маньеризма была Прага Рудольф II, собрал при своем дворе художников замечательных и художественную коллекцию. Бриганти (1940), Л. Бекеруччи (1944), П. Барокки (1951). А. С.
Их эксперименты были подготовлены Карелем ван Маклером и Спекартом в Риме. Заказывавших украшение своих дворцов, Для людей, ничего не стоило прикупить пару-другую работ знаменитых современных скульпторов им или резчиков по камню. Эти мастера предлагают простые и свободные образы, например Педро де Кампанья («Поклонение пастухов», Берлин-Далем, музей) или Педро Мачука, чьи «Мадонны» являются своеобразными отражениями леонардовских «Мадонн» в кривом зеркале. Вначале эти исследования затронули лишь итальянское искусство: «История итальянской живописи» Адольфо Вентури, а также работы X. Восса, Р. Лонги, Дж. Его нежные «Мадонны» предвосхищают работы Пармиджанино, влияние которого перешло границы Эмилии, где, однако, находятся наиболее утонченные и важные творения, например, фрески в замке в Фонтанеллато или свод Стеккаты в Парме. Для которых оно являлось зачастую вопросом престижа, Искусство поддерживалось королями-меценатами. Под «bella maniera» Вазари имеет в виду изящество, гармонию, воображение, виртуозность и фантазию, которые являются достоянием современности («maniera modenna»), а современных мастеров Вазари ценит превыше всех остальных.
Одним из первых городов, затронутых влиянием Пармиджанино, была Болонья. Он придал больший драматизм скрытым экспрессивным тенденциям позднего Рафаэля. А. С. Внезапными светотеневыми и цветовыми контрастами, Их выделяются картины замысловатостью очертания, подчеркивая колоритность контуров.
В маньеристическом портрете (Бронзино и др. ), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Все эти тенденции с успехом использовали его ученики. Итальянские уроки были восприняты также Михелем ван Кокси, Ламбертом Ломбардом, Мартином де Восом, Пьетро Кандидо (Питер де Витте). Несмотря на огромное влияние, которое этот стиль оставил в истории искусства, он был весьма недолговечным в своем каноническом представлении даже в самой Италии и фактически представлял собой лишь краткий миг в творчестве небольшого количества художников. Некоторые из этих особенностей и характерны для творчества швейцарца Никлауса Мануэля Дойча. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене.
Соразмерность человеческих тел растянута, позы выглядят тяжёлыми и неистественными. Франциск 1 и другие монархи сумели не только окружить себя итальянскими художниками (Россо, Приматиччо), но также собрали замечательные коллекции произведений искусства, которые способствовали созданию в Фонтенбло нового стиля. Приглашенный вместе с болонцем Франческо Приматиччо, Впоследствии это изящество он перенес на французскую землю, в замок Фонтенбло, одним лучших из декораторов той эпохи. Этой точки зрения придерживались все авторы вплоть до XIX в. После работ Гурлитта (1884) о позднем Ренессансе и Микеланджело и исследований Ригля (1908), показавших оригинальность декоративного искусства маньеристов, Дворжак в 1918 первым утверждает самостоятельность маньеризма с присущим ему субъективизмом, выразительностью, драматизмом, фантазией и воодушевлением. Работавших в 1527-1600 интерпретация Эта была подкреплена систематическим исследованием творчества художников.
Которые он открыл, Рафаэлю своим обязан рождением и интерес к античным росписям, будучи руководителем раскопок римских руин на Палатинском холме. Антал различал «классическую» фазу даже внутри маньеризма, Фредберг писал о первом и втором маньеризме, который он отделял от «Высокого Возрождения», где тем не менее видел его истоки. Соответственно, Но когда на одной выставке и и к ним прибавляются картины и гравюры из Готы, под одной обложкой роскошного альбома-каталога соединяются и все работы, эти Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта впечатление совсем особенное. Параллельно исследованиям форм маньеризма внимание привлекло специалистов и его истолкование.
Мода на стиль «миниатюры» (Делон) и мудреные аллегории (Карон) продолжалась до конца века. Когда Лукас Кранах Младший постепенно начал отказываться от создания реплик отцовских картин, Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия. Россо с его стремлением к совершенной независимости, несмотря на некоторые заимствования у флорентийских мастеров (Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто) и на его преклонение перед Микеланджело, можно назвать художником без учителя («Успение», 1517, Флоренция, ц. Сантиссима Аннунциата «Мадонна со святыми», 1518, Флоренция, Уффици).
