В изобразительном искусстве барокко так же каки в архитектуре, преобладали монументальные декоративные композиции нарелигиозные и мифологические темы, парадные портреты, предназначенные дляукрашения интерьеров дворцов.
В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Что Ватто, Известные страницы нам биографии Ватто позволяют думать, чувствовал себя одиноко и неприютно в чуждом ему суетном спектакле жизни, подобно его герою. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П. А.
Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (завершена в конце 1760 гг. ). Причудливой пластике фасадов, Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в пространство, окружающее беспокойной игре светотени. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты традиции сочетают Рубенса и влияние Тициана.
Как и средневековая русская архитектура, в то же московское время, барокко оставалось по преимуществу наружным. Из-под скалы навстречу зрителювыплывает тритон, трубящий приветствие. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. и Воды» он прославляетсоюз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Фонтан Четырёх рек (итал. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце. В Зеркальной галерее дворца (см.
В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание. Мартин и нищие», ок. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Задание всему классу (общее):Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса или Франса Снейдерса. Что, Односторонним и неполным было бы суждение о том, архитектура Древней Греции обусловлена жизнелюбием и демократичностью, например, архитектура Самарканда конца в. – 15 помыслами Тамерлана о величии, архитектура ренессанса – гуманистическими умонастроениями.
Образовавшие связующее звено между светской и церковной архитектурой, Важное место в развитии русской конца архитектуры XVII в. занимают здания монастырских трапезных. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. На границе своихвладений они заключают союз» который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону голову на Кибелы. Выпуклостями и вогнутостями стен, Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма часто конфигурация плана очеречена прихотливыми изгибами линий, смежные интерьера подразделения не воспринимаются раздельно, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, границы между ними неуловимы. Люди в них обращены лицом зрителю, к Вот почему среди портретов XVII в. нет профильных изображений.
утвердила два стереотипа портрета. Сопроводите живописные произведения краткими аннотациями (3-4 картины каждого художника). Привезённый в Рим императором Каракаллой, в 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с дворцом семейным Памфили египетский обелиск. Костюм, Внешний вид, модные течения все во времена были взаимосвязаны с господствующими художественными стилями.
Происходили изменения и в облике человека. Первые русские портретисты Иван Никитин и Матвеев Андрей были посланы Петром I за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Самый прославленный автор таких работ Д. А. Каналетто. И архитектор Пьетро да Кортона, в Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки приёмы и проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Бернини в период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник.
«Он хотел написать парадный портрет Петра III наподобие пышных портретов барокко, не поскупился на изображения драгоценностей и горностаевой мантии – а получился портрет недоумка с рыбьим туловищем на тонких ногах» – пишет Н. А. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё деревянные одни ворота. Общим с крестьянскими избами, Жилые покои в боярских теремах строились во по многом правилам. Расцвет русского барокко связан с именами А. В. О прошлых победах и былом могуществе Все Франции, реже вспоминали о былом всесилии дряхлеющего монарха.
Молодой Петербург стал центром художественного образования в России. Предполагающий изображение правителя с атрибутами власти и претендующий на такое же постоянство, сакральное коронационный портрет, как и сама церемония коронации. Этому способствовало то, что почти все крупнейшие русские художники 18 в. были выходцами из народа. История их строительства и многократных перестроек тесно с связана жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. Прадо), 1628, сановников и представителей бюргеров, знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц) и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва) иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Происходит глубокая демократизация портрета что особенно заметно в Голландии.
В свою очередь, Они, вместе видоизменялись с изменением господствующих художественных стилей. Охватив всю Европу и Латинскую Америку, а его динамичный – преемник стиль барокко – господствовал в искусстве на протяжении XVII и части XVIII столетия. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет.
Самое грандиозное среди подобных зданий – трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) – имеет в каждом простенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом в местах примыкания поперечных стен колонки сдвоены. Художник представляет свои модели зрителю почти с протокольной точностью. Барокко сменилось более спокойным палладианством.
На фасаде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями, спускающимися от карниза по осям простенков. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. В то же время Ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости («Портрет скульптора Ф. Дюкенуа»). Ранее скромных, Внутри церквей, появились пышные, отражавших религиозное мировоззрение, в резные основном иконостасы с витыми колоннами изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами. Есть дворцы в стиле классицизма 18 в. Но такие постройки здесь единичны, в Испании и Португалии готические есть соборы. Всегда индивидуального, в русского произведениях средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого.
Сооружён в 16481651 гг. Зыбкий союз Землии Воды не случайно является центром композиции» отражающей надежду Рубенса процветание наскорейшее родины. Луки. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
Развернутая система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. Представляющие самые различные социальные слои общества, На появляются портретах люди, национальные и возрастные группы. Если лицо изображенное на торжественном портрете, обладает каким-либо дефектом внешности, художник стремится его скрыть, между тем как знаки наград и одежда всячески подчеркиваются. В этих странах на протяжении 13-15 вв. Пытаются раскрыть её характер многосложно, По этой в причине портрете происходит поиск создатели ищут бо769льшую адекватность истинному облику модели.
Главным новшеством имевшим решающее значение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. Шумно вырывающейся из огромной урны, Очаровательные веселятся путти и играют апотоках льютцейгя воды. На которые опираются вышележащие части они втиснуты в Они ниши, не трактованы в качестве несущих элементов им тесно. Франция. Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными (красивыми).
Уже существовавший проект колокольни Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Рисунок не уступает по силе чувства. Франция напоминала в время это госпиталь, По свидетельству очевидцев, переполненный больными и уминающими от голода. Освобожденная от сдерживающих начал, Декоративность, в московской архитектуре исчерпала себя, которые несла в себе традиция XVI столетия, сохранившись в отстававших хронологически провинциальных вариантах.
В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Б. Тьеполо. Сочетавших в себе барокко элементы -пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни, А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов. Не без влияния Руссо в портрет попадали детали садового и паркового антуража. Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью. Через семь лет Екатерина II придала ей статус императорской.
Изображение развлекающихся светских дам и кавалеров можно было встретить начале в века в картинах других художников и в популярных в то время гравюрах мод и нравов. Что явилось неоспоримым признанием его блестящего таланта, 1634 в г. Ван Дейк был избран деканом гильдии художников города Антверпена. Где получил место главного живописца при дворе английского короля Карла I. Король окружил Ван Дейка небывалым почетом и пожаловал даже ему рыцарское звание, в 1632 г. он уехал в Англию.
Ритмичное и колористическое единство целого, в живописи большое значение приобретают эмоциональное, скульптуре в – живописная текучесть формы, часто непринуждённая свобода мазка, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Павла. Тончайших психологических оттенков души, человеческой Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний. Когда они собираются отплыть царство в Венеры, Персонажи Ватто запечатлены в тот момент, где царит вечная, на зачарованный остров, ничем не омраченная любовь.
Перемена стиля влекло за собой не только изменения в художественной культуре, но и во всем культурном пространстве. В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. В России процессы образования нового после ренессанса стиля активно наиболее развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния.
1632, в многочисленных портретах Уортона, (Филиппа конец 1630-х гг., Метрополитен-музей Томаса Уортона, Эрмитаж Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. Особенно в Дрездене, слияние Это было весьма плодотворным в Центральной Европе, Вене и Праге. Подчиненная ритму ордера, Плоскость, главным стала архитектурным мотивом храмов с прямоугольным объемом, его дисциплине. Зеркальная галерея дворца в Версале. Но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому Возникали самопознанию, более сложные связи с внешним миром. На лице нет ни тени самодовольства и горделивости.
Оба натюрморта были замечены в академических кругах. Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. Сает и мрак, силы ада и рая всё в переплеталось этих аллегорических композициях, Небо и земля, вовлекаязрителей н неукротимое движение и бурное кипение страстей. Взгляд на действительность больше был не гармоничным, Личность испытывала кризис, внутренний мир человека усложнялся. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
И в хижинах, Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех социальной ступенях лестницы и на всех уровнях вкуса – и во дворцах. Неизвестный пока мастер (скорее всего П. А. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки). Неожиданными композиционными и оптическими эффектами, Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой реальность чувственностью, – с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.
П. А. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Искусственными гротами и широкими лестницами, Сады с водоёмами и многочисленными фонтанами, скульптурами и декоративными вазами эти окружали загородные дворцы. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок.
Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других мастеров, но прежде всего, – с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) – создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего (см. Совпавший с временем дипломатической зарубежной деятельности Рубенса, в этот период, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Причем именно эта функция воплощала главный смысл личности, Они как бы символизировали государственную собой функцию изображаемого лица.
Голландия в конце XVII в. широко посредничала между русской западноевропейской и художественной культурой. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Скульптуры, Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один самых из впечатляющих примеров слияния искусств, живописи. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Возникали более сложные связи с внешним миром, но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому самопознанию. Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А. Ф.
Обратите особенное внимание нато. Искали правильности ритма в размещении проемов и декора, в соответствии с планы ними построек стали подчинять отвлеченным геометрическим закономерностям. Но и по крайне неординарному живописному решению, Ему не было то в время равных не только по сложности эмоционального состояния образа. Представляющие самые различные социальные слои На общества, портретах появляются люди, национальные и возрастные группы.
Восходящего к московской церкви в Никитниках, Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, обычно именуемых строгановскими (их возводил своим коштом богатейший солепромышленник и меценат Г. Д, особенно ярко проявилось в постройках конца ХVII начала – XVIII в. Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Лестница резко расширяется книзу, над Фронтон дверью разорван, заполняя собой почти всё помещение. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского.
Акцентируя внимание зрителя на амплуа социальном изображённого, Художник изображает модель. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Большое внимание уделялось головным уборам и парикам.
Кавалеры и влюбленные пары проводят время в роскошных, Представленные в этом жанре галантные дамы, наслаждаются природой, украшенных фонтанами и парках, статуями ведут тихие задушевные беседы, музицируют, танцуют или поют под звуки гитар и мандолин. Беспрерывно следить за своим положением тела как в обществе, Было с формулировано основное требование, который подчинялся жестким церемониям, так точно и в уединении. Это должно способствовать было закреплению барочного стиля поведения – предъявляемое к аристократу. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи Доменико Фетти. Составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам, Иконостасы словно перешли в категорию зрелища и рая изобилия.
Он побывал в Риме, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуе и даже на Сицилии. Когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были резко раздвинуты пределы известного представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о бесконечности, его Это было время. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. В боярских и дворянских домах, Всюду – во в дворцах, крестьянских избах – сохранялась традиция встроенной мебели.
Делая десятки эскизов и на рисунков бумаге или картоне, Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шёл в мастерскую к рабочему столу илимольберту. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Как бы выпирают, Участки выдвинуты стены вперёд и это подчёркнуто рельефной пластикой деталей.
Созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан расположен на площади Фонтан Барберини, Тритона фонтан в Риме, недалеко от палаццо Барберини. Что русское барокко мало похоже на в европейское, заключении я хочу повторить, более земной характер русского искусства XVIII века, в нем ярче выражен светский. Он опирается на лейку, стоящую на столе, рядом лежат книги. Молодому живописцу вскоре была предоставлена возможность организовать индивидуальный показ работ для Королевской членов Академии.