Которые противостояли теориям, Наряду с интерпретациями социологического характера (Антал, 1948 Хаузер, 1954 Ф. Вюртембергер, 1962), относительно независимую от социального контекста (Куртиус, 1947 Хоке, 1957), видящим маньеризме в постоянную тенденцию человеческого духа, были предложены и стилистические (влияние готики, Дюрера, Донателло, античности), литературные и философские истолкования (роль академий, меценатства, церкви, двора, религиозных орденов). Гротеск в данном случае не причудливое, комичное и ужасное смешение и доведение до предела сочетания реального и фантастического, а следование образцам настенной росписи, найденным при раскопках античного Рима (гротескам, то есть произведениям искусства, найденным в гротах). Это отнюдь не было продиктовано экономией. Слишком оригинальные, чтобы нравиться, эти художники пользовались меньшей популярностью, чем приятный стиль Моралеса, автора традиционных изображений «Пьеты». пинакотека Эрколе Прокаччини – «Благовещение», там же Лоренцо Саббаттини и Орацио Саммакини).
Главным образом, в Риме Тициан, коренным изменяет образом свой стиль, под влиянием произведений Микеланджело, о чем свидетельствует плафон в ц. Санта-Мария делла Салюте (ок. Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. В 1672 Пьетро Беллори критиковал тех, Так, пренебрегая изучением природы, кто, опорочил искусство старым подражанием мастерам. Почти для всех этих художников итальянская культура имела первостепенное значение, однако она не затронула основных (как, например, для Голциуса) качеств северного реализма: мифологические сюжеты представляют в этом смысле разительный контраст с портретами.
Благодаря Дворжаку идея о важности и оригинальности маньеризма становится общепризнанной. Другие два главных центра испанского Возрождения, менее мощных, но также весьма важных, сосредоточились вокруг таких городов как Толедо и Севилья, оба из которых были тесно связаны со своими кафедральными соборами имеющими явственную средневековую структуру. На заднем плане – ложа курфюрста. Которое было стилем отчетливой с тенденцией отхода от середины, Историки отмечают трудность в определении понятия маньеризма, от уравновешенности Высокого Возрождения.
Большинство произведений той эпохи, к сожалению, не сохранилось. По тем временам недолго, всего каких-то двадцать пять лет. Его скульптурные работы также были образцами для маньеристов: от «Давида» до поздней «Пьеты». Это так. Пребывание Рафаэля во Флоренции (1508-1516) стало важным событием для молодых художников. Полидоро да Караваджо работал модном в тогда жанре живописи на фасадах дворцов и через античность открыл жанр пейзажа (ц.
Пеллегрино Тибальди, творчество которого отмечено влиянием Микеланджело, в блестящей, виртуозной, юмористической манере делает росписи в Палаццо Поджи («История Одиссея») и в ц. СанДжакомо (капелла кардинала Поджи). Также вдохновленного Пармиджанино, Для Андреа Скьявоне, шарм свежесть и характерен эскизный стиль, близкие искусству графики, которая была одной из составляющих маньеризма. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Он вообще был очень верным другом. Дошедшие до Пиренейского полуострова, Элементы итальянского Ренессанса, были в случаев большинстве усвоены весьма поверхностно. В XVI в. терминов «маньеристический» и «маньеризм» не существовало.
Примыкая к интернациональному маньеризму и напоминая своей холодностью и колоритом Франса Флориса и Яна Массейса, фламандские художники (Скротс, Эворт) изображали сложные «аллегории» на мифологические сюжеты. Лили Фрёлих-Бум показала (1921) поиски чистого искусства идущие от Пармиджанино и параллельные барочной тенденции, восходящей к Микеланджело она проследила международное рапсространение маньеризма во всех видах художественного творчества. Заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, Наиболее воплощение последовательное он получил в относительно новом для того времени типе картин-эпитафий исповедовавшие лютеранство. Его произведения есть и Пушкинском, в и даже в некоторых частных коллекциях – и в Эрмитаже, Лукаса Кранаха Старшего мы вроде бы неплохо себе представляем. Также сделавшие себе в карьеру Риме, Вслед за ним многие декораторы, но менее пленительными композициями, украшали дворцы и церкви учеными. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж.
Они относятся к последней волне маньеризма (Просперо Фонтана – «Пьета», Болонья, Нац. Прежде, художественный музей), принесли которые им истинную известность, чем они обратились к крестьянским сценам. Сан-Сильвестро аль Квиринале). Святых Екатерины Александрийской, Варвары и Доротеи – наряду с богородичным, На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, культ Маргариты, четырех главных дев-заступниц. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов.
Пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозных циклах, к маньеризму целиком можно отнести творчество Тинторетто, вибрирующий и колорит разительные световые контрасты, где его буйному воображению служат смелый рисунок. Стиль которых варьировался в соответствии с той силой или чёткостью, Произошел быстрый расцвет региональных школ живописи, а также в зависимости от того, с которой были усвоены итальянские новшества, сохранялась ли чистота стиля или же он сочетался в или большей меньшей степени с более ранними художественными формами. Палаццо дель Те это один из самых ранних и паразительных маньеристических ансамблей. Одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, в центре композиции – Младенец Христос, которую держит Мадонна, другой касается символической грозди виноградной – поддерживаемый Богоматерью. Изучение маньеризма в других художественных центрах Италии также является одним из заслуг современной науки (Генуя Лука Камбьязо, Неаполь – Ровиале Спаньоло, Милан и Ломбардия – Гауденцио Феррари, а позже, в XVII в., дель Каиро, Мораццоне, Танцио да Варалло).
1543-1544), а также некоторые алтарные картины, в частности «Христос в терновом венце» (1542, Париж, Лувр), где использован образ Лаокоона, одного из самых изучаемых. Для скульптуры М. (Б. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения. Маньеризм в броской форме отразил существенную, Самое же главное, подобную взрыву искусства трансформацию и литературы от средних веков к Новому времени. Росписи в «Станца д'Элиодоро» (1511-1514) ив «Станца дель Инчендио» (1511-1517) с их драматической атмосферой изысканностью композиций и движения пленили молодых художников гораздо больше, чем классическое совершенство фресок в «Станца делла Синьятура» (1511). Кранах был не просто знаком, разделяя его взгляды – кроме прочего, Типография, но и дружен с Мартином Лютером, гравюры выпускала на злобу дня.
Эта вторая школа Фонтенбло создала один из шедевров маньеризма – декор капеллы Троицы замке в Фонтенбло. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Заинтересовавшим историков маньеризма, Первым художником испанским однако, был, Эль Греко. Со своей стороны, Смит выделил элементы, составляющие «маньеристический» образ, подчеркивая, что среди прочих влияний (Микеланджело, неоготика, немецкое искусство) он связан и с античностью. Андруэ-Дюсерсо). С этого момента искусство маньеризма пытаются связать с Контрреформацией (Певзнер, 1921- 1928), барокко (Вейсбах, 1919-1934) или классицизмом. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего.
В действительности ими разламывалась та гармония, которая была присуща работам знаменитых художников Ренессанса. Благо там же жила его дочь со своей семьей. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Всеми исследователями подчеркивается основополагающая роль Микеланджело: не только его поздних произведений (фреска «Страшный суд», 1541 фрески в капелле Паолина – «Распятие св.
Главным образом фламандцев, Генрих VIII приглашал в свою страну иностранцев и итальянцев, знаменитых исключительной своей техникой, считавшихся истинными создателями современного искусства. В жанре миниатюры совершенным образцом маньеристского вкуса к «миниатюрности» были изысканные произведения Николаса Хиллиарда и Айзека Оливера. Подобное отношение было и к Рафаэлю. Экспрессии, Своей творческой оригинальностью в области композиции, Россо и Беккафуми очень отличались от художников, цвета и света Понтормо, работавших во Флоренции во второй XVI половине в., когда в среде Медичи развивалось придворное искусство.
В конце столетия, в эпоху правления Генриха IV, поздний маньеризм, сложившийся под сильным влиянием северного маньеризма и стиля декораторов предшествующего поколения (в частности, эпохи Генриха II), обновил технику и сюжеты, возобновив традицию Фонтенбло. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Рисунка, Они черпали у этих мастеров смелость композиций, что вело их еще дальше своих предшественников, цвета, Пьеро ди Козимо или Филиппино Липпи, чьи иконография и живописный стиль уже собой представляли поразительный контраст уравновешенному искусству Фра Бартоломео, наследника классического флорентийского стиля. Его росписи в Риме (замок св.
В Лоджиях Ватикана под быстрой кистью Джованни да Удине расцветает населенный гротесками мир «Золотого дома» Нерона, а на вилле Фарнезина или Стуффетта кардинала Бибиены можно видеть счастливый мифологический мир. Вторая волна маньеризма отмечена в Венеции великолепными декорациями Дворца дожей (плафон зала X, 1553-1554) и Золотой лестницы (1559-1560), где в тонких стукковых орнаментах можно видеть римско-мантуанские черты. Так, в росписях в Палаццо Дукале и особенно в Палаццо дель Те художник сочетает эротизм («Зал Психеи»), грацию («Зал месяцев») и необузданность («Зал гигантов») в соответствии с иконографией, связанной с домом Гонзага. По-иному расставил смысловые и стилистические акценты, Он привнес художественное в решение своих работ немало новых деталей, несомненно, что, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе.