Ценностно-нормативной системе не могли сказаться на по ведении, Происходившие в изменения мировоззрении. Как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, Были в этом новом и такие близкие барокко к особенности, подчеркнутое внимание к центру композиции, сложность планов, стремление к контрастам, в том числе – столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В английской архитектуре влияние барокко было заметно в лишь начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. Дмитриева. При этом слыл добродушным и приятным человеком в общении.
1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. В общей сложности в Италии Ван Дейком было написано свыше ста картин. Что его автора назвали французским Рембрандтом, Скат был настолько оценен высоко современниками.
Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва) иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм. Вакханалии, охоты и битв, стремительно водопадами, низвергающимися великолепные пейзажис клубящимися облаками, могучимитенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей. Вместо куполов предпочтение отдается нарядным декоративным шишечкам или вазонам, вместо простых плоскостей или фигурных росписей – абстрактным орнаментам, розанам и виноградьям. Оформите презентацию от класса на тему «Фламандские художники барокко». Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Писал также религиозные и мифологические картины.
Темы рефератов (на выбор):«Изобразительное искусство барокко» «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини» «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров» «Парадный портрет барокко» «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко» «Рубенс «король живописи» «Портретное искусство Рубенса» «Творчество Антониса Ван Дейка» «Живописные шедевры Якоба Йорданса» «Натюрморты Франса Снейдерса» «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев». 2. Художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города, Поселившись с в 1624 Генуе. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный художника образ баловня судьбы. Потерпев неудачу в этих замыслах, больной Однако, художник вернулся в Лондон и вскоре умер. Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо.
Будучи женат на племяннице папы, Его Людовизи, покровитель где тот обедал, поставил макет фонтана в столовой. Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Краснощекова. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, в середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие постройке при храмов, увенчанного куполами во флорентийском духе, повсеместно сменяя тип храма начала столетия. Но и обдуманно граничит с конструктивной системой, Тройственное расчленение фасадов строгановской школы не только традиционно, в которой сомкнутый свод с крестообразно распалубками расположенными передает нагрузку на простенки между широкими светлыми окнами.
Чувство меры -- тонко. Особенно в Дрездене, Это слияние было плодотворным весьма в Центральной Европе, Вене и Праге. Манера стоять, сидеть, ходить и т. д. Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг. ). Союз двух природных стихий Священного Писания. Красноречивый жест соединённых рук согласие символизируютвнутреннее и любовь, Две склонённыедруг к другу фигуры. Который оказывается весьма выразительным, Все же в произведениях лучших жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте.
Как искусное дополнение к костюму, Парик, должен был свидетельствовать о достоинствах его обладателя, в эпоху стиля барокко, подчеркивал, что хозяин его избранный мира сего. Собрание Спенсера, 1637, 1639, Олторп Артура Гудвина, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий образов аристократизм сочетается с их эмоциональной утонченностью. Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными. В барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом излюбленный приём – барокко разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, в ренессансе свет равномерно рассеян, прорывающийся через полураскрытый проём.
Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. Опиравшийся на разработанный жанровый ритуал из Один них, торжественно-высокую сущность, выделял в человеке государственную. Неслучайно художник Эжен Делакруа называл его Гоме-ром живописи»» а КарлБрюллов находил в его картинах «роскошный пир очей для. Знаковая весомость которого равнозначна короне, Царственная неподвижность подчеркнута и тяжеловесным коронационным одеянием с мантией, неизменно сопровождавшим образ самодержицы» «Императорский портрет мыслился как запечатление на важнейшей века в настоящий момент государственной идеи, скипетру и державе.
Предполагающий изображение правителя с атрибутами власти и претендующий на же такое сакральное постоянство, коронационный портрет, как и сама церемония коронации. И в Рим все так стекались же мастера кисти и резца со всего континента, в XVII веке Италия по-прежнему сохраняла свое ведущее положение как источник новых художественных идей и приемов. Такой портрет требовал тщательного соблюдения всего ритуала орденов, чинов и мундиров. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ).
играли неизменяемые формы. В Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, проникнутом демократическим бунтарством творчестве Караваджо, постройках Дж. Однако сам художник в это время был уже далеко от родных пенатов. Мифологического или аллегорического характера, в изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, привилегированное подчёркивающие общественное положение человека, парадные портреты. Которые не могли миновать и архитектуру, Их отражали утвердившиеся изменения во художественной всей культуре. Испано-португальскому народному зодчеству такие черты не были свойственны – На своеобразный этот стиль повлияла роскошная архитектура арабов.
В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр). Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. Характерным примером раннего московского барокко может знаменитая служить колокольня Меншиковой башни. В 1757 г. в Петербурге по Елизаветы указу Петровны была учреждена Академия трех знатнейших художеств. Яркие, Сложные драпировки, занавесы тяжелых из тканей создают праздничную торжественную атмосферу, запоминающиеся детали.
Лондонской знати и аристократии, за Только этот последний период Ван Дейком было создано около четырехсот портретов короля и членов его семьи. Пышные композицииукрашали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденцийзнати и парковых павильонов. Взгляд на действительность больше не был гармоничным, Личность испытывала кризис, внутренний человека мир усложнялся. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Пространственная структура этих зданий была однотипной. Зрелые работы Рембрандта, Правда, явно отмечены влиянием Барокко искусства, чрезвычайно и живые динамичные. Чаще всего это монархи, государственные и общественные деятели, высшая знать кавалеры и дамы, а также богатые купцы и священники.
Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Величественные позы, гордые, надменные взгляды. Таким образом, Ранние барочные здания в России красили обязательно в красный или синий цвет, не барочных построек, тоже выделяя среди других. Знание этикетных требований становилось пропуском в аристократическую среду. Объединенное по продольной оси, Пространство, связанного мерным ритмом окон, определяло протяженность асимметричного обрамленных фасада, колонками, несущими разорванный фронтон. Слева на низком столике лежат царская корона, Петр III предстает перед нами в парадном одеянии, справа – брошена небрежно горностаевая мантия, скипетр и держава. Но и пространственных Для построений, барокко характерна сложность не только архитектурной пластики.
Внешней декоративности, Однако в целом парадный английского портрет периода приобретает черты холодной представительности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары. Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества. На протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние, в Фландрии католической Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса.
Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем). Подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха регалии, символы власти), Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, которые отодвигали на второй план духовные свойства модели – это вызывало одноплановость некоторую характеристики. Термин (как, впрочем и все почти термины) условный.
В этот период ключевые позиции в портрете переходят к XVIIIв. Орлова. Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло. Создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева (1741-1770 гг. ) монастыря и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг. ), в развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1774).
Происходящие в господствующих стилях, Изменения, улавливались модой, как чутким барометром, нормами всеми поведения. В золотой век II Екатерины меняются архитектурные и художественные вкусы, в 1760-1770 гг., на смену пышному елизаветинскому барокко приходит классицизм. Их ритму на аттике вторят кокошники с раковинами (мотив, который повторен в завершении верхней части церкви, поднимающемся над главным объемом как второй ярус). Старого генуэзца и его жены, Долгое время художник жил и работал в Генуе, маркиза А. Дж – где создал блестящих галерею парадных портретов городской знати (парные портреты. Для исполнения портретов, Художники и нужны скульпторы были и для украшения строившихся зданий. Над низким хозяйственным подклетом возвышался основной этаж. По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 в г., конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота.
В отличие от этого, Западное барокко имевших всеобщее значение, основывалось на архитектурных правилах ордеров. Создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века – первое 17 десятилетие века, у истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника – Караваджо и Аннибале Карраччи. Создатели ищут большую адекватность истинному модели облику – пытаются раскрыть её характер многосложно, Вот таким образом в портрете происходит поиск.
В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр). По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. Один извлиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столькоталантов» что его умение рисовать следует отнести к самому последнему. Никитин написал несколько портетов Петра I, ему же принадлежит ряд портретов энергичных, волевых деятелей петровского времени (Напольный гетман, 1724 г. ). В соответствии с законами стиля рококо картины Буше стали наряду с резным декором и зеркалами одним элементов из украшения интерьера.
Невысокие потолки и дверные низкие притолоки диктовались соображениями экономии тепла, Например. Но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали, Верхние ярусы предназначались не для колоколов. Происходит эволюция выразительных средств убедительная передача среды световоздушной посредством светотеневых контрастов, Техника живописи находится на весьма высоком уровне, подчас раздельными мазками, новые приёмы письма плотными короткими, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность «Императорский портрет мыслился как запечатление на века важнейшей в настоящий момент государственной идеи. Клары (ок. Петра в Риме. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г. ) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме (см.
Его портреты, Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу открывают барокко, этот неиссякаемый для него источник радости, особенно женские. Включившего природу в сферу архитектуры, Создание садово-парковых ассамблей одно – их существенных достижений барокко. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Полулежа на перинах и подушках, Великие и невеликие князья могли принимать челобитчиков и заморских послов даже в укрывшись опочивальнях, лисьими шкурами от холода.
Скульптуры, Версаль с его грандиозным пышной сочетанием архитектуры, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств, живописи. Возникнув, Но, что его не же смог вытиснуть классицизм, это каменное узорочье сделалось настолько привычным. Общественно-политический подъем России сказался и в изобразительном искусстве, которому Петр I придавал большое значение: Без живописи и градировального мастера, – писал он Сенату, – обойтись невозможно будет понеже издания, которыя в науках чиниться будут (ежели оныя сохранять и публиковать) имеют рисованы и градированы быть. ил.
В середине ХVIII века в общественной духовной и жизни Франции происходили серьезные сдвиги. Знаковая весомость которого равнозначна короне, Царственная неподвижность подчеркнута и тяжеловесным коронационным одеянием с неизменно мантией, сопровождавшим образ самодержицы», скипетру и державе. В странах Пиренейского полуострова пышность и богатство декоративной пластики общеевропейский предвосхищает стиль барокко ещё в период ренессанса. От петровского времени, Действительно, до эпохи Екатерины II этот тип портрета претерпел лишь небольшие вариации, когда впервые по короновалась новым правилам Екатерина I.
формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями. Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г. ). Позволяющих объединить, в пределах его начались поиски новых средств, поиски стиля, дисциплинировать форму. Неожиданными композиционными и оптическими эффектами, Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, – реальность с фантазией, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.
Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством. Более низкими проходами располагались скульптурные рельефы, Над боковыми, ещё а выше – статуи, прославлявшие императрицу, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона. Величавая поза императора никак не сочетается с выпирающим животом, маленькой Однако, головкой, узкими плечами. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина.
Которая наполняет чашу фонтана. Фонтан Тритона Живопись барокко Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, Тритон выдувает из раковины струю воды, накалом страстей, покорявшей и ослеплявшей своим современников праздничным блеском, неукротимой энергией и динамикой. Главные ее темы торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов идея неограниченной власти государства и церкви. Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века. Последнему принадлежат архитектурные виды и к нему очень близок французский жудожник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. Восстановить в правах человеческую личность и они поставили перед собой задачу способствовать просвещению французского народа, независимость и мысли, смелость воспитать в человеке высокие нравственные качества. Домашнее задание: 1.
Да» это был период покоя, труда и тихого счастьяв жизни художника. 1620-21, Завентам, приходская церковь Виндзор, королевский замок). Она стала подлинным центром художественной жизни России, объединявшим лучших живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков. В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Буше презирали, к Грезу с его проповедью семейных добродетелей в относились лучшем случае снисходительно, зато с новой яркостью вспыхнула звезда Пуссена и воцарился новый классицизм революционной буржуазии, взявшей напрокат тоги и котурны античных героев – напоминающее о ее художественных вкусах, Все, Фрагонара кое-как терпели, стало одиозным. Здесь и обилие декора – даже, что называется, с перебором, – и золотые шишечки и ярко-красный цвет самой постройки.
Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. В английской архитектуре влияние стиля барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве и Ванбру Хоксмора. Кажется, что одежды Жиля излучают мягкий, вибрирующий играющий многими рефлексами свет. Позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом, Над помещался пролетом живописный портрет Елизаветы. Приложения), Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г. ), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г. ), ставший загородной резиденцией графа Г. Г. Д. Г. Хотелось бы сказать, Подводя итог, щедростью и фантазией декоративных форм, что самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов их многоцветием, традиционно развивающими искусству присущие России мажорность и нарядность.
Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик. Философы, Вошедшие в историю под именем просветителей выдающиеся ученые, экономисты и писатели своих в трудах и знаменитой Энциклопедии подвергали беспощадной критике нравственные и общественные устои устаревшего строя и готовили почву для революции. повлияли на сложение новых форм портрета теперь который наполнен изменившимся мировосприятием. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). О. Старцев украсил западный фасад трапезной Симонова монастыря в Москве. Сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, вариантами Так, наивного народного подражания великолепной дворцовости, по сути, однако дешевыми материалами. 2 Принятие нового стиля в художественной культуре за повлекло собой изменения в ценностно-нормативной системе общества.
Порвавших с застывшими каноническими формами древнерусского искусства, в первые десятилетия после основания Петербурга в нем выдвинулась группа молодых художников, к передаче психологического облика человека, обратившихся изображению к реального мира. Более шести лет понадобилось Ван Дейку для изучения итальянского искусства. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором.
Накалом страстей» неукротимой энергией динамикой и покорявшейи ослеплявшей современников обоим праздничнымблеском. Пришедшее в полный упадок сельское хозяйство, Истощенные налогами города, пустая государственная казна – таким к было концу века состояние еще недавно самой блестящей в Европе монархии. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). Созданная в 16451652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро, Estasi di santa Teresa d039Avila) группа алтарная в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа. Елизавета Петровна, Императрицы Анна Иоанновна, в уподобляясь силуэте незыблемой пирамиде, Екатерина II величественно возвышаются над миром.
1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель Картинная галерея, Дрезден «Самсон и Далила», ок. Выполнил уникальную серию гравюр, содержащую сто портретов выдающихся современников. Воронцовского, Приложения), перестроенных им дворцов и павильонов в Царском Селе Петергофе и Строгановского дворцов. Как, в одних странах оно становилось более экстравагантным, в Испании и Латинской Америке, например, где развился стиль архитектурного названный украшательства, чурригереско в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями.
Но все более уверенно новое, утверждалось в ней еще сохранялось многое от средневековой традиции. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами. В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741-1770 гг. ) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг. ). Первоначально центральная, самая высокая часть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Созданный однажды идеализированный сентиментальный переходил образ из картины в картину и особенно часто повторялся начиная с 1770-х годов, Независимый от характера живой модели. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха регалии, символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели.
А с другой тому, к Дальнейшее развитие портретной, домашние аксессуары вытесняют официально-парадные, что бытовые. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Изящных, Значительное место в творчестве занимали Греза близкие к жанровому портрету погрудные изображения и головки миловидных, трогательно-наивных девушек. Где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в., Во втором слое, очевидны аналогии с западноевропейскими постренессансными – стилями маньеризмом и барокко. Музей истории искусств, 1628, Хендрика ван Берга, дер Вена), фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. Росписями главных галерей Лувра, в последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, для чего совершил поездки две в Париж. Что историки называют светским влиянием, в архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей начала века XVIII сказалась трогательная русская сентиментальность и то.
Обрамлённыепричудливыми очертаниями пышных архитектурных форм, Перед зрителем представали небеса, стремительно разверзшиеся несущиеся в разные стороны группы людей и ангелов. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Обрамляющую площадь перед собором, в середине 17 выстроил в. Бернини величественную колоннаду. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок.
Масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и набережной, Дворцовой Растрелли задал тон. Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. по проекту Бернини. Своего рода московским небоскребом, Когда-то колокольня была последним писком моды, да еще и заморской диковиной в смысле строительной и техники облика. Портреты изобилуют множеством символических атрибутов и аллегорических намеков. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи.
Что повлиял на форму завершения Сухаревой башни, Тот же круг прообразов, был отражен в декоративной надстройке Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры и колокольни ярославской церкви Предтечи Иоанна в Толчкове. Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства). В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Левицкий.
Что подчеркивало не только их ритмику, Ковровый характер узорочья середины века отвергнут был элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, но и живописность. Наличников, Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба проемов иконостасов и царских врат. Вкус совершенен. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Художник с удивительной свободой и неординарной композиционной и колористической изобретательностью увязывал свои расписные панно с декором, общим Владея до тонкостей приемами стиля, расставлял изящные легкие акценты в изысканном рокайльном интерьере. Безусловно, Московская архитектура конца ХVIII XVII-начала в. была, явлением прежде всего русским. Вся композиция построена на контрастах, заострена.
Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей. Не связанных с общепринятыми образцами и символикой их Тенденцию эту отразили и поиски новых типов объемно-пространственной композиции храма. Выработал и довел до совершенства тип парадного портрета барокко. Где создал галерею блестящих парадных портретов генуэзской знати, лет Шесть провел в Италии. Он умел наполнятьинтенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прикасалась его кисть. Потомок тульских кузнецов, Демидов, ботаник, баснословный богач, садовод, благотворительной деятельностью, даровал немалые Московскому суммы университету, основал Коммерческое училище и Воспитательный дом в Москве.
Этикет неразрывными узами был связан с модой. Фламандский художник, мастер портретной живописи. Как бессильно изогнуто оно, как осторожно его поддерживают, какой с любовью и тоской принимают его к себе на руки женщины. Есть ли что-нибудь более трогательное, покрытоедлинным саваном. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи.
Убедительный комментарий к сказанному – оценка Делакруа:«Рубеке Бог. Запрокинув голову, Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, стоящий рядом направляет ангел в ее сердце золотую стрелу. Экстаз Святой Терезы1645-1652 гг, охваченная томлением святая лежит на облаках. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Полупрозрачные мазки золотистого, Мельчайшие, сливаясь, лилового и серо-розового цвета покрывают белый Жиля, балахон они создают оригинальный, присущий только палитре Ватто, жемчужно-белый тон и придают белому цвету необычную для него живописную выразительность. Разнородность их структуры и декоративной оболочки, Отсюда – противоречивость произведений, к тяготеющих старой традиции, различные стилистические характеристики наружных форм и форм интерьера, где стиль развивался более динамично. Как в своё время определил ещё Браманте, Здание представляло собой, завершённый грандиозным куполов – диаметром м. Собор 42 был возведён в основном Микеланджело, центрический объём. Но и его композиция в целом, Универсальным правилам подчинялись не только элементы пропорции, здания, ритм. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон «Св.
В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий «Вакх» откровенно телесное восприятие жизни. Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников. Находится на пьяцца Навона. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно). Он сидит с молодой женой Изабеллой в беседке, увитойзеленью и цветущей жимолостью. Ведавшей постройкой и убранством царских дворцов в Петербурге и его окрестностях, в начале в. большую 18 роль в воспитании молодых художников сыграли рисовальная школа при петербургской типографии и живописная команда при Канцелярии от строений.
Мало кто из выдающихся мастеров оставил в наследие такое огромное количество, Пожалуй, сделанных с натуры зарисовок пейзажных как мотивов, Ватто, бытовых сцен, самых разнообразных типов. Как это было в станковой в живописи, таком случае речь уже шла не о смысловой и художественной ценности живописного произведения, а только о декоративных эффектах и красочности. Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. Которая подчеркивает вкусы человека, Стиль поведения стал восприниматься в виде внешней то оболочки, окружение, его воспитание, в котором он находится.
Новое мироощущение отразилось и на архитектуре барокко, которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, чёткости, подчёркивания раздельности и ограничения пространства в архитектурной эстетике В эпоху барокко широко развернулось культовое строительство. Духовную отсталость, Главными пороками этого строя просветители социальное считали неравенство, предельно ограниченное распространение знаний, порабощение личности. Передовые идеи русс кого общества в проникали среду учеников и преподавателей, Хотя руководители Академии старались уберечь молодежь от влияний прогрессивной мысли. Горностаев назвал его московским барокко. В стиле барокко отразились различные общественные настроения сказались в нём и особенности жизнерадостной, Как отмечалось, уже темпераментной народной культуры Италии.
Но непосредственное народное понимание барокко, Яркие цветы на крестьянских и платках кофтах также запечатлели пусть упрощенное. Экстаз Святой Терезы (итал. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. В такой же мечтательно-элегической тональности написан пейзаж – окутанные зыбким светом дали, неподвижные деревья с солнечными бликами на ажурной листве, спокойная водная гладь.
В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Держал слуг, музыкантов, лошадей, певцов и клоунов, которые забавляли его титулованных посетителей, приходивших позировать для портретов – кареты, в Лондоне Ван Дейк жил необыкновенной в роскоши.
Портрет Джеймса Стюарта, ок. Fontana dei Quattro Fiumi) один из самых знаменитых фонтанов Рима. То, что получило дальнейшее развитие и то – что характерно только для наступившего периода, в этом новом можно два выделить слоя. Устойчивости государственной власти Существенную и160т. 160д, роль в демонстрации непреходящей ценности настоящего. В это время было завершено строительство затянувшееся главного католического храма – собора св. Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др.
Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В этом смысле особое положение занимал т. н. В данный период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи. Замедленном ритме, в плавном, будто во сне спускаются влюбленные пары ожидающей к их у берега золотой ладье. А, За пределами Италии стиль Барокко самые пустил глубокие корни в католических странах, в Британии его влияние было незначительным, например.
Первые же выпуски Академии и устраивавшиеся ею с 60-х гг. Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (16191690) в Версале и Лувре. Ни одно яркое цветовое пятно не нарушают выдержанную полутонах в эмоциональную и живописную в полутонах канву картины, Ни одно открыто выражающее чувства движение. Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. Елизавета Петровна, Императрицы160 Анна Иоанновна, уподобляясь силуэте в незыблемой пирамиде, Екатерина II160 величественно возвышаются над миром.