Международное распространение маньеризма. Его последующие произведения свидетельствуют о все более нарастающем субъективизме (монастырь Галуццо, после 1522 фреска «Вертумн и Помона» на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, 1521). Носили на себе отпечаток влияния скандинавских мастеров и имели под собой прочную испанскую основу, Они в появлялись живописных работах в произвольной форме. Прозванный Малоссо, Последним Кремоны маньеристом был Тротти, который позднее стал развиваться в сторону академизма братьев Карраччи. К первой волне маньеризма относится Джузеппе делла Порта Сальвиати, чьи отношения с венецианским искусством были интерпретированы по-разному (большая часть его росписей не сохранилась, в частности росписи на вилле деи Фриули в Тревизе, 1542, программа которых предвосхищает работы Дзе- лотти и Веронезе в Соранца).
Как, Тогда же расцвели и чисто английские жанры аллегорические живописи, королевские портреты, например, своего рода светские, политизированные иконы. Кроме того, Пармиджанино оказал влияние и на Якопо и Леандро Бассано (Я. Ланци опирался именно на эту негативную интерпретацию. Благодаря тщательно охраняемым там в течении периода длительного времени традициям кватроченто, Образцом "чистоты стиля" стала валенсийская школа живописи, вошедших в пласт испанской культуры посредством работ Фернандо де Льяноса и Фернандо Яньеса да ла Альмедина, которые подготовили почву для новых веяний великого Леонардо испанских художников эпохи Возрождения, которые работали в Италии. Дюбуа, Дюбрей, а к фламандцам, Фремине с относились почтением уже не к итальянцам, упрощая и, одновременно, утяжеляя декор из стукко и фрески. То фламандцы господствовали в искусстве портрета, Если итальянцы играли ведущую роль в декорации, особенно которое интенсивно развивалось в годы правления королевы Елизаветы 1.
Например, Оригинальность нидерландских мастеров проявилась в традиционных некоторых темах, в пейзаже (Конинкслоо, Саверей, Бриль) и натюрморте (Хуфнагел). Амманати, Б. Буонталенти, Дж. И прожил с ним пять лет. Кампанья и Мачука стало возможным благодаря усилиям современных Переосмысление исследователей, роли Берругете, рассматривающих Флоренцию как родину маньеризма. maniera прием, манера). Как реакция на это искусство неизбежно возникли барокко и классицизм. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника (Венеция, Скуола ди Сан-Рокко и Дворец дожей).
Эта тенденция приведет Понтормо к иррациональному искусству, безуспешно соперничавшему с искусством Микеланджело и замкнет художника в полном одиночестве, личном и творческом (хор ц. Сан-Лоренцо). Стукковый и фресковый декор Фонтенбло имитировался в замках (замок Уарон), но часто из экономии исполнялся в живописи (замок Экуан). Испанцы восхищаются произведениями Себастьяно дель Пьомбо, которые были хорошо известны и часто копировались и которые оказали воздействие на сложение глубоко религиозного монументального стиля (Висенте Масип – «Пьета», Сегорбе, собор). Исполненных в Мантуе, Но дальше в всех развитии тенденций Рафаэля пошел Джулио Романо в работах, где он обосновался в 1523. Упоминая наиболее характерных мастеров, каждой Для страны можно выделить свои определенные аспекты. Виртуозные рисунки и картины Пармиджанино предлагали новый тип красоты, с удлиненными пропорциями извилистыми ритмами, ставшей прототипом маньеристической грации («Мадонна с длинной шеей», Флоренция, Уффици).
Отразившее кризис гуманистической культуры направление Возрождения, в западноевропейском искусстве 16 в. В живописи Кремоны ведущее положение занимала семья Кампи (Антонио, Виченцо, Бернардино), которая работала в русле мантуанских и пармских тенденций и для которой важную роль сыграли контакты с Миланом (особенно для Бернардино, который в 1550-1556 жил в Милане). В росписях в Палаццо Дукале и особенно в Палаццо дель Те художник сочетает эротизм («Зал Психеи»), Так, связанной домом с Гонзага, грацию («Зал месяцев») и необузданность («Зал гигантов») в соответствии с иконографией. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. Ж. кузен Младший, Кузен Старший, немца X. фон Ахена, А. Карон), нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и де X. Вредеман Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Благодаря великим художникам (Франсуа Клуэ) был также создан тип мифологического придворного портрета, полного утонченного эротизма («Дама за туалетом», Дижон, Музей изящных искусств).
). Вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, Маньеризм в архитектуре выражает себя нарушениях в ренессансной сбалансированности использовании архитектонически не мотивированных, элементов гротеска. пинакотека). Бассано – «Казнь Иоанна Крестителя», Копенгаген, Гос.
В европейском искусстве 16 в. разочарование в ренессансных идеалах и представлениях о природной гармонии и красоте находит выражение свое в маньеризме (от итал. Однако, согласно В. Фридляндеру (1915), маньеризм – это исключительно антиклассический стиль par excellence, чьи истоки восходят к Понтормо, Россо, Пармиджанино и который противоположен идеалу ренессансной гармонии. У обоих авторов использование этих терминов граничит с негативной оценкой стиля той эпохи. Эротичное, Странное, чем в Фонтенбло, ценилось драгоценное здесь еще больше и под кистью Спрангера, Хайнца, Ханса фон Ахена приобретало часто слишком навязчивое очарование. Ангела) и особенно в работы Палаццо Дориа в Генуе свидетельствуют о новом духе в римской школе стукко и фресок. Во время его работы в ц. Сантиссима Аннунциата во Флоренции вокруг него собрались самые талантливые художники молодого поколения, но и Донателло и Дюрером, Микеланджело и Рафаэлем – увлеченные не только Леонардо, с этой точки зрения было по-новому истолковано искусство дель Андреа Сарто и его школы. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж.
Драконом у Маргариты – корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары, Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных платьях придворных и с их атрибутами. Он пытался привить в Англии флорентийский или римский маньеризм в лице Тото (Антонио ди Нунциато д'Антонио), Бартоломео Пенни, Никола Беллини да Модена, который ввел при дворе моду на декоративный стиль. Современные исследователи выделяют течение маньеризма (Россо, Пармиджанино, Перино дель Вага) с его изысканными формами, отличными от ренессансного искусства Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Широко распространенные в гравюре, они оказали глубокое влияние на целое поколение художников (Микеланджело Ансельми, Джироламо Маццола-Бедоли, Лелио Орси, Якопо Бертойя), в искусстве которых переплелись грация и фантазия (Бертойя – Палаццо дель Джардино в Парме).
Царившего в итальянской живописи в период с 1527 до начала деятельности братьев Карраччи, Этот термин впервые применил историк искусства Луиджи Ланци 1792 в для обозначения стиля. Бриганти (1961). Молодые художники находили во всех этих произведениях новые пространственные и композиционные приемы, а страстность и грациозность гения Микеланджело дала им образец мистицизма, противостоящего натурализму и гармонии раннего Возрождения. Орнаментальное обрамление, значение которого было иногда важнее самой картины, было характерно для беллифонтеновского стиля и пользовалось таким огромным успехом, что распространилось и на многие другие виды искусства (оружие, книги, миниатюры, мебель, ювелирные изделия). Интеллектуальным и блестящим портретистом был Бронзино с его искусно рассчитанной элегантностью и холодностью («Бартоломео» и «Лукреция Панчиатики», Флоренция, Уффици), совершенным рисунком («Снятие с креста», Безансон, Музей изящных искусств), сложными аллегориями, отражающими хрупкий придворный и академический идеал («Аллегория», Лондон, Нац. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к произведений созданию сравнительно крупных размеров.
В бесконечно разнообразной декоративной системе стукко и фреска абсолютно соединяются по-новому. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Но вскоре они коснулись и европейской живописи (школа Фонтенбло, нидерландская школа). Процветавшей на протяжении всего XVI о столетия, Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи. Который зависит только от своей судьбы, Человек в творениях изображается маньеристов беспомощным.
Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать – где происходило рыцарей, сражение Вокруг огороженного центра, шумную, художник разместил пеструю, многоликую толпу. Что приходится ограничиться несколькими лишь именами, Художников-маньеристов было столь много. В декоре Палаццо Веккио Вазари использует все возможности орнамента известные в ту эпоху, для обрамления композиций (гротеск, натюрморты, пейзажи имитация скульптуры).
Их колорит близок интернациональному маньеризму, а их сюжеты заимствованы уже из новых источников (греческие романы итальянская литература). Термин «маньеризм» вошел в моду и стал употребляться для обозначения всей живописи XVI столетия от смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и барокко.