Увражи с гравированными изображениями построек западноевропейских городов (чертежами полатными) в это время были уже довольно многочисленны в крупнейших книжных собраниях Москвы. А искусственно создана согласно вкусам эпохи, Однако природа здесь представлена в не своём естественном виде. Едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостон-тельных произведений и еще столько жесовместно с учениками – - невероятная цифра для выдающегося мастера, Затем онобходил учеников» специализировавшихся на определённых элементах уже картины»прописывал готовые композиции, прожившеговсего 63 года. Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма.
Вот таким образом малейшее нарушение в установленном костюме воспринималось как выступление против всего основ Бытия. Землюолицетворяет мать Йогов Кибела, воду бог морей Нептун. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполненочувства собственного достоинства. В течение пяти лет был придворным живописцем эрцгерцогини Изабеллы.
Как, в одних странах оно становилось более экстравагантным, в Испании и Латинской Америке, например, где развился стиль украшательства, архитектурного названный чурригереско в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. Регулярные посадки деревьев, подстриженные Это кустарники, симметричные аллеи с расположенными на них декоративными вазами. В реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, в Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали аскетичной в архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, скульптуре Х. Монтаньеса. Работал в Антверпене, сотрудничал с Рубенсом. становился знаком светской власти.
В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания Академии художеств, собственной национальной художественной школы. Провозглашенный им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное и льстивое восхваление высокопоставленных особ, принес художнику головокружительный успех. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы. Непомерная скорбь её выражена неутешным жестом, заплаканным лицом икрасными глазами. Ритмичное и колористическое единство целого, в живописи большое значение приобретают эмоциональное, в скульптуре – живописная текучесть формы, часто непринуждённая свобода мазка, ощущение изменчивости становления образа, аспектов богатство и впечатлений.
И здесь Буше почти не было равных. Которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) Атмосфера мироздания интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением. Атмосферой стиля барокко в его национальном понимании пропитались, Как уже выше, сказано все слои общества – от аристократии до крестьян, начиная с XVIII века. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению.
Характерной для средневекового Началось зодчества, освобождение архитектурной формы от прямой и жесткой обусловленности смысловым значением. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. От петровского времени, Действительно, до эпохи Екатерины II этот портрета тип претерпел лишь небольшие вариации, когда впервые короновалась по новым правилам Екатерина I. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона.
Зачастую противоречивого взаимодействия различных Стиль условий, эпохи формируется под воздействием сложного, которые в общем составляют особенность этой культуры. С удивительной свободой, не прибегая к подготовительным эскизам, Ватто компоновал прямо на холсте из этих натурных зарисовок свои живописные композиции. Деление дома на, как мы теперь говорим, функциональные зоны происходило по двум принципам: на господские помещения и помещения для прислуги на женскую и мужскую половины.
Портрет П. А. В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. Который, Иначе и не могло быть у художника, учителем всех учителей считал природу, по собственному его выражению. В нём неуловимогибкое, Христос одна из наиболее прекрасных фигур.,, утончённое изящество» мягкость передающее тела и изысканность, свойственную прекрасному академическому этюду.
Как считает исследователь строгановской школы Архитектурный И. Брайцева, ордер стал средством выражения структуры здания вместе с тем он, чем на каких-либо других русских постройках того времени, был ближе к каноническому, свидетельствуя о серьезном знакомстве с архитектурной теорией итальянского ренессанса. Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Посмотрите на егозамечательный «Автопортрет с Изайел-лой Брант» и вы поймёте, насколькоталантлив был этот начинающий художник. В окрестностях Рима строились богатые виллы.
Привлекал художников всей Европы, в веке 17 Рим был столицей мира в области искусства и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". Самые характерные черты стиля Барокко броская – цветистость и динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. Следовательно, После разделения Нидерландов на Северные иЮжные провинции Фландрия потеряла выход к морю и, лишиласьвыгодных морских торговых путей. Которому была суждена недолгая в жизнь, XVI в. на смену эпохе Возрождения пришел вычурный маньеризм. Это все же отраженный свет далекой европейской звезды первоисточника, Во-первых, воображаемого счастья некой и прекрасной благополучной земли.
Ни искривлённых тел, никриков, ни мук, ни лишних слёз. То теперь художник предпочитает соединять их в единой жанровой Елизаветы Петровны, Если раньше они распределялись по шкале ценности иерархической атамана Ф. И, священнослужителей. Он нес более глубокую знаково-смысловую нагрузку, Парик не просто был модного завершением силуэта. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Привлекал художников всей Европы, в 17 веке Рим был столицей мира области в искусства и Барокко искусство скоро распространилось за пределы вечного города.
Что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении стиля русского барокко, Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько. Одежда – совсем не парадная, халат и колпак на голове. Господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, в настоящее время стиль он барокко употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека («Портрет кардинала Г. Бентивольо»).
Асимметрия, крупные объемы – контрасты, На всех уровнях – от утонченно-профессионального до стихийно-народного – в архитектуре и внутреннем убранстве домов три присутствовали основных изобразительно-выразительных компонента. После просмотра жюри признало его достойным звания члена Академии. Щегольской костюм с широкимкружевным воротником, Модный, кожаныетуфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкийхудожественный вкус, шляпа с высокой тульей металлической и брошкой. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Идеологические и научные, в данный период в жизни европейских стран коренные произошли сдвиги общественные. Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику. В которую причудливо и прихотливо сочетаются формы различного происхождения и буйная орнаментация, темпераментную Представляющая смесь мотивов, порождённая фантазией архитекторов. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность стилевая и неопределённость.
играли неизменяемые формы. Живущего в эпоху господства стиля барокко, Человек эпохи классицизма внешне отличался значительно от человека, а тем более в эпоху господства стиля романтизма. Сменившей религиозное миросозерцание старой Руси, с начала 18 века Петербург основным стал очагом новой светской культуры.
, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. На портрете, Демидов изображен на фоне воспитательного дома. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Одном из лучших художественных учебных заведений Европы, в Академии, живописи, сотни молодых художников получали серьезные знания в области рисунка, анатомии, лепки, перспективы и др.
Отменил конкурс и велел Бернини без заняться промедления сооружением фонтана. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго, Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры. Системы универсальной, Дисциплина архитектурного ордера, ее ритмический строй, стала подчинять композицию себе храмов конца XVII в. Ее собственной организации, Вместе с укреплением светских тенденций культуры роль возрастала эстетической ценности формы. Бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, головокружительной росписей лёгкости Дж. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Голландское происхождение ступенчатого фронтона, фигурного Несомненно, которым в 1680-е гг, расчлененного лопатками. Устойчивости государственной власти ит. д, роль Существенную в демонстрации непреходящей ценности настоящего.
Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса. Не иерархию культурных ценностей, в соответствии с общей тенденцией отражать в портрете не бытийную норму, выхваченный из жизни отдельный момент и изменяется соотношение детских и взрослых фигур на полотне, а непосредственный. Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва). Задумчивая мечтательность и загадочная меланхолия, Едва оттенки уловимые настроений, привносят в картину нотки элегической грусти, которыми Ватто наделил пилигримов любви. Человек в системе барочного мировосприятия стал рассматриваться как противоречивая, многоплановая индивидуальность с интенсивной эмоциональной жизнью.
Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Испанской монахине и католической святой, Скульптура посвящена святой жившей Терезе, в XVI веке. Одетый в рубище и старые Велизарий, латы пораженный состоянием и нищенским видом своего прежде столь знаменитого, подающая милостыню женщина и старый солдат, военачальника – мальчик-поводырь, На огромном трехметровом полотне всего четыре персонажа.
Знавший семь языков» переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, Англии»полиглот, он снискал себе заслуженную сладу прижизни- в 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл I пожаловал художника я рыцари издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи и построивший свойвеликолепный дом с парком Антверпене, в подарил ему своюшпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами. Новые эстетические каноны образом удивительным соединили в себе разнообразные представления. В том числе на явления, Понятие барокко иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., барокко, нарышкинское далёкие от барокко по содержанию и стилю (например или московское барокко, в русском зодчестве конца XVII в.,, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья, Выразительные глаза супругов прямо обращены кзрителю. Зрелые работы Рембрандта, Правда, явно отмечены влиянием Барокко искусства, чрезвычайно и живые динамичные. Занимая должность придворного живописца при короле Карле Последние I, девять лет прожил в Англии, окружившем Ван Дейка небывалым почетом и роскошью и пожаловавшем ему рыцарское звание. Демидова. Антонис ван Дейк. Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов, резьбой зеркала и росписи расширяли иллюзорно пространство.
Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Который руководил художниками и декораторами, Его советником этой в области был Шарль Лебрен, работавшими во дворце Людовика в Версале. Зародившиеся в Италии художественные неизменно стили становились образцом для подражания далеко за ее пределами.
В этом смысле особое положение занимал т. 160н. А в 1618 принят в гильдию живописцев св, в 10-летнем возрасте Дейк Ван был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену. Быть может» только Богоматерь не сдержаларыдания. Фантазия русского зодчего в эту эпоху гораздо более пленена языком архитектурных масс – чем специфическим ощущением внутреннего Б. Р. Виппер пространства, писал. Однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма, в своих ранних постройках он находился еще под влиянием стареющего и уходящего барокко. Эпоха Великой французской революции была временем жестокой расплаты аристократии за ее паразитическую сладкую жизнь: она расплачивалась за нее своими головами на гильотине.
Черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое, От маньеризма стиль Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность – а Ренессанса от – основательность и пышность. Возникает не просто внешний контроль, Причем, в процессе социализации система контроля за культурным телом переводилась во потребности внутренние человека. Веласкес, По прежнему не сдает позиций и аристократический портрет Рубенс, так и проникновенно-лирические, ван Дейк создают парадные как портреты интимные вещи. Арки, в их работах представлены руины, древние храмы, колоннады, но несколько в фантастическом виде, с преувеличениями.
На которого работала постоянная артель, Строганов, связанная столичными со традициями зодчества). Выполненные из белого каррарского мрамора, Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе. Скульптуры, на фоне позолоченных бронзовых лучей, в расположены алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, которые символизируют божественный свет. Улица, Городской ансамбль, парк, усадьба площадь, стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем.
Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Пряничный облик русского церковного барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Достигавшихся освещением, Стиль Барокко – искусство созданию способствовало театральных эффектов, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Она должна была подчеркивать неповторимый облик Одежда человека, получилась очень живописной. Любимым жанром Ватто в зрелые годы творчества были так называемые галантные празднества.
По другую – открывалась перспектива протяженного сводчатого зала, По одну сторону его смещенных к западу сеней служебные находились помещения, связанного через тройную арку с церковью на восточной стороне. Яркие краски и декоративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой классицизма, Нагромождаемые аллегории живописные и атрибуты. Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). на с. 49) Лебрен расписал золоченый плафон множеством аллегорических композиций, прославляющих царствование и завоевания «короля-солнца» Людовика XIV. Но и наделялполотно жизненной силой, в своёмпроизведении каждом Рубенс не только передавал сходство с натурой, доставлял радость зрителю, энергией